- Нормативно-правовые акты и методические рекомендации для расчета экономически обоснованной стоимости услуги разового посещения общественной бани населением по возрастным категориям
- Общественная баня как бизнес
- Чем общественная баня отличается от частной?
- Проблемы современной бани
- Удобства современной бани
- Дополнительные источники дохода
- Буфет
- Продажа принадлежностей
- Заготовка веников
- Косметологический кабинет
- О организации работы муниципальной бани городского поселения.
Нормативно-правовые акты и методические рекомендации для расчета экономически обоснованной стоимости услуги разового посещения общественной бани населением по возрастным категориям
Автор: Сорокан Ю.В., ведущий консультант направления «Финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и энергетике» |
Для муниципального образования, в которых уровень физической доступности таких услуг как горячее и холодное водоснабжение, не высок и достигает, к примеру, не более 50%, является актуальным вопрос обеспечения населения услугами общественной бани. Специалистам Администраций таких муниципальных образований будет необходимо произвести расчет экономически обоснованного тарифа на услуги разового посещения общественной бани населением, сопоставить полученную себестоимость, приходящуюся на 1 человека с платежеспособной возможностью населения. В случае превышения экономически обоснованной стоимости над допустимым рассчитать и утвердить в бюджете величину субсидий на содержание общественной бани.
При выполнении данных расчетов необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями:
1. Постановление Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №12 от 11.11.1998 г. «Об утверждении методики расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги»
Данным постановлением утверждена форма отчетной калькуляции себестоимости услуги бани, в которой отражены основные натуральные и экономические показатели. В данном случае натуральным показателем будет являться пропуск посетителей (чел.), экономическими показателями – статьи затрат и итоговая экономическая обоснованная стоимость услуги. Форма отчетной калькуляции представлена ниже по тексту (таблица 1).
Таблица 1. Форма отчетной калькуляции себестоимости (тарифов) на услуги бани
пропуск платных посетителей:
израсходовано топлива (электроэнергии)
получено тепловой энергии со стороны (пара, горячей воды)
Полная себестоимость услуги общественной бани:
ремонт и техническое обслуживание, в том числе:
затраты на оплату труда
отчисления на социальные нужды
прочие прямые расходы, всего, в том числе:
отчисления на страхование имущества
Итого расходов по эксплуатации
прочие затраты, из них:
Всего расходов по полной себестоимости (без НДС)
Себестоимость пропуска одного платного посетителя (без НДС)
Себестоимость пропуска одного платного посетителя (с НДС)
Всего доходов от оказания услуг по льготной цене, в том числе:
доходы от прочих платных услуг
Ввиду отсутствия нормативно-правового акта, утверждающего нормы расходов материальных ресурсов для бань, мы рекомендуем использовать данный документ, который утверждает рекомендации по нормированию расходов материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем на санитарное обслуживание жилищного фонда. В данном документе указаны нормативы необходимых материальных ресурсов, а также нормативная периодичность выполнения работ (однако стоит отметить, что не по всем видам уборочных работ в бане она может подойти). Например, для мытья полов понадобятся следующие материалы (таблица 2):
Таблица 2. Норматив расхода материалов для мытья полов
Норма расхода на 100 кв.м.
Что касается периодичности выполнения работ, то если для жилищного фонда мытье лестничных площадок и маршей составляет 1-2 раза в месяц, то в общественной бани помывка полов должна производиться после каждой смены.
3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержден Постановлением Минтруда России №45 от 15.11.1999 г.
Данный документ позволяет ознакомиться и выбрать необходимый перечень профессий, подобрать наиболее подходящий квалификационный разряд специалистов (в зависимости от видов выполняемых работ) для определения штатной численности и последующего расчета фонда оплаты труда сметы бани
4. Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, утверждено Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013 г.
Отраслевое тарифное соглашение устанавливает минимальный размер месячной тарифной ставки в размере 6300 руб. Данную месячную тарифную ставку необходимо использовать при расчете фонда оплата труда для сметы бани.
5. Приказ Министерства строительства РФ №11 от 15.11.1994 г. «Об утверждении рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения»
Данный документ устанавливает нормативы численности рабочих бань, дает полную характеристику и описание работ, выполняемых рабочими, описывает должностные обязанности рабочих.
Расчет экономически обоснованной стоимости разового посещения общественной бани является основанием для получения субсидий из бюджета на содержание бани. Объем субсидий бани определяется как разница между расходами по полной себестоимости бани, и доходами, полученными от реализации услуги общественной бани, отпускаемой по льготному для населения тарифу.
Перечень вышеперечисленных нормативно-правовых актов можно использовать не только при расчете экономически обоснованного тарифа на услуги разового посещения общественной бани населением, но и при подготовке бизнес-плана бани.
Наша компания выполняет расчет экономически обоснованных тарифов на услуги разового посещения общественной бани населением муниципальных образований, а также формирует бизнес-план бани, основываясь на выше перечисленных нормативно-правовых актах. Также используются не только федеральная, но и региональная нормативная документация.
Источник статьи: http://g-k-h.ru/directory/publications/156/6477/
Общественная баня как бизнес
Общественные бани были популярны в дореволюционной России и СССР. Их было много в каждом крупном городе. Сегодня существенную конкуренцию им составили частные бани. Насколько рентабельно и выгодно открывать общественную баню сегодня?
Чем общественная баня отличается от частной?
Частные бани начали набирать популярность после перестройки и не радовали доступными ценами – процветают они и сегодня. Общественные бани когда-то отличались копеечной стоимостью, поэтому всегда привлекали много посетителей и были очень прибыльными.
