Баня как часть культуры

Баня как часть русской культуры

Купальни и бани существовали у разных народов еще задолго до нашей эры. Древние египтяне и греки, финикийцы и халдеи, китайцы и индийцы, славяне и викинги — у всех народов баня считалась лучшим очищающим и исцеляющим средством. В древнегреческих мифах боги пользовались паровыми ваннами, сохраняя таким образом красоту и здоровье, оставаясь бессмертными. Гиппократ — великий целитель древности — считал баню лекарством от многих болезней. Древние египтяне все недуги лечили в бане. Люди с древних времен верили, что очистительные процедуры, которые проводились в бане, спасают от болезней и защищают от нечистой силы.

Русская культура всегда отличалась самобытностью и неординарностью, и баня — ее неотъемлемая часть, национальная традиция, одна из составляющих народной духовности. Русскую баню считают одной из самых древних. Ее возникновение относят примерно к тому же периоду, когда происходило зарождение племени славян. Исторические сведения о бане начинаются с использования скифами, населявшими территорию современной Украины, пара и горячей воды. Геродот в своих трудах рассказывал о посещении им Скифии, располагавшейся в Северном Причерноморье. Из его рассказа становится понятно, что скифы посещали баню. Они сооружали постройку, состоящую из трех наклоненных друг к другу палок. На такой каркас накидывали войлок и закрепляли его. Внутри бани помещали чан с раскаленными камнями, на которые бросали конопляное семя, в результате чего появлялся сильнейший жар. Скифские женщины растирали на шероховатом камне куски древесины ладана, кипариса и кедра, соединяли муку с водой, и получившимся тестом обмазывали свое тело.

У древних славян баня появилась во времена культа воды и огня. Прототипом бани были жилища, обогреваемые в холодное время паром. Пар образовывался, когда раскаленные камни окатывали водой.

Баня у восточных славян представляла собой бревенчатое строение, где располагалась печка-каменка. Баня была оборудована высокой лежанкой и низкой скамейкой. Печка топилась по-черному — вентиляции в бане не было. Дым выходил в дверь и небольшое отверстие в потолке.

Переоценить значение бани для древних славян сложно. В давние времена захваченные племена платили нашему народу дань березовыми вениками. Баню считали хранительницей очищающей воды и здоровья. Ей предписывали способность усиливать и направлять в необходимое русло жизненную силу человека.

Поклоняясь языческим богам, наши предки видели в бане олицетворение их могущества. Пантеон славянских богов был достаточно обширен, но наиболее почитались боги огня, воды и Солнца. В бане соединились четыре природные стихии — вода, огонь, воздух и земля, это делало ее практически священным местом. Принимая участие в банном ритуале, наши предки привлекали таким образом силы на свою сторону, перенимая часть их могущества.

Любопытным персонажем русского фольклора был банник или баенник — нагой старик, облепленный листьями от веника. Занимающий низший уровень в пантеоне богов древних славян, банник по аналогии с домовым являлся хозяином бани. Славяне верили, что в силах этого духа запарить до смерти. Ему также предписывали все неприятности и несчастные случаи, которые происходили в бане. Любимое занятие этого персонажа — пугать людей, обжигать их кипятком и стучать в стены. Банника можно было задобрить. Для этого ему оставляли кусок хлеба с солью.

Древние славяне верили, что рождение, как смерть и человека, нарушает невидимую грань между миром живых и мертвых. Поэтому роды проходили не в доме, а в хорошо протопленной бане.

В устном народном творчестве славян еще до появления письменности имелись упоминания о русской бане и ее целительной силе. В знакомых с детства сказках Иван-царевич, выполняя какое-либо задание, встречался с Бабой-Ягой. Она обязательно отправляла героя попариться в баню. Встреча с Бабой-Ягой была переходным моментом в сказке. Проходя своеобразный ритуал, которым являлся визит в баню, герой смывал с себя все лишнее и ненужное. Баня очищала его мысли и дух, и он ступал на свой путь со светлой головой и новыми силами.

Баня изначально считалась символом преодоления всего плохого, что окружает человека в земной жизни. В дальнейшем русская баня — это символ домашнего очага и гостеприимства. И до сих пор в деревнях гостю, постучавшемуся в дверь, сначала предложат попариться в бане, а потом накормят и уложат спать.

В жизни русского человека баня играла существенную роль. Об этом находятся свидетельства в старинных рукописях X-XII веков. В этих писаниях повсеместно встречаются упоминания о мыльнях — так называли баню наши предки. В договоре с Византией русичами дополнительно оговаривалось, что послы, прибывшие в Константинополь, смогут посещать баню, когда захотят.

Есть упоминание о банях и в трудах Нестора, и в уставе Киево-Печорского монастыря. В те далекие времена монахи были весьма сведущи в вопросах медицины, так как имели возможность знакомиться с трудами древнегреческих медиков. А впервые на пользу бани обратила внимание древнегреческая медицина.

Русскую баню невозможно сравнить ни с европейскими, ни в азиатскими купальнями. В отличие от них в русской бане происходит более сильное воздействие жаром. И непременный атрибут русской бани и только ей свойственный — березовый веник, которым еще больше усиливают и без того сильный жар.

Иностранцы, попадавшие в русскую баню, не понимали этой процедуры. Для них банный ритуал — это настоящая пытка, хотя большинство из них после парной отмечали, что стали чувствовать себя значительно лучше. Русская баня вызывала удивительные острые ощущения, которые оставались с чужеземцами навсегда. Так слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Читайте также:  Фундамент под баню 3на4 своими руками

Проходили столетия, но славяне не изменяли своей традиции париться в бане. Уже во времена Петра Великого поощрялось строительство бань, причем за их возведение не взималась пошлина.

