Банщиков основы функциональной инструментовки
Бори́с Ива́нович Ани́симов (27 июля 1907, Григорово ― 09 ноября 1997, Санкт-Петербург) ― российский и советский тромбонист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог; артист и дирижёр Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, доцент Ленинградской консерватории и профессор Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, народный артист РСФСР. Борис Иванович Анисимов окончил Ленинградскую консерваторию в 1930 году по классу Петра Волкова (тромбон), Василия Калафати (композиция), Сергея Ельцина и Н. Хейфеца (дирижирование). С 1926 по 1937 год он играл на тромбоне в оркестре Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. С 1925 по 1941 год Борис Анисимов параллельно с работой в Кировском театре также дирижировал Ленинградским военным оркестром.
После более 10 лет работы в симфоническом оркестре Кировского театра, в 1938 году по предложению его главного дирижёра Ария Моисеевича Пазовского, Анисимов возглавил сценический оркестр этого театра. С этим коллективом связана большая часть творческого пути Бориса Анисимова. Он оставался на этом посту более 50 лет и ушёл на пенсию только в 1989 году в возрасте более 80 лет.
С 1944 года Анисимов преподавал с Ленинградской консерватории, в 1953 в звании доцента. С 1976 года он также являлся профессором Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской. Среди учеников Бориса Анисимова много известных музыкантов, в том числе тубист Валентин Галузин. Борис Анисимов — автор книг об ансамблевой игре на медных духовых инструментах и об инструментовке.
Композиторское наследие Бориса Анисимова включает в себя ряд произведений для духовых инструментов, ансамблей и духовых оркестров, ныне входящих в репертуар многих оркестров. Кроме оригинальных сочинений, Анисимов создал множество транскрипций и инструментовок для духового ансамбля. Эпизоды для сценического духового оркестра в сочинениях некоторых известных были выполнены именно Анисимовым. Творческая деятельность Бориса Анисимова была активной и разнообразной. Благодаря своим широким познаниям в области духовой музыки и большому опыту, он занимал видное место среди академических музыкальных Ленинграда. Его преемник на посту дирижёра сценического оркестра Мариинского театра Георгий Страутман дал Борису Анисимову следующую характеристику: Борис Иванович ― человек одержимый и удивительно талантливый. Он отличный композитор. Созданные им увертюра-фантазия «Крейсер «Варяг», несколько сюит, марши, полонез, многочисленные обработки входят в репертуар едва ли не всех духовых оркестров, военных и штатских. Он прекрасный пианист, и никто не умеет на рояле так подражать тембрам духовых, как это делает Анисимов. Немаловажно и другое: Борис Иванович — человек высокой порядочности и доброты, всегда готовый прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Заложенные им традиции для нас святы.
Источник статьи: http://vk.com/topic-12552283_30138785
Банщиков Г. Законы функциональной инструментовки
Доступно: | 1 шт. | |
Цена: | 460.00 р | |
| ||
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | ||
—> | ||
Лот находится в городе: | Санкт-Петербург (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | За дополнительную плату: 500.00 р. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца. |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Яндекс.Деньги, Почтовый перевод, PayPal. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№187276178 |
Автор: Банщиков Г.
Издательство: Композитор
Место издания: СПб
Тип переплёта: Бумажный
Год издания: 2003
Формат: Обычный
Состояние: Очень хорошее
Количество страниц: 240 с., с илл.
Код хранения: Стел4-К ВИТЯ
Аннотация:
До сих пор обучение предмету инструментовки даже у самых авторитетных авторов ограничивалось более или менее настоятельными рекомендациями и пожеланиями. Известный композитор и педагог впервые формулирует строгие, четкие ясные законы, гарантирующие каждому, кто им следует, умение создать грамотную звучащую партитуру.
1. Самовывоз (центр СПб, недалеко от м. Площадь Восстания или пл. Александра Невского) или отдельное согласование встречи. Не забудьте написать телефон, лучше мобильный.
2. Курьерская доставка по Санкт-Петербургу — 500 рублей (только при стоимости заказа свыше 1000 руб).
3. Доставка почтой по России или другой транспортной компанией (см. п. 7).
4. Оплата: полная или частичная предоплата.
5. Оплата заказов на карту СБЕРБАНКА, карту ТИНЬКОФФ или ВТБ, возможна оплата на мобильный телефон (не более 300 рублей) или ЯНДЕКС.Деньги.
6. Оплата зарубежных заказов: по Western Union , почтовым переводом или с помощью систем Юнистрим , Яндекс.Деньги , PayPal
7. При требовании доставки любой другой компанией, кроме ПОЧТЫ РОССИИ, полная предоплата, включая почтовые расходы. Другие способы оплаты и доставки обсуждаются дополнительно.
8. Пересылка одной книги Почтой России по России — от 90 рублей, за границу — от 250 рублей. (в стоимость входят почтовые расходы и расходы, связанные с упаковкой).
После заказа, в течение 3 суток, ОБЯЗАТЕЛЬНО отвечу.
Если покупатель в течение 3 дней не выходит на связь – заказ аннулируется.
Уважаемые покупатели! В заказе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте наиболее удобный для Вас способ оплаты. Это ускорит обработку Вашего заказа.
Источник статьи: http://starina.ru/item/187276178_%D0%91%D0%B0%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%93_%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8
Книга: Г. Банщиков «Законы функциональной инструментовки»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Законы функциональной инструментовки. Учебник | До сих пор обучение предмету инструментовки даже у самых авторитетных авторов ограничивалось более или менее настоятельными рекомендациями и пожеланиями. Известный композитор и педагог впервые… — Композитор — Санкт-Петербург, (формат: 60×90/16, 240 стр.) Подробнее. | 1998 | 608 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Банщиков, Геннадий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Банщиков. Геннадий Иванович Банщиков (род. 9 ноября 1943, Казань) ― русский композитор, Заслуженный деятель искусств России. Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия
Банщиков Ген. Ив — БАНЩИКОВ Ген. Ив. (род. 1943) композитор. Учился в Моск. конс. у С. А. Баласаняна (1961 64), окончил Ленингр. конс. (1966) и аспирантуру (1969) по кл. Б. А. Арапова; доцент С. Петерб. конс. Автор оперы Любовь и Силин (по Козьме Пруткову), Опера о … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник статьи: http://books.academic.ru/book.nsf/60804883/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8
Банщиков основы функциональной инструментовки
Бори́с Ива́нович Ани́симов (27 июля 1907, Григорово ― 09 ноября 1997, Санкт-Петербург) ― российский и советский тромбонист, дирижёр, композитор и музыкальный педагог; артист и дирижёр Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, доцент Ленинградской консерватории и профессор Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, народный артист РСФСР. Борис Иванович Анисимов окончил Ленинградскую консерваторию в 1930 году по классу Петра Волкова (тромбон), Василия Калафати (композиция), Сергея Ельцина и Н. Хейфеца (дирижирование). С 1926 по 1937 год он играл на тромбоне в оркестре Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. С 1925 по 1941 год Борис Анисимов параллельно с работой в Кировском театре также дирижировал Ленинградским военным оркестром.
