Дух обитатель бани у белорусов 6 букв

Баня у древних славян: культ, лечение, ритуал

Современный человек освоил многие виды банных удовольствий — русская парная, финская сауна, японская о-фуро, арабский хаммам. Объединяет эти водные процедуры одно — они воспринимаются как оздоровительные, полезные для людей всех возрастов, с любым багажом болезней. В банях проводят время, отдыхают, приводят в порядок тело и закрепляют фитнес-достижения. У наших предков все было по-другому.

Баня как культ

У древних славян баня была культовым местом. Здесь проводились обряды, вершились заговоры, изгонялись болезни и определялись судьбы. Как процесс баня была прежде всего ритуалом, в котором каждая деталь имела значение!

Вот лишь некоторые из особенностей старославянской бани.

  • Обязательными атрибутами бани были не только известные нам веники, но также порошки и свечи из трав, настои и отвары.
  • Растения для отваров, веников и свечей собирались в определенных «приговоренных» местах — на реке, болоте, вдоль канав и оврагов.
  • Над травами во время сбора и в процессе использования в бане читались заговоры. Растений применялось очень много — для каждого этапа свой набор ритуальных трав.
  • В качестве мыльной травы использовалась так называемые мыльные растения: мыльнянка и плаун-баранец (все растение), береза и липа (почки).
  • Строилась баня только на берегах рек или озер.
  • В зависимости от разных причин (болезнь, изгнание духов, роды) баня могла длиться от нескольких дней до недель.
  • Само собой, в баню допускались только люди, прошедшие ритуальное духовное и физическое очищение.
  • Обрядовые «парения» проводили знахари.

Баня как лечение

У славян была целая система банного очищения (лечения), которая основывалась на силе трех стихий — разрушающей (пар), создающей (веник) и сохраняющей (вода). Считалось, что применяя их, можно отвести от человека все болезни, избавить от любого физического и душевного недуга.

Многочисленные этапы славянской бани сами по себе похожи на какую-то гипнотическую технику — 9 «кругов» (круги болезни или смерти), для каждого этапа свои веники и методы их использования, травяные настои с разными эффектами (от легкого успокаивающего до тяжелого снотворного и наркотического), окуривание свечами, вдыхание порошков и отваров трав и так далее. Сложно предположить, сколько по времени мог занимать банный ритуал, например, в случае какой-нибудь тяжелой болезни!

Из древних атрибутов бани самые популярные сегодня — веники . Востребованные растения для изготовления — это береза, дуб, можжевельник, ольха, полынь, смородина. Ритуальные славянские веники состояли из нескольких трав, для каждого банного «круга» (этапа) свой веник. При этом огромное значение имела комбинация растений: по славянским верованиям, одна трава «открывала» тело для лечения, другая — изгоняла «нечистое», третья — возвращала в душу чистоту.

Способы парения вениками были разные: пройтись метелкой с головы до ног и обратно, или приложить к сердцу, голове, животу в определенной последовательности, или «волочить» веник от поясницы до пяток и обратно и так далее. Удары наносились разной силы или делали веником массаж.

После парения все веники и ветки, которыми устилались полки в бане, обязательно сжигались.

Травяные свечи для бани (сегодня используют только почитатели древнеславянской культуры). Изготавливали их путем добавления порошков разных трав в расплавленный воск (пчелиный). Применяли для окуривания бани при подготовке к ритуалу, «кругам», использовали по окончании для очищения всех помещений бани.

Травы, которые добавляли в свечи: липа, кувшинка, камыш, береза, тростник, сосна, полынь и др. Применяли также лук и чеснок.

Настоями трав натирались после бани и пили их в горячем или холодном виде. Напитки были сложнейшими по составу, готовились не один день, предположительно компоненты подбирались под ситуацию.

Пример настоя. Ветки и листья вербы замачивались в родниковой воде на 18 дней, затем настой кипятился с травой зверобоя, после этого к нему добавлялись ягоды можжевельника, напиток настаивался еще несколько дней. После этого его употребляли после бани.

После славянской бани обливались сначала горячей, затем холодной водой.

Факты о бане

Никаких алкогольных напитков в бане не пили! Отчасти поэтому древняя процедура несла оздоровительный эффект, благоприятно влияла на сердце и все остальные органы. Современные привычки «принимать на грудь» в бане, скорее всего, уходят в советское (и постсоветское) прошлое. Алкоголь и баня несовместимы, так как сочетание увеличивает риск сердечного приступа или резкого скачка артериального давления, с соответствующими последствиями — больница и лечение.

Воссоздавать древнеславянский банный ритуал — идея, интересная с точки зрения бизнеса, но не с точки зрения оздоровления. Положительные воздействия обычной бани, без всяких ритуальных дополнений, доказаны и рекомендуются в комплексе с другими методиками здорового образа жизни, но баня — это не метод лечения болезней.

