Сказ о березовом венике
Любителей парной и веника в нашей стране огромное количество, но вот многие ли всерьез интересовались, как возникла и развивалась эта удивительная традиция? Казанский этнограф Руслан Бушков посвятил ее изучению более тридцати лет. Об особенностях татарской национальной бани он рассказал «РГ».
Диссертация в парной
С ученым мы встретились в Казанском федеральном университете, где он преподает. Вот только уже к середине беседы я пожалел, что сидим мы не в парной. Ну где еще вести подобные разговоры?
— Сам я пристрастился к бане, еще будучи студентом журфака, — начинает Руслан Аркадьевич. — Мне со стройотрядом доводилось бывать в Магадане. Нигде так не любят баню, как на Севере! Мы на целый день номера снимали: пиво, рыба, общение. А еще повлиял на нас, конечно, фильм «Ирония судьбы». Но я и подумать не мог, что займусь изучением банных традиций. Впрочем, уже сейчас понимаю, что это была судьба.
Получив журналистское образование, Бушков поступил в аспирантуру на кафедру этнологии и археологии. И здесь заинтересовался темой чая. Кандидатскую диссертацию писал на тему «Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья».
— А где чай, там всегда и баня, — смеется Руслан Бушков. — Мой научный руководитель, выдающийся этнограф Евгений Прокопьевич Бусыгин, настоял на том, чтобы был исследован и этот вопрос. Я начал собирать материал и понял, что в Поволжье был просто культ бань.
Что приятно, теоретические изыскания в архивах зачастую перетекали в практическую работу в парной. Этнографические экспедиции в сельские районы Татарстана, Марийской Республики, Удмуртии и Чувашии не обходились без деревенской баньки со всем ее колоритом. В результате кандидатскую молодой ученый успешно защитил, а к предмету исследования, что называется, прикипел на всю жизнь. И даже взял за принцип, путешествуя по необъятному Советскому Союзу, в каждом новом городе первым делом идти в баню. Накопленные знания в 90-х годах оформились в научно-популярную книгу «Баня по-казански». С ее выходом Руслан Бушков стал, пожалуй, самым авторитетным специалистом в этой области в Татарстане.
Ушат для домового
Так когда же на татарской земле появились первые бани? Свои истоки, по мнению ученого, эта традиция в буквальном смысле берет в реке. Если точнее, в Волге. Предки татар, волжские булгары, очень любили купаться. Существуют и документальные свидетельства — заметки арабского путешественника и миссионера Ахмеда ибн Фадлана, который посетил Великий Болгар в 922 году. При этом он сетовал, что здесь мужчины и женщины купаются голые, не стесняясь друг друга.
А как же быть зимой? Мылись дома у печки. Заметили, что если воду плеснуть на камни, то жар обдает. В общем, идея витала в воздухе, вместе с горячим паром.
— Баня, мне кажется, относится к культурным универсалиям, — говорит Руслан Бушков. — Нет единственного народа, который открыл бы этот способ мытья и затем передал опыт другим. Здесь все изобретали свой велосипед.
Остатки самых древних бань, обнаруженных археологами в Татарстане, датируются VIII-XIII веками. Наиболее известные из них — Белая и Красная палаты — расположены на территории Булгарского городища.
Еще в 1853 году известный русский востоковед Илья Березин исследовал городище, находившееся тогда в лучшем состоянии. Описал он и Белую палату: «Главный зал, отделанный белым камнем, выделялся большим бассейном и двенадцатилепестковым фонтаном, маленькие бассейны имелись также в угловых комнатах. Вода к ним подавалась по специальным керамическим трубам, вмонтированным в стену. По остальным каналам шел теплый воздух. В пяти куполах, покрывающих баню, были устроены окна».
Как поясняет Руслан Бушков, следует разделять элитарные бани, порожденные городской культурой, и народные, деревенские. В описанных выше хамамах собирались представители булгарской знати. Они играли здесь в шахматы и нарды, заключали торговые сделки, решали политические вопросы. Это были своеобразные клубы общения.
