Как называется мусульманская баня

Хаммам – горячие бани мусульманского средневековья

В архитектуре исламского мира строительству бань (хаммамов) с давних времён придавалось особое значение. Необходимые для исполнения большого омовения, хаммамы стали важным компонентом религиозной, общественной и частной жизни мусульман и всегда считались одним из самых существенных благ городского жизнеустройства. Помимо ритуальных, гигиенических и целебных целей они служили местом встреч, бесед, отдыха и приятного времяпрепровождения.

Достоинства хаммама замечательно воспеты в стихах андалусского поэта XI-XII в. аль-Амы из Туделы:

Баня, какая же радость сокрыта в тебе!
Кто посетил тебя – будь благодарен судьбе!
Здесь, будто пламя, горячая плещет вода,
Солнце сияет, сквозь дождь, и в достатке всегда!

Числом и красотой хаммамов определялась степень процветания мусульманского города. Восхваляя многолюдность, благоустройство и красота столицы Халифата или его провинции, средневековые авторы стремились назвать как можно большее число бань. Утверждали, например, что в Багдаде IХ-Х века их было 60 тысяч! Реальное количество хаммамов зависело от масштабов и населённости города. Ибн Джубайр, известный андалусский путешественник, в конце XII века писал, что в каждом из семнадцати кварталов западной части Багдада имелось две или три бани, а его современник историк Ибн Асакир поимённо перечислил 36 хаммамов Дамаска и указал, где они расположены.

Обычно один и тот же хаммам служил и мужчинам, и женщинам, но порознь. В дни или часы, отведённые для женщин, дверь бани завешивали ковром или тканью в знак запрета входа для мужчин. Соответственно и обслуживающий персонал на это время был женским. Раздельные бани строили редко, ещё реже – здания с мужским и женским отделениями, подобно каплыдже (бане) Хасеки Хюррем в Стамбуле, построенной в 1556 году знаменитым османским зодчим Синапом.

Как правило, бани (хаммамы), обычно возведённые при соборных мечетях и внутри жилых кварталов, не имели молитвенных помещений, но иногда часть помещения в них отводили под небольшую мечеть или молельню. Эта традиция восходит к эпохе халифата Омейядов (661—750). Так, в замке-дворце Каср аль-Хайр Западном, некогда раскопанном в Сирийской пустыне, который, согласно надписи, был построен по велению халифа Хишама «во исполнение воли Бога. в Раджабе года 109 (октябрь–ноябрь 727)», в одной из комнат хаммама была устроена молельня с михрабом.

Предполагается, что первые арабские бани появились в начале VIII века, были преемниками античных сооружений. И это не случайно, ведь ядром Арабского халифата в тот период были территории Палестины и Сирии, которые когда-то в древности одна за другой входили в состав империи Александра Македонского, эллинистических монархий, Рима и Византии. От античных предшественников арабские бани (хаммамы) унаследовали гипокауст (от греч. hypo — «под» и kaustos – «нагретый, раскалённый») – систему централизованного подземного обогрева помещений и снабжения их горячей водой по соответствующим каналам и трубам. Возможно, от гипокаустов происходит и вошедшее в языки многих мусульманских народов слово хаммам, образованное от арабского корня хамма – быть горячим; нагревать, купать.

Архитектура бань (хаммамов) первой половины VIII века, известных нам лишь по немногим дворцовым сооружениям, отличается разными стилям, которые создавали как местные, так и пришлые мастера – выходцы из Сирии, Палестины, Египта, Малой Азии, Ирана, словом, носители различных культурных традиций и художественных вкусов. Самый ранний известный нам образец арабских бань (хаммамов) – Кусайр Амра (Маленький замок Амра) – сохранился в Иордании, к востоку от Аммана. Это небольшое, ориентированное по странам света компактное здание с массивными толстыми стенами и сводами, сложенное из крупных блоков местного красноватого известняка, некогда было дворцовой баней с залом для отдыха и приёмов. Одиноко стоящее ныне близ шоссе, в своё время оно входило в ансамбль резиденции Омейядов, построенной в 710-х годах, во время правления халифа аль-Валида. Бани (хаммамы), расположенные ниже уровня зала, перекрытого тремя продольными цилиндрическими сводами, что свойственно античной традиции, включали соединённые друг с другом комнаты разной температуры и обогревались снизу, благодаря двойному полу, внутри которого свободно циркулировал горячий воздух. Печь была снаружи, а горячая вода поступала внутрь по хитроумной системе труб. Воду набирали в высокий бак в банях, установленных на водозаборном колесе, которое вращал верблюд или бык. Из бака по желобам и трубкам воду подводили не только в купальни, но и к маленькому бассейну с фонтаном в северо-восточном углу зала.

