Баня как нечистое место

Баня как нечистое место

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» — стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Читайте также:  Заготовка леса для сруба бани

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

Источник статьи: http://app.russian7.ru/post/186571

Банник и обдериха: мистические хозяева бани.

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными…

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными существами таинственного мира нечистой силы выступают «домашние» духи — домовой да банник.

мистические существа и древние суеверия

Традиции живущих рядом с людьми «духов» уходят глубоко в историю человечества, превращаясь в легенды о мистических существах с упоминанием нечистой силы. Издревле известны рассказы наших предков, что повсюду живут духи, в доме – домовой, в лесу – леший, на болоте – кикимора, а в бане – банник, или банная бабушка, анчутка.

Баня считалась нечистым местом с грязной водой, потому-то после баньки рекомендовалось ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в реке либо же поваляться в снегу, чтобы очиститься. А нечистым местом баня считалась по причине отсутствия в ней икон, следственно люди не были защищены от нечисти божьим словом.

Трудно представить как все это было устроено в старину, но в бане проводились ритуальные поминовения упырей и навий. Впрочем, в бане проходили и святочные гадания — девушки и молодые женщины снимали с себя нательные крестики и обращались за помощью к нечистой силе.

Да, как ни удивительно, но Банник — достаточно зловещая фигура, — частый участник девичьих гаданий на святки. В полночь подружки собираются у открытой двери бани, ну а старичок ясное дело уже ждёт, чтобы вершить предсказание: потрогает молодуху мохнатой рукой — жди дивчина богатого жениха, ощупает голой — знать жених будет из бедных. Ну а рукой мокрой огладил — пьяницей окажется женишок.

Банник и обдериха — реальные хозяева бани.

Незримым «Хозяином» бани с давних пор считался банник. Говорят, что это маленькое существо, живущее за печкой, пугающее людей в образе старика с зеленой бородой обладало недюжинной силищей. Нередко озорное существо пугало людей громкими стуками в стену, а могло и кипятком ошпарить.

Сквернословить и громко разговаривать в бане, либо мыться в праздники и поздно вечером, — явно обозлить нечистую силу! Мыться полагалось в три захода, четвёртый обязательно оставляя баннику, пока печка ещё не остыла. Кто нарушал неписанные правила, того банник наказывал крайне строго, а то обозленный неуважением мог и вовсе запарить виновника до смерти.

Чтобы задобрить обидчивого духа, сыпали крупную соль на каменку. Зеленобородого старичка угощали ржаным хлебом со щепоткой соли, оставляя хлеб в предбаннике. Кстати, в старину порог бани переступали с приветственным словом, а выходили, оставив теплую воду, веник и мыло с той целью, чтобы банник мог с удовольствием помыться.

Обдериха — лохматая и страшная старуха, лишь одним видом вгоняющая людей в ступор ужаса. Живёт демоническая хозяйка бани под полоком, нередко оборачиваясь знакомой девушкой. Заманив обманутого простачка в баню, она запросто могла упарить того до смерти. Говорят, что зловредная старушка показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.

В одной из старых историй мистического толка, обдериха однажды спасла девушку о верной погибели. Очень в давние времена это было, когда молодые девушки возвращаясь с лесного сбора ягод миновали погост. Вдруг увидели — кости белеют. Озорная дивчина возьми да скажи: Кости-кости, заходите к нам в гости!

Вечер уже наступил, когда в хату где юные девушки вышивали парни незнакомые пришли. Веселые, пряниками угощают да с девками заигрывают. Одна из них под иконы отошла да увидела — зубы то у парней железные, а в сапогах кости бултыхаются. Она и говорит:

— Девушки, я до ветра пойду. А ряженные скелеты проходу ей не дают, от дверей в запять отворачивают.
— Хоть косу дверьми прищемите, да выпустите. Они ей косу то дверьми и прищемили, а дивчина косу срезала да вон из хаты кинулась. А скелеты не отстают, вот уж догоняют озлобленные. Заскочила дивчина в баню, да взмолилась нечистой силе — обдериха-матушка, спрячь меня, помоги!

