Меню

Домовой банщик своими руками

Как угодить Баннику – духу бани

Кто такой «банник» и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?

Среди преданий наших предков немало мифических историй о духах, чертах и прочей нечисти. Сейчас это объясняется попытками понять устройство мира и хоть как-то на него воздействовать в те времена, когда не было еще ни физики, ни любых других наук. Можно, конечно, насмехаться над дремучестью нравов того времени, а можно использовать этот опыт, по крупицам собирая народную мудрость.

О духах мест говорят часто. Все эти Лесовики, Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные прочно вошли в русский фольклор. А вот из духов построек популярным стал разве что Домовой. Однако значимыми еще считались дух амбара – Овинник, и дух бани – Банник. Все эти существа описываются далеко не как доброжелательные помощники хозяина избы, напротив, этих духов надлежало задабривать, иначе они много зла могли принести.

Кто такой Банник?

Банник – это злой дух бани, который может быть опасным для посетителей. Однако он же охраняет баню от других еще более опасных для человека существ из потустороннего мира. Ведь баня воспринималась нашими предками как некий портал между мирами, и, чтобы сохранять равновесие и оберегать эти миры друг от друга, необходим был хранитель. А поскольку в бане смывают не только грязь, но и различные болезни и негативные энергии, считается, что хранитель такого места просто не может быть доброжелательным, поскольку ему постоянно приходится иметь дело с различными нечистотами.

Банник появляется в бане не просто так. Если у хозяев уже была баня, то при переезде на новое место его зовут с собой, всячески уговаривая и задабривая. А если баня была только построена, то приход Банника был возможен только при рождении в этой бане ребенка. Раньше роды часто принимали именно в бане. Это было удобно и из соображений гигиены, и ради защиты, поскольку считалось, что роды открывают проход между миром живых и мертвых. Именно из того, другого мира приходил Банник и сразу призывался на защиту матери и ребенка, которые были очень уязвимы для злых духов первое время.

Получается, что Банник – это один из злых духов потустороннего мира, который призывался в баню в момент родов, чтобы защищать людей от других злых духов. В каком-то смысле, Банник присваивается местом, а место присваивается Банником. Люди же воспринимаются лишь как гости в бане, поэтому так важно наладить контакт с Банником, который все-таки остается весьма негативно настроенным духом.

Моется Банник грязной водой, которая остается после омовений людей. Все банные предметы из-за соприкосновения с Банником считаются нечистыми, впрочем, как все, что долгое время находится в бане.

Сила поверий оказалась настолько высока, что даже верующие православные люди, которых на Руси становилось все больше, продолжали уважать и бояться Банника. Считалось обязательным снимать перед посещением бани крестик, так он мог разозлить нечистую силу. Это сейчас мы можем объяснить такую необходимость элементарной безопасностью, ведь крестик, нагреваясь при высоких температурах, мог оставить ожог на теле, а ранее в бане запрещались вообще любые иконы и предметы культа.

До сих пор у многих любителей бани, особенно из глубинки, сохранился обычай спрашивать у Банника разрешения перед посещением бани, а после – благодарить. Также к Баннику, точнее, к женской его ипостаси, обращались для избавления от недугов.

Как выглядит Банник

Как правило, Банник не показывается людям, однако его присутствие выдают разные события в бане, особенно неприятные. Обжегся кто-то – Банник шалит, полок упал или покосился – опять Банник развлекается. Но если его всерьез разозлить, то он может показаться воочию. И здесь информация, конечно, разная.

Обычно Банника описывают как страшного старикашку с лохматыми всклоченными волосами, перекошенным лицом с крючковатым носом, длинными узловатыми руками и острыми когтями. Несмотря на то, что обитает он в бане в непосредственной близости от воды, Банник всегда грязный, голое тело облеплено листьями от веника, бороденка перекошена и в ней тоже застряли листья и ветки. Одним словом, нечисть. Кстати, иногда Банника величали банным чертом, поэтому логично, что никакой привлекательности от него ждать не стоит.

Еще Банника называли Банщиком, Баенником, Лазником, Байнушкой, Банным домовым. Женщинам он иногда представлялся в женском обличье – Банницей, Банщицей, Баенной матушкой, Байницей, Обдерихой, Шишигой. В некоторых поверьях Банница предстает как спутница Банника, женский дух бани, однако большинство преданий все-таки повествует о разных обличьях банника. Она выглядит чуть более опрятно и напоминает старушку с длинными седыми волосами, которая тоже появляется без одежды.

Читайте также:  Люблинские бани режим работы

Мог Банник появиться и в образе черной кошки, что тоже не предвещало ничего хорошего.

Обычаи и приметы, связанные с Банником

Если Баннику не понравится место, на котором построена баня, то он может наслать на кого-то болезнь, которая ничем не излечивается. Но стоит только переложить баню, болезнь волшебным образом исчезает.

На месте сгоревшей бани ни в коем случае нельзя ставить новую. Вообще ничего нельзя строить на этом месте, лучше к нему и не подходить вовсе: это место считалось нечистым и опасным, мол, не зря Банник позволил бане сгореть.

Банник очень злился, когда пили воду, приготовленную для умываний, даже если эта вода была чистейшей. Питье следовало приносить с собой из дома.

Ни в коем случае нельзя расходовать всю воду и пар, важно оставить Баннику возможность помыться. В качестве дара Баннику также оставляли свежий веник и кусок мыла. А чтобы он мог подкрепиться после всех процедур, ему подносили ломоть ржаного хлеба с солью.

Было принято считать, что Банник начинает хозяйничать в бане с наступлением сумерек. Он не только сам моется, но и разную нечисть может позвать, домашнюю и лесную, поэтому люди старались закончить все банные дела засветло.

В баню было не принято ходить в одиночку, чтобы в случае необходимости было легче противостоять Баннику. Важно, что он никогда не обижал детей, поэтому их по возможности брали с собой.

Один из способов задобрить банника представлял собой аналог жертвоприношения. Необходимо было задушить черную курицу и закопать ее под порогом бани.

Еще один способ договориться с духом бани – это не мыться на третий или на седьмой пар. Попусту пропустить эту топку, рассчитав все так, будто там кто-то моется в это время, и ни в коем случае не входить. Ведь если Банник захочет помыться, тревожить его нельзя, гнев будет страшен.

Последствия гнева банного духа могли быть разными. Ожоги считались мелкими шалостями, по-настоящему страшно было, если Банник захочет запарить до смерти или подменить ребенка в родах, которые проходили в бане. Такой ребенок назывался подменышем и быстро умирал. Сейчас считается, что таким образом на Руси объясняли высокую младенческую смертность, что позволяло легче пережить утрату.

Сегодня про Банника почти не говорят, разве что в деревнях, где обычаи передают из поколения в поколение и следят за их соблюдением. Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения. В любом случае, будет нелишним соблюдать осторожность при посещении бани и быть внимательным: вдруг Банник захочет пошалить.

Источник статьи: http://ermak-termo.ru/news_and_posts/posts/banya/kak-ugodit-banniku-dukhu-bani/

Банный домовой

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню. Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз». Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Читайте также:  Средство для защиты древесины от гниения в бане

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами. Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком. Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается. Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Читайте также:  Мрамор как камень в бане

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе. На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали). Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли. Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Источник статьи: http://v-istok.ru/nashi-istoki/bannyj-domovoj/

Adblock
detector