Предполагают, что какое-то устройство регулировало подачу горячей и холодной воды. А использованная вода с обеих парильней (мужской и женской) отводилась через специальные трубы. Более того, очищали и охлаждали пол в случае перегрева. Полы помещений зала и купален, как в римских и византийских термах, были выложены мозаикой, стены по нижнему краю облицованы мрамором, а окна забраны орнаментальными решётками с витражами. В интерьере бань верхняя часть стен и сводов, а также полусферический купол над восточной парильней были сплошь покрыты росписями со сценками и изображениями, которые, несмотря на грубоватое, порой неумелое исполнение, сплетаются в увлекательный рассказ, всё ещё не полностью понятый и расшифрованный современными исследователями.

Кроме того, античная традиция украшения купален скульптурой и живописью проявилась и в нарядном здании бань Хирбат аль-Мафджар – недостроенной омейядской резиденции 740-х годов близ Иерихона. Центральный зал с куполом над полом, выстланным мрамором и мозаичными орнаментами, здесь тоже предназначался для приёмов. Через него проходили в расположенную рядом мечеть. Но собственно купальни были подземными. Внутри и снаружи здание оформляли орнаменты и грубоватая скульптура из раскрашенного стука.

Необычной нарядностью отличалось примыкающее к залу изящное маленькое помещение с куполом на парусах и с глубокой сводчатой нишей. Пол ниши, в которой предположительно стоял трон, выстлан мозаикой с характерной для дворцовых сюжетов сценой – изображением плодоносящего дерева, под пышной кроной которого с одной стороны мирно пасутся лани, с другой – лев настигает газель. Это один из шедевров искусства Арабского халифата.

Читайте также:  Латунные трубы для бани

Конечно же, со временем в архитектуре арабских бань (хаммамов) выработались общие черты культуры мусульманских стран. Но традиция украшения входного зала росписями сохранялась на протяжении нескольких столетий. Средневековые мусульманские врачи полагали, что живопись благотворно влияет на физические и духовные силы верующего.

Так, Ибн Сина, например, считал, что хорошая баня (хаммам) должна иметь умеренную температуру, яркое освещение и просторную раздевальню с картинами «хорошей работы, явной красоты. вроде парков и садов, и скачущих всадников, и диких зверей». По мере формирования и распространения исламского языка искусства сюжетную живопись сменили геометрические и растительные орнаменты, каллиграфические надписи, мастерски выполненные мозаикой из мрамора, глазурованных кирпичей и поливных изразцов, либо вырезанные в панелях из стука или дерева. Несмотря на архитектурное разнообразие средневековых бань, все они имели общие архитектурные черты, отвечающие каноническому образу жизни мусульман.

Хаммам, нередко роскошно оформленный внутри, но невзрачный снаружи, в тесноте средневековой застройки легко узнавался по пронизанным узорами световых отверстий низко поставленным приземистым и массивным куполам и сводам, размеры и композиция которых соответствовали внутренней планировке здания.

В согласии с принципом исламской эстетики – планировка бани (хаммама) всегда подчинялась тем процедурам, которых требовали предписания религии и правила гигиены.

Вне зависимости от отличий, порождаемых местными традициями и привносимых новыми эпохами, обряд посещения хаммама сводился к полному физическому очищению и внутреннему расслаблению, подготавливая верующего к очищению духовному.

Посещение общественной бани (хаммама) начиналось с раздевальни, где посетитель сменял одежду на набедренную повязку или обёртывался полотенцами, надевал деревянные башмаки – кабкаб, чтобы в парильне не обжечь ноги на горячем полу. Раздевальня обычно представляла собой просторный, освещённый сверху зал с фонтаном или бассейном в центре и скамьями вдоль стен; над скамьями нередко устраивались ниши или шкафчики для одежды и обуви.