Возможно, чужеземным путешественникам и казались дикими обычаи париться в бане с веником, а затем окунаться в ледяную прорубь или снег. Но все они, безусловно, отмечали, что русские выглядели словно заново рожденными.

А сами славяне придавали бане совершенно особое значение, рассматривая ее скорее с духовной точки зрения. Так или иначе, иностранцы процесс парения веником считали некоторой варварской диковинкой и описывали обитателей русских земель как странных любителей укреплять дух и тело в бане.

Ученый Адамус Алеариус, некогда побывавший в России в начале XVII, был весьма удивлен количеству бань, расположенных на ее территории. Его поразила популярность этих купален и пристрастие русских проводить время в банях.

Без бани на Руси не обходилось ни одно торжество. До начала XVIII века все будущие молодожены проходили такой обряд. Накануне свадьбы жених должен был попариться в бане. Сама невеста парилась в бане с подружками. Уже после обряда венчания на следующее утро супруги отправлялись в баню вместе. Накануне венчания мать невесты пекла банник — свадебный каравай и таким образом благословляла молодоженов на счастливый брак. Хлеб, две курицы и два столовых прибора заворачивались в скатерть и относились свахе, которая угощала молодых благословенным обедом после выхода из бани. В дальнейшей совместной жизни для сохранения гармоничных отношений, перед тем как лечь в постель, супруги парились в бане.

Сама банная процедура всегда была некоторым таинством, ритуалом для русского человека. Кроме того что она приносила очищение, расслабление, прилив сил, она еще лечила от недугов, доставляла радость, очищала душу. Перед входом в баню человеку давали редьку, в предбаннике его всегда ждал прохладный квас на случай нестерпимой жажды. Важную роль играли и ароматные травы. Листья мяты добавляли в квас, их раскладывали по лавкам. Настоем из заваренных трав поливали стены в бане. Распространенным растениями, которые использовали в бане, были зверобой, чистотел, лопух, подорожник, крапива, ромашка, дубовая кора.

На Руси баня была неотъемлемой частью быта. В суровые зимы русская баня с ее печкой-каменкой прогревала и лечила от многих недугов. Мыло варили в домашних условиях, используя для этого свиное, говяжье или баранье сало. Производством мыла занимались целыми деревнями. Высоко ценилась продукция мастеров-мыловаров Валдая и Костромы. Помимо мыла, в банях использовался щелок, который делали из древесной золы.

Женщины для сохранения красоты использовали в парной разнообразные продукты: простоквашу, сметану, молоко, мед, хлебный квас, растительные масла, яйца, из которых готовили специальные маски. В процессе банных процедур их наносили на тело.

Своеобразным гостеприимным обычаем у русского народа было не только обильно накормить гостя, но и попотчевать хорошей банькой. Даже русские цари, встречая иноземных послов, сначала приглашали их в баню.

Бани на Руси были также своего рода лечебницами и прототипами современных родильных, где соблюдались антисептические мероприятия. В бане лечили подагру, кожные заболевания, отложение солей, обрабатывали раны, здесь же принимали роды.

Для русского человека баня всегда будет иметь сакральное значение. И свидетельств этому имеется множество как в истории, народном фольклоре, мифологии, быте, так и в современной культуре. И несмотря на то, что в настоящее время к бане относятся больше как к гигиенической процедуре и многие добрые традиции позабыты или утеряны, интерес к русской парной среди наших соотечественников все-таки возобновляется. Все большее число людей обращают внимание на свое здоровье. А русская баня — это неотъемлемый атрибут на пути к здоровью и долголетию.

Источник статьи: http://vk.com/@banya757-banya-kak-chast-russkoi-kultury

Баня как часть культуры

Со словом «баня» ассоциируются и водные, и косметические процедуры, и посиделки с друзьями и неизменный эффект улучшения самочувствия. Банные сооружения, например, баня из бруса, существуют во многих культурах, отличаясь строением и названием. Несмотря на развитие цивилизации и коммуникаций, баня остается традиционным местом для отдыха и релаксации, занимая важное место в индустрии досуга.

Видов бань существует великое множество, начиная от русской и финской, и заканчивая турецкой и японской. Каждая имеет свой способ нагрева воздуха, вид пара и максимальный градус.

Секреты возведения банных построек

Для строительства бань используется древесина жаропрочная, но при этом минимально теплоемкая, сохраняет целостность при перепаде температуры и способна долго функционировать. Под такие условие подпадают хвойные деревья, липа, осина или тополь. В ходе истории предпринимались попытки построить баню из различных материалов, в том числе металл и бетон, что приводило к адской температуре и такие бани не использовались.

Наиболее распространенным способом возведения бани является использование цельных бревен (баня-сруб), а также брусовые бани. Последние пользуются возрастающей популярностью, благодаря более быстрому способу постройки, а по характеристикам такие бани мало чем отличаются от бревенчатых.

И в бане есть нюансы

Выбирая баню из бруса на свой участок, важно определиться с дизайном и назначением (для семьи и/или для гостей). Современные мастера, как, например, СК-Бани, занимающиеся постройкой бань, достигли настоящих высот зодчества, создавая сложные шедевры с мансардными элементами, балконами или оригинальной крышей, что является украшением приусадебной территории. Если парилка будет использоваться часто и для большого количества людей, то размер брусовой бани должен соответствовать этим запросам.

Источник статьи: http://osinform.org/62674-banya-kak-chast-kultury.html

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Читайте также:  Тату с баксом бани

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Читайте также:  Предбанник обществознание умскул слив

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Оцените статью
Про баню