Баня имени шарлотты корде

История петербургских бань

В отличие от Западной Европы, в Древней Руси бани были настолько широко распространены, что заслужили обязательного упоминания о них многими иностранными путешественниками.

Например, о русских банях писал английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI столетии Джильс Флетчер:

В XVII веке ему вторит британский аристократ Чарльз Карлейль, приближенный английского короля Карла II, посланный им в 1663 году к царю Алексею Михайловичу:

Культ общественных бань дожил до XVIII века и получил дальнейшее развитие в Петербурге. Естественно, что здесь строительству бань придавалось большое значение, не говоря уже о том, что Петр I извлекал из этого определенный доход для государственной казны, так как бани облагались значительным налогом.

Только из официальных источников известно, что уже в 1707 году бани стояли на Адмиралтейском дворе и вблизи Гавани, причем как солдатские, так и торговые, то есть общие. В первой четверти XIX века в Петербурге насчитывалось около пятидесяти торговых бань, в то время как количество домашних уверенно приближалось к полутысяче.

В XX веке строительство бань приобрело новое качество. К их проектированию привлекались видные архитекторы, а их внешнему облику придавалось преувеличенное значение. Они в полном смысле слова становились общественными сооружениями общегородского значения. Не случайно городской фольклор так точно сформулировал отношение петербуржцев к этому своеобразному общественному социальному институту: «Без Петербурга, да без бани нам как телу без души» и «Когда б не питерские бани, мы б все давно уже пропали».

Из наиболее известных городскому фольклору петербургских бань считается баня в Фонарном переулке, построенная в 1870–1871 годах по проекту архитектора П. Ю. Сюзора. Бани, принадлежали купцу 2-й гильдии М. С. Воронину. В свое время они были знамениты своим великолепным убранством — мраморными ваннами, зеркалами, пальмами. Внутри бани поражали посетителей бьющими фонтанами, мраморными бассейнами, отдельными номерами из пяти комнат. Бани считались лучшими в Европе. В народе их называли «Воронинские», «Бани на Фонарях» или просто «Фонари». Бани пользовались популярностью. Однако слава о них ходила не самая лестная.

В первую очередь это связано с репутацией самого Фонарного переулка. Известно, что к началу XX века количество открытых публичных домов в Петербурге перестало поддаваться точному подсчету. Появились целые районы красных фонарей. Один из наиболее известных очагов свободной любви располагался вблизи Невского проспекта, в Фонарном переулке. Название производили то ли от местного Фонарного питейного дома, то ли из-за фонарных мастерских, находившихся поблизости.

До конца XIX века это название не вызывало никаких ассоциаций, пока вдруг, по необъяснимой иронии судьбы, в этом незаметном переулке не начали появляться один за другим публичные дома с «соответствующими им эмблемами в виде красных фонарей».

Но, конечно, в создании дурной репутации «Фонарных бань» сыграли не последнюю роль и сами бани. Если верить легендам, бани «На Фонарях» любил посещать Григорий Распутин. В Петербурге поговаривали о свальном грехе, о массовых оргиях и прочих шокирующих деталях запретного быта, имевших место в банях.

Из бань, построенных в советское время, внимания городского фольклора заслужили бани, возведенные в 1966 году на углу улиц Марата и Стремянной, на месте снесенной Троицкой церкви, и названные «Невскими».

В петербургском городском фольклоре Невские бани известны под другими именами. В шутку их называют высокопарно «Дворец мытья» или по-простому «На стременах», от названия Стремянной улицы, куда выходит один из фасадов здания бань. Но есть у Невских бань и более изощренное прозвище. Оно навеяно реакцией на название улицы Марата, на которой бани расположены. Улица названа по имени одного из вождей Великой французской революции Жана Поля Марата, который погиб во время мытья в собственной ванне от удара кинжалом, нанесенном француженкой дворянского происхождения Шарлоттой Корде, сумевшей проникнуть в его дом. Так вот, Невские бани частенько называют «Бани имени Шарлотты Корде». Чего здесь больше: банных ассоциаций или намеков на судьбы революционеров, сказать трудно.