Из раздевальни посетитель проходил в «холодную» сводчатую комнату, в которой нередко имелся водоём, а затем – в «среднюю», или «тёплую» залу – композиционный центр хаммама, напоминающий крытый куполом дворик, окружённый галереями на аркадах либо максурама – комнатками или глубокими типами для индивидуальных гигиенических и косметических процедур.

Привыкнув к повышению температуры воздуха в «тёплой» комнате, купальщик шёл в «горячую» комнату, или парильню. Так называлось помещение, непосредственно примыкающее к стене, за которой находилась цистерна с горячей водой. Через эту топкую стену, пронизанную отверстиями, в парильню проникал пар. Топка под цистерной с встроенными в пол котлами одновременно нагревала воду и воздух, распространяемый под полом бани. Горячая и холодная вода поступала по трубам, сложенным из глиняных звеньев, уподобленных вставленным один в другой бокалам. Такие трубы, например, можно видеть в стоящей с XI века в старом арабском квартале испанской Гранады.

Здесь хорошо сохранились последовательно сменяющие друг друга помещении: входной дворик-сахн с фонтаном; небольшая раздевальня; «холодная», «тёплая» и «горячая» комнаты с россыпью излучающих свет «звёзд» в куполе и сводах и с лоджиями на арках, опирающихся на колонны с нарядными резными капителями; миниатюрный задний дворик с индивидуальными купальнями. Из парильни посетитель возвращался в теплое помещение, где в максуре или лоджии его распаренное тело растирали, чистили ему кожу, делали массаж, мыли, стригли волосы и ногти и тому подобное. По завершении всех гигиенических и косметических процедур наступало время отдыха, которое посетитель проводил в раздевальне или отдельной комнате. Здесь пили кофе, беседовали. От глаз посетителей был скрыт примыкающий к корпусу бань, но имеющий отдельный вход хозяйственный двор, где размещались котельная, конюшни, склады, жилище прислуги. Более того, известно, что средневековые хаммамы всегда были благоустроены туалетами с проточной водой.

Так, великолепно сохранился превосходный, редкой сохранности образец дворцовых купален – полуподземные бани (хаммамы) Альгамбры, построенные, как и весь ансамбль знаменитой крепости-дворца в основном в XIV веке. Верхнюю часть хаммама занимает раздевальня с туалетом. Узкая лестница ведёт в великолепный двухъярусный Зал с ложами. Это помещение, предназначенное для отдыха и развлечений, на редкость лёгкой и грациозной архитектуры перекрыто куполом-фонарем, конструкцию которого поддерживают четыре изящные мраморные колонны. Пол куполом, посреди выстланного звездчатой мозаикой пола устроен круглый бассейн с чашей фонтана. Две противоположные стороны занимают альковы с лежанками-диванами; каждый альков отделён от зала двойной аркой с хрупкой на вид мраморной колонкой в центре. Поверху над ними проходит миниатюрная галерея для музыкантов. Весь зал, словно шкатулка, сверху донизу разукрашен керамической мозаикой, сталактитами, резными и расписными узорами. За залом находится промежуточная «холодная» комната, ведущая в парильню – самое большое помещение альгамбрских бань с двумя галереями на аркадах по сторонам и полусферическим куполом со световыми отверстиями.

Когда-то с них свисали конические, звездчатой формы люстры со стеклянными «абажурами». Служитель, находившийся снаружи, по мере надобности открывал и закрывал их, словно жалюзи, регулируя насыщенность пара внутри. В примыкающей к залу другой «горячей» комнате в нарядных нишах стоят две каменные ванны, которые наполняли, по желанию, холодной либо тёплой водой; тут же находился котёл, а под полом – топка.

Как и купальни Кусайр Амры, бани (хаммамы) Альгамбры отапливались горячим воздухом, поступавшим по трубам, проложенным пол полом и в стенах. Всё здесь было продумано и удобно, располагало к неге, душевному расслаблению, вкушению земных радостей.

