Благословение симу хаму иафету

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:27

Свт. Иоанн Златоуст

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

И это опять есть величайшее благословение, в котором, может быть, заключается некоторое прикровенное сокровище. «Да распространит, – говорит, – Бог Иафета». Не ошибется, кто скажет, что благословения этого праведника суть пророчество. В самом деле, если отец его дал ему такое имя (Ноя), не без цели и не напрасно, но чтобы этим именем предвозвестить будущий потоп, то тем более сам этот праведник не без цели и не напрасно изрек свои благословения. Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он, кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: чрез Сима – Иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ Иудейский, а чрез Иафета – призвание язычников. Так, вот какое предсказание заключается в этом благословении: «да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых». Это и в самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками. Словом: «да распространит» он указал на всех язычников, а словами: «да вселится в селениях Симовых» (дал разуметь), что язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для Иудеев. «И да будет Ханаан отрок» его. Видишь, какие награды получили Сим и Иафет за свою скромность, и какое бесчестие навлек на себя Хам своею дерзостию.

Читайте также:  Мягкая черепица или металлочерепица для бани

Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.

Свт. Кирилл Александрийский

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

См. Толкование на Быт. 9:18

Свт. Филарет (Дроздов)

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

Да распространит Бог Иафета. Действительно, потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был, по выражению Иорнанда, гнездом и рассадником народов. И да вселится он в шатры Симовы. Некоторые сие разумеют о Боге и относят к обитанию Его в скинии сведения и храме Соломоновом (Пс. 131:13, 14). Но союз сих слов с предыдущими и последующими требует, чтобы они приложены были к Иафету. Содержание сего пророчества повторил Валаам (Чис. 24:24), а греки и римляне показали его событие, когда вошли с оружием в страны потомства Симова. Кроме сего, шатры Симовы, жилища странников и пришельцев земли, вместо жилища Бога, благословляемого Симом, Бога Симова, могут означать Церковь, сохраненную в потомстве Сима и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего (Кол. 1:12) и язычников, потомков Иафета.

Ханаан же будет рабом ему. Сие было, когда македоняне и римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон с их поселениями в других странах.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему

Изрекая проклятие Хаму в лице сына его, Ной благословляет Сима и Иафефа и говорит: Да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан отрок раб ему. Род Иафефов размножился и соделался могущественным в наследии на севере и западе. Сам Бог вселился в куще Авраама, потомка Симова, Ханаан же соделался рабом Сима и Иафефа, потому что во дни Иисуса Навина потомки Симовы опустошили жилища Хананеев, покорили и поработили князей их.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

От Сима рождаются евреи, от Иафета – народ язычников. Итак, поскольку обширно множество верующих, то Иафет получил имя «обширность». Это слово [по-еврейски] звучит как lapheth (לְיֶ֔פֶת). А слова «да поселится он в шатрах Сима» пророчествуют о нас: после отвержения Израиля мы изучаем и познаём Писания.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

Да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых, и да будет Ханаан раб ему

«Да распространит Бог Иафета»: да дарует Иафету многочисленное потомство, так, чтобы большая часть зем­ного шара заселена была этим потомством и была в его власти. Исполнение этого пророчества и благословения Ноева видим преимущественно на той части потомства Иафетова, которая заселила Европу. Европейцы не пере­стают доселе распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, веру, нравы. –«И да вселится [Иафет] в селениих Симовых» Речь идет не столько о том, что потомки Иафета, как завоеватели, завладеют местами обитания Симова племени, сколько о том, что первые всту­пят в духовное общение с последними, войдут в состав Церкви, сохраненной в потомстве Сима, и примут участие в наследии духовных благ, уготованных верующим в Ии­суса Христа. Ибо Иисус Христос открыл вход в Свое цар­ство не только израильтянам, произошедшим от Сима, но и язычникам, к которым принадлежали потомки Иафета; те и другие призваны составить единое стадо под духовной властью единого Пастыря. Пророчество о водворении Иа­фета в селениях Симовых потому неудобно относить к одному внешнего господству потомства Иафетова над Си­мовым, что этим ослаблялось бы значение благословения, данного Симу. Напротив, разуметь это пророчество в ду­ховном смысле, именно в том, что побежденные потомками Иафета потомки Сима покорят победителей своей духов­ной власти, что апостолы Христовы, все принадлежавшие к Симову племени, привлекут в Церковь Христову греков и римлян, – словом – разуметь рассматриваемое проро­чество о духовном союзе потомков Сима и Иафета тем естественнее, что такое разумение соответствует тому братскому единодушию, с каким оба эти брата поступили в отношении к обнаженному отцу своему. – «И да будет Ханаан раб ему» [Иафету]. Это сбылось, когда македоняне и римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон с их поселениями в других странах.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