Известны в городском фольклоре и другие петербургские бани. Это «Пушкинские бани» на Благовещенской площади, которые, по легендам, посещал Пушкин; «Шаляпинские бани» на Большой Пушкарской улице; «Круглая баня», «Шайба» или «Циклотрон» на площади Мужества; «Красный фонарь» на 5-й линии Васильевского острова; «Плёха» на улице Черняховского.

Об авторе

Наум Александрович Синдаловский родился в 1935 году в Ленинграде. Исследователь петербургского городского фольклора. Автор более двадцати книг по истории Петербурга: «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» (СПб., 1994), «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах» (СПб., 1997), «От дома к дому… От легенды к легенде. Путеводитель» (СПб., 2001) и других. Постоянный автор «Невы», лауреат премии журнала «Нева» (2009). Живет в Санкт-Петербурге.

Источник статьи: http://antennadaily.ru/2018/02/05/banya/

Шарлотта Корде — убийца Марата

Жан-Поль Марат — политический деятель эпохи Великой французской революции, один из главных лидеров якобинцев. Жестокий, безжалостный, считавший террор единственным способом избавления от неугодных. О его личности и роли в истории до сих пор идут споры. Кто-то считает его героем, кто-то — безжалостным убийцей.

Но на убийц иногда находятся свои убийцы. И тогда возникает уже другой вопрос — справедливо ли убийство убийцы? Не будем вдаваться в эти размышления. На них все равно нет однозначного ответа. Поговорим о конкретном убийстве — убийстве Марата.

Убийство произошло 13 июля 1793 года и совершила его двадцатичетырехлетняя Шарлотта Корде.

Самой известной картиной, рассказывающей о смерти Марата, является картина французского художника Жака Луи Давида «Смерть Марата».

Картина написана, так сказать, «по свежим следам», сразу же после смерти Марата. Благодаря ей, и стали известны подробности убийства.

Марат был убит в ванне. И этот факт довольно-таки необычен и вызывает множество вопросов. Один из них — как посторонняя девушка могла попасть в ванную комнату мужчины и убить его там?

Ответ более чем прозаичен. Марат страдал кожной болезнью, приносящей ему много страданий. Чтобы облегчить боль, он практически все время проводил в ванне, заполненной водой со специальными солями. Марат почти не выходил из дома и всех посетителей принимал, сидя в ванне. Естественно, прикрытый покрывалами.

И часто изображаемый художниками тюрбан на голове Марата, отнюдь не дань моде, а полотенца, смоченные уксусом для облегчения головных болей, которыми тоже страдал лидер якобинцев.

Так что же произошло 13 июля 1793 года? У историков существует несколько версий событий. Наиболее распространенная следующая.

Шарлотта Корде, полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, происходит из древней дворянской семьи. Правда её отец был третьим сыном и не получил наследства. Некоторое время он служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме.

Шарлотта Корде приветствовала Французскую революцию. Но поддерживала она жирондистов, которые выступали за конституционное правительство. Идеи якобинцев совсем не вызывали у неё симпатии. Единственным способом искоренить их Корде посчитала убийство одного из главных лидеров партии якобинцев.

Перед покушением на Марата Корде писала: «Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона! «. На убийство Шарлотта Корде пошла сознательно.

Вечером 13 июля 1793 года Шарлотта Корде пришла в приёмную дома Марата и попросила передать хозяину записку. В ней говорилось о заговоре в Кане и о том, что у неё имеется список заговорщиков. Марат, прочитав записку, велел пропустить девушку к себе.

Принял он её, как уже говорилось выше, сидя в ванне. Шарлотта передала ему список. Марат углубился в чтение, а Шарлотта в это время нанесла два удара ножом, который заранее купила для этой цели.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/s_snegova/sharlotta-korde-ubiica-marata-5d636e5644742600adc1e039

Шарлотта Корде: Убить одного, чтобы спасти сто тысяч

Весной 1793 года противоречия между двумя основными политическими группировками революционной Франции – жирондистами и якобинцами – обострились до крайности. Этому способствовали продовольственные трудности, восстания противников революции и начавшаяся война с Пруссией и Австрией, поддержанными Великобританией.

