Меню

Турецкие бани в картинах художников

Автор картины турецкая баня

10 работ Жан-Огюста-Доминика Энгра, которые нужно знать

Под руководством Жака-Луи Давида, Жан Огюст Доминик Энгр стал ведущим художником неоклассического стиля. Энгр родился во Франции в 1780 году. Он создал множество произведений, начиная от исторических картин, которые, по его мнению, были важнее других жанров, до портретов, которые являются одними из его самых знаменитых произведений. Он также известен своей любовью к Востоку, который он никогда не посещал. Мы рассматриваем 10 наших любимых произведений Энгра.

1. Портрет Наполеона на императорском троне

Жан Огюст Доминик Энгр был художником, писавшим в стиле неоклассицизма. Он знаменит своими детально прорисованными портретами, подобными, например, «Портрету Наполеона на имперском троне». Энгр изобразил Наполеона практически всемогущим, в роскошной одежде или, другими словами, божественным правителем. Картина с невероятной детализацией, подобна работам художников Северного Ренессанса, таким как Ян Ван Эйк . Даже поза Наполеона аналогична позе «Всемогущего» в Гентском алтаре Ван Эйка . И хотя картина считается значимым произведением искусства, современники Энгра ее не приняли. Сегодня этот шедевр можно увидеть в Музее армии в Париже.

2. Купальщица Вальпинсона

Энгр делил свою жизнь между Францией и Италией на протяжении всей своей карьеры, и именно в Италии он написал картину «Купальщица Вальпинсона». Эта работа, написанная во время его пребывания во Французской академии в Риме, отходит от художественных традиций того времени. На картине изображена обнаженная женщина, сидящая спиной к зрителю. Лицо девушки не доступное зрителю, заставляет задуматься, как она выглядит и что чувствует. Картина считается первой обнаженной натурой Энгра, давшей вдохновение для создания дальнейших работ. Произведение также находится в Париже, ее можно увидеть в Лувре.

3. Юпитер и Фетида

На картине «Юпитер и Фетида» написанной в Риме в 1811 году, изображен мифологический сюжет, взятый из Гомеровской Иллиады. Он фиксирует момент, когда Фетида умоляет могущественного Юпитера помочь ее сыну Ахиллесу, который сражался в Троянской войне. Это эмоциональное произведение, зрители могут видеть страдания на лице Фетиды и в положение ее тела. Юпитер сидит на своем троне и смотрит прямо на зрителя. В это же время Энгру удается наполнить работу эротизмом, частично обнаженное тело Фетиды прижато к Юпитеру. Картина находится в Музее Гране в Экс-ан-Провансе.

4. Большая одалиска

Без сомнения, одна из самых знаменитых картин которую можно увидеть в Лувре, — это «Большая одалиска». Как и «Купальщица Вальпинсона», девушка также видна со спины. Хотя ее тело не является анатомически правильным, причина, по которой картина была хорошо принята, когда ее выставляли в Салоне, — Энгру удалось создать чувственное произведение искусства.

5. Обет Людовика XIII

Вдохновленный работами мастера эпохи Возрождения Рафаэля, Энгр также создавал религиозные произведения, такие как «Обет Людовика XIII». Показанная в Салоне 1824 года, картина приобрела мгновенный успех, благодаря религиозному сюжету. Картина создана по заказу собора Монтобана, где до сих пор и находится. Произведение отображает момент, когда церковь и государство объединились, Людовик XIII стоит на коленях и смотрит на небеса, где Дева Мария и Младенец смотрят вниз, слушая обет Людовика. Именно эта работа превратила Энгра в знаменитого художника во Франции.

6. Антиох и Стратоника

Картина «Антиох и Стратоника» была заказана принцем Фердинандом Филиппом, герцогом Орлеанским, который хотел, чтобы произведение сочеталось с работой Поля Делароша, которую он приобрел до этого. Энгр завершил картину в 1840 года, когда вернулся в Рим. Изображенная классическая сцена из труда Плутарха «Жизнь Деметрия», в которой Антиох влюбляется в свою мачеху Стратонику. Он не может справиться со своими чувствами и из-за этого заболевает. Когда доктор выясняет это, он рассказывает отцу юноши Селевку об этом. Селевк, что бы спасти сына развелся с женой и отдал ее замуж за Антиоха. Энгр создал несколько версий картины, в том числе эскиз, расположенный в Кливлендском музее искусств.

7. Портрет княгини де Брольи

Создание этой картины было идеей мужа княгини Альберта де Бройля. Принцесса де Брольи, сидящая в своем доме, одета в роскошное синее атласное платье, украшенное тонким белым кружевом. Изображение украшений — серег, ожерелий, браслетов и колец — в очередной раз, свидетельствует о способностях Энгра рисовать невероятно реалистично. Княгиня умерла в возрасте 35 лет, вскоре после того как портрет был закончен, оставив после себя мужа и пятерых детей. Картина оставалась в семье до середины 20-го века. Сегодня она находится в постоянной коллекции Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке.

Читайте также:  Что в бане может заменить веник

8. Портрет мадам Муатесье

Хотя эта работа была завершена после вышеуказанного портрета, она была показана ранее, в 1844 году. Энгр не хотел рисовать мадам Муатесье, так как считал, что портреты не так интересны, как исторические картины; однако, он передумал, вдохновленный ее красотой. Картину часто называют его лучшим портретом, который был окончательно завершен в 1856 году. Мадам Муатесье изображена сидя, она одета в великолепное цветочное платье — модное в то время — и украшена драгоценностями. В зеркале позади зритель видит ее отражение. Цвета яркие, а детали, как всегда, невероятны в своей фотографической реалистичности. Увидеть картину можно в Национальной галерее в Лондоне.

9. Источник

36 лет прошло между тем, когда Энгр начал эту работу и закончил ее. На начатую в 1820 году во Флоренции картину, последние штрихи Энгр нанес в свои 70 лет в 1856 году. На картине изображена стоящая нимфа, тело которой очень правильное, напоминающее классические статуи — что очень важно для неоклассиков. Она держит на своем плече кувшин, из которого вытекает вода. У ее ног с обеих сторон цветы, а подпись художника можно увидеть в левом нижнем углу. Нет сомнений, что это одна из его самых известных работ. Картина находится в музее Орсе в Париже.

10. Турецкая баня, 1862

Картина «Турецкая баня», наполнена эротизмом, — это сцена вуайеризма во всех смыслах. Зрителю может показаться, что он подсматривает, поскольку женщины занимаются своими делами, не подозревая, что за ними наблюдают. Картина, на которой Энгр экспериментировал с женским телом в разных позах, была также работой, которая объединила его любовь к Востоку и обнаженным фигурам в одном полотне. Картину можно увидеть в Лувре.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867).

«Изучайте прекрасное, …стоя на коленях. Искусство должно учить нас только красоте». Жан Огюст Доминик Энгр-французский художник, приверженец неоклассицизма.

Благоговейное поклонение красоте, поистине волшебный дар линии, которым он был наделен, придавали произведениям мастера особое величавое спокойствие, гармонию и ощущение совершенства.

Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Его отец — художник и музыкант — стал первым наставником Доминика и в живописи, и в музыке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».


Ахиллес приветствует послов Агамемнона, 1800
113×146
Национальная школа изящных искусств, Париж

С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Сосредоточенный и суровый, он сторонится шумных студенческих сборищ, держится особняком, посвящая все время работе. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.


Наполеон на императорском троне, 1806
259×162

С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.

Читайте также:  Размеры маленькой бани парилки


Автопортрет, 1804
77×63
Музей Конде, Шантийи

По «Автопортрету» (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Перед нами молодой человек, с выразительным лицом, исполненный вдохновения и веры в будущее. В этой ранней работе чувствуется рука мастера: крепкая композиция, четкий рисунок, уверенная лепка форм, ощущение артистизма и гармонии целого.