Молитва Ноя за Иафета

«да распространит Бог Иафета…» В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet e’jephet), или параллелизм понятий, так как имя «Иафет» и обозначает «широкое распространение». Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных странах Нового и Старого света.

Количественному распространению иафетитов отвечает и его интеллектуальное превосходство: метафизика Индии, философия Греции, стратегия Рима и вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению иафетитов.

«и да вселится он в шатрах Симовых…» Речь не о Боге, как то ошибочно полагали некоторые (Филон, Феодорит, Онкелос и др.), но об Иафете, которому со временем предрекается и господствующее положение даже над потомством Сима. И, действительно, это пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники (Еф. 2:11-15).

«Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он (Ной), кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: через Сима — иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ иудейский, а через Иафета — призвание язычников» (Иоанн Златоуст).

«Ханаан же да будет ему слугой…» Оправдание этого пророчества можно, главным образом, видеть в росте невольничества черных рас у белой и во всестороннем преобладании последней над первыми.

Заключая детальный комментарий пророчества Ноя, мы должны сказать, что это — одно из самых знаменательных сказаний, обнимающее в общем схематическом очерке главные течения всей последующей истории человечества, олицетворенное в судьбе трех сынов Ноя, как родоначальников всего последующего человечества: здесь и возлюбленный первенец Ноя — Сим, которому предрекается особое божественное благоволение, здесь и неблагодарный Хам, которому возвещается отвержение, рабство, здесь и младший сын — Иафет, на судьбе которого имело исполниться евангельское пророчество, что «последние да будут первыми», первыми как в культурно-историческом, так и в христианско-религиозном смысле.

Источник статьи: http://bible.optina.ru/old:gen:09:27

Благословение Ноя или Кто в Доме старший

Библия – не простая книга. Здесь многое написано между строк и сразу не всегда открываются многие ее тайны. Эта книга — не просто история еврейского народа, вернее не столько она одна, это – священная история всего человечества, открывающая нам во многом тайны происхождения народов и наций.
Пытливый ум, ищущий ответов и вооруженный Верой, сможет читать ее между строк и открывать вновь и вновь великие тайны народов, и чувствовать Бога…
Мы люди – венец творения Господня. Мы — почти всемогущее человечество, населяем эту землю, которую дал нам Творец на вечные времена. Ее получили наши отцы как безценный дар от Него и передали нам, своим детям, в наследство. Мы же, потомки, да «долголетни будем на земли» и сбережем наследие свое! Да сохраним память отцов своих, иначе канем в безвестность, пропадем с лица земли, и прокляты будем отцами и Богом.
Нас, много и мы различны, мы составляем разные народы и племена, мы расселились по лицу земли, и воюем друг с другом, и убиваем, и проливаем кровь, поддавшись лукавому соблазну войти в долю брата, забыв о том, что мы все-таки, дети одного отца. Отца, имя которому НОЙ.

Как часто, в последнее время нас пытаются унизить, называют «Иванами, не помнящими родства». Как часто можно услышать, что не было у нас ни цивилизации, ни истории, ни культуры, и что самое лучшее мы получили извне, со стороны, от «просвещенного» запада, а сейчас, опустились, унизились и спились, утратили все святое. Да было ли оно? — спрашивают уже. Можно услышать от некоторых, что мы не побеждали фашизма, и что нас нет таких – русских. Русских как народа. Превращают в безликих «россиян» без рода и племени, без веры и совести, в «местное население», в «электорат».