Услыхала Обдериха слезы девичьи — паром жарким баню наполнила, да девушку им как в тумане укрыла. Забежали парни не парни, а скелеты злобные — да пусто в бане, нет никого! Тут и петух на подмогу запел, утро возвестил, скелеты на кости и рассыпались.

Быль то иль сказка мало кто теперь скажет, но одно очевидно, не хочешь стать жертвой мистических хозяев бани — соблюдай простые традиции, о чем не раз сообщали знающие истину люди. А между тем правила как гласят легенды взаправду нехитры: в баню вовремя ходить, да не мыться в одиночку в полуночное время. Входи благословясь, да обязательно испросив разрешения у хозяев бани — вот и будет в таком случае все в порядке.

Источник статьи: http://holmtain.ru/bannik-i-obderiha-misticheskie-hozyaeva-bani.html

Нечистое место: какие шокирующие обряды русские проводили в бане

«Пар костей не ломит», – любят приговаривать русские. Но то, что зачастую делали в парной на Руси, вызывает не только чувство неловкости или растерянности, а настоящий шок.

Попарить покойника и уморить старца

На языческой Руси баньку часто затапливали, чтобы «попарить» покойников, вернее, их дух. У современного человека ритуал вызовет по меньшей мере недоумение: обрядовые театральные причитания, даже если родственник умер давным-давно, «поддавание парку» так, чтобы не задеть дух умершего, нетронутый обмылок и лучший веник для пришедшего помыться почившего родственника. «Парили» дух покойника на 40 день, а также на Радуницу – день поминания усопших.
О славянском ритуале умерщвления стариков пишет в своей книге «Языческая символика славянских архаических ритуалов» Наталья Велецкая. Умирающего старика приносили в баню зимой, омывали в парной, а затем частично разбирали крышу, чтобы душа «быстрее попала на небо». Если земля на погосте промерзала так, что не копнуть, хоронили умершего в земляном полу парной, а весной переносили останки на кладбище. К такой практике прибегали жители русской деревни Карстала в Ингерманландии.

Огненный веник

Путешествующие по Руси иностранцы часто сравнивали русскую парную с пыточной. Невдомек им было, что русские мужики и бабы неистово хлещут друг друга вениками, чтобы очистить тело и душу. Впрочем, отчасти в подозрениях иностранцы были правы: баню нередко использовали для того, чтобы «узнать подноготную». Нет, иглы под ногти в парной не загоняли, а вот веником подожженным хлестали.
Такой вид дознания использовался во времена опричнины. «Псы» Ивана Грозного пытали подозреваемого искусно: умереть несчастному не давали, чтобы мука длилась максимально долго. Малейшее прикосновение к распаренным зудящим ожогам вызывало болевой шок, узник терял сознание, а когда приходил в себя, его снова «парили».

Без порток и без шляпы

Бичом русских бань, по словам Гиляровского, были банды банных воров. Их добычей становилась одежда посетителей. В «простонародных» банях воры использовали простую схему. Сначала «поддавали» пару на каменку так, чтобы дальше носа не видно было. Посетители, которые не выдерживали жару, выскакивали в мыльню, а тем временем воры срывали их одежду с шестов и прятали тут же. Оставалось после закрытия заглянуть в парную и забрать спрятанное белье. А платить за украденное приходилось служащим бань.
В «дворянских» отделениях воры использовали другую схему. Посетитель за сданное платье получал жестяной номерок. Кто-то вешал его на шею или запястье, а кто-то – на ручку шайки. Но в любом случае ловкий вор ухитрялся подменить номерок, быстро выскочить из парной и забрать дорогую одежду.