Время неумолимо вносило изменения в архитектуру хаммамов, которые, как и другие общественные сооружения, отражали перемены в жизни мусульманского города и подчинялись общей смене вкусов и стилей. В правление султанов Мамлюков (середина XIII–начало XVI века) и особенно в эпоху Османской империи бани (хаммамы) обрели декоративно оформленные, как бы «приглашающие» фасады. Во внутреннем устройстве бань, технически намного более совершенном, количество помещений сократилось, например, к XV веку практически исчезла «холодная» комната. Взамен постоянно возрастало подчёркнутое увеличенными размерами и декором значение раздевальни и «обросшей» максурами парильни, которые теперь чаще строились как величественные залы с большими куполами, увенчанными в маковке пашенками-фонарями. Одним из образцов османского хаммама – прообраза современной «турецкой бани» – стал упомянутый импозантный комплекс бань Хасеки Хюррем в Стамбуле, объединяющий два симметричных, одинаковых по форме купольных корпуса – мужское и женское отделения.

Читайте также:  Сколько будет стоить построить баню из бруса

В наши дни во многих странах, в том числе тех, которые, как Испания, сохраняют и изучают традиции средневековой мусульманской культуры, опыт старых хаммамов возрождается созданием новых арабских бань.

Источник статьи: http://islam.ru/content/kultura/31112

Как называется мусульманская баня

Впервые побывала в хамаме (турецкой бане). Смутило, что моют мужчины, но в целом – как в восточной сказке

Многие знают, что всем туристам в Турции предлагают побывать в хамаме. Первый раз я побывала в хамаме в Анкаре.

Я зашла, чтобы узнать цены и поинтересоваться, что необходимо иметь при себе. Попросила у администратора показать, как внутри. Женщина с удовольствием провела для меня короткую экскурсию.

Вход для мужчин и женщин раздельный. Голышом разгуливать не принято, об этом гласит объявление. Следует быть в купальнике, слитном или раздельном, или в парео.

Бассейн, фитнес зал, бар с безалкогольными напитками, пакетированными и свежевыжатыми соками.

Цены на услуги оказались приемлемыми. За 30 лир можно находиться в хамаме 4 часа, пользоваться всем, что там есть. Услуги банщиц за отдельную плату.

Очень чисто, для переодевания предоставляется отдельная комнатка с зеркалом, шкафчиком и кушеткой, на которой можно полежать после бани.

В общем, первое впечатление было хорошим.

Можно прийти, не имея с собой ничего, все купите в хамаме:

Выбор не велик, но если что-то забыли, вполне подходит.

Какие услуги предлагают в хамаме и за сколько

Kese, 7 лир – кесе обозначает скрабирование всего тела с помощью мочалки-рукавички из верблюжьей шерсти. Она довольно жесткая, но такой массаж очень полезен для кожи.

У меня на тот момент очень болел плечевой сустав, так сильно, что без посторонней помощи трудно было одеваться.

Банщица умело прошлась по спине и плечам, после этого я забыла, где болит. Если ходить постоянно, то за чисто символические чаевые банщицы сделают тщательный массаж.

Смешивают ингредиенты в мисочке, и делают массаж с кофейной гущей. Массаж и скраб одновременно. После нанесения кофе надо посидеть или полежать 5-7 минут, потом смывают гущу теплой водой из шланга.

Tam beden masaj 30 лир – обычный массаж всего тела с ароматным маслом в течение 35-45 минут.

В первое посещение я опробовала кесе и мыльный массаж, во второе — кофейный массаж. Один раз я пришла только для общего массажа.

Как все устроено

Мне показалось, что я попала в восточную сказку. Такое впечатление от общего зала, где посетители моются самостоятельно. Высокие потолки, все в белом мраморе.

Вдоль стены краны с горячей и холодной водой, под ними установлены мраморные чаши, называемые kurna. В традиционной турецкой бане нет душа.

Мыльная вода смывается с тела при помощи глубокой медной или пластиковой миски, точнее чаши для омовения.

Посреди зала «гебек таши», дословный перевод — камень для живота. Это невысокий широкий стол с теплой поверхностью.

Несмотря на большой объем помещения, температура комфортная – горячий влажный воздух подается через специальные отверстия в потолке.

Медики рассказали, чем полезна баня хамам

История восточных бань насчитывает уже не одно столетие. Считается, что они появились во второй половине первого тысячелетия нашей эры, а их прародительницами являются римские термы. Тем не менее, восточные бани имеют свои особенности.