И мы действительно, становимся такими, уже почти спокойно позволяем публично называть нас свиньями и быдлом, восхищаемся заморской жизнью и ругаем, ругаем нашу прекрасную, добрую, мудрую Родину, называя «страной дураков».

Но все-таки еще болит эта рана на теле нашего народа, и напоминает, что мы живы что мы есть, что мы будем, как были всегда, не покоряясь и не сдаваясь никому. И вспомним мы родство свое, и задумаемся о том, кто мы такие и зачем. И почему так любит нас Бог, что дал нам самую великую, самую богатую и красивую землю, и столько страданий…

«Так начнем повесть сию» — читаем мы повествование о Земле Русской «Повесть временных лет» которую оставил нам святой летописец Преподобный Нестор: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные…
В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы…Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, Русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги, и прочие .
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ.
От этих же 70 и 2 язык и произошел народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне».

На долю нашего народа выпали испытания и скорби, пожалуй, не сравнимые ни с чем. Ни одно поколение у нас не жило без войны. Россия – самая большая и самая богатая страна, такая вожделенная для многих «не Иванов», действительно не помнящих родства.

«Жил был отец, и было у него три сына…» — так начинались сказки на Руси. Так началась история в которой мы живем – история послепотопного человечества.
«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт.6:9,10).

Не правда ли, похожи эти два начала. И в этом ничего удивительного нет — сохраняли люди историю родов, нося ее с собой, передавали детям в сказках, и узнавали, кто есть свой, а кто чужой без всяких паспортов — просто вспоминая родных. От имени к имени.
Все можно уничтожить: книги, храмы, города, но память народа никогда – всегда найдется тот росток, который вырвется на свет, и будет снова жив народ…
Убить народ — значит уничтожить его память, сломить его дух, заставить забыть и Бога и отцов, сделать так, чтобы он растворился, и исчез в своем безпамятстве и безверии, наследство свое «не веси кому оставивши».
Поистине проклят тот, кто отца наследство не сберег, промотал и растранжирил. Для чего трудился всю жизнь отец его, для чего спину свою гнул, умирал защищая землю, для того, чтобы оставить ее сыну на вечные времена в наследство.

Наследство. Почему мы заговорили про него?
Один писатель сказал «рукописи не горят», а другой, задолго до него, другое: «слово твердо». Гарантом слову – Бог, который помнит все. Который, заповедал чтить отца и мать своих, и долголетие за это обещал: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли блазе, иже Господь Бог твой дает тебе» (Исх. 20:12)

«И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и населяйте землю» (Быт. 9:1).
Наследство человечества – земля, которую отдал Бог Ною и потомству его за праведность.
И сказал Бог еще: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).
И записал завет Свой Господь радугой на небе: «И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда» (Быт. 9:12).
Не все меняется на земле. Есть вещи, которые неизменны, незыблемы, которые, действительно, «в роды навсегда» для всех народов и племен.
Приходит человек в мир ни с чем, и уходит, не забирая с собой ничего. Но в промежутке владеет многим. Хозяин же всему – Бог. Но первое, что сын имеет, он получает от родителей своих в наследство. В наследство от отца, ибо родство всегда передавалось от отца к сыну и так дальше.
По старшинству. По первородству. Если достоин был старший сын…
Вот, что такое старшинство. Вот, что такое первородство.

