Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Законом «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом в РФ действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Банковские операции могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБ РФ. Необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, поэтому они обязательно должны получать лицензии на совершение банковских операций и проходить регистрацию в ЦБ РФ. В противном случае банковские операции являются незаконными.
При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций, в которой указываются банковские операции, на осуществление которых банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление банковской деятельности без лицензии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
За регистрацию и выдачу лицензии на совершение банковских операций с банков и кредитных организаций взимается сбор в доход федерального бюджета в размере не более 1% суммы объявленного уставного капитала. Плата взимается и за открытие каждого нового филиала банка.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после государственной регистрации в ЦБ РФ. Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка — юридическим и физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала. В качестве учредителей банка могут выступать юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Не могут быть участниками банков предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные неплатежеспособными.
Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов. Учредители — юридические и физические лица — оформляют и подписывают учредительный договор или договор о создании акционерного общества. В нем определяется организационно-право-вая форма банка, предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале; ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц, его подписавших.
До регистрации банка учредители не имеют право проводить банковские операции от его имени.
Учредители банка проводят учредительное собрание, на котором обсуждают все основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер, состав акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале банка, рассматривают проекты учреди тельных документов и принимают соответствующие решения. Учредительное собрание должно, в частности, принять решение о создании банка, утвердить его устав, наименование, избрать совет директоров банка, ревизионную комиссию, а также утвердить кандидатуры для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности и др.
Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление ЦБ РФ по месту своего нахождения вес документы, необходимые для регистрации банка: ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии, устав банка, утвержденный собранием акционеров, учредительный договор, протокол учредительного собрания, список учредителей банка и заключение аудиторской организации об их финансовом положении. Одновременно представляются нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Госналогслужбы, анкеты кандидатов на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера, а также копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за регистрацию банка и др.
Главное управление ЦБ РФ по месту нахождения коммерческого банка направляет в адрес Банка России заключение о целесообразности создания банка на данной территории, к которому прилагаются необходимые для регистрации документы.
ЦБ РФ рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации банка. В случае положительного решения Банк России направляет в территориальное учреждение по месту нахождения кредитной организации по 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее устава, сообщение о регистрации публикуется ЦБ РФ в печати.
В особом порядке регистрируются на территории Российской Федерации банки с участием иностранных инвестиций. При их регистрации Ц|Б РФ принимает во внимание очередность подачи заявок, имя, финансовое положение, деловую репутацию учредителей, их географическое представительство и характер двухсторонних отношений между Российской Федерацией и страной пребывания учредителей.
Для открытия совместным или иностранным банком каждого филиала на территории России требуется отдельное разрешение ЦБ РФ. При этом на территории России допускается открытие филиалов только банков-нерезидентов, обладающих прочным финансовым положением.
Внесение изменений в учредительные документы разрешается только после полной оплаты всех ранее выпущенных акций (или долей в уставном капитале банка). Для регистрации нового выпуска акций или объявления новой суммы уставного капитала необходимо внести соответствующие изменения в устав банка.
Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковской операции. Решение об отзыве лицензии публикуется в печати и доводится до совета ликвидируемого коммерческого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны формировать ликвидационную комиссию. До начала работы ликвидационной комиссии оперативный надзор за деятельностью коммерческого банка и сохранностью его имущества осуществляет Главное управление ЦБ РФ.
Источник статьи: http://vuzlit.ru/194627/poryadok_otkrytiya_registratsii_likvidatsii_kommercheskih_bankov
Порядок создания и регистрации коммерческого банка на территории РФ
коммерческий банк баланс ведомость
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (в редакции от 19.05.2013). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР.
Процедура регистрации коммерческого банка осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком Россини решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в редакции от 14.08.2009).
Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы.
- 1. Учредители кредитной организации до подписания учредительного договора (договора о создании) направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых (полного официального и сокращенного) наименований кредитной организации. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому месту нахождения кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации, которое действительно в течение двенадцати месяцев с даты направления указанной телеграммы.
