- Баня в виде избушки на курьих ножках
- Как и зачем на Руси строили в лесу избушки «на курьих ножках»
- Баня в виде избушки на курьих ножках
- О сообществе
- Избушка на курьих ножках: эхо языческого прошлого и практичное крестьянское изобретение
- Избушки на курьих ножках
- Избушка на курьих ножках.
- Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках
- Как и зачем на Руси строили в лесу избушки «на курьих ножках»
Баня в виде избушки на курьих ножках
Как и зачем на Руси строили в лесу избушки «на курьих ножках»
Бывало, лесные срубы строились не на земле, а на пеньках, либо на высоких столбиках. В позднее время подобным образом возводили лабазы. Сооружения таким способом поднимали в пойменных и заболоченных местах, где талая вода могла подтопить жилище. Да и не каждому дикому зверю и мелкому грызуну по силам покушаться на съестные припасы, хранившиеся на высоте одной или двух саженей.
А чтобы туда не забрались такие коварные верхолазы, как медведь и росомаха, избушки иногда рубили без привычных окон и дверей – с единственным волоковым запирающимся изнутри оконцем и замаскированным потаённым лазом. Если уж и ставили дверь, то делали ее совсем низкую, но непременно плотную и с тугим засовом.
Чтобы столбы не гнили, их предварительно тщательно обжигали, окуривали и смолили. Впоследствии такие «сваи» ещё не раз окуривались пришлым людом от зловредной плесени и паразитов, как и всё пространство под избой.
«По-видимому, избушка в лесу — это самое примитивное, сохранившееся в своем первоначальном виде древнейшее человеческое жилье». Василий Белов «Лад»
Конечно, такие «лесные баньки», как их стали называть позднее, не всегда ставились на пни и столбы – со временем их всё чаще строили прямо на земле. Но в любом случае подобные лесные жилища представляли собой квадратную клеть с потолком из плотно притёсанных брёвен.
Крышу сооружали плоскую, односкатную, либо двускатную, но не очень крутую. Утеплителем служил мох, а на потолке он прижимался слоем земли. У стен ставили широкие лавки из тёсаных плах, на которых крестьяне спали. В углу располагали стол.
«Шум ветра в морозном ночном лесу заставлял ценить тепло и уют, вызывал благодарность к человеку, срубившему избушку. Ночлежник спокойно засыпал с этим чувством». Василий Белов «Лад»
Иногда рядом с такой избушкой пристраивали стойбище для лошадей с простой изгородью и крышей из жердей, хвои и древесной коры. Рядом с временными жилищами, возведёнными на берегах лесных рек и озёр, обустраивались причальные мостки и вешала для просушивания сетей и прочих снастей.
Рубил такое жильё не каждый крестьянин, зато пользоваться им мог всякий путник – будь то заблудившийся нищий бродяга, странствующий калик перехожий, купец-богатей или служилый урядник. Плотность населения на Руси была невелика, а расстояния при этом – космические, поэтому добрые поселяне ставили избушки невдалеке от лесных трактов и троп, соединяющих волости и губернии.
Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материалы.
Баня в виде избушки на курьих ножках
Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥
О сообществе
В сообществе Вы можете поделиться с пикабушниками хорошими снимками, получить критику, помощь, а также узнать много интересного из мира фотографии.
1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.
Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).
Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.
Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).
Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.
2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.
Приветствуется указывание более подробной информации.
3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.
4. Если Вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Однако учтите, что отсутствие данного тега не отменяет возможность критиковать Ваши работы.
5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)
Все комментарии подобного рода будут удаляться.
6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.
7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.
Избушка на курьих ножках: эхо языческого прошлого и практичное крестьянское изобретение
Всем нам с детства знаком этот образ. И настолько он вошёл в наше сознание, что нам кажется вполне обыденным, что какая-то старуха с костяной ногой живёт в тесной низенькой избёнке на курьих ножках в глубине леса. А ведь этот образ, преодолевший тысячелетия устного народного существования, имеет под собой реальный прототип.
В стародавние времена, ещё до того, как на славянские земли пришло христианство, такие избушки на курьих ножках имели очень большое распространение. В стороне от человеческого жилья в лесах на высоких коряжистых пнях наши предки устраивали маленькие деревянные срубы, в которых клали тела усопших родичей. Эти срубы выполняли роль погребальных сооружений (до сих пор иногда можно услышать, как гробы называют домовинами), они всегда были повёрнуты входом «в лес», в сторону от тропы, по которой мог прийти человек. Кстати, такой способ захоронения был распространён не только у славян, но и народов Сибири.
Получается, что многочисленные добрые молодцы, царевичи и богатыри приходили за помощью и советом не просто к какой-то колдунье или хранительнице леса, а к одной из усопших пращуров, связывавшей мир живых и мёртвых.
Бесспорно, сказочные избушки на курьих ножках пошли именно от этих древних домовин. Но на просторах нашей необъятной Родины встречались и другие «ногастые» строения, ни со сказками, ни с языческими обрядами никак не связанные.
До сих пор на Пинежье в стороне от больших дорог можно повстречать небольшие срубы, установленные на деревянные ножки. Часто они «собираются» вместе, на окраине деревни, создавая весьма колоритную картину.
Сделано это не для красоты и не в подражание сказочным избушкам. Таким нехитрым способом находчивые крестьяне защищают своё зерно от мышей, которые не могут пробраться в стоящий на ножках амбар.
Вряд ли, гуляя по лесу, вы наткнётесь на дом бабы Яги или чей-то ещё древний склеп, а вот встретиться с опрятным и аккуратненьким амабром на курьих ножках на Русском Севере у вас есть все шансы. Приезжайте, и убедитесь в этом сами.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-v-vide-izbushki-na-kurih-nozhkah/
Избушки на курьих ножках
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны…
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила.
Музей деревянного зодчества г. Суздаля был спроектирован Валерием Михайловичем Анисимовым (1937–2017) как типичное село Владимирской губернии XIX века и условно состоит из трёх частей: храмовые постройки, жилые – и хозяйственные сооружения, то есть мельницы, овины, амбары. Надо отметить, что последние пользуются у посетителей не меньшим интересом, чем церкви или избы.
Первыми гостей встречают три амбара-житницы на высоких дубовых ногах-сваях, перевезённые из села Польцо Муромского района.
Ставились такие сказочные избушки на курьих ножках не только в поймах рек, но и целыми амбарными улицами, «на глазах» – то есть напротив жилых домов. Высокие опоры предохраняли продукты (чаще всего в них хранилось зерно-жито) не только от воды, но и от грызунов. А то, как гласит народная мудрость, «Мышь в амбаре не заморить» — всегда найдёт, чем поживиться.
До того, как приобрести статус памятника деревянной архитектуры и поменять свою дислокацию в пойме реки Оки на берег р. Каменки, в 1972-73 гг., эти три сооружения находились на амбарной улице одним рядом, напротив главных фасадов домов через дорогу. И было их там в то время целых 24!
Интересный факт: именно зерно, хранимое в сусеках таких амбаров у воды, было наиболее всхожим, так как близость реки обеспечивала оптимальную для этого влажность. А если река была судоходной – удобно привезти речным транспортом, погрузить-выгрузить. По такому же принципу в затопляемых при разливе местах бытовали в старину возле водоёмов и бани. Ох, непросто туда было воду носить…
Старший научный сотрудник историко-этнографического отдела ГВСМЗ Надежда Максимова
Выставки и экспозиции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника в данный момент закрыты в связи с мерами предосторожности против распространения коронавирусной инфекции. Но после окончания карантина мы ждём вас в музее. И, конечно же, в Музее деревянного зодчества , где вы сможете погрузиться в атмосферу прошлого и увидеть такие простые и одновременно удивительные вещи.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vladmuseum/izbushki-na-kurih-nojkah-5eabe62eae328b436246f583
Избушка на курьих ножках.
Веселые посиделки перед рождеством не обошлись без приключений. Всем очень захотелось найти исток древней легенды о Демонах и их происхождении. А что находится под этим понятием?
Как я уже говорил: всё, что называется словом и относится к явлению природы или используется в миру как определение, является шаблоном восприятия, который имеет личную характеристику. Также и люди, которые называют себя или относят к роды бесовской знати, видят в них Высшую Силу, которая ведет и их определяет. Сила зовется Именем, которое соответствует ее форме или проявляет ее различные качества и определение.. Так испокон веков называли все природные явления. Их определяли по названию и тем особенностям, что были заметны человеку. Например, если вы заметили движение воздуха, значит это ветер..
Также и с бесовскими именами. Индивид определяющий себя именем подчеркивает в себе именно те качества, которые в нем присутствуют, чтобы выделить индивидуальность из серой массы. Демонстрацией себя и пафосом это не является, как и просто для красного словца (бывает и такое). Это есть Определение индивидуальности, истинных качеств, Образ жизни, форма порядка здесь стоит не на первом месте, даже если кому-то оно бросится в глаза.
Лично я считаю, что религия и моральные принципы создали модели (шаблоны) личности, чтобы упростить ориентацию в пространстве и повысить эффективность поиска. Они это сделали с целью показать всему миру разницу между добром и злом, чтобы показать силу веры и власть. В большинстве случаев это психологические модели, образ мышления таких же людей, имеющих различные склонности. А под маской беса скрывается та или иная склонность в пристрастии. Определение одержимости. Бывают случаи, которые в библии не описаны, как и не сказаны их естествознания таких явлений. Но при этом они существуют.
Как вы все знаете меня часто теребят по поводу моего имени. Его необычность всех затрагивает аж до глубины души, и они об этом говорят с пристрастием. Любопытно им, но не мне.. Так как мне известно всё, что с этим связано. В полной мере у кого-то это даже вызывает подозрение и они пытаются импровизировать на данную тему, игнорируя объяснения. Что смешного в этом.. не понимаю. Они над собой видать смеются, когда пытаются личную тупость подчеркнуть, а не призвать ясность понимания. Заметил, что это происходит со многими редкими именами независимо от того, где они употребляются.
Вам смешно.. А какого тем, к кому это адресовано? Без объяснения и пояснений по поводу твоего происхождения и интима в жизни поток пытливости вперемешку с лукавством и лицемерием не закончится. Но метать бисер перед свиньями я не собираюсь.
Надеюсь, дамы и господа, вы сами себе легенду придумаете.. А я уж в своей избушке на курьих ножках сам разберусь. Только в печку без легенды вас отправить могу с удовольствием.. Держитесь.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/baal_lucifier/izbushka-na-kurih-nojkah-5ff72b72bb14d54ffba6bb1b
Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках
Что это такое на самом деле?
Много в русских сказках есть необычных и волшебных предметов и явлений — скатерть-самобранка, меч-кладенец, яйцо, в котором хранится смерть Кощея, и т.д. Один из самых ярких образов — это, конечно, избушка на курьих ножках.
Как мы все прекрасно знаем с самого детства, избушка эта непростая — она стоит к лесу лицом и войти в нее можно, только развернув ее волшебной фразой: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Оно и понятно, обитательница у нее тоже с норовом — сама Баба Яга!
Интересно, что за этим сюжетом кроются исторические корни. И избушка в сказках совсем не случайно выглядит так странно. На это есть свои обоснования — они кроются в языческих традициях древних славян.
Итак, почему же у этой избушки курьи ножки и она так странно себя ведет?
Если заглянуть в словарь Владимира Даля, то там все просто. Он пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу. Особенно это было актуально для болотистых мест.
Вроде бы все логично, вот только странно — почему она тогда стоит на опушке леса. Там-то откуда болота?
Даль жил в середине XIX века, еще до того, как исследователи начали подходить в фольклорному материалу с серьезным научным аппаратом. А уже в 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и ее жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.
Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу, по славянским верованиям скрывалась таинственная страна мертвых — Навь. Все волшебные приключения с героями волшебных сказок происходят именно в мире мертвых. Там обитают и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч. Оттуда добываются разные чудесные предметы. Туда же уносят похищенных царевен.
Чтобы попасть в Навь, надо пройти через единственное место, где соприкасаются оба мира — а это как раз наша избушка. И живет в ней хранительница границы — Баба Яга. О ней мы уже писали с этой точки зрения, в конце заметки поделимся ссылкой.
Так вот исследователи полагают, что избушка — это место погребения. Самый настоящий домик мертвых. А ножки у нее вовсе не куриные, а курные. Дело в том, что после помещения в такой гроб (домовину — по-древнерусски), полагалось ее обкурить дымом. Это часть старинного погребального обряда. Раньше покойников принято было сжигать.
Позднейшие рассказчики сказок уже не знали такого обычая и слово «курные» поняли по-своему. Так и появилась избушка на курьих ножках.
Как и обещали, в конце приводим ссылку на нашу статью про Бабу Ягу: Тайны русских сказок. Баба-Яга
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
Источник статьи: http://zen.yandex.com/media/litinteres/tainy-russkih-skazok-izbushka-na-kurih-nojkah-5c266434fa137100aab49ef7
Как и зачем на Руси строили в лесу избушки «на курьих ножках»
Для каждого крестьянина, обитавшего в северной и центральной России, не говоря уже о Сибири, лес был важнейшим подспорьем в хозяйстве и служил источником различных промыслов. Рощи, пущи и чащобы, богатые дичью, стройматериалами, ягодами, грибами, целебными травами, смолой, корой, мхом и прочим жизненно важным сырьём, кормили, лечили и помогали выживать нашим предкам. Ежегодно им приходилось по несколько недель работать на лесных покосах и охотиться на заокольных заимках. Вдалеке от дома, крестьяне рубили деревья, и на том же месте жгли уголь, а там, где добывали смолу — строили смолокурни. Для временного жилья поселяне возводили лесные избушки, и частенько ставили их на «курьих ножках»…
Бывало, лесные срубы строились не на земле, а на пеньках, либо на высоких столбиках. В позднее время подобным образом возводили лабазы. Сооружения таким способом поднимали в пойменных и заболоченных местах, где талая вода могла подтопить жилище. Да и не каждому дикому зверю и мелкому грызуну по силам покушаться на съестные припасы, хранившиеся на высоте одной или двух саженей.
А чтобы туда не забрались такие коварные верхолазы, как медведь и росомаха, избушки иногда рубили без привычных окон и дверей – с единственным волоковым запирающимся изнутри оконцем и замаскированным потаённым лазом. Если уж и ставили дверь, то делали ее совсем низкую, но непременно плотную и с тугим засовом.
Чтобы столбы не гнили, их предварительно тщательно обжигали, окуривали и смолили. Впоследствии такие «сваи» ещё не раз окуривались пришлым людом от зловредной плесени и паразитов, как и всё пространство под избой.
Именно по этой причине сказочные «курьи ножки» у избушки — на самом деле не курьи, а курные. Возможно, о таком жилище и писал Пушкин: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
«По-видимому, избушка в лесу — это самое примитивное, сохранившееся в своем первоначальном виде древнейшее человеческое жилье». Василий Белов «Лад»
Конечно, такие «лесные баньки», как их стали называть позднее, не всегда ставились на пни и столбы – со временем их всё чаще строили прямо на земле. Но в любом случае подобные лесные жилища представляли собой квадратную клеть с потолком из плотно притёсанных брёвен.
Крышу сооружали плоскую, односкатную, либо двускатную, но не очень крутую. Утеплителем служил мох, а на потолке он прижимался слоем земли. У стен ставили широкие лавки из тёсаных плах, на которых крестьяне спали. В углу располагали стол.
В центре клети обустраивался очаг — курная печь, либо таган из крупных камней. Согревались жильцы по-чёрному — когда исчезал угар вместе с синим углём, заволакивали волоковое окно до утра, и в избе царил тёплый прозрачный туман со смоляным духом, который в летнюю пору выживал комаров, гнус и прочих незваных насекомых.
«Шум ветра в морозном ночном лесу заставлял ценить тепло и уют, вызывал благодарность к человеку, срубившему избушку. Ночлежник спокойно засыпал с этим чувством». Василий Белов «Лад»
Иногда рядом с такой избушкой пристраивали стойбище для лошадей с простой изгородью и крышей из жердей, хвои и древесной коры. Рядом с временными жилищами, возведёнными на берегах лесных рек и озёр, обустраивались причальные мостки и вешала для просушивания сетей и прочих снастей.
Рубил такое жильё не каждый крестьянин, зато пользоваться им мог всякий путник – будь то заблудившийся нищий бродяга, странствующий калик перехожий, купец-богатей или служилый урядник. Плотность населения на Руси была невелика, а расстояния при этом – космические, поэтому добрые поселяне ставили избушки невдалеке от лесных трактов и троп, соединяющих волости и губернии.
Как правило, всякий временный жилец, попавший в такую нехитрую обитель, придерживался благочестивого русского обычая — оставлять после себя хоть какой-нибудь съестной припас для таких же, как он, путников. Нищий бродяга мог пожертвовать плошку сушёных грибов или ягод, а в зимнюю пору на худой конец оставлял в жилище дрова или огниво. Зажиточные путники, бывало, благодетельствовали мукой, солью и даже вяленым мясом или сушёной рыбой. Так и жертвовали Христа ради.
Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материалы.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rus_strannik/kak-i-zachem-na-rusi-stroili-v-lesu-izbushki-na-kurih-nojkah-5c603e3b21e11900ae15c9e4