Баня имеет противопоказания, вопреки распространенному мнению о безусловной пользе для всех и вся. Детям, беременным, пожилым людям баня не рекомендуется по понятным причинам: организм может отреагировать на высокие температуры негативно — подъемом давления, головной болью, спазмом бронхов. Людям с хроническими заболеваниями в баню нужно ходить очень осторожно.

Баня — один из самых популярных вариантов отдыха во всем мире. Баня действительно имеет оздоровительный и общеукрепляющий эффект, но при разумном подходе! Здесь, как и в лечебной физкультуре, важно не переусердствовать и не брать никаких высот (температурных, временных), а прислушиваться к своему организму и следить за самочувствием.

Изображение Alexey Hulsov с сайта Pixabay

Читайте также:  Тепло изоляция для бани и сауны

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b447485239e2600a81f4af0/bania-u-drevnih-slavian-kult-lechenie-ritual-5ea710b6e391b234dce88a4e

Дух обитатель бани у белорусов 6 букв

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

почти ВСЁ про МОВНЮ,или БАНЮ. часть3.

Банник, байник, баенник, байнушко и др., белорус. лазьник — у русских и белорусов дух — обитатель бани. Живет за каменке или под полком. Бывает невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку) или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Есть поверье, что БАННИК первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица. Считается, что БАННИК моется в бане и ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он брызжет кипятком, кидает раскаленные камни, напускает угару.

БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре — обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти.Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он мо­жет защитить от демонических су­ществ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано­вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к дру­гим.

На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее».

При входе в баню мужчина должен переступать порог правой но­гой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Бан­ный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке». В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «До­мовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и за­щищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

Иногда в бане живёт Шишига – существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы и оберега или без разрешения, без согласия Банника. Она может принимать облик знакомых людей или родствен­ников и запарить нежеланных гостей до смерти. Может испугать роженицу и подменить оставленного без присмотра ребёнка: такие «подменные» дети не рас­тут, не ходят, не говорят и скоро умирают. Её можно почуять по тихому шуршанию в углах. Может остаться жить в пустой бане, после ухода Банника. Хотя в его присутствии во всём ему подчиняется, и вреда от неё добропорядочным хозяевам нет.

«Кто такой наш баннушко?

Не игрушка, не зверёк.

Ростом – с детский сапожок,

То в углу он возится,

То по крыше носится.

То сидит за печкою,

«Мойтесь, мойтесь побелей,

Станет жить повеселей.

Я на тех всегда сердит,

Читайте также:  Какие пропорции бетона для заливки пола в бане

Кто ревёт и кто не мыт».

«Где мочалка, бабушка?»,

«А подспрятал баннушко».

«Ну, а где ботинок мой?», –

«Баннушко унёс домой».

(«Баннушко» Т. Смертина)

«Женщина одна рассказывала. Пошла она как-то в баню взять что-то. Подходит к бане, – а она ночью шла то, – и чует, что она горячая вроде. Приоткрыла дверь, а оттуда пар валит, и будто вениками хле­щутся. Закрыла она дверь и убежала. А это банный староста сам па­рился».

«У нас в бане за каменкой банник жил. Его Митькой окаянным звали. Мы перед призывом в армию вытягивали его верёвкой из бани. Сначала его концом верёвки дразнили. Он хайлом как схватит, разо­злится, потом как дёрнет верёвку, мы все попадали. А сам он весь из шерсти, лица, рук, ног нет».

(«Былички и бывальщины»)

«Лён-то у нас по вечерам чесали. Ведь дни-то коротенькие осенью. Пришла в баню чесать лён. Чесала-чесала. На полках сидит как белая кошка, глаза сверкают-сверкают такие у ней. Я сказываю: «Кис, кис, кис…». Киска не двигается. Да я бегом это!»

«Вот топила ночью байну (баню). Тогда мужики ездили в 12 часов ночи, поздно. Топила байну, топила-топила…. Ну, потом мужики приехали, пошли в байну мыться: и каменка разрытая, и вода вся вылита. Вот, вот ночью в байну ходить!»

(«Легенды. Предания. Бывальщины»)

Никогда нельзя в бане подгонять друг друга, ибо Банник этого не выносит и начинает сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: «Батюшка, выручи. «

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют — Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: «Батюшка, выручи. » Банники — банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка — вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню — и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.

Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Чаще всего этот хозяин строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны.
Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже – в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).
В баню, где нет оберегающих икон и где мылись, парились, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». Нельзя было и шуметь, ругаться. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его, приглашали: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, гостите к нам в гости!» (Терский Берег Белого моря). Иногда обращались и к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесив ее сушиться на печку.
Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью.