Технология их устройства была описана в XIX веке английскими путешественниками, однако их создание приписали только одному из восточных народов, а именно – туркам. Поэтому восточные бани – хамам, все называют турецкими, хотя такой тип бань распространён на всём мусульманском Востоке. В буквальном смысле слово «хамам» следует понимать как «распространяющий пар». Турецкий хамам давно является одной из самых востребованных процедур для здоровья. Турецкая баня — это настоящий храм релаксации. Сегодня мы поговорим о хамаме, коснемся вопроса пользы для здоровья и похудения.

Популярность турецких бань

В турецкой бане не просто моются и проходят полезные для здоровья процедуры. В каком-то смысле хамам – это островок демократии, и здесь нет различий между бедными и богатыми, стариками и молодёжью, красивыми и некрасивыми. Привычный мир со своей иерархией остаётся за стенами, а посещать хамам могут все, без ограничений. В старину в Турции это касалось и женщин.

Посещая турецкую баню хамам отдельно от мужчин, женщины не просто мылись и очищали своё тело. Кроме того, что в банях очень красивая обстановка, приятное тепло и мягкий свет, там можно было сполна насладиться процедурами, сохраняющими здоровье и красоту, показать свои самые лучшие наряды, вместе с подругами выпить кофе или чай, и конечно, поделиться маленькими женскими секретами, обсуждая своих мужчин. Кстати, мусульманская женщина могла требовать развода, если муж отказывался отпускать её с подругами в баню.

Сегодня популярность турецкой бани во всём мире постоянно растёт. У нас, в России, тоже по достоинству оценили роскошь и великолепие турецких бань хамам, а также их уникальные лечебные свойства.

Что такое настоящий хамам

Посещение хамама «по полной программе» предполагает несколько основных процедур.

Первая процедура в турецкой бане – это разогрев тела. Суета и торопливость здесь не к месту, так как паровые ванны требуют основательности. Поэтому лучше забыть на время о своих делах и проблемах, расслабиться и наслаждаться ароматным паром. Тёплый и влажный пар раскрывает поры кожи, улучшает работу сосудов и сердца, снижает тонус мышц, помогает организму быстрее и эффективнее избавляться от токсинов.

Вторая процедура в турецкой бане – массаж, во время которого применяется ручной пилинг. Это особый вид массажа, который проводится в рукавицах из козьей шерсти, с использованием специального мыла ручной работы. Это чёрное мыло, обладающее уникальными очищающими и питательными свойствами, готовят из чёрных оливок и других натуральных компонентов, добавляя аргановое или оливковое масло, а также эвкалипт.

Читайте также:  Баня рядом с электричкой

Аргановое масло отличается нежирной и нежной текстурой, содержит множество полезных веществ, позволяющих предотвратить старение кожи, и не вызывает аллергических реакций.

Рукавицами с шероховатой текстурой массируют тело долго и жёстко, особенно локти, ладони, колени и ступни. Лицо тоже массируют, но мягко и нежно, избавляя кожу от омертвевших клеток, придавая ей свежесть и здоровый вид. После процедуры энергичного массажа тело тщательно ополаскивают и делают нежные массажи, с использованием масел.

Затем следуют обертывания, также с маслами и природными эссенциями, мёдом, морской солью, особой глиной. В заключение вас погружают в холодную или прохладную воду, чтобы закрыть поры кожи.

Температура в бане

В турецкой бане самая щадящая температура – от 30 до 55°С. Огромный плюс в том, что ее можно сделать «наполовину», и поэтому турецкая баня не опасна для людей, страдающих определёнными заболеваниями, и имеющих противопоказания к обычной парной: гипертоников, сердечников и т.д.

Такой тепловой режим очень подходит также тем, кто просто не любит или плохо переносит высокие температуры. Преимущество хамама именно в тёплом паре, насыщающем всё тело влагой и «промывающем» все органы и системы.

Какая польза для здоровья и красоты

Не следует посещать турецкую баню людям с воспалениями кожи. Всем остальным хамам пойдет только на пользу, даже людям с сухой и чувствительной кожей. Сухую кожу пар увлажняет, чувствительную мягко очищает, а жирной коже помогает нормализовать выделение сала, устраняя комедоны. Можно посещать хамам даже людям с куперозом и проблемными волосами, так как он не пересушивает, а нормализует кровообращение в коже головы.

Большинство косметологов рекомендуют турецкий хамам, как один из самых эффективных способов очистки кожи. Чтобы получить исключительную пользу для здоровья и красоты от хамама его так любят посещать женщины.