31 мая в Париже началось восстание санкюлотов – парижской бедноты. Восставшие требовали установления максимума цен, государственной поддержки бедняков и расправы над «врагами революции». 2 июня власть окончательно перешла к якобинцам. Начался короткий и кровавый период якобинской диктатуры.

Одним из лидеров новых хозяев Франции был Жан-Поль Марат , известный врач и ещё более известный публицист. Со страниц редактируемой им газеты » Друг народа » регулярно звучали призывы к расправе с политическими противниками якобинцев, обвинявшихся Маратом в продажности и презрении к интересам простых людей:

«Перестаньте терять время, изобретая средства защиты. У вас осталось всего одно средство, о котором я вам много раз уже говорил: всеобщее восстание и народные казни. Нельзя колебаться ни секунды, даже если придётся отрубить сто тысяч голов. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья, это единственное средство победить ваших коварных врагов. Если бы они были сильнее, то без всякой жалости перерезали бы вам горло, колите же их кинжалами без сожаления!»

В апреле Марата пытались судить за призывы к убийствам, но Революционный трибунал встал на его сторону, ведь в то время он был наиболее влиятельным журналистом страны, сочетавшим в себе несомненные литературные способности с манией величия и чрезмерной даже по тем временам жестокостью.

«Фурия, прибывшая из Кана. «

Нормандия становится одним из центров оппозиции, куда перемещаются многие жирондисты, которые были изгнаны из Конвента. К одному из них, Шарлю Барбару , и приходит под благим предлогом 24-летняя дворянка Шарлотта Корде . Ей необходимы рекомендательные письма в Париж. Это часть плана убийства Марата.

Трудно определённо сказать, когда именно Шарлотта пришла к идее «убить одного, чтобы спасти сто тысяч» , как она позже заявит на суде. Правнучка знаменитого драматурга Корнеля , она выросла в обедневшей дворянской семье, рано потеряла мать, воспитывалась в бенедиктинском аббатстве. С началом революции увлеклась чтением политической литературы. Роялисткой Шарлотта ни в коей мере не была, считала короля слабым и неспособным «предотвратить бедствия народа» , однако казнь Людовика XVI восприняла с отвращением:

«Люди, которые обещали нам свободу, убили её, они всего лишь палачи!»

Приехав в Париж Шарлотта встретилась с депутатом Клодом Лоз-Дюперре , формально не принадлежавшим к жирондистам и избежавшим высылки, и отдала ему письма Барбара. На следующий день она пишет » Обращение к французам, друзьям законов и мира «, свой манифест, в котором возложит на Робеспьера, Марата (которого назовёт » самым гнусным из всех злодеев «) и их сторонников ответственность за беды Франции. В конце она процитирует » Смерть Цезаря » Вольтера:

«. А удивит ли мир великий подвиг тот,
Быть может, восхитит, быть может, ужаснёт, –
Мой дух не возмутит потомков приговор,
Всё безразлично мне: и слава, и позор.
Свободный человек от века – гражданин,
Ничто мне не указ, велит лишь долг один.
Итак, вперёд, друзья: свобода или смерть!»

13 июля она приобретёт в лавке кухонный нож и со второй попытки пробьётся на приём к Марату. Тот проглотил наживку в виде обещанной ему информации о жирондистском заговоре и принял Шарлотту, сидя в ванне, где в последнее время проводил долгие часы, мучимый быстро прогрессировавшей кожной болезнью. Два удара ножом в грудь оборвали его жизнь.

Следствие и суд

Следствие было по-революционному кратким, уже 17 июля убийца предстала перед судом. Обвинял Фукье-Тенвиль , провинциальный прокурор при старом режиме, приспособленец, ставший с самого начала революции пламенным обличителем её врагов. Должность общественного обвинителя Революционного трибунала ему устроил его дальний родственник Камилл Демулен , видный якобинец (позже Фукье-Тенвиль будет присутствовать при его казни в качестве представителя правосудия). Защищать Корде предстояло известному адвокату Клоду Франсуа Шово-Лагарду : он был назначен трибуналом после того, как не явился в суд защитник, избранный самой Шарлоттой.