Простые люди мылись без изысков, в невысоких срубах, проконопаченных мхом. Но и у них посещение бани не сводилось лишь к гигиеническим процедурам. Можно сказать, это было сакральное семейное пространство, с которым связано множество традиций.
Невесты накануне бракосочетания проводили здесь девичники с песнями и обрядами. А наутро после свадьбы молодожены обязательно шли вместе в баню. Человеку, истопившему ее, муж оставлял «банные деньги». Бабки-повитухи (кендек эби) принимали в банях роды. И очистительный обряд над родившей женщиной опять же происходил в парной.
Кстати, в наследство от древних булгар татарам досталось языческое поверье, что за каменкой живет мунча иясе (дух бани), и если его не почитать, то он нашлет болезни или угар, ведь топили тогда по-черному. Впрочем, задобрить его было легко, оставив на лавке ушат воды и веник.
К слову, о целебных свойствах березы булгары знали испокон веков. Сохранилась легенда, что дочь булгарского правителя Туй-бике излечили от тяжелой болезни в бане березовым веником.
Славилась своими хамамами и ханская Казань в XIV веке. Одной из главных достопримечательностей была Даирова баня, располагавшаяся у Тайницкой башни Кремля. В летописях «Сказания о царстве Казанском» она предстает роскошным дворцом, отделанным мрамором с бассейном, фонтанами и подогреваемыми полами. Вода в нее поступала из чистейшего и самого большого в городе ключа, называемого тайницким.
Но случилось так, что он-то и стал «ключом» от города во время осады Казани Иваном Грозным в 1552 году. От Даировой бани удалось сделать подкоп к водоему и взорвать источник. Город лишился воды.
Однако и после завоевания Казани бани не исчезли. Одна из старейших «царских мылен» располагалась на территории парка «Черное озеро». Сейчас только название напоминает об этом водоеме. А в то время там был настоящий каскад озер. И среди них так называемое Банное. Вода в озерах была очень чистой, но к XVIII веку испортилась, в том числе из-за грязных стоков, сбрасываемых мыльней.
Бани приносили хороший доход в городскую казну, но часто страдали от пожаров и наводнений, и в результате затраты на их восстановление перекрывали прибыль. В итоге в середине XIX века Казанская дума передает их крупным купцам. И это привело к всплеску строительства новых «торговых мылен». Выросла и цена на банные услуги. Если в начале XIX столетия цена удовольствия была две копейки, то теперь от пятидесяти копеек до нескольких рублей. Впрочем, от клиентов отбоя все равно не было.
Крупнейшей и самой популярной была Меркуловская баня (сейчас на ее месте находится комбинат «Здоровье»). В год она потребляла семь миллионов ведер воды!
В своей книге «Баня по-казански» Руслан Бушков цитирует воспоминания немецкого профессора медицины Брауна. Тот сетовал, что казанцы редко обращаются к докторам: «чувствуя хворь, парятся в бане, натирают себе спину тертым хреном или пьют настоенный медом огуречный рассол».
Обожал казанские бани юный Федор Шаляпин. Там он с отцом «парился до изнеможения». А позже, как рассказывает Руслан Бушков, даже вывел принцип: «Хочешь узнать человека, своди его в баню».
Сам этнограф, который где только не парился, считает, что нет ничего лучше деревенских бань. А особая прелесть у тех, что топятся по-черному, когда стены впитывают в себя аромат дыма. Сейчас таких осталось немного. Он уверен, что современный горожанин непременно должен посещать баню, чтобы не сойти с ума от нынешнего темпа жизни.
— Это место, где останавливается время. В мегаполисе ты словно щепка, которую несет поток. А здесь ощущаешь себя автономным, чувствуешь родство с природой. Неслучайно татарский просветитель Каюм Насыри в XIX веке занимался историей бани. Разработал правила ее посещения, написал «Сказ о кофе, чае и березовом венике». Он словно чувствовал приближение индустриальной эпохи и объяснял, как выжить в этих условиях.
Руслан Бушков советует человеку, который отправился в баню, оставить за ее порогом все плохие мысли и заботы. Здесь следует настроиться на позитивный лад.
