Евпатория древние турецкие бани

Евпатория древние турецкие бани

Евпаторийские турецкие бани занесены в Список памятников архитектуры национального и муниципального назначения.

Рассказывают, что турецкая баня в Евпатории была построена в 16 веке, по типу отопления римских бань. До сих пор ведутся споры по поводу даты постройки этого комплекса. По всей видимости, построены турецкие бани были в шестнадцатом веке, так как купольные построение потолка и архитектурные особенности построение свода и арок в турецкой бане, характерны для типа строительства 16 века.

Горячая вода проходила по многочисленным трубам под мраморным полом и лавками турецкой бани, обогревая парильные отделения и большие залы для омовений, как в мужском, так и в женском отделении. Входы в турецкие бани для женщин и мужчин были раздельными (джамкон), и вели в предбанники, где посетителям предоставлялись индивидуальные шкафчики для одежды и длинные лавки перед ними. Помещения для отопления турецкой бани, были скрыты от глаз посетителей. В Гезлеве в средние века бани получали воду из специальных каналов (кяризы), расположенных глубоко под землей .

В 70-х годах прошлого века в турецкой бане был проведён ремонт, во время которого в одном из залов бани были построены душевые кабины, для посетителей, которые не хотели мыться в общих отделениях бани, а предпочитали индивидуальный душ. Полы и стены душевых кабинок были облицованы обычной керамической плиткой. Плохо спланированная вентиляция, создавала в зале повышенную влажность, что привело вскоре к появлению плесени на стенах, местами стала отпадать плитка. По прямому назначению турецкие бани и душевые кабины, построенные в 70 годах прошлого века, использовались жителями города до 1987 года. В кассовом отделении бани пол также был покрыт керамической плиткой, ни о каком паркете в помещениях турецких бань, с повышенной влажностью воздуха, не могло быть и речи. А циклевка паркета могла проводиться в зданиях городской управы и доходных домах Евпатории. Крыша турецкой бани была покрыта черепицей, над каждым залом турецкой бани был купол и несколькими отверстиями для выхода пар, сквозь эти отверстия можно было увидеть небо.

Читайте также:  Вопросы по строительству деревянных бань

До наших дней сохранились каменные скамьи вдоль стен, но мрамора уже нет.

Внутренняя структура

Посередине общего помещения для омовения и в мужском, и в женском отделении находился гейбек-таш. Это квадратное возвышение полуметровой высоты покрытое мрамором, эти мраморные столы и лавки использовали для проведения массажа. Все возвышенные мраморные поверхности в турецкой бане, обогревались с помощью горячего воздуха, а пол — с помощью горячей воды, которая постоянно циркулировала по трубам, нагреваясь в печи .

Рядом с массажными залами, находились парилки, которые именовались «сикалик» и комнаты для мытья. С северной стороны к турецким баням примыкает большое помещение – бассейн под хранение холодной воды, которая по металлическим трубам поступает в баню, в краны для холодной воды.

Толщина стен в турецкой бане 1 метр, стены сложены из пиленого местного известняка и бутового камня, сложенного на растворе, «хорасан». Сегодня турецкие бани находятся в полуразрушенном состоянии, многие помещения бани не имеют крыши, купала, так же разрушены. Дождь и снег, жара и мороз делают своё разрушительное дело, постепенно уничтожая то, что осталось от памятника 16 века — Турецкие бани могут не дождаться реставрации!

Источник статьи: http://www.evpatori.ru/tureckie-bani-v-evpatorii.html

Евпатория древние турецкие бани

В Евпатории появилась экскурсия на вновь открытый экскурсионный объект – хаммам — турецкую баню. Своим существованием она была обязана крымскому хану Сахибу I Гирею (1501 — 1551). Баня была построена весьма искусно в XVI веке славянскими строителями, угнанными в рабство, имя архитектора неизвестно.

Своим существованием турецкая баня обязана римским «Термам» . Арабы переняли обычай строительства таких бань у римлян. После падения Византийской (Восточно-Римской) империи и захвата турками столицы Византии Константинополя — 29 мая 1453 года , римская баня была переименована в «хаммам» — турецкую баню, как и Константинополь — в Стамбул, а крупнейший византийский христианский собор Святой Софии — в Аль-Софию.

В то время на территории нынешней Евпатории (Гёзлёве) находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. В средневековом Крыму невольничьи рынки были в Карасубазаре (ныне Белогорск) и в Кафе (ныне Феодосия). Из порта Кафы невольников переправляли в Турцию и другие страны юго-востока Средиземного моря.


В турецкой бане в Гёзлёве (Евпатории) мылись не только турки и крымские татары, но и славяне-рабы, которым хозяева хотели «придать товарный вид».

В те далёкие времена, когда строилась эта баня, Евпатория называлась Гёзлёвом, русские называли город Козлов. В XVI веке в городе было 2 тысячи дворов, 24 мечети, 7 колодцев с «водой кристальной», 11 гостиниц, несколько сотен частных бань, которые строили на собственных подворьях состоятельные горожане, и 5 общественных бань предназначенных для жителей города.

До наших дней сохранилась лишь одна турецкая баня XVI века, на улице Красноармейской. Самая прекрасная и роскошная из тех древних турецких бань была напротив ханской мечети Джума-Джами. Ей выпал счастливый жребий служить усладой тела и духа высших правителей Крыма и их приближенных.

Лежаки, пол и стены хаммама были сделаны из мрамора, в полу были проложены трубы, по которым шёл горячий воздух и нагревал пол, горячие камни в бане поливали водой, для образования пара. Сочетание массажа имеющего расслабляющий эффект, пар и тепло дают потрясающий лечебный эффект.


Турецкая баня представляет собой многокупольное здание, сложенное из местного известняка-ракушечника и бута на крепком цементном растворе. Баня имеет два отдельных входа и делится на две равные части — мужскую и женскую.

Внутренняя планировка турецкой бани соответствует схеме, по которой строились все турецкие бани средневековья. Здание состоит из четырёх последовательно сообщающихся помещений с нарастающим температурным режимом от 35°С до 55°С: раздевалка — «джамкон», комната отдыха — «соулук», потельного зала (парилки) и «Согуклук» — помещение для мытья, массажный кабинет.


Турецкая баня работала до 80 годов прошлого века, многие старожил побывали во внутренних помещениях хаммама, не только на экскурсии, но и пользовались услугами банного заведения. Воспоминания посетителей оставили нам рассказы о тёплых мраморных полах евпаторийской бани, о потолке в виде высокого купола, сквозь который можно было увидеть небо. В куполе были проделаны круглые отверстия диаметром 15-20 см для выхода пара, сквозь них в баню мог заглянуть только Аллах и птицы небесные.

Можно пробраться на крышу бани сквозь узкий лаз, но вид с высоты крыши вас не восхитит и не впечатлит, так как Евпатория давно уже не одноэтажная, и обзору мешают современные двухэтажные постройки – доходные дома предприимчивых земляков.


Вернувшись с крыши и яркого солнца внутрь бани вы окажетесь в полумраке хаммама и увидите лучи полуденного солнца, пробивающиеся сквозь многочисленные отверстия в куполах, освещая стены.

Скольких людей видели они за свою многовековую историю, сколько событий и тайн хранят эти стены.
Надеемся, они когда-нибудь раскроют свои секреты, а люди, посетившие когда-то хаммам, поделятся с нами своими рассказами и впечатлениями.

Турецкая баня — памятник архитектуры, находящийся в удручающем состоянии, приглашает жителей и гостей города прийти сюда, и пусть не смыть со своего тела пыль дорог и житейских тревог, а просто прикоснуться к истории, послушав под древними сводами хаммама интересный рассказ экскурсовода о средневековых банях.

Источник статьи: http://www.evpatori.ru/xammam-tureckaya-banya.html

Турецкие бани Евпатории

История

Турецкие бани XVI века Евпатории

Многоголосый разноязычный шум толпы и тишина двориков за высокими стенами, горделивые самоуверенные лица зажиточных купцов и униженно сгорбленные тени рабов, золотое великолепие мечетей и неприглядность бедных кварталов, роскошь бань и грязь кривых улочек — многоликое лицо средневекового крымско-татарско-турецкого Гезлева — одного из крупнейших портов черноморского побережья.

Бани. Именно они в те далекие времена, когда Крымский полуостров представлял собой часть восточного мира с его витиеватой прелестью и вопиющими контрастами, являлись неотъемлемой составляющей жизни любого города — здесь большей частью решались насущные проблемы, происходили деловые и культурные встречи, завязывались необходимые связи. И чем больше был город, тем большее количество этих столь жизненно необходимых для восточного человека сооружений в нем имелось. Так в будущей Евпатории их насчитывалось пять.

Самая прекрасная и роскошная из тех древних турецких бань находилась напротив ханской мечети Джума-Джами. Ей выпал счастливый жребий служить усладой тела и духа высших правителей Крыма и их приближенных. Своим существованием она была обязана Сахибу I Гирею (1501 — 1551). Кроме того в городе существовали Старая баня, две о названиях которых история умалчивает и Маленькая.

Охранная табличка турецких бань XVI века Евпатории

До наших дней старая Евпатория сохранила два этих уникальных сооружения с отпечатком восточной культуры на гладких стенах, идентифицированных специалистами как сооружения XVI века. Находящиеся всего в паре десятков метров от сердца старого Гезлева — улицы Караимской и двух кварталах друг от друга у них была схожая судьба — их несколько раз перестраивали, они верой и правдой служили делу поддержания телесной и духовной чистоты евпаторийцев и гостей города на протяжении более четырех веков, их постигла печальная участь запустения и разрушения…

Вот только одна из сохранившихся турецких бань прекратила свое существование в 1940-х, когда один из миллионов разорвавшихся снарядов Второй мировой значительно повредил ее стены, а вторая – еще пол-века выполняла свои функции, предоставляя свои услуги любому желающему за мизерную плату не смотря на внесение в государственный реестр памятников архитектуры (1963 год), пока ее не закрыли на реставрацию в конце 1980-х, чтобы похоронить под осколками великой страны по имени СССР (во время так и не начавшихся восстановительных работ исчезли последние древние следы ее высокого духовного предназначения).

Заря нового века и возрождение интереса к утраченным-было историческим ценностям начали долгий процесс возвращения к жизни одного из сохранившихся древних храмов чистоты Евпатории — в 2013 году они были открыты для посещения, хотя процесс их восстановления лишь сделал первый шаг.

Архитектура

Построенные согласно канонам возведения такого вида сооружений, древние турецкие бани Евпатории представляют собой многокупольное здание сложенное из местного известняка-ракушечника на крепком растворе и бута с двумя отдельными входами параллельно расположенных мужской и женской частей.

Здание турецких бань Евпатории XVI века

Внутренняя планировка, освещенная ассиметрично расположенными круглыми отверстиями крыш-куполов, состоит из последовательно сообщающихся четырех помещений с постепенно нарастающим температурным режимом (от 35°С до 55°С): раздевалки (так же известной как комната отдыха), промежуточного помещения (оно же массажный кабинет), потельного зала (или другими словами — парилки).

Принцип евпаторийской турецкой бани, как и ее сородичей по всему миру, заключался в телесном, а вместе с ним и духовном, очищении за счет создания очень влажного (до 100%) жаркого воздуха за счет подогрева пола во всех помещениях (для комфорта посетителей выдавались специальные сабо на деревянной подошве) и нагнетания пара по средствам подогрева водяного котла и подачи его через отверстия в стенах. Куполообразный потолок был необходим для обеспечения комфорта клиентов, которые проводили в этих стенах бывало и целый день — капли конденсата стекали по стенам не скапливаясь и не скапывая.

В нынