Что такое бани зевксипп

Византийские термы

Термы (thermae) – «бани»; специальные общественные сооружения или помещения для мытья. Как и римская, византийская баня имела: аподитерий, кальдарий, тепидарий, фригидарий, парилку, бассейны, базилику и туалеты. Уже в ранневизантийский период помещения палестр (спортивных залов) не использовались по прямому назначению, а в более позднее время не предусматривались при строительстве. В крупных городах империи, таких как Константинополь, где насчитывалось девять крупнейших общественных терм и неустановленное количество менее крупных, например, Агафия, Дидимские, Купидона, и, кроме того, до тысячи частных бань, а также в Александрии, Антиохии и Карфагене термы соперничали в роскоши с римскими, а в чем-то и превосходили их. Например, в отделке интерьера двух бань в константинопольском Большом дворце использовались листовое золото и драгоценные камни, а некоторые помещения имели витражи, выполнявшие роль потолочных фонарей. Поражали роскошью и частные бани вельмож, чаще именовавшиеся лутронами (купальнями). Значение бань для ранневизантийского общества было огромно и могло сравниться лишь со значением для него ипподромов, несмотря на неодобрительную позицию к ним Церкви. Кризис водоснабжения городов в последние столетия существования империи привел к закрытию терм, снабжавшихся водой преимущественно из городских водопроводов.

БАНИ АРКАДИЯ – константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия (383 – 408 гг.). Находились в восточной части Константинополя на побережье Пропонтиды (Мраморного моря). Портик здания был украшен статуями. При императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.) бани Аркадия были отремонтированы и расширены: пристроен крытый зал, выходящий за линию приморских стен и вдававшийся в море, исполнявший роль пристани для приема легких судов посетителей. В зале, на порфировой колонне, находилась статуя императрицы Феодоры с посвятительной благодарственной надписью от константинопольцев за курирование ремонтных работ.
Сохранился рисунок второй половины XV века Джентеле Беллини с изображением фрагмента барельефа ствола колонны Феодосия с эпизодом триумфального шествия на фоне бань Аркадия ( процессия приближается к порту для перевозки пленных в Азию).

Прикреплена картинка:

БАНИ ЗЕВКСИППА – знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием Севером (193 – 211 гг.) после 194 года. Название, возможно, возникло по причине близкого расположения бань к храму Зевса, где имелась его конная статуя (храм Конного Зевса). По другой версии, бани были построены на агоре древнего Византия, на месте памятника богу солнца Апполону, которого фракийцы именовали Зевксиппом, и чтобы Апполон не был слишком обижен, Север поставил ему новый памятник на акрополе. И хотя Север приказал называть их банями Севера, жители города стали звать новые бани просто Зевксиппом. Это мнение разделял хронист Иоанн Малала, но писатель и царедворец Иоанн Лид, относил понятие Зевксипп собственно к агоре древнего Византия, отмечая при этом, что она получила свое название от царя Зевксиппа, при котором будто бы колонисты из Мегар основали Византий. Сами бани Иоанн Лид именовал так, как повелел построивший их страдавший подагрой император Север. Бани Зевксиппа являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Здесь среди других многочисленных статуй находилась скульптура, изображавшая Гомера, настолько удачная, что тот казался византийцам живым. Бани Зевксиппа сгорели дотла в январе 532 года во время мятежа «Ника» в царствование императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). Позже Юстиниан восстановил бани, но в более скромном виде
Вероятно, после «кризиса городов» VII-VIII вв., когда бани перестали функционировать из-за отсутствия достаточного количества воды, часть помещений перестраивается в казармы, а часть — в одну из тюрем Большого дворца, известную как Нумера.

БАНИ АХИЛЛА — одни из крупнейших бань в Константинополе. Название связано со статуей т.н. «ахилла» — обнаженного эфеба с копьем, находившейся в ее гимнасииhttp://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=8 . Печально прославились среди константинопольцев при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.). В 533 году, в ходе подготовки морской экспедиции армии Велизария в Северную Африку, эпарх дворца Иоанн Капподокийский устроил ускоренную выпечку хлеба для солдатских пайков в банях Ахилла. Хлеб пропекался не дважды в пекарне, как положено, а один раз на полу тепидария. Уже по прибытии кораблей в город Мефону (в юго-западной части Пелопоннеса) было обнаружено, что упакованный в мешки хлеб испортился и раскрошился. Причем выдача хлебных пайков производилась без учета четверти потерянного веса, как того требовали правила армейского снабжения. В итоге среди византийских воинов начались болезни, а около пятисот человек умерли. Несмотря на жалобу Велизария императору, высокопоставленный вор не понес никакого наказания. Бани Ахилла были практически полностью перестроены в правление императора Льва VI Мудрого (870 – 912 гг.), а затем, после очередного землетрясения, восстановлены императором Константином VII Багрянородным (911 – 959 гг.)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43549960584/Vizantiyskie-termyi

Бани Зевксиппа — Baths of Zeuxippus

В Термы Зевксиппа были популярны общественные бани в городе Константинополе , столице Византийской империи . Они были построены между 100 и 200 годами, разрушены восстанием Ника в 532 году, а затем восстановлены несколько лет спустя. Они были названы так потому, что были построены на месте, где раньше существовал Храм Зевса (Юпитера). Они были построены примерно в 500 ярдах к югу от гораздо более старых ванн Ахилла, ранее существовавшего греческого Акрополя в Византии. Бани славились прежде всего множеством статуй, которые были построены внутри, и известными людьми, которых они представляли. Однако позже они использовались в военных целях, в седьмом веке. Раскопки стоянки и бань проводились в 1928 году.

Содержание

Описание

Оригинальные бани, которые были основаны и построены Септимием Севером и украшены при Константине I, были украшены многочисленными мозаиками и более восьмидесятью статуями , в основном исторических личностей, с изображениями Гомера , Гесиода , Платона , Аристотеля , Юлия Цезаря , Демосфена , Эсхина и Все среди них Вергилий , а также фигуры богов и мифологических героев. Эти статуи были взяты из разных мест по всему миру, включая такие регионы, как Азия и прилегающие районы, Рим , Греция и Малая Азия . Бани действительно следовали тенденции архитектуры того периода; Такие места, как Сенатский дворец, Форум форумов, дворец Лаусус были украшены похожими статуями героев (мифологических и не только), исторических личностей и влиятельных людей, став частью современной формы искусной архитектуры.

За относительно небольшую плату вход в банный комплекс мог получить любой человек. Хотя этот район явно использовался в основном для общественных купаний, можно было заниматься спортом и заниматься различными развлекательными мероприятиями. Сопровождающим платили за наблюдение за этой деятельностью и за событиями в комплексе, за соблюдением времени открытия и закрытия, а также за соблюдением правил поведения. Мужчинам и женщинам не разрешалось купаться вместе; они либо были в отдельных ваннах, либо купались в разное время дня.

Читайте также:  Идеи для душа с баней

Популярность бань Зевксиппа среди горожан была очень велика, несмотря на то, что в то время в Константинополе были доступны многочисленные бани для общего доступа, и, следовательно, в этом торговом районе существовала большая конкуренция. Там были замечены даже священнослужители и монахи, несмотря на настойчивые утверждения их начальства о том, что бани являются местом нечестивого поведения.

Место расположения

Ученый XII века Зонарас рассказывает о том, как Северус соединил бани с ипподромом и, таким образом, построил его на месте Храма Юпитера. Однако Леонтий , который был более точен в своих трудах (которые также предшествовали писаниям Зонара), вместо этого утверждал, что бани на самом деле не были присоединены к ипподрому, а просто были близки к нему:

Между прохладными освежающими ваннами Зевксиппа,

И я стою на стремительном курсе знаменитого Ипподрома.
Пусть зритель, где он купается
или видит борющегося коня, тяжело дыша,
нанесет добрый визит, чтобы увеличить его удовольствие;
Он будет радушно встречаться за моим столом.
Или, если более мужественный спорт влияет на его ум,

Практикуйте грубые отклонения стадионов.

В дополнение к этому, термы Зевксиппа также находились недалеко (скорее всего, рядом) с территориями Большого дворца . Это свидетельствует об их популярности, ведь такое место привлекло бы многих людей, находясь в непосредственной близости от таких значимых мест. Площадь Августея и базилика Святой Софии также находились недалеко от бань.

На карте справа показано примерное расположение бань в Константинополе, определенное в результате проведенных там раскопок. Как можно видеть, Бани имели примерно четырехугольную форму и действительно находились очень близко к дворцу или даже «соединялись» с ним, как указал Зонарас.

Уничтожение и последующее использование

В результате восстания Ника в 532 году, которое составило худшее восстание, которое Константинополь видел в то время, и оставившее половину города в руинах и тысячи людей погибло, оригинальные Термы Зевксиппа были уничтожены пылающим огнем. В то время как Юстиниан предпринимал действия по восстановлению бань, он не мог воссоздать или восстановить статуи или предметы старины, утраченные в 532 году.

Однако вскоре после этого, в начале VII века, в результате чрезвычайного военного и политического давления на Византийскую империю, общественные купания превратились из обычной роскоши в редкую и редкую, и многие общественные объекты и места стали использоваться. для суровых военных целей. В последний раз засвидетельствовано, что они использовались как бани в 713 году, прежде чем они были преобразованы для других целей: часть здания стала тюрьмой, известной как Нумера , а другая часть, по-видимому, использовалась как мастерская по производству шелка.

Спустя почти 1000 лет, в 1556 году, османский архитектор Мимар Синан построил Haseki Hürrem Sultan Hamamı на том же основании. Еще позже, в 1927-1928 годах, на этом месте были проведены раскопки и было обнаружено множество исторических реликвий, таких как глиняная и глазурованная керамика, что дало уникальное представление об архитектурных решениях и социальных интересах людей и культуры Константинополя того времени.

Наиболее характерными объектами, найденными на этом месте, были две статуи, на основании которых были начертаны слова Гекаба и Эсхен [sic], что привело к теории, рассказывающей о том, как Христодор Коптский эффективно написал шесть эпиграмм на многих статуях Термы и придание большей правдоподобности писаниям Зонара и Леонтия.

Вдохновленная литература

Христодор Коптский , египетский поэт и писатель, написал длинное (416 строк) гексаметровое стихотворение, вдохновленное величием статуй, размещенных в залах бань Зевксиппа. Это стихотворение фактически состояло из нескольких коротких эпиграмм (всего шесть), каждая из которых фокусировалась на одной или небольшой группе статуй в банях, созданных для объединения в одно произведение. Хотя было высказано предположение, что эпиграммы Христодора Копта могли действительно быть начертаны на (основаниях) самих статуй, это маловероятно из-за использования им экфрастической среды и присутствия прошедшего времени в тексте.

Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Baths_of_Zeuxippus

Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В.

В работе рассматривается один из наиболее интересных памятников ранневизантийского Константинополя — комплекс бань Зевксиппа , примыкавших к Большому императорскому дворцу и Ипподрому. В самом сердце новой христианской столицы продолжали существовать многочисленные античные статуи , к тому же, описанные в поэме начала VI в. Христодора Коптского.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В.

Текст научной работы на тему «Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

БАНИ ЗЕВКСИППА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ: АНТИЧНЫЙ КОМПЛЕКС В СЕРДЦЕ ХРИСТИАНСКОЙ СТОЛИЦЫ1

Н.Н. БОЛГОВ, Ю.Н. СБИТНЕВА,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В работе рассматривается один из наиболее интересных памятников ранневизантийского Константинополя — комплекс бань Зевксиппа, примыкавших к Большому императорскому дворцу и Ипподрому. В самом сердце новой христианской столицы продолжали существовать многочисленные античные статуи, к тому же, описанные в поэме начала VI в. Христодора Коптского.

Ключевые слова: Константинополь, Ранняя Византия, бани Зевксиппа, статуя.

1 Исследование подготовлено в рамках работ по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт П322 от 28.07.2009 г. «Человек переходной эпохи: Поздняя античность — Ранняя Византия», 2009-2011 гг., а также при поддержке Внутривузовского гранта БелГУ.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Ранневизантийский культурный синтез, адаптация христианством античного наследия и континуитет — одни из наиболее важных проблем мирового антиковеде-ния. Однако, взгляд византийцев на собственно античные памятники, органично вписавшиеся в топографию Константинополя, еще не изучен. Источником такого рода может служить «Описание статуй в общественном гимнасии Зевксиппа» Христо-дора Коптского, писавшего в царствование Анастасия. Его эпические поэмы (в т.ч. одна на христианский сюжет) утеряны2.

Читайте также:  Женщины моют мальчиков в бане

Христодор Коптский, египетский поэт и писатель, написал поэму длиной в 416 строк гекзаметром, вдохновленную славой статуй, расположенных в холлах бань Зев-ксиппа3. Эта поэма распадается на определенное количество коротких эпиграмм, которые фокусируют внимание на одной или на небольшой группе статуй в банях, представляющих совокупность форм одного рода. В поэме описывается 80 статуй богов, героев и исторических персонажей. Можно согласиться с мнением о том, что эпиграммы Христодора Коптского подтверждают наличие надписей на базах статуй, что делает возможным использование экфрасиса как достоверного источника, и настоящее прошлого предстает перед нами в этом тексте. Экфрасис включен в «Палатинскую антологию» (II книга). Проблемами египетского культурного фона, на котором вырос Христодор, занимались А.Б. Ковельман, Р. Богнелл.

Топографию ранневизантийского Константинополя изучали Р. Жанен, Р. Кра-утхаймер, Н.П. Кондаков. Однако, античные памятники Константинополя не были предметом специального исследования (кроме императорских колонн — А. Грабар).

Комплекс терм и гимнасия Зевксиппа был построен Септимием Севером в Византии в нач. III в. По Гесихию Милетскому, это название возникло потому, что они были расположены возле храма со статуей конного Зевса4. Иоанн Малала указывает, что ранее на агоре Византия находился памятник Богу Зевксиппу (фракийская ипостась Солнца). Построенные на агоре бани Севера (памятник был заменен статуей Аполлона на акрополе), поэтому и стали называться «Зевксипп». Они занимали площадь в 500 ярдов в диаметре и располагались к югу от гораздо более древних бань Ахилла в районе древнейшего греческого акрополя Византия.

Иоанн Лид (De mag. III, 70) относит название «Зевксипп» лишь к агоре древнего Византия, отмечая, что она получила свое название от царя Зевксиппа, при котором будто бы мегарейцы переселились в Византий. Бани и гимнасий являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Их и описал Христодор в начале VI в.

Жанр экфрасиса пользовался большим распространением в ранневизантийской поэзии (Агафий «На изображение архангела Михаила»; Павел Силенциарий «Освящение купола храма св. Софии»). «Описания» Христодора вполне сходны с текстами Филостратов и Каллистрата, но даны в стихах.

Нами был проанализирован количественный и персональный состав текста экфрасиса. «Персональный состав» описываемых статуй дает определенное представление о массовых вкусах жителей провинциального города эпохи Северов. Вместе с тем, их описание в начале VI в. говорит об определенной актуальности и популярности их фигур в ранневизантийской столице.

Среди «героев» экфрасиса 38 статуй относятся к богам (9) и мифологическим персонажам (29), преимущественно Троянского цикла (из них по 3 статуи посвящены Аполлону и Афродите). 9 статуй посвящено различным жрецам, 1 — безымянному атлету. Остальные 42 изображают реальных исторических персонажей: это историки -3 (Фукидид, Геродот, Ксенофонт), ораторы — 3 (Эсхин, Демосфен, Исократ), философы — 6 (Платон, Аристотель, Пифагор, Анаксимен, Демокрит, Гераклит), поэты — 13

2 Осетрова А.В. Античный экфрасис в византийской столице (Христодор Коптский и его «Описание статуй») / / Каразшсью читання Цсторичт науки). Харюв, 2011. С. 69-70.

3 Johnson, Scott Fitzgerald. Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism Didacticism Classicism. Ashgate Publishing, Ltd., 2006. P. 170.

4 Gilles, Pierre. The Antiquities of Constantinople. Italica Press, Inc., 1998. P. 70.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

(Гомер — 2, Гесиод, Сапфо, Терпандр, Стесихор, Пиндар, Симонид, Еврипид, Кратин, Эринна, Менандр, Вергилий), писатели — 1 (Апулей). Государственных деятелей — 6 (Перикл, Алкивиад и Харидем из Афин, Пирр, Цезарь и Помпей). Римлян — всего 5 (Эней, Цезарь, Помпей, Вергилий, Апулей), остальные 75 греки. 13 статуй — женские, 67 — мужские.

Таким образом, в Константинополе начала VI в. нашли свое место в «массовой культуре» многие персонажи классической мифологии и истории5. Показателен огромный перевес греков, что вносит некоторые коррективы в репрезентацию Константинополя как Нового Рима и христианской столицы: данный памятник наследует скорее традиции классической Эллады.

Бани Завксиппа были разрушены в ходе восстания Ника 532 г. и затем восстановлены через несколько лет6. Сама постройка и ее статуи позднее были использованы в оборонительных целях, начиная с VII в. Археологические исследования города и бань начались в 1928 г.

Оригинальное здание бань, основанных и построенных Септимием Севером7, и освященных Константином I8, было великолепной постройкой, украшенной многочисленными мозаиками и 80 статуями9, большей частью исторических деятелей, включая Гомера, Гесиода, Платона, Аристотеля, Юлия Цезаря, Демосфена, Эсхина, Вергилия и многих других10 11, а также богов и мифологических героев11. Бани поражали роскошью архитектуры и искусства, и даже вошли в литературные произведения. Эти статуи были взяты из разных мест ойкумены, включая такие территории как Азия с окружающими землями, Рим, Греция и Малая Азия12. Бани следовали тенденциям в архитектуре своего времени; таким местам и памятникам, как Дворец Сената на Форуме, Дворец Лавса, которые были украшены статуями мифологических героев, исторических деятелей, правителей, становясь частью современных форм изящной архитектуры13.

Через вход многочисленные представители гражданской публики проникали в комплекс бань. Большой зал использовался прежде всего для общественных купаний, кто-то мог заниматься атлетикой в сочетании с активным отдыхом. Служащие комплекса брали оплату в зависимости от того, чем занимался посетитель, и от того, сколько часов он пробыл в помещении. Мужчины и женщины не посещали бани вместе; они должны были находиться в отдельных банях, или в различное время посещения в течение дня14.

Популярность бань Зевксиппа среди граждан была огромной, они в большом количестве занимали все помещения бань так, что иногда там проводились общест-

5 Подробнее см.: Осетрова А.В. Кумуляция античных памятников в Константинополе как репрезентация имперской идеологии Нового Рима // Классическая и византийская традиция. 2010. Белгород, 2010. С. 74-78.

6 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

7 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. -800 A.D.) Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

8 Wornum, Ralph Nickolson. The epochs of painting characterized, a sketch of the history of painting, ancient and modern. L., 1847.

9 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

10 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. -800 A.D.). Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

Читайте также:  Мылся с матерью в бане

11 Muller, Karl Otfried; Welcker, Friedrich Gottlieb. Ancient Art and Its Remains: Or, A Manual of the Archaeology of Art. B., 1852.

12 Evans J.A.S. The Age of Justinian. L.; N.Y.: Routledge, 1996. P. 30.

13 Gregorovius, Ferdinand. History of the City of Rome in the Middle Ages (Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века. М., 2009).

14 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

венные акции граждан столицы15. Кроме того, там происходило огромное количество увеселительных дел, благодаря открытым на этих площадях коммерческим лавкам и проектам. Даже представители церкви и монахи могли быть замечены здесь. Тут бедные люди могли проявить внимание к своим покровителям. Таким образом, бани были местом как частной, так и общественной жизни, не всегда благочестивой16.

Историк XII в. Зонара рассказал в своей «Истории», как Север соединил бани с Ипподромом и, в продолжение этого, построил в городе храм Зевса. Однако, предшественник Зонары Леонтий, более аккуратный в своих сочинениях, сообщает, что бани были не непосредственно соединены с Ипподромом, но просто были закрыты для выхода туда:

Между прекрасными и освежающими банями Завксиппа,

И знаменитым Ипподромом путь я держу.

Смотри, где он сам свои бани возвел,

Или узри прекрасную улицу с расписными портиками.

Платишь за вход, и все удовольствия кряду;

Ты найдешь там сердечный прием за моим столом.

Или, если больше ты хочешь движенья и встрясок,

Двигайся в путь на отдельную площадь на стадий17.

В дополнение к этому, бани Зевксиппа были часто закрыты, видимо, потому, что находились недалеко от Большого Дворца18. Есть мнение, что бани в значительной степени обязаны были своей популярностью близостью к таким священным местам. Площадь Августеон и церковь св. Софии были также часто закрыты, когда работали бани.

На карте видно, что бани размещены как бы внутри Великого Дворца, их место в Константинополе хорошо локализовано, что предопределило выбор места начала археологических работ. И, как можно увидеть по результатам этих работ, бани были многоугольником в плане, изолированным помещением, или соединялись с Дворцом, если верить сообщению Зонары.

В результате восстания Ника 532 г., которое во многом повлияло на внешний облик Константинополя, и которое привело к разрушению значительной части города и гибели тысяч людей, оригинальное здание бань Зевксиппа погибло в бушевавшем пожаре19. Юстиниан предпринял восстановление бань, но он не мог восстановить многие статуи и другие подлинные древности, утраченные в 532 г.20

Однако, позднее, в начале VII в., в результате сильных войн и политических потрясений в Византии, значение купаний в общественных банях изменилось от общественной роскоши к скромности и собственно чистоте. Многие общественные сооружения такого же рода начали использоваться в фортификационных целях.21 Последнее зафиксированное использование бань по назначению имело место в 713 г., а после этого они стали служить для других целей: частично для строительства тюрьмы, известной под названием «Нумера», часть здания стала использоваться как мастерская по выделке шелка22.

15 Matthews, William. An historical and scientific description of the mode of supplying London with water. L., 1841.

16 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006. P. 77.

17 Цит. по: Gilles, Pierre. The Antiquities of Constantinople. Italica Press, Incorporated, 1998. P. 70. Речь идет о дворе бань, известном как Гимнасий.

18 Pero Tafur. Travels and Adventures 1435-1439. Routledge, 2004. P. 225.

19 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

20 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. — 800 A.D.). Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

21 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006. P. 77; Gibbon, Edward. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Penguin Classics, 1995. P. 950.

22 Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford: University Press, 1991. P. 2226.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Тысячу лет спустя, в 1556 г., османский архитектор Мимар Синан построил Ха-секи Хюррем Султан Хаммам из этих руин. В 1927-1928 гг. археологическими исследованиями была изучена эта часть города, и многие исторические реликвии были открыты заново, это глиняная и глазурованная керамика, уникальные вещи и архитектурные детали, представляющие интерес для изучения истории и культуры Константинополя того времени23.

Среди множества отдельных памятников в городе были найдены две статуи, которые имели надписи со словами Hekabe и Aeschenes [sic] на своих базах, что подтверждает сведения, переданные Христодором Коптским в Экфрасисе и шести эпиграммах, о надписях на многих статуях в банях, и делают достаточно достоверными сведения, передаваемые Зонарой и Леонтием24 25.

Таким образом, сохранившийся с античных времен комплекс построек — бани Зевксиппа — органично вписался в топографию самой сердцевины новой христианской столицы — между Большим Императорским дворцом и Ипподромом. Это — одна из лучших иллюстраций Поздней античности — эпохи взаимопереплетения и взаимопроникновения старого и нового.

Рис. 1-3. Знаменитые бани Зевксиппа были начаты еще во времена античного Византия, и были закончены при Константине Великом. В их большом дворе, так называемом Гимнасии, была собрана большая коллекция древней скульптуры, погибшая, когда бани подверглись разгрому в 532 г. вместе с окружающими зданиями. Бани были, однако, восстановлены; они существовали и в средневизантийский период, но использовались при этом как мастерская шелковых изделий и как тюрьма25.

24 Johnson, Scott Fitzgerald. Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism Didacticism Classicism. Ashgate Publishing, Ltd., 2006. P. 170.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

ZEVXIPPOS’ BATHS AT CONSTANTINOPLE:

AN ANCIENT COMPLEX IN HEART OF CHRISTIAN CAPITAL

O. V. LYAKHOVSKAYA

Belgorod National Research University

At this article are investigated one of interests monuments of Early Byzantinian Constantinople — a complex of Zevxippos’ Baths near of Great Emperor’s Palace and Hippodrom. At heart of new Christian capital are continued to exist many ancient statue, who were writing in poem of Christodorus Coptos, 6 cent. AD.

Key words: Constantinople, Early Byzantium, Zevxippos’ baths, statue.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/bani-zevksippa-v-konstantinopole-antichnyy-kompleks-v-serdtse-hristianskoy-stolitsy

Оцените статью
Про баню