Банщики-каторжники

Как писал известный знаток русского быта Михаил Гиляровский, тяжелее всех в московских банях приходилось парильщику. Его рабочий день длился 21 час (с 5 утра до полуночи). Температура в парной доходила до 75 градусов. В обязанности входило не только мытье, хлестание веником, растирание посетителей, но и топка печи с уборкой мыльни. Один перерыв на полчаса в полдень. И за такой каторжный труд никакого жалованья! Только «подачки от мывшихся» – кто сколько даст. Половину «чаевых» парильщик должен был отдать хозяину.

Бей вора!

Некоторые владельцы бань, стремящиеся сохранить репутацию своего заведения, платили банным ворам каждый месяц отступные. «Крышующие» воры «на окладе» следили, чтобы другие пройдохи не крали одежду посетителей, а если кто-то из другой банды попадался, его калечили или убивали на месте.
Использовали и «более гуманный» способ наказания. Пойманного вора в полицию не сдавали, а чинили медленный самосуд. Его привязывали к специальному столбу, который поддерживал потолок в парной или другом зале, и каждый посетитель мог вдарить хорошенько. В односторонних боях без правил разрешалось всё: долбануть тростью, дать кулаком прямо в нос, пнуть раз пять. Понятно, что среди желающих в основном были недавние жертвы, и неважно, если обокрал их совсем не тот, кого теперь истязали у столба. А в конце дня изувеченного вора попросту выкидывали на улицу, даже если стоял лютый мороз.

Про болонок и веники

Наряду с мужскими и женскими отделениями, а также градацией по статусу – простонародные, дворянские, купеческие, в московских банях были семейные отделения. Они пользовались популярностью у дам высшего света, которые приходили попариться вместе с любимыми… Нет, не детьми, а моськами. Горничные усердно мыли и парили собачек, чтобы барыня осталась довольна.
В начале 80-х готов вышло негласное «банное постановление» – брать по копейке за веник. «Ломовая цена» вызвала скандал, который в Устьинских банях Москвы закончился комично. Посетители повыбивали окна, а затем устроили драку не хуже, чем ковбои в салунах Дикого Запада. Публика, не участвующая в потасовке, как пишет Гиляровский, разбегалась домой, в чем мать родила.

Кровавые банки

Как известно, в русской парной лечили многие болезни. Вот только, что излечивала популярная процедура постановки банок в общественных парных Москвы XIX века, остается загадкой. В антисанитарных условиях цирюльник брил и стриг, а в перерывах – пускал кровь при помощи банок. Их устанавливали обычно на 2-3 минуты, чтобы втянуть не более сантиметра кожи, но если цирюльник «отвлекся» на стрижку или вышел покурить, то банка могла простоять втрое дольше.
Когда «жертве» все-таки удавалось заставить цирюльника вернуться, «лекарь» при снятии банки слегка надрезал втянутую кожу. На надрез повторно ставилась банка, которая через 5 минут полностью наполнялась кровью. Затем цирюльник срывал банку, и вся кровь оказывалась на полу. Таким же образом устанавливалось еще 11 банок на других участках тела. В итоге весь пол и скамья были залиты кровью.
В рекламных целях на вывесках парных обычно красочно изображали процесс «пущания крови». Цирюльник с окровавленным ланцетом стоит рядом с крепким мужиком, из руки которого фонтаном брызжет кровь. Тут же – мальчишка с полотенцем и огромным тазом, наполненным кровью.

Место встречи изменить нельзя

Бани, и парные как обязательная их составляющая, нередко становились местом встречи гомосексуалистов. Особенно это касается петербургских парных, которые после 1905 года приобрели репутацию мужских борделей.
Криминальный журналист тех времен Руадзе писал, что в Знаменских банях Петербурга можно не только уединиться с постоянным любовником в отдельном номере, но и купить абонемент на стандартные и дополнительные услуги банщика. Выбрать «малого» можно было по фотографии в специальном альбоме. Упоминания о посещении «обители порока» есть в дневниковых записях литератора Серебряного века Михаила Кузьмина, а также великого князя Константина Константиновича (дяди Николая II).

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/154177-nechistoe-mesto-kakie-shokiruyushhie-obrya.html

Оцените статью
Про баню