К сожалению, упадок СССР постепенно отражался на облике общественных бань. Постепенно все они обветшали, поэтому к перестройке коммерческие бани и сауны выглядели гораздо презентабельнее и привлекательнее.
На данный момент ниша общественных бань относительно свободна, при этом городское население, которому банные процедуры не доступны, с удовольствием использует возможность попариться в бане.
Надо понимать, что основное назначение общественной бани – гигиенические процедуры. Досуга, который характерен для коммерческих аналогов, в общественной бане нет. Тем не менее при устройстве общественной бани важно хорошо подготовиться и изучить рынок.
Проблемы современной бани
На данный момент общественная баня – это бизнес, который построить достаточно сложно. Проблема прежде всего с финансированием – считается, что оно должно производиться со стороны государства хотя бы вполовину.
Наиболее рентабельны бани вблизи частного сектора, где нет должных удобств, а также в районах с плохо устроенными инженерными системами. В остальных случаях бумом спроса будут «перезагрузки» отопительного сезона.
Удобства современной бани
В общественной бане желательно предусмотреть не только просторную парную и раздевалку, но и душ, бассейн. Это привлечет внимание к бане и обеспечит бесперебойный поток клиентов.
Дополнительные источники дохода
Общественная баня может быть недостаточно рентабельной, и оплата исключительно за вход может попросту не возместить расходов на ее содержание. Поэтому проектирование общественных зданий, в том числе бани, должно предусматривать дополнительные возможности применения. В качестве дополнительного дохода и улучшения комфорта бани стоит обратить внимание на следующие варианты:
Буфет
После банных процедур каждый человек пьет много жидкости, и желательно включить в ассортимент буфета как можно больше чисто банных напитков – минеральной воды, кваса, морса, чая и других. Не рекомендуется реализовать алкогольные напитки – далеко не все посетители общественной бани будут их покупать, потребуется и дорогостоящее разрешение на торговлю спиртным.
В качестве небольшого дополнения в буфете могут быть предусмотрены легкие закуски.
Продажа принадлежностей
Тапочки, мочалки, мыло и прочие гигиенические принадлежности – ходовой товар в бане по понятным причинам. Они пользуются спросом у клиентов, которые не любят носить за собой личные принадлежности и у тех, кто их попросту забывает дома.
Заготовка веников
Гораздо выгоднее, чем закупка веников у стороннего производителя. При этом веники собственного производства можно продавать по минимальной цене – спрос на них будет стабильно высоким.
Косметологический кабинет
Потребует дополнительных разрешений, но безусловно будет привлекающим фактором к вашей бане. Спрос на косметические процедуры достаточно высок, но стоит ориентироваться на запросы целевой аудитории.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/searchbiznes/obscestvennaia-bania-kak-biznes-5c07e1c18206c500afa42b32
О организации работы муниципальной бани городского поселения.
В нашем городском поселении есть муниципальная городская баня. Её главные функции сейчас-оздоровительная, отдых. Чиновники наши в администрации называют все это «досуг».. Директор МУП «Водоканал» делает всё, чтобы минимизировать посещения бани: поднимает цены (сейчас за билет платим 320 руб, а лет 5 назад было 150..), уменьшает число рабочих дней бани, выполнен ремонт, который сделал баню хуже, чем была по почти всем параметрам (но в пределах СНИП). Похоже, он хочет минимизировать число посетителей бани, чтобы потом её прикрыть. В баню ходят люди разных возрастов, пожилых людей приходит немало. В городе нашем есть ещё частные баньки, но там ещё дороже. И больше нет учреждений, организаций. В которых предлагали и людям профилактические, оздоровительные процедуры, занятия, услуги. А в городе высокий уровень заболеваний раком. Подскажите, пожалуйста. Что нам делать, чтобы у нас не отнимали возможности поддерживать свое здоровье, здоровье своих близких? Как можно использовать для этого ФЗ-131? Есть-ли ещё что-то, кроме ФЗ-131, в котором излагают только «вопросы», которыми должны заниматься наши администрации, но нет их обязанностей, нет их ответственности? Администрация ухудшает условия для поддержания здоровья своих граждан, фактически выполняет действия, которые уменьшают время жизни граждан. Не ужели нет закона,, запрещающего это делать? Спасибо!
Вилегодскийрайонный суд Архангельской области 13 марта 2017 года принял положительное решение по аналогичному вопросу и обязал Администрацию МО «Урдомское» в срок до 01 сентября 2017 года создать на территории муниципального образования «Урдомское» условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.
Иск предъявлен прокуратурой в защиту общественных интересов. Ниже выдержка из судебного решения, которой Вы можете воспользоваться:
Как установлено в судебном заседании, в поселке Урдома Ленского района Архангельской области расположено 65 многоквартирных домов, в которых отсутствует централизованное водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, численность населения 4361 человек. Общественная баня в поселке отсутствует.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 №163, услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам.
Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 приняты Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 утверждена и введена в действие с 20.05.2011 актуализированная редакция настоящего документа (СП 42.13330.2011). Пунктом 6.26 СП 42.13330.2011 для поселков установлено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей; в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 мест.
Согласно ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отсутствие в п. Урдома общественной бани свидетельствует о том, что администрацией МО «Урдомское» не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41), санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Ленского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Урдомское» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования условия для бытового обслуживания населения.
При этом срок исполнения вышеуказанной обязанности до 01.09.2017 ответчиком не оспаривается, поэтому суд полагает возможным согласиться с указанным сроком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Иск прокурора Ленского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Урдомское» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования условия для бытового обслуживания населения удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Урдомское» в срок до 01 сентября 2017 года создать на территории муниципального образования «Урдомское» условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/17682287/