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт. 9:18,19). Они и перечисляются поначалу в Библии именно в таком порядке, что по-видимому соответствует очередности их рождения. Даты рождения их не указаны, но указано (Быт. 5:32), что Ной родил их еще до потопа, когда ему было пятьсот лет.
«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет; и он умер» (Быт. 9:29). Можно посчитать, что сыновьям его было до потопа не более ста лет.
Кто же был старшим из них? И что было связано с этим старшинством? В чем состояла его суть?
Считается, что старшим из них был Сим — с него начинается перечисление сынов. Но так ли это?
Действительно, обычно в библейских родословиях сыновья перечисляются в порядке старшинства. И это было важно для тех далеких времен, когда старший в Роде становился главой его, наследовал после отца большую часть имущества и власть. Вспомним историю Исава и Якова — нам станет понятно все. Вспомним всю силу конфликта между ними, который произошел именно тогда, когда отец передал старшинство меньшему по возрасту, а у большего отнял.
Но есть у отца такая власть.
Мы видим, что отцу возможно все. Он властен в роде своем. Он патриарх, он старший над сыновьями своими, он – царь. Ему вершить и судьбы их. Отец распределял имущество и власть и волен был определить: кому быть господином, а кому рабом. Это его дети. Ибо, власть отца над ними — власть, данная Богом.
Это хорошо понимали тогда, но не всегда сейчас.
Хотя, что изменилось в мире? Разве изменилась Истина? Разве изменился Бог и законы Его? Нет.
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:20,21).
Не следует осуждать нам Ноя, за то, что вино так повлияло на него. «Разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт. 7:11). Потоп не мог не изменить климата земли и его воздействия на людей. И вино могло действовать уже не так как до потопа, не так как ожидал патриарх Ной. Ведь «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт.6:9). Но случилось то, что случилось. Случилось то, что изменило судьбу его детей и нас, потомков их.
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим.
Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9:22,23).
Для нас, современных людей, детей прогресса, как будто ничего особенного и не произошло. Многие и худшие поступки совершали в отношении отцов своих. Но вспомним, какой стыд в детстве инстинктивно вызывали у нас обнаженные тела. Вспомним, какими мы были, и как изменились. Как привычен для многих стал сегодня тот самый «хамов грех», который многие и не понимают сейчас, но расплата за который не залежится.
«Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24,25).
Здесь загадка библейского текста. «Ной узнал, что сделал над ним меньший сын его». Меньшим же (младшим) если считать по порядку перечисления, был Иафет. Что сделал он вместе с Симом (старшим по порядку перечисления), мы знаем.
Но почему здесь упоминается он отдельно от Сима? Может быть, младшим был назван Ноем Ханаан, внук его?
Далее же следует проклятие Ханаану. Но почему Ханаану, а не его отцу Хаму, который-то и открыл наготу отца своего?
Загадка – да. Впрочем, ответ на нее есть – не может быть проклят тот кого Бог благословил. А благословил Он Ноя и его сыновей, вышедших из ковчега.
Оставим пока Хама и Ханаана. Нас сейчас больше интересуют Сим и Иафет. Точнее их старшинство, которое передается благословением отца.
Как это не прозвучит странно, благословения как такового, Сим не получает. Отец его, Ной благословляет не его, а Бога – Господа Бога Симова и говорит: «благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:26).
Само собой разумеется, что Бог всегда достоин благословения, и Ной этим благодарит Бога за то, что произошло. Ханаан же, а значит и весь род его отдается Симу в рабы. Отец говорит здесь «Бога Симова», подразумевая, видимо, что от Сима произойдет ветхозаветное священство.

А вот у Иафета благословение особое. И это благословение целиком и полностью относится только к нему. «Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах (селениях) Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:27). Ной просит Бога распространить по земле лучшее, что у него есть – младшего и любимого сына своего Иафета, сочетавшего в себе такие качества души, за которые и был назван «красивым», «прекрасным», ибо так и переводится его имя – Иафет.
Отец изменяет порядок старшинства. Своим благословением Ной передает старшинство Иафету именно за этот поступок в отношении отца, поступок, который еще раз четко проявил красоту и благородство его души. Это и побудило отца поставить Иафета фактически главой рода, передать ему старшинство.
И вот, с момента благословения порядок изложения библейского меняется. Далее родословие потомков уже начинается не с Сима, а с Иафета. Именно с него идет перечисление будущих потомков и отсчет народов земли, родившихся уже после потопа.
«Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван (Иован), Фувал, Мешех и Фирас» (Быт. 10:2).
Мы уже говорили об Иванах. Иван – самое распространенное русское имя. Нас так и называют – «русский Иван» и почему-то считают «Иван» именем еврейского происхождения. Мы видим в потомках Иафета имя Иаван. В церковно-славянском тексте оно пишется через «омегу» и звучит фактически как «Иован» т.е. редуцировано «Иван».
Вспомним про то, что в то время «на земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1) и зададимся вопросом: почему мы должны искать этот древний язык именно у так называемых евреев, когда известно, что они в рассеянии полностью (подчеркиваю полностью) утратили свой родной язык и письменность? Это общеизвестный факт. Почему нам не искать отголоски этого первоязыка в нашем родном, русском языке, который мы никогда не теряли?