После более 10 лет работы в симфоническом оркестре Кировского театра, в 1938 году по предложению его главного дирижёра Ария Моисеевича Пазовского, Анисимов возглавил сценический оркестр этого театра. С этим коллективом связана большая часть творческого пути Бориса Анисимова. Он оставался на этом посту более 50 лет и ушёл на пенсию только в 1989 году в возрасте более 80 лет.
С 1944 года Анисимов преподавал с Ленинградской консерватории, в 1953 в звании доцента. С 1976 года он также являлся профессором Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской. Среди учеников Бориса Анисимова много известных музыкантов, в том числе тубист Валентин Галузин. Борис Анисимов — автор книг об ансамблевой игре на медных духовых инструментах и об инструментовке.
Композиторское наследие Бориса Анисимова включает в себя ряд произведений для духовых инструментов, ансамблей и духовых оркестров, ныне входящих в репертуар многих оркестров. Кроме оригинальных сочинений, Анисимов создал множество транскрипций и инструментовок для духового ансамбля. Эпизоды для сценического духового оркестра в сочинениях некоторых известных были выполнены именно Анисимовым. Творческая деятельность Бориса Анисимова была активной и разнообразной. Благодаря своим широким познаниям в области духовой музыки и большому опыту, он занимал видное место среди академических музыкальных Ленинграда. Его преемник на посту дирижёра сценического оркестра Мариинского театра Георгий Страутман дал Борису Анисимову следующую характеристику: Борис Иванович ― человек одержимый и удивительно талантливый. Он отличный композитор. Созданные им увертюра-фантазия «Крейсер «Варяг», несколько сюит, марши, полонез, многочисленные обработки входят в репертуар едва ли не всех духовых оркестров, военных и штатских. Он прекрасный пианист, и никто не умеет на рояле так подражать тембрам духовых, как это делает Анисимов. Немаловажно и другое: Борис Иванович — человек высокой порядочности и доброты, всегда готовый прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Заложенные им традиции для нас святы.
Источник статьи: http://vk.com/topic-12552283_30138785
ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТОВКА
1 1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образовании «Московский государственный институт культуры» «УТВЕРЖДЕНО» Зав. кафедрой Сидорова М.Б. «7» мая 2015 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТОВКА Направление подготовки бакалавра: «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Профиль подготовки: «Музыковедение» Москва 2015 г
2 2 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения курса «Инструментоведение и инструментовка» является повышение профессиональной грамотности студентов, обучающихся по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профилю «Музыковедение», знакомство с различными музыкальными оркестровыми инструментами, группами инструментов малого и большого оркестров, практические навыки переложения для разных инструментов и оркестровых составов. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВО Цели и задачи курса инструментоведения дать необходимые сведения об истории развития музыкальных инструментов и симфонического оркестра. -ознакомить учащихся с различными видами и составами оркестров; -дать сведения о современном симфоническом оркестре, о входящих в его состав инструментах, об основных технических и музыкальных выразительных средствах, присущих оркестровым инструментам и симфоническому оркестру в целом, включая названия инструментов на итальянском, немецком, французском и английском языках. -изучить различные виды партитур оркестра, порядок расположения инструментов и групп в оркестре; -дать представление о внешнем виде, истории происхождения, разновидностях и технических характеристиках инструментов, входящих в состав симфонического оркестра; -ознакомить с выразительными и исполнительскими особенностями различных групп оркестра, их составами и соотношением друг с другом, а также со спецификой звучания всего оркестра в целом; -привить навыки анализа оркестровых партитур. Инструментовка изложение нотного текста для какого-либо ансамбля или оркестра. Нередко переложение произведений для ансамблей и различных малых составов называют инструментовкой, а переложение для оркестров — оркестровкой. Курс «Инструментовка» изучается параллельно с курсом «Инструментоведение». Цели и задачи курса инструментовки: -закрепить у учащихся знание технических, тембровых и художественно- выразительных возможностей инструментов; -помочь учащемуся усвоить основные приѐмы и правила инструментовки;
3 3 -ознакомить с правилами написания партий инструментов, партитур различных ансамблей и оркестров. -дать представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произведения, исходя из стиля и содержания; -научить слушать и представлять звучание отдельных групп оркестра, одновременное звучание различных групп, а также звучание оркестра в целом; -научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки; -сформировать навык применения основных приѐмов и правил инструментовки при создании партитуры. На индивидуальных занятиях с преподавателем и в ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют практические задания по пройденному материалу. Курс «Инструментоведение и инструментовка» включает 2 з.е. (3 семестр лекционно-практические занятия, 4 семестр индивидуальные занятия), предполагает освоение всего симфонического оркестра в полном объѐме. Для более результативного усвоения материала рекомендуется поначалу инструментовать небольшие произведения для камерных составов. Для наиболее продвинутых учащихся можно рекомендовать инструментовать произведения для камерного оркестра (струнные и деревянные духовые инструменты) или для ансамбля деревянных и медных духовых инструментов. Одним из результативных методов освоения инструментовки является переложение готовой партитуры в двух- или четырѐхручный клавир. Краткие методические рекомендации по освоению дисциплины Для дополнительного ознакомления с видами и эволюцией оркестра, а также с историей происхождения и индивидуальными характеристиками отдельных инструментов и их разновидностей рекомендуется подготовка учащимися небольших докладов. Очень важно для студентов изучать данную дисциплину в тесной связи с историей оркестровки, изучая специфику оркестра той или иной эпохи, того или иного композитора. Занятие должно сопровождаться показом иллюстраций, демонстрацией звучания инструментов с описанием их устройства, прослушиванием музыкальных произведений с анализом партитуры, просмотром
4 4 видеоматериалов, мультимедийных презентаций об инструментах и различных видах оркестра. В качестве одного из наглядных пособий рекомендуется использовать электронную энциклопедию «Музыкальные инструменты». 3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля): ОК-4 — работает с научной и искусствоведческой литературой, пользуется профессиональными понятиями и терминологией; ОК-11 — приобретает с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии ПК 18 — осуществлять аранжировки музыкальных текстов, использовать различные приемы обработки музыкального материала, осуществлять подбор и выстраивание музыкально-фоновых элементов, выполнять преобразование звуковой материи с помощью специальной электронной техники 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Инструментоведение и инструментовка»: Тематический план (количество практических занятий, самостоятельной работы) Дневное отделение Вид занятий Всего часов 72 Семестр Лекционные 36 III Индивидуальные 9 IV Самостоятельная работа 9+18 III, 1V Виды контроля Дифференцированный зачет и контрольная работа 1V Заочное отделение Вид занятий Всего часов 72 Семестр Лекционные 6 III
5 Семестр Неделя семестра 5 Индивидуальные 4 IV Самостоятельная работа Виды контроля Дифференцированный зачет и контрольная работа 1V ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН п/ п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Лекцион ные занятия\ 13 Интер активн ые заняти я 5 Сам. раб. 9 Руб. конт 1 1 Введение. Цель и задачи курса Струнная смычковая группа оркестра ,5 Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, конспектирование разделов учебников. 2 Деревянная духовая группа оркестра ,5 1 Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги, прослушивание аудиозаписей. Рубежный контроль- (8 неделя). Контрольная письменная работа, тесты, тренинги 3 Медная духовая группа оркестра ,5 Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса. Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги 4 Малый и большой симфонические ,5 Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса.