Впрочем, хотя этот дух и невидим, но движения его всегда можно слышать в ночной тишине — и под полком, и за каменкой, и в куче свежих неопаренных веником. Особенно чутки к подобным звукам роженицы, которых по этой причине никогда не оставляют в банях в одиночестве всегда при них неотлучно находится какая-либо женщина, если не сама бабка-повитуха. Все твердо убеждены, что банник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю, как это водится у богатых и добрых мужиков. Точно так же все бесспорно верят, что банища — места поганые и очень опасные, и если пожару приведется освободить их и очистить, то ни один добрый хозяин не решится строить тут избу и поселиться либо одолеют клопы, либо обездолит мышь и испортит весь носильный скарб. В северных же лесных местах твердо убеждены, что банник не даст покоя и передушит весь домашний скот не поможет тогда ни закладка денег в углах избяного сруба, ни разводка муравейника среди двора и тому подобное.

Читайте также:  Кирпичная печь в баню сколько может стоить

Банные Хитрости
У каждого бывалого банщика есть свои банные хитрости. Наверняка они появятся и у Вас, но со временем.
Для этого нужен какой-то опыт. А пока примите к сведению следующие полезные советы, которые Вам, возможно, пригодятся.

В деревенской бане полезно заранее заготавливать маленькую поленницу непосредственно в парной.
Это избавит вас от необходимости бегать за недостающими дровами, что особенно проблематично в зимний период.
Лучше всего сложить дрова под лавку, что защитит их от влажности.
Под воздействием температуры они становятся сухими и легко загораются.

Хитрость вторая.
Для растопки бани (особенно зимой) очень удобно использовать орешник.
Его мелкие сухие ветки быстро просыхают после заготовки и легко загораются, создавая при этом приятный
аромат и сильный жар в печи. Мелкие прутья орешника легко заготавливать и хранить.

Хитрость третья.
Для получения сухого пара горячую воду нужно плескать не на камни, а за них.
В этом случае образующийся пар, проходя над раскаленными камнями,
дополнительно нагревается и выходит из печки максимально сухим и горячим.

Хитрость четвертая.
Отправляясь в парную, захватите с собой фанерку (размеры ее должны быть достаточными,
чтобы можно было встать на нее двумя ногами). А после парения заберите фанерку с собой,
чтобы при необходимости подложить ее под ноги. Дерево хорошо сохраняет тепло, что очень актуально в зимний период времени.
Горячая фанерка также сослужит хорошую службу после того, как вы вернетесь после «снежной ванны».

Хитрость пятая.
Парясь на полоке, подложите под голову уже использовавшиеся ранее березовые и дубовые веники.
Париться ими уже невозможно, но зато они издают потрясающий аромат, которым полезно и приятно дышать.
Кстати, при запаривании новых веников старые, которые вы поместите под голову, тоже окунают в емкость.

Хитрость шестая.
Воду, в которой запаривались веники, выливать не следует. Получившимся настоем полезно споласкивать волосы.
А чтобы смягчить воду для мытья головы, в нее надо добавить столовую ложку уксуса (для брюнеток) или настой ромашки
(для блондинок).

Хитрость седьмая.
Чтобы избавиться от перхоти, за час до мытья головы смажьте ее подсолнечным или репейным маслом.
А в воду для мытья головы можно добавить липовый цвет.

Хитрость восьмая.
Банное полотенце должно быть пушистым, махровым и обязательно большим.
Таким полотенцем удобно не только вытираться, но и растираться после бани.
Растирают все тело, от чего оно приобретает здоровый «румянец», а лицо только промакивают полотенцем.
Еще лучше, если полотенце будет горячим. Для этого его надо предварительно нагреть в горячем и сухом месте.

Хитрость девятая.
Ну, а это, пожалуй, и не хитрость, а скорее, добрый совет. Опытные банщики знают, что париться нужно с хорошим
настроением и добрыми мыслями. Пожелайте вашим соседям по бане доброго здоровья и легкого пара. А сами, когда
будете париться, постарайтесь мысленно представить, как под действием банной процедуры из вас выходит вся грязь,
скопившаяся за долгие годы. Как каждая клеточка вашего тела освобождается от всего вредного, что в ней накопилось,
вбирая взамен природную энергию березового веника и целебные ароматы парного жара. Ну, а если вы паритесь в
деревенской бане, выйдите после парной на воздух, встаньте на землю босыми ногами, облейтесь водой, а затем
поднимите руки к небу и глубоко вдохните воздух через рот, а выдохните через нос, попросив при этом прощения за
все свои грехи в прошлом, будущем и настоящем. Можете просто пожелать себе и всем близким здоровья. Сделайте
три таких вздоха, и вы почувствуете, как ваш организм наполнится живительной энергией.

Баня: Русская баня в деревне.

Баня своими руками. Глава 1. Концепция бани

Домашний бизнес на Русской Бане

Древняя Мудрость познаётся не для того, чтобы властвовать и повелевать
кем-то, и не для того,
чтобы возгордиться или возвеличиться над другими Родами. Древнюю
Мудрость всегда познавали,
чтобы осознать свой Жизненный Путь, и для того, чтобы передать её
потомкам.

Источник статьи: http://ups1970.livejournal.com/15034.html

Оцените статью
Про баню