- 2. Учредители для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению все необходимые документы.
- 3. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Оно должно рассмотреть представленные документы и принять соответствующее решение в срок, не превышающий четырех месяцев с даты их поступления.
При наличии замечаний по представленным документам, а также при отсутствии полного комплекта документов территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением. По одному экземпляру указанных документов остается в территориальном учреждении Банка России. Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном законодательством и нормативными актами Банка России порядке.
При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации для ее регистрации, на которых должны стоять необходимые отметки и согласования территориального учреждения Банка России. Заключение территориального учреждения Банка России должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
Заключение должно содержать данные о сроках рассмотрения документов, оценку бизнес-плана, информацию о соответствии здания (помещения) требованиям по техническому оборудованию банковского помещения и укрепленное кассового узла, о представлении в территориальное учреждение Банка России уведомления о приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации, а также о предварительном согласовании приобретения учредителями более 20% долей (акций) кредитной организации, если такое согласование имело место, информацию о согласовании кандидатов на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации и ее главного бухгалтера и подтверждение оплаты сбора за регистрацию кредитной организации.
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации всех необходимых для этого документов.
При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации и подписании свидетельства о государственной регистрации кредитной организации Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания свидетельства о государственной регистрации:
- — ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов кредитной организации штамп с указанием даты государственной регистрации и ее регистрационного номера;
- — вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
- — направляет учредителям сообщение о государственной регистрации кредитной организации;
- — направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее учредительных документов.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». К таким основаниям относятся:
- 1. несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
- 2. неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих требований перед бюджетами всех уровней за последние три года;
- 3. несоответствие документов, поданных для государственной регистрации, требованиям федеральных законов;
- 4. несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов Совета директоров (Наблюдательного Совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.
Территориальное учреждение Банка России, получив свидетельство о регистрации кредитной организации и зарегистрированные учредительные документы:
- — направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для выполнения требования Федерального закона «О банках и банковской деятельности» об оплате 100% уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомления;
- — вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;
- — выдает один экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по одному экземпляру ее учредительных документов Председателю Совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанных документов.
Учредители кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.
Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредитная организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его 100%-ной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты: балансы на последнюю отчетную дату с отметкой органов Министерства по налогам и сборам Российской Федерации; балансы на дату внесения средств в уставный капитал кредитной организации, подтверждающие наличие у участников собственных средств; платежные поручения с отметкой об исполнении; акты приема-передачи здания (помещения) учредителя на баланс кредитной организации; нотариально удостоверенную копию свидетельства о праве собственности кредитной организации на здание (помещение), переданное учредителем в качестве оплаты доли (акций) в уставном капитале кредитной организации.
Кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, в этот же срок направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций.
Территориальное учреждение Банка России (подразделение, занимающееся вопросами лицензирования банковской деятельности) на основании документов, полученных от кредитной организации, в срок, не превышающий десяти дней с даты их получения, проверяет правомерность оплаты уставного капитала и направляет:
- — по кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала;
- — по кредитной организации, созданной в форме акционерного общества, в подразделение, осуществляющее регистрацию выпусков акций в территориальном учреждении, либо в Банк России (Департамент лицензирования) заключение для регистрации отчета об итогах выпуска акций. После регистрации отчета об итогах выпуска акций и получения копии письма о регистрации территориальное учреждение направляет в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала.
Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью кредитной организации.
Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Решение о выдаче лицензии принимает Банк России в течение трех рабочих дней после получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала. Он направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.
Территориальное учреждение Банка России, получив экземпляры лицензии:
- — вносит соответствующую запись в реестр выданных лицензий, который оно ведет;
- — выдает один экземпляр лицензии Председателю Совета директоров кредитной организации или другому уполномоченному лицу, письменно подтверждающему получение указанного документа.
Источник статьи: http://vuzlit.ru/52924/poryadok_sozdaniya_registratsii_kommercheskogo_banka_territorii