Не обижайтесь на меня еврейские ребята. Дурачат вас по черному. Вы сами знаете про это.
Абсурд в том, что самая древняя культура у народа, передающего свое родство по матери, но рожденного физически от четырех матерей (двух из них вообще не имевших никакого отношения к этому племени), пробывшего 400 лет в египетском рабстве и еще почти столько же во всяких других рабствах, потерявшего свои язык и письменность, никогда не имевшего своей земли, генетически и культурно смешавшегося с кем только возможно? Неужели он сохранил свою древность, чистоту и культуру, а мы, те, что живем на своей земле, полученной предков, с которой мы никогда и никуда не уходили, никогда не были ни в каком рабстве или рассеянии и никогда не теряли свой язык, не сохранили и не имеем этой самой древней культуры? Абсурд! На всяких мудрецов довольно простоты.

Вернемся к нашим праотцам.
Обязательно найдутся такие, что назовут, все что здесь говорится о старшинстве Иафета ненаучным и «высосанным из пальца», и как минимум, потребуют более строгих доказательств.
Так вот: в Библии имеются прямое указание на старшинство Иафета.
В церковно-славянском тексте Ветхого Завета к стиху 21-му главы 10-й книги Бытие, который звучит в синодальном переводе «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова», а в церковно-славянском несколько по другому, есть сноска, которая снимает все сомнения по поводу старшинства Иафета. Она звучит так: «В греческом переводе Иафет показан брат Симу старейший».
Достаточно?

На этом можно было бы и поставить точку в вопросе о старшинстве Иафета, но специально для тех, кто признает исключительно доводы иудейских авторитетов мы укажем на то, что самим евреям как раз давно известен этот факт, и обратим внимание на комментарий к этому же стиху классического иудейского толковника Ш.Р. Гирша, который пишет: «Йефет (Иафет) был старшим братом Шема (Сима) и, в соответствии со своей миссией выступал в роли глашатая его идей, располагая сердца людей к восприятию учения Шема. Вполне естественно, что только спустя долгое время стало известно, что Шем – великий мудрец на земле» (в переводе издательства Швут Ами).

Не будем комментировать комментарий и ломать себе голову над тем, почему Иафет уже открыто и гласно исповедовал Бога, когда никто и понятия не имел, что Шем – великий мудрец?
Мы уважаем праотцов всех народов. Для нас здесь важен только факт признания и иудеями действительного старшинства Иафета.

Мы знаем, что Господь всегда слышал праведников и внимал молитвам их. Праведнее Ноя человека не было на земле на тот момент. И он благословил того, кого следовало благословить и проклял того, кого следовало проклясть. «Кто знает сына – только отец». Патриарх Ной дал старшинство и первородство отцу нашему – Иафету и Бог услышал молитвы его.

Сейчас мы – русский народ, его потомки Народ-Богоносец несем веру в Единого Истинного Бога и в нечеловеческих страданиях исповедуем Сына Его.
Мы получили в наследство самую великую, самую богатую и самую красивую землю. Наши отцы сохранили ее для нас. Никто и никогда не мог нас победить и отобрать благословения и старшинства, хранимого Богом, Святой Веры.
Да мы гостеприимны. Здесь место многим есть. Но кто с мечем сюда приходит — Да погибнет! И кто несет сюда растление и ложь — Да сгинет род его!

Источник статьи: http://proza.ru/2013/01/26/1272

Оцените статью
Про баню