6 6 оркестры 12 Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги 5 Группа ударных инструментов, их разновидности и функци ,5 1 Индивидуальные занятия со студентами, практические задания. Рубежный контроль- (8 неделя). Контрольная письменная работа, тесты, тренинги 6 Струнные смычковые в творчестве венских классиков, романтиков, импрессионистов. Партитура для струнного оркестра и общие требования к еѐ оформлению ,5 Индивидуальные занятия со студентами, практические задания. Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги, прослушивание аудиозаписей инд. Зан Руб.к. 1ч Зачет 1ч 1 Соединение деревянных духовых и валторн со струнной группой. Мелодия у духовых ин-ов на фоне струнных. Подчѐркива-ние и удвоение отдельных голосов у струнных с помощью духовых. Сопоставление ансамблей струнных и деревянных духовых Индивидуальные занятия со студентами, практические задания.
7 7 2 Соединение деревянной и медной духовой групп оркестра Индивидуальные занятия со студентами, практические задания. Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги, прослушивание аудиозаписей 1 Рубежный контроль- 3 Малый симфонический оркестр. Оркестровая фактура: функциональная и темброводинамическая стороны. Логика развития оркестровой логики в контексте общей музыкальной драматургии произведения (8 неделя). Контрольная письменная работа, тесты, тренинги 2,5 6 Индивидуальные занятия со студентами, практические задания. Интерактивные занятия беседы, дискуссии, тренинги, прослушивание аудиозаписей ЗАЧЕТ (ДИФФЕРЕНЦИРОВ АННЫЙ) 18 0,5 1 Письменное задание, устные ответы на вопросы по курсу 5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 СЕМЕСТР. Тема 1. Струнная смычковая группа оркестра. Ведущее значение группы струнных смычковых инструментов в симфоническом оркестре. Штрихи, способы звукоизвлечения на струнных смычковых инструментах. Функции группы в различных видах оркестров. Струнные смычковые инструменты в творчестве классицистов, романтиков, импрессионистов. Партитура для струнного оркестра и общие требования к её оформлению.
8 8 Практическая работа: а) Проанализировать функциональное строение фортепианной ткани одной или нескольких пьес. Определить тесситуру каждого элемента, проследить голосоведение в сопровождающих голосах. б) Инструментовка фрагмента фортепианных пьес. Материал для анализа: Григ Э.: Сюита Из времён Хольберга Лютославский В.: Траурная музыка Мясковский Н.: Симфониетта ор. 32 (ч. 2 — вариации) Онеггер А.: Симфония 2 Материал для инструментовки: Р. Шуман «Грёзы». П. Чайковский Детский альбом «Баба-Яга». Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Н. Раков «Рассказ». Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 2. Деревянная духовая группа оркестра. Общая характеристика выразительных и технических возможностей группы деревянных духовых инструментов:
9 9 -составы деревянных духовых инструментов в оркестре -деревянные духовые инструменты как самостоятельная группа оркестра -конструктивные особенности, способы звукоизвлечения, функции в оркестре -разновидности деревянных духовых инструментов -строй -транспозиция -порядок размещения партий в партитурах. Практическая работа: -Выполнить упражнения по транспозиции (в строи Си-бемоль и Ля) -Инструментовать несколько аккордовых последовательностей -Расписать полифоническую пьесу (или её отрывок) на заданный состав деревянных инструментов -Инструментовать пьесы простого гомофонного склада и несложные по фактуре. Материал для анализа: Бетховен Л. Секстеты ор. 71 и 81 (в) Брамс И. Симфонии 3,4 (медленные части) Концерт для скрипки с оркестром (ч. 2) Мендельсон Ф. Сон в летнюю ночь : Ноктюрн Моцарт В. Серенады для духовых ( 10, 11, 12) Римский-Корсаков Н. Антар (начало 1 ч.) Чайковский П. Вступление к опере Иоланта Материал для инструментовки: Р.Шуман пьесы из «Альбома для юношества» П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома» С. Прокофьев «Прогулка». А. Эшпай «Перепёлочка». Р. Яхин «На ёлке у Гюзель». Б. Барток «Вечер у секеев». И. Гесслер Скерцо g-moll. Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с.