— Баня — это храм тела, — говорит он. — Я сам как минимум за неделю готовлюсь к ней. Уже заранее знаю, какой чай и с кем из друзей буду там пить, какую траву в веник добавлю. Бывать там надо не чаще одного раза в две недели. Главное не превращать баню в обыденность.
Как правильно париться:
— идти в баню не раньше чем через 1,5 часа после приема пищи;
— перед парной не мочить волосы, надеть шапку из шерсти, хлопка или льна;
— первый заход в парилку должен длиться 5-7 минут при температуре 60 градусов;
— парить тело следует снизу вверх;
— лучше всего пить в бане минеральную воду, чай с медом и травами.
Источник статьи: http://rg.ru/2016/01/21/reg-pfo/banya.html
Культура бани и гигиена тела у татар
История татарских бань и гигиена тела у татар
Ислам всегда уделял большое внимание гигиене. Поэтому ежедневные омовения и частое мытье в бане всегда были важным элементом жизни у татар. Бане также придавались особые целебные свойства, помогающие избавиться от многих болезней.
Согласно сохранившимся преданиям, предки татар — булгары приняли ислам после того, как сподвижникам пророка Мухаммада (мир ему) удалось вылечить от паралича дочь булгарского хана Айдара.
По легенде сподвижники из посоха, который дал им Пророк (мир ему), вырастили березу, после чего служанки попарили березовым веником дочь хана Туйбику, которая после этого избавилась от тяжелого паралича. Став свидетелем такого чуда (карамат), хан Айдар решил принять ислам.
В 19 веке у татар существовало два типа бань: белые бани и черные бани. Каждая из них отличалась способом топки. В белых банях стояла печь с трубой, через которую весь дым выходил наружу, а в черных банях дымной трубы не было, а весь дым выходил наружу через приоткрытую дверь. Поэтому в такой бане внутренние стены и потолок становились черными от сажи. Отсюда происходят выражения «топить по-белому» и «топить по-черному».
Источник фото: yandex.ru
Так к концу 19 века в 135 татарских селениях Казанского уезда имелось 2 845 белых бань и 2 083 черных бань. Белые бани обычно строили во дворе, на задворках или в огороде, а черные бани традиционно находились вдоль рек.
Бани строились из соснового или елового сруба и в среднем имели размер 5 на 3,5 метра. Пол из досок в бане застилался частично. Крышу бани в основном делали из теса, реже из соломы. В белых банях печь клали до потолка, с краю она имела вмазанный котел, где грелась вода. В черных банях всего этого не было — воду кипятили дома и в ведрах приносили в баню из расчета 1 ведро горячей воды на два человека или 1,5 кумгана на одного человека. Возле печи находился специальный полог для парения — ләүкә, также имелась квадратная лавка для мытья.
Источник фото: yandex.ru
В татарской бане обязательно был дощатый предбанник с бревенчатым полом, в котором стояла лавка. Раздеваться в таком предбаннике можно было только в теплое время года. Обычно в холодное время раздевались в самой бане, где около потолка устанавливали специальный шест для одежды. В белых банях имелось одно, а иногда даже два окна и часто пристраивали туалет.
Если приезжали гости, то на второй день для них обязательно топили баню. Богатые люди могли себе позволить ходить в баню по несколько раз в неделю. И обязательным ритуалом было ходить в баню в пятницу утром, перед пятничным намазом. А вот бедным людям приходилось ходить в баню не так часто, обычно это было по четвергам и перед праздниками.
Воду и мыло старались тратить мало. Мыло в основном могли себе позволить лишь богатые семьи. Бедняки, придя в баню, вначале сидели и потели, после этого без мыла растирали свое тело, а затем парились веником и обливались водой. Мочалку в 19 веке татары еще не использовали. Hа этом процесс мытья в бане заканчивался.
Женщины для мытья головы использовали катык. Для его приготовления молоко кипятили в котле, потом выливали в чашу и, когда оно становилось теплым, в него добавляли закваску. Через час такое молоко превращалось в катык. В бане женщины наносили его на сухую голову, одновременно расчесывая волосы расческой. А затем два раза мыли голову водой, и волосы становились чистыми и упругими. Всех детей младше 3-х лет женщины брали мыться с собой. Мальчики старше 3-х лет уже начинали ходить в баню с мужчинами, а девочки продолжали ходить с женщинами.