Шово-Лагард, составивший себе имя в юридических кругах ещё до революции, уже имел опыт выступления в трибунале: двумя месяцами ранее он добился оправдания генерала Франсиско Миранда , венесуэльца на службе революционной Франции, которого обвинили в пособничестве мятежному генералу Дюмурье . Впереди у него была защита Марии-Антуанетты , жирондистов мэра Парижа Байи и других жертв якобинского террора, арест и почти неминуемая гибель, от которой его спасёт Термидорианский переворот в июле 1794-го.

Есть основания подозревать, что президент трибунала Жак Монтане , опытный юрист и не сторонник революционных крайностей, хотел введением в процесс этого мужественного человека и блестящего оратора добиться смягчения участи Шарлотты Корде путём объявления её сумасшедшей (это означало бы пожизненное заключение). Для Монтане этот ход (если такое намерение присутствовало в действительности) чуть не закончился трагически: Фукье-Тенвиль после процесса обвинил его в «контрреволюционной снисходительности» к преступнице, и первый президент трибунала отправился в тюрьму, откуда вышел также после Термидора.

Суд начался. Присяжные принесли клятву. Фукье -Тенвиль зачитал длинный обвинительный акт, полный трескучих революционных фраз и политических оценок. Были допрошены многочисленные свидетели. Настала очередь допроса подсудимой. Шарлотта Корде держалась с большим достоинством, отрицала чьё-либо соучастие и не пыталась добиться снисхождения.

Председатель: «Кто вас подговорил совершить это убийство?»
Корде: «Его преступления».
Председатель: «Что вы подразумеваете под его преступлениями?»
Корде: «Несчастья, причиной которых он был с самого начала революции».
Председатель: «Кто внушил вам мысль совершить это убийство?»
Корде: «Никто, я сама решила убить его».

Приговор и казнь

В прениях Фукье-Тенвиль предсказуемо потребовал смертной казни. Шово-Лагард, понявший, что сама Корде не хочет смягчения своей участи, поколебавшись, решил не идти наперекор юле его подзащитной. Перед присяжными суд поставил три вопроса. На все три они ответили утвердительно:

«да, Марат был убит; да, его убила Шарлотта Корде; да, она сделала это умышленно и с преступными намерениями».

Суд приговорил подсудимую к смертной казни на гильотине. К эшафоту её должны были доставить в красной рубашке, что было отличительным знаком отцеубийц, к которым приравняли убийц французских законодателей. Её имущество поступало республике.

Нож Шарлотты не остановил террор

Знаменитый парижский палач мэтр Сансон оставил подробные воспоминания о последних минутах жизни убийцы Марата. Шарлотта, как и на суде, обнаружила невероятное присутствие духа. Часть собравшихся на площади Республики проклинала её, часть ей сочувствовала. Помощник палача, плотник Легро, поднял отрубленную голову и дал ей несколько пощёчин,это вызвало возмущение, его судили и приговорили к позорному столбу и неделе тюрьмы.

Бессмертие

Несомненно, Шарлотта Корде восхищалась поступком Брута. Кинжал римского сенатора не спас Свободу: после гибели Цезаря началась гражданская война, до окончательного падения республики оставались считанные годы. Нож Шарлотты не остановил террор, в какой-то мере даже подхлестнул. Но её поступок вдохновил поэтов, сравнивавших её с древнегреческой богиней мщения Эвменидой .

Прадед Шарлотты, великий драматург Пьер Корнель , за полтора столетия до гибели Марата вложил своему Горацию в уста такие строки:

Кого бы ни сразить за град родной и землю,
Я с радостью слепой такую честь приемлю.
Его правнучка была уверена, что то,что она сделала, было совершено «за град родной и землю».
Нельзя готовому для подвига герою,
Вступив на славный путь, назад глядеть с тоскою.
Постигла нас теперь горчайшая из бед,
Всё это вижу я, но страха в сердце нет.

Поддержите канал – подписывайтесь, ставьте лайк.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/xtorik/sharlotta-korde-ubit-odnogo-chtoby-spasti-sto-tysiach-5ac141d25991d33f1beb43fc

Читайте также:  Оснащение комнаты отдыха в бане
Оцените статью
Про баню