Что касается общего воздействия на организм, то процедуры хамама позволяют полностью очистить организм от шлаков и токсинов, снять усталость, нормализовать работу лёгких и пищеварительной системы. Турецкая баня популярна и в медицине, так как помогает избавляться от простуды и жара, бронхита, гайморита, облегчает астму и лечит алкоголизм.

Что касается профилактики заболеваний, то можно сказать, что людям, часто посещающим турецкую баню хамам, не грозят ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата, простуды и депрессии. После посещения хамама восстанавливается дыхание и улучшается настроение, нормализуется сон, появляется чувство лёгкости и душевного равновесия.

Хамам для похудения

Турецкая баня хамам – это прекрасное место для похудения, конечно, в сочетании с правильным питанием и здоровым образом жизни. Сегодня во многих европейских SPA-салонах используются процедуры восточной бани, хотя это не одно и то же.

Любая баня и хамам в том числе способствуют похудению, однако жировые отложения они не растапливают. Благодаря интенсивному потоотделению, в бане можно потерять до полутора килограммов веса, однако в течение последующих суток они, как правило, возвращаются обратно.

В чём же тогда польза хамама для похудения? В том, что пар активизирует обменные процессы и помогает организму бороться с застойными явлениями. Горячий пар также хорошо стимулирует лимфоток, помогая устранять проявления целлюлита.

Пилинги, маски и обертывания для красоты

Чтобы позаботиться о красоте своей кожи, рекомендуется сразу, как только прекратится потоотделение, делать пилинги, питательные маски и обёртывания в хамаме. Хороший способ – маски домашнего приготовления, увлажняющие, витаминные и минеральные.

Пилинг в турецкой бане

Для турецкой бани прекрасно подойдёт так называемый средиземноморский пилинг. Нужно смешать овсяную муку, мелко перемолотый миндаль, и немного «геркулеса», запаренного горячим молоком. На лицо наносят небольшую часть этой смеси, а остальное кладут в полотняный мешочек и несколько минут растирают этим мешочком всё тело.

Маски для хамама

Виноградная маска поможет дряблой коже вернуть тонус. Для неё нужно брать светлый виноград. Очистите от кожицы несколько ягод и разомните их. Полученную кашицу нанесите на лицо и положите сверху салфетку из хлопчатобумажной ткани. Через 5-7 минут умойтесь тёплой водой.

После турецкой бани очень эффективна антицеллюлитная маска с лавандовым маслом. К 2-3 ст. ложкам мёда нужно добавить всего 2-3 капли лавандового масла. Нанести на бёдра и ягодицы, несколько минут подождать, и сделать массаж снизу вверх: разминания, растирания, похлопывания – осторожно, чтобы не было синяков.

Надо сказать, что очищающие маски применяются после первого захода в парилку, а тонизирующие, увлажняющие и питательные – после заключительного захода и душа. Маски можно снимать тампоном, смоченным в тёплом молоке и травяном настое.

Обертывания для похудения

Обертывания же популярны потому, что дают быстрый эффект похудения, однако они тоже действуют в комплексе: с физкультурой, массажем и правильным питанием. При целлюлите очень эффективны обертывания зелёным кофе и ламинариями – живыми водорослями.

Кофейное обертывание способствует выведению токсинов и расщеплению жиров, увлажняет кожу и стимулирует обновление клеток.

Для обертывания ламинариями используются экологически чистые живые водоросли, известные не только как косметическое средство, но и как средство для лечения многих заболеваний. Витамины, макро- и микроэлементы, в изобилии содержащиеся в них, помогают наладить обмен веществ, делают кожу молодой и упругой. При этом свежий запах водорослей напоминает о море, способствует расслаблению и спокойствию.

Есть противопоказания

Кому противопоказано посещать турецкую баню? Людям с катарактой, заболеваниями сердца и сосудов, гипертонией не рекомендуется посещение хамама, а тем, кто перенёс инфаркт, инсульт, страдает почечными воспалениями, заболеваниями щитовидной железы и варикозом, оно категорически запрещается.

В заключение хочется ещё раз сказать, что хамам сегодня популярен во всём мире, и посетить настоящую восточную баню можно на многих курортах, получив при этом незабываемые ощущения и впечатления.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-musulmanskaya-banya/

Оцените статью
Про баню