Исследователи отмечали богатую культуру банного мытья у татар, и прежде всего особую традицию приглашать гостей в баню. Баня была не только местом для очищения тела, но поводом для общения.
Источник статьи: http://islam-today.ru/istoria/tatarskij-mir/kultura-bani-i-gigiena-tela-u-tatar/
Мунча — аутентичная татарская баня
|
Татарские бани разделялись условно на два вида — для небогатых жителей (общественные или персональные домовые) и более обеспеченных (хаммамы). |
Баня по-татарски звучит, как «мунча», и такие парные заведения татары стремились открывать возле каждого дома. Татарские бани разделялись условно на два вида — для небогатых жителей (общественные или персональные домовые) и более обеспеченных (хаммамы).
Парилки назывались мунчи, также были булгарские бани или хаммамы. Дорогие хаммамы возводились по константинопольскому проекту, а домашние представляли собой парные в землянках с печами-каменками. Средневековые татарские бани рубили из липы, осины, сосны. Каменка могла располагаться или в самом центре парной или же около стены. На оформление бань для богатых воздействовали культуры восточных мусульманских государств, делая из помывочных настоящие шедевры архитектурного искусства с мраморными полами и высокими потолками. Походы в татарские бани связаны с давними традициями и ритуалами, когда люди посещали помывочные несколько раз в неделю.
Дорогие хаммамы возводились по константинопольскому проекту, а домашние представляли собой парные в землянках с печами-каменками. |
Татарская мунча устроена, как классическая русская баня — с каменкой, лавкой и полками для парения.
Мунча представляла собой помещение с тремя отсеками:
- первый представлял собой небольшие сени с оборудованной небольшой комнатой. Внутри были скамейки с подушками, располагающиеся возле зашторенных окон.
В теплое время года сени татарской бани представляли собой ложе для супружеских пар, которые планируют завести потомство.
- следующее за сенями помещение — предбанник с лавками, шестом для одежды, полкой с кувшинами. Кстати, именно в предбаннике мунчи принято окатывать себя водой из кувшинов сразу же после выхода из парилки. Современные предбанники татарских бань декорированы мозаикой, мраморными полами. Смотрятся они необычно, а некоторые даже чем-то напоминают стиль «поп-арт»;
Мужчинам в мунчах после «общения с паром» подавались напитки и блюда, а женщинам — благовония, которыми они должны были натираться, чтобы источать приятный аромат и вдохновлять своих супругов. |
- и самый главный отсек бани по-татарски — это парная, которая визуально практически такая же, как и классическая русская. Здесь есть полка, печь, небольшое окошко.
В парных для элитной публики также были отдельные помывочные комнаты. Для мытья татары использовали минимум воды, которая была в цене. Они предпочитали хорошенько потеть и окатываться водой в предбаннике только после выхода из заведения.
Самый главный отсек бани по-татарски — это парная, которая визуально практически такая же, как и классическая русская. Здесь есть полка, печь, небольшое окошко. |
Баня для татар была и остается оригинальным видом досуга. Мужчинам в мунчах после «общения с паром» подавались напитки и блюда, а женщинам — благовония, которыми они должны были натираться, чтобы источать приятный аромат и вдохновлять своих супругов.
На лавках, где располагались гости татарских бань, стелили мягкие тканевые коврики — курпе.
Оформление татарских бань выполняется особенно роскошно, но с чувством меры. |
Оформление татарских бань выполняется особенно роскошно, но с чувством меры. На окнах имеются разноцветные наличники, над входом — так называемый начес с фронтоном. При входе можно видеть арку с колоннами, но подобное оформление было актуально для «элитных» бань. Если вы желаете окунуться в атмосферу восточных бань — классического или татарского хаммама, выберите подходящее заведение из нашего каталога. Желаем комфортного отдыха!
Источник статьи: http://sauna.spb.ru/iskra/muncha.html