10 10 Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 3. Медная духовая группа оркестра. Состав медной группы в симфоническом оркестре, других видах оркестров. Группа медных духовых инструментов в партитуре. Выразительно-изобразительные и функциональные возможности медных духовых инструментов. Способы звукоизвлечения. Порядок расположения партий медных в партитуре. Способы расположения инструментов в аккорде и функциональная роль инструментальных групп. Тромбоны и трубы — основа медного — tutti. Роль валторн. Смешивание тембров. Соединение медной группы с деревянными духовыми инструментами Практическая работа. Оркестровать гармонические задачи или отрывки аккордовой фактуры для полной медной группы (с двумя и с тремя трубами). Материал для анализа: Вагнер Р:Траурный марш из оперы Гибель богов, увертюра к опере Тангейзер, увертюра Риенци Глазунов А.: Симфония 3 (ч.ч. I и IV), Симфония 5, Симфония 8 (ч. IV, начало) Малер Г.: Симфония 3 (ч. VI — реприза и кода) Равель М.: Катакомбы (из Картинок с выставки Мусоргского) Рахманинов С.: Симфонические танцы (ч. II) Материал для инструментовки: Вагнер Р.: Траурный марш из оперы Гибель богов, увертюра к опере Тангейзер, увертюра Риенци
11 11 Р. Шуман Листок из альбома ор Э. Григ «Народная мелодия». Н. Мясковский «Напев» ор Г. Свиридов «Зима». Литература: Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 4. Малый и Большой симфонический оркестр. Типовые формы составов малого симфонического оркестра. Деревянные духовые и валторны. Участие ударных инструментов и типовое количество исполнительских партий. Строение оркестровой ткани Малого и Большого симфонического оркестра. Основные функции оркестровых групп. Соединение трёх полных групп оркестра. Особенности звукоизвлечения на различных инструментах, входящих в группу ударных. Функции ударных инструментов в зависимости от стиля, характера, темпа музыки. Системы записи партий ударных инструментов. Ударная установка. Ударные инструменты с определённой и без определённой высоты звучания. Оркестровая ткань. Оркестровка основных элементов ткани средствами большого оркестра. Последовательность вступления групп и её зависимость от драматургического развития. Цели и выразительное значение tutti. Связь их с общим развитием формы произведения. Кульминации. Крещендо и диминуэндо в оркестровке;
12 12 крупные акценты. Разнообразие красочных средств большого оркестра. Подбор тембров. Практическая работа. Оркестровать гармонические задачи и сделать оркестровые переложения фрагментов фортепианной музыки Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Чайковского, Скрябина или Шостаковича (3-4 партитуры по тактов) Материал для анализа: Для малого симфонического оркестра: Бизе Ж.: Антракты из оперы Кармен, Арлезианка, Детские игры Глинка М.: Вальс-фантазия, Князь Холмский Прокофьев С.: Классическая симфония Чайковский П.: Сюиты 1,3, Симфония 3 (ч.ч. II и IV) Берлиоз Г.: Танец сильфов, Скерцо феи Маб (из Ромео и Джульетты ) Бородин А.: Симфония 1 (Анданте и Скерцо) Брамс Й.: Серенада ор. 16 для малого оркестра (ч. 1), Симфония 3 (ч.ч. II и III) Лядов А.: 8 русских народных песен, 5 песен для голоса и оркестра, Скорбная песня (ор. 67), Волшебное озеро Мусоргский М.: Вступление к опере Хованщина (в редакции Н. Римского-Корсакова) Для Большого симфонического оркестра Бетховен Л.: Симфонии 9, 5 (ч. IV), Увертюры Леонора 3 и 2 Бородин А.: Симфонии 1-3, Половецкие пляски из оперы Князь Игорь Брамс Й.: Симфонии 1-4 Брукнер А.: Симфонии 4, 5 (по выбору) Вагнер Р.: Увертюры к операм Тангейзер и Мейстерзингеры, Вступления к операм Лоэнгрин и Тристан и Изольда, Траурный марш (из оперы Гибель богов ), «Полёт валькирий» Хиндемит П.: Симфонии, Концерт для оркестра (по выбору педагога) Чайковский П.: Симфонии 1-6, «Ромео и Джульетта», Симфония Манфред, «Франческа да Римини»
13 13 Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема.5. Группа ударных инструментов, их разновидности и функции Практические задания Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 6. Струнные смычковые инструменты в творчестве венских классиков, романтиков, импрессионистов. Партитура для струнного оркестра и общие требования к еѐ оформлению. Практические задания Литература:
14 14 Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к семестр индивидуальные занятия Тема 1. Соединение деревянных духовых и валторн со струнной группой. Мелодия у духовых инструментов на фоне струнных. Подчѐркивание и удвоение отдельных голосов у струнных инструментов с помощью духовых инструментов. Сопоставление ансамблей струнных и деревянных духовых инструментов. Практические задания. Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 2. Соединение деревянной и медной духовой групп оркестра. Практические задания. Литература:
15 15 Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Тема 3. Малый симфонический оркестр. Оркестровая фактура: функциональная и темброво-динамическая стороны. Логика развития оркестровой логики в контексте общей музыкальной драматургии произведения. Практические задания. Литература: Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Дополнительная литература Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Образовательные технологии: — 100% аудиторных занятий в 4-ом семестре проводятся в интерактивной форме как индивидуальные практические. — изучение основного и дополнительного материала дисциплины проводится на основании технических средств обучения, мультимедиа и компьютерных
16 16 технологий (аудиозаписи, видеозаписи, компьютерные программы, электронные учебники); — практические тренинги, мастер-классы с участием ученых-методистов, педагогов, музыкантов. 6.Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента Содержание учебной дисциплины охватывает два семестра. По учебному плану курс включает в себя лекционные занятия (в 3-ем семестре ) и индивидуальные занятия ( в 4-ом семестре). Рейтинговые показатели по дисциплине формируются на основе двух блоков работы студентов в семестре (посещаемость лекций, индивидуальные занятия, самостоятельная работа) и результатов зачетных испытаний. Основные виды учебной деятельности и их балльная оценка: 3-ий семестр Посещение одного лекционного занятия (из 18-ти) — 1 балл (всего до 18 б) Самостоятельная работа (к каждому занятию) 1 балл (всего до 18 б) Рубежный контроль (2) до 20 б Итоговая контрольная работа до 10 б Премиальные до 4 б 4 ый семестр Посещение одного индивидуального занятия (из 18-ти) -1балл (всего до 18 б) Самостоятельная работа (к каждому занятию) 1 балл (всего до 18 б) Рубежный контроль (2) до 20 б Итоговая контрольная работа до 10 б Премиальные до 4 б Итого: до выхода на дифференцированный зачет до 70 баллов (максимально). ШКАЛА ОЦЕНОК ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА «отлично» — до 30 баллов «хорошо» — до 20 баллов «удовлетворительно» — от 5 до 15 баллов Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра и баллов, полученных на экзамене. В течение семестра максимальное количество баллов 70 Диф. зачет 30
17 17 В итоге 100 б. Итоговая рейтинговая оценка студента: баллов «отлично» баллов «хорошо» баллов «удовлетворительно» Менее 55 баллов «неудовлетворительно Суммарный итоговый рейтинг служит для подведения итогов работы студентов, для оценки их знаний, навыков, компетенций по всему объему учебной дисциплины за семестр. Рубежный контроль по данному курсу проводится в период последней недели октября первой недели ноября и последней недели марта первой недели апреля; итоговая контрольная работа в последнюю неделю мая первую неделю июня. Содержание рубежного контроля и итоговой работы определяет преподаватель в соответствии с уровнем подготовки студентов. Основной вид контрольной работы по сольфеджио это запись различных в стилевом отношении музыкальных фрагментов, письменный и устный слуховой анализ гармонических последовательностей. Рубежный контроль также может включать в себя разнообразные использовавшиеся в процессе обучения практические задания, а также представление творческих заданий. 7.Методические рекомендации по освоению дисциплины Самостоятельная работа студентов (СРС) это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Проводится с целью: 1. освоения теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубления и расширения теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей; 2. систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков студентов; 3. формирования умений по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации; 4. развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
18 18 5. формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации 6. развития научно-исследовательских навыков; 7. формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности). Студентам предлагается перечень вопросов для самостоятельной проработки тем курса: 1. Симфонический оркестр. История происхождения и эволюция 2. Характеристика различных видов симфонического оркестра. 3. Камерный оркестр. Исторические сведения. 4. Камерный оркестр. Характеристика групп. Репертуар. 5. Струнные смычковые инструменты. История возникновения. Характеристика группы. 6. Фортепиано. Историческое происхождение. 7. Транспонирующие инструменты симфонического оркестра. 8. Медные духовые инструменты. История развития. 9 Симфонический оркестр. Исторические сведения. 10. Симфонический оркестр. Характеристика групп. Репертуар. 8. Оценочные средства В середине семестров проводятся рубежные контроли, включающие проведение тестирования. Примерные тестовые вопросы к рубежным контролям в 3 и 4 семестрах: Тест 1 Группа струнно-смычковых инструментов 1. По каким звукам настраиваются струны скрипки 2. По каким звукам настраиваются струны альта 3. По каким звукам настраиваются струны виолончели 4. По каким звукам настраиваются струны контрабаса 5. Сколько пальцев левой руки используются для игры на струнных инструментах — 5, 4, 3? 6. Какие интервалы наиболее часто встречаются при игре на скрипке? 7. Дайте определение сурдины 8. Дайте определение приема игры пиццикато 9. Назовите штрихи, которые играют на струнно- смычковых инструментах
19 Назовите мастеров изготавливающих скрипки 11. Количественный состав скрипичной группы в оркестре 20, 36, 24, 40? 12. Известные скрипачи? 13. Известные виолончелисты? 14. Известные альтисты? 15. Известные контрабасисты? 16. Диапазон скрипки 17. Диапазон альта 18. Диапазон виолончели 19. Диапазон контрабаса 20. В каких ключах пишут ноты для альта? 21. В каких ключах пишут ноты для виолончели? 22. В каком стиле музыки нашел распространение контрабас? 23. Назовите известные вам школы игры на контрабасе и вкратце объясните их различие 24. Какой из струнно-смычковых инструментов является транспонирующим? 25. Вычеркните то, что не имеет отношения к скрипке Упор для подбородка, струнодержатель, колки тонкой подстройки (машинки), подставка, эфы, шпиль, струны, настроечные винты, гриф, смычок, альтовый ключ, лады. Тест 2 Деревянно-духовые инструменты 1. Какие инструменты называются деревянно-духовыми, дайте определение 2. Вычеркните лишнее: -кларнет -гобой -флейта Пана -труба -дудка -шалмей -корнет -горн -сакбут -зукра 3. Диапазон флейты 4. Диапазон гобоя 5. Диапазон кларнета 6. Диапазон фагота
20 7. Диапазон саксофона 8. Вычеркните не транспонирующие инструменты: -флейта-пикколо -блокфлейта -гобой -кларнет -фагот -саксофон -английский рожок 9. Назовите композиторов, которые писали для флейты: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке 10. Назовите композиторов, которые писали для гобоя -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма — XX веке 11. Назовите композиторов, которые писали для кларнета -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке 12. Назовите композиторов, которые писали для фагота -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма XX веке 13. Назовите композиторов, которые писали для саксофона -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке 14. Год создания кларнета? Год создания саксофона?
21 21 Тест 3 Медные-духовые инструменты 1. Какие инструменты называются медными-духовыми, дайте определение 2. Где в симфоническом оркестре расположена медная духовая группа 3. Диапазон трубы 4. Диапазон тромбона 5. Диапазон валторны 6. Диапазон тубы 7. Вычеркните транспонирующие инструменты классического состава симфонического оркестра -труба -тромбон -валторна -туба 8. В каком году была сконструирована вентильная система и кем? Выдающиеся музыканты, играющие на медных духовых инструментах. -труба -тромбон -валторна 10. Вспомните симфонические произведения, где есть соло медных духовых инструментов 11. Какой инструмент стал последним пополнением классического состава симфонического оркестра? В конце 4-го семестра проводится дифференцированный зачет, включающий письменную контрольную работу и устный опрос. Практические задания — письменная КР: Предоставить инструментованные для симфонического оркестра произведения для фортепиано (например, Лирические пьесы Грига, Прелюдии Дебюсси, Мимолѐтности Прокофьева). Перечень контрольных вопросов по курсу инструментоведения к дифференцированному зачету в 4-ом семестре
22 1. Индивидуальная характеристика скрипки (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 2. Индивидуальная характеристика альта (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 3. Индивидуальная характеристика виолончели (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 4. Индивидуальная характеристика контрабаса (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 5. Деревянные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная характеристика группы, область применения. 6. Флейта. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 7. Разновидности флейты. Применение разновидностей в оркестре. 8. Гобой. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 9. Разновидности гобоя. Принцип нотации. Применение разновидностей в оркестре. 10. Кларнет. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 11. Разновидности кларнета. Принцип нотации. Применение в оркестре. 12. Фагот. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 13. Разновидности фагота. Принцип нотации. Применение в оркестре. 14. Орган. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение в оркестре. 15. Арфа. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение в оркестре. 16. Группа ударных инструментов. История происхождения. Классификация на мембранофоны и идиофоны. Классификация на ударные с определѐнной и неопределенной высотой звука. 17. Основные виды ударных инструментов с определѐнной высотой звука. Индивидуальная характеристика, область применения. 18. Основные виды ударных инструментов с неопределѐнной высотой звука. Индивидуальная характеристика, область применения. 19 Валторна. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 20. Разновидности валторны. Принцип нотации. Применение в оркестре. 21. Труба. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 22. Разновидности трубы. Принцип нотации. Применение в оркестре. 23. Тромбон. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 22
23 Разновидности тромбона. Принцип нотации. Применение в оркестре. 25. Туба. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 26. Разновидности тубы. Принцип нотации. Применение в оркестре. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН: Базовый уровень 1) Знать основы предмета Инструментоведение и инструментовка. 2) Уметь пользоваться основными элементами инструментоведения. 3) Владеть основными навыками инструментовки. Продвинутый уровень 1) Знать более глубоко предмет Инструментоведение и инструментовка 2) Уметь применять навыки предмета в практической творческой работе. 3) Без труда ориентироваться в симфоническом оркестре. Высокий уровень 1) Знать отечественные и иностранные труды по инструментовке (Римский-Корсаков, Берлиоз, Рогаль-Левицкий и др.). 2) Уметь пользоваться ими на практической работе с музыкальными произведениями. Список программ и видеоматериалов, рекомендуемых для просмотра на занятиях инструментоведения и инструментовки Программы телеканала «Культура» Серия передач «Нескучная классика» с Сати Спиваковой Тележурнал «Абсолютный слух» с Геннадием Яниным, год Серия передач «Билет в Большой» Телеканал Дискавери Серия познавательных программ «Как это работает» (изготовление и создание инструментов) Мультимедийная энциклопедия «Sonata не только Классика», автор Л.Залесскин, «Истра-софт», 2006 г
24 24 Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты», «KoRax», 2002 г. Нотный редактор Sibelius, Finale, MuseScore (изучаемый студентами на музыкальной информатике). Список произведений, рекомендуемый к прослушиванию на занятиях инструментоведения и инструментовки Скрипка. Э. Шоссон. «Поэма» Б. Барток. «Рапсодия» К.Сен-Санс. «Рондо-каприччиозо» П.Чайковский. «Вальс-cкерцо», ор. 34 Л.Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром D-dur, Ор. 61. С.Прокофьев. Концерт 1 для скрипки с оркестром D-dur, Ор. 19. Я. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром d-moll, Ор.47. Альт. И.С. Бах. Концерт для альта и струнного оркестра Й. Брамс. Соната для альта и фортепиано F-dur В. Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта Es-dur И. Хандошки. Концерт для альта и струнного оркестра C-dur П. Хиндемит. «Траурная музыка» для альта и струнного оркестра М. Таривердиев. Концерт для альта и струнного оркестра Виолончель И.Х.Бах Концерт для виолончели c-moll Л. Бетховен. Двенадцать вариаций для виолончели и фортепьяно на темы оратории Генделя «Иуда Маккавей» К. Сен-Санс. Концерт 1 для виолончели с оркестром a-moll П.Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром А. Глазунов. Испанская серенада, соч Контрабас Дж. Боттезини. Концерт для контрабаса с оркестром h-moll Р. Глиэр. Скерцо для контрабаса и фортепиано А. Богатырѐв. Концерт для контрабаса с оркестром С. Кусевицкий. Концерт для контрабаса с оркестром Н. Рото. Концертный дивертисмент Флейта Г.Телеман, Трио-соната D-dur для двух флейт и баса-континуо А. Вивальди, Соната для флейты и фортепьяно В.А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром G-dur
25 Ж. Ибер. Концерт для флейты с оркестром Дж. Энеску. «Кантабиле и престо» С. Губайдуллина. Концертное аллегро Гобой Т.Альбинони. Концерт для гобоя с оркестром А. Вивальди. Концерт d-moll для двух гобоев, струнных, и континуо. Й. Гайдн. Концерт C dur для гобоя с оркестром. В.Беллини. Концерт для гобоя с оркестром Es-dur Ж. Бозза. «Фантазия-пастораль» Н. Платонов. Соната для флейты и фортепиано. Кларнет В. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром A-dur К. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром 1 f-moll Дж. Россини. «Интродукция, тема и вариации» И. Стравинский. Три пьесы для кларнета соло И. Пауэр. Будничные монологи I, II, III, IV М. Бурштин. Инвенция для кларнета соло Фагот И. Х. Бах Концерт для фагота с оркестром Es-Dur В. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром B-Dur Ф. Джеминиани. Соната для фагота и клавира a-moll Ф. Давид Концертино для фагота с оркестром Г. Гровле. «Сицилиана и аллегро» Ж. Бозза. «Речитатив, сицилиана и рондо» Саксафон А. Эшпай. Концерт для саксофона-сопрано с оркестром П. Крестон. Соната для альт-саксофона ор. 19 Ж. Ибер. «Камерное концертино» П. Дюбуа. «Дивертисмент» Ф. Декрюк. Соната для саксофона и фортепиано П.Хиндемит. Соната для валторны или альт-саксофона Валторна В. Моцарт. Концерт 1для валторны с оркестром D-dur Б. Дварионас. Концерт для валторны с оркестром Ж. Бозза. «В лесу» К. Сен-Санс. Концертная пьеса для валторны и фортепиано Р. Глиэр. Концерт для валторны с оркестром Труба 25
26 И. Гуммель. Концерт для трубы с оркестром E-dur А. Лорцинг. Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur П. Хиндемит. Соната для трубы и фортепиано К.-В. Брандт. Концертная пьеса 1, 2 А. Арутюнян. Концерт для трубы с оркестром As-dur Р. Щедрин. Концерт для трубы с оркестром Тромбон. Н. Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с оркестром Ф. Давид. Концертино для тромбона с оркестром В. Блажевич. Концерт 2 для тромбона с оркестром Ф. Грефе. Концерт для тромбона с оркестром А. Арутюнян. Экспромт Н. Дагиров. Баллада Туба О.Шмидт. Концерт для тубы с оркестром П. Хиндемит. Соната для тубы и фортепиано А. Лебедев. Концерт для тубы и фортепиано А. Лебедев. Концертное аллегро В. Хартли. Концертино Арфа. А. Диттерсдорф. Концерт для арфы с оркестром Г. Гендель. Концерт арфы с оркестром B-dur В. Моцарт. Концерт для флейты и арфы с оркестром М. Равель. Интродукция и Аллегро для арфы с оркестром Р. Глиэр. Концерт Ор.74 А. Хинастера. Концерт Ор.25 Фортепиано. И.С. Бах. Концерт для клавесина с оркестром d-moll В.Моцарт. Концерты для Фортепиано с оркестром Л. Бетховен. Концерты для Фортепиано с оркестром Д. Шостакович. Концерт для фортепиано 2 А. Онеггер. Концертино для фортепиано с оркестром Ф. Пуленк. «Пасторальный концерт» для клавесина с оркестром Орган. И. Пахельбель. Хоральные прелюдии для органа, Г. Гендель. Концерт для органа с оркестром 13 А. Марчелло. Концерт для органа, гобоя и флейты М. Регер. Фантазия и фуга d-moll 26
27 27 Дж.-Я. Форбергер, Канцоны для органа Ф.Пуленк. Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Ударные инструменты. Дж. Бек. Концерт для литавр и ансамбля ударных инструментов Я. Вайнбергер. Концерт для литавр с оркестром Д. Мийо. Концерт для ксилофона и маримбофона с оркестром. Т. Майодзуми. Концерт для ксилофона с оркестром Н. Живкович. Концерт для маримбы с оркестром 1 и 2 Э. Денисов. Концерт для вибрафона с оркестром Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты» К. Кудрявцев. Концерт для ансамбля клавишных и ударных инструментов И. Просвирин. «Ансамбль» для ударных инструментов. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Список литературы: Основная литература Гаранян, Г. А. Основы эстрадной и джазовой аранжировки [Текст] : учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ / Г. А. Гаранян. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Фонд Георгия Гараняна, , [2] с. : ил., нот. — Прил.: с ISBN : Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. М.: Лань, Планета музыки, с. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра : учеб. пособие / М. И. Чулаки. — СПб. : Композитор, , [1] с. : ил. ISBN Чебыкина, Т. И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] : учебник / Т. И. Чебыкина ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры : для спец «Нар. худож. творчество», «Инструм. исполнительство». — Пермь : Перм. гос. ин-т искусства и культуры, с. — Библиогр.: с ISBN : Дополнительная литература
28 28 Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, , [2] с. : нот. — ISBN : Бровко, В. Л. Азбука аранжировки, учеб. пособие, [Ноты] / В. Л. Бровко. — СПб. : Композитор, , [1] с. — Н. д. с 3838 к Карс, А История оркестровки [Текст] : пер. с англ. / А. Карс ; [под ред. М. В. Иванова — Борецкого, Н. С. Корндорфа ]. — М. : Музыка, с. : нот. ил. — б.ц. Клебанов Д.Л. Искусство инструментовки (Текст): учеб. пособ. для композиторских и ист. теорет. фак. Консерваторий/ Д.Л. Клебанов. Киев: Муз. Украина., с.: нот. ил Пистон, У. Оркестровка [Текст] : [учеб.пособ.] / У. Пистон ; пер. с англ. К. Н. Иванова; под общ. ред. К. С. Хачатуряна. — М. : Сов. композитор, ,[4] с МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Библиотека (книжная, нотная), фонотека, компьютерные программы, музыкальный центр, фортепиано Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВО по направлению подготовки: «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» Профиль подготовки: «Музыковедение Автор: проф. Сидорова М.Б. Рецензент: проф. Института А. Шнитке Цветкова Е.О. Документ одобрен на заседании кафедры теории и истории музыки- Протокол 9 от 7 мая 2015 г.
29 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» Факультет музыкального искусства Кафедра теории и истории музыки «УТВЕРЖДЕНО» Зав. кафедрой Сидорова М.Б. «7» мая 2015 г ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по дисциплине/ модулю ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТОВКА направление подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство профиль — Музыковедение форма обучения очная, заочная 2015 г.
30 1. Общие положения 1.1. Фонд оценочных средств (ФОС) разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы и ФГОСВО по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профиль — музыковедение 1.2. ФОС предназначен для оценки результатов освоения обучающимися дисциплины / модуля Инструментоведение и инструментовка Код ы комп ете нций Название компетенции Формируемые компетенции- ОК 4, 11, ПК — 18 Краткое содержание / определение и структура компетенции. Структура компетенци и ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫ Е КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА: Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза ОК 4 — работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользованию профессиональ ными понятиями и терминологией — умеет использовать профессионал ьные понятия и термины называет профессиональные понятия и термины; дает толкование профессиональным понятиям и терминам; правильно употребляет профессиональные понятия и термины; интерпретирует профессиональные понятия и термины; иллюстрирует профессиональные понятия и термины. — может работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки. анализирует, пересматривает и компонует профессиональные понятия и термины в соответствии с конкретными ситуациями. обнаруживает умение подбирать научную и искусствоведческую литературу; анализирует и классифицирует информацию по определенным категориям; формулирует основную идею издания, распознает главные и вспомогательные мысли.
31 осуществляет самостоятельный поиск и интерпретацию необходимой информации для решения конкретных задач. имеет перечень изданий по всем дисциплинам, связанным с общекультурной и профессиональной деятельностью. имеет навыки работы с научной и искусствоведческой литературой формирует и рекомендует к использованию банк изданий, связанных с общекультурной и профессиональной деятельностью. ОК 11 Приобретать с большой степенью самостоятельнос ти новые знания, используя современные образовательные и информацион ные технологии; — может приобретать с большой степенью самостоятель ности новые знания — умеет использовать современные образователь ные и информацион ные технологии для приобретения новых знаний. определяет необходимость новых знаний для общекультурного и профессионального развития; избирает новые знания, необходимые для общекультурного и профессионального развития; организует процесс самостоятельного приобретения новых знаний; анализирует степень самостоятельности в приобретении новых знаний; высказывает суждение и дает самооценку степени самостоятельности в приобретении новых знаний. перечисляет современные образовательные технологии и дает им определение; демонстрирует разные способы поиска и получения информации в Интернете, методы дистанционного образования, навыки коллективной интерактивной работы применяет образовательные и информационные технологии на практике. анализирует, сравнивает и подбирает для практики необходимые образовательные и информационные технологии дает оценку и объясняет целесообразность использования конкретных образовательных и информационных технологий на практике.
32 ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Структура компетенции Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза ПК-18 *осуществляет аранжировки музыкальных текстов, использует различные приемы обработки музыкального материала, осуществляет подбор и выстраивание музыкальнофоновых элементов, выполняет преобразование звуковой материи с помощью специальной электронной техники *умеет использовать методические знания для осуществления собственной профессиональн ой деятельности в области аранжировки, подбора музыкальнофоновых элементов; *умеет проектировать и преобразовыват ь звуковую материю помощью специальной электронной техники с *владеет современными методиками для создания аранжировок различных музыкальных текстов * анализирует современные приемы обработки музыкального материала и выстраивание музыкально-фоновых элементов; *применяет современные достижения в области преобразования звуковой материи с помощью специальной электронной техники ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В середине каждого семестра (3,4) проводится рубежный контроль, который включает тестовые вопросы. Примерные тестовые вопросы к РК 3-4 семестров: Тест 1 Группа струнно-смычковых инструментов По каким звукам настраиваются струны скрипки По каким звукам настраиваются струны альта По каким звукам настраиваются струны виолончели По каким звукам настраиваются струны контрабаса Сколько пальцев левой руки используются для игры на струнных инструментах — 5, 4, 3? Какие интервалы наиболее часто встречаются при игре на скрипке? Дайте определение сурдины Дайте определение приема игры пиццикато
33 Назовите штрихи, которые играют на струнно- смычковых инструментах Назовите мастеров изготавливающих скрипки Количественный состав скрипичной группы в оркестре 20, 36, 24, 40? Известные скрипачи? Известные виолончелисты? Известные альтисты? Известные контрабасисты? Диапазон скрипки Диапазон альта Диапазон виолончели Диапазон контрабаса В каких ключах пишут ноты для альта? В каких ключах пишут ноты для виолончели? В каком стиле музыки нашел распространение контрабас? Назовите известные вам школы игры на контрабасе и вкратце объясните их различие Какой из струнно-смычковых инструментов является транспонирующим? Вычеркните то, что не имеет отношения к скрипке Упор для подбородка, струнодержатель, колки тонкой подстройки (машинки), подставка, эфы, шпиль, струны, настроечные винты, гриф, смычок, альтовый ключ, лады. Тест 2. Деревянно-духовые инструменты Какие инструменты называются деревянно-духовыми, дайте определение Вычеркните лишнее: -кларнет -гобой -флейта Пана -труба -дудка -шалмей -корнет -горн -сакбут -зукра Диапазон флейты Диапазон гобоя Диапазон кларнета Диапазон фагота Диапазон саксофона
34 Вычеркните не транспонирующие инструменты: -флейта-пикколо -блокфлейта -гобой -кларнет -фагот -саксофон -английский рожок Назовите композиторов, которые писали для флейты: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке Назовите композиторов, которые писали для гобоя: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма — XX веке Назовите композиторов, которые писали для кларнета: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке Назовите композиторов, которые писали для фагота: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма XX веке Назовите композиторов, которые писали для саксофона: -в эпоху Барокко -в эпоху Классики -в эпоху Романтизма -XX веке Год создания кларнета? Год создания саксофона? Тест 3. Медные-духовые инструменты
35 Какие инструменты называются медными-духовыми, дайте определение Где в симфоническом оркестре расположена медная духовая группа Диапазон трубы Диапазон тромбона Диапазон валторны Диапазон тубы Вычеркните транспонирующие инструменты классического состава симфонического оркестра -труба -тромбон -валторна -туба В каком году была сконструирована вентильная система и кем? Выдающиеся музыканты, играющие на медных духовых инструментах? -труба -тромбон -валторна Вспомните симфонические произведения, где есть соло медных духовых инструментов Какой инструмент стал последним пополнением классического состава симфонического оркестра Критерии оценки ответов на тестовые вопросы
36 Критерии Усвоение программного материала 3 балла Умение связывать теорию с практикой 3 балла Умение излагать программный материал доступным научным языком 3 балла Показатели — аргументированный, логически сбалансированный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основной и дополнительной информации по проблеме; — знакомство с исследовательской литературой и источниками, демонстрирующее творческое применение полученных знаний к фактическому материалу. — показано умение использовать примеры для подтверждения теоретических положений; — при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов; — умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой; — показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий. — применяет полученные знания в учебной ситуации. — обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки; — строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию — материал изложен в строго определенные рамки, ответы лаконичны Максимальное количество баллов — 9 В 4 семестре проводятся практические индивидуальные занятия по инструментовке. В конце 4-го семестра проводится дифференцированный зачет и письменная контрольная работа по переложению произведений на определенный оркестровый состав (творческое задание) Критерии оценкивыполнения творческого задания Оценки по 5-ти балльной системе «отлично» 5 баллов Выполнение творческого задания Представленнаятворческаяработа отличается оригинальностью и зрелостью художественного решения, выполнена.со знанием законов композиции
37 «хорошо» 4 б. «удовлетвори тельно» — 3 б. «неудовлетворительно»- 2.б. Представленнаятворческаяработа соответствуют теме и поставленной задаче. Выполнена с небольшими ошибками в композиционном решении. Представленнаятворческаяработа не вполне соответствует поставленной задаче. Имеются ошибки в композиционном построении.. Представленнаятворческаяработа отличается незрелостью художественного решения, имеют композиционные ошибки. Содержание письменной контрольной работы, которая проводится в конце 4-го семестра. Сделать переложение произведения на определенный оркестровый состав и предоставить педагогу партитуру произведения, инструментованного для симфонического оркестра (для практической работы выбирается произведение для фортепиано, например, Лирические пьесы Грига, Прелюдии Дебюсси, Мимолѐтности Прокофьева). Перечень контрольных вопросов по курсу инструментоведения к дифференцированному зачету в 4-ом семестре 1. Симфонический оркестр. История происхождения и эволюция 2. Характеристика различных видов симфонического оркестра. 3. Камерный оркестр. Исторические сведения. 4. Камерный оркестр. Характеристика групп. Репертуар. 5. Струнные смычковые инструменты. История возникновения. Характеристика группы. 6. Индивидуальная характеристика скрипки (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 7. Индивидуальная характеристика альта (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 8. Индивидуальная характеристика виолончели (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 9. Индивидуальная характеристика контрабаса (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров. 10. Деревянные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная характеристика группы, область применения. 11. Флейта. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон. 12. Разновидности флейты. Применение разновидностей в оркестре.
Источник статьи: http://docplayer.ru/34873865-Instrumentovedenie-i-instrumentovka.html