Жан Огюст Доминик Энгр: Мадмуазель Ривьер, 1806,
100х70
Лувр, Париж

В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма; сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. — Его надо найти в самой модели». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.


Жан Огюст Доминик Энгр: Филибер Ривьер
Лувр, Париж 1804-05,
116х89


Огюст Доминик Энгр: Мадам Ривьер, 1806,
117х82
Лувр, Париж

В Риме он поглощен работой, изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Поэтому особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде).


Портрет мадам Девосэ, 1807
76×59
Музей Конде, Шантийи

В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей, идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, ощущение тлеющего в глубине души огня, который словно затаился в загадочном взгляде темных глаз, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». (Однажды, много лет спустя, к художнику пришла пожилая, скромно одетая женщина, предложив купить у нее картину. Взглянув на нее, потрясенный мастер узнал в пришедшей мадам Девосе.)


Жан Огюст Доминик Энгр: Графиня д´Оссонвиль, 1845
131×92
Коллекция Фрик, Нью-Йорк

Работая над портретом, художник подпадал под обаяние модели, недаром Тьер, увидев портрет графини д’Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, Коллекция Фрик), сказал ей: «Надо быть влюбленным в Вас, чтобы написать такой портрет.


Жан Огюст Доминик Энгр: Большая одалиска, 1814
91х162
Лувр, Париж

Современник революций, наблюдавший крушение великих судеб и государств, социальных и эстетических систем, художник считал, что искусство должно служить лишь вечным ценностям. «Я хранитель вечных доктрин, а не новатор», — говорил мастер.


Жан Огюст Доминик Энгр: Турецкая баня, 1862,
108 см
Лувр, Париж

Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808); исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814); дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863; все — Париж, Лувр). Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров — на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства.

Читайте также:  Веревка для трубы в бане

Однако сам Энгр считал работу над портретами и обнаженной моделью делом второстепенным, видя свое призвание, свой долг в создании значительных монументальных полотен. Мастер тратил много сил и времени на подготовительные рисунки и этюды к таким полотнам, и это было в них самое ценное. Когда же он сводил подготовительные этюды в единое целое, что-то важное, какой-то главный нерв исчезал. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.


Жан Огюст Доминик Энгр: Обет Людовика XIII»
1824. Собор Богоматери, Монтобан

В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза.


Жан Огюст Доминик Энгр: Апофеоз Гомера, 1827
386х512
Лувр, Париж

Они вновь столкнутся в Салоне 1827 года: Энгр выставил «Апофеоз Гомера», предназначавшийся для плафона в Лувре, Делакруа — «Смерть Сарданапала». Впоследствии Энгр будет занимать почетные посты в Академии — вице-президента, президента, а когда в Академию будет избран, наконец, Делакруа (его кандидатуру отклоняли семь раз), Энгр сказал: «Пустили волка в овчарню».

Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты, и заказы на портреты принимать с неохотой, именно последние прославят его имя в истории. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.


Жан Огюст Доминик Энгр: Луи-Франсуа Бертен Старший, 1832,
116х95
Лувр, Париж

Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба, источающая энергию и волю. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего.


Мадам Муатессье, 1856
Холст, масло. 120х92,1
Национальная галерея, Лондон

В глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1861)


Мадам Муатессье, 1861.
147×100
Национальная галерея искусств, Вашингтон

Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Поклонником красоты художник оставался до конца дней — холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал — ему было 87 лет.


Источник, 1856
163×80
Музей Орсе, Париж

Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них — Дега, Пикассо и другие.

Рубрики: Галерея шедевров

Метки: Жан Огюст Доминик Энгр живопись художник неоклассицизм портрет

Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/avtor-kartiny-turetskaya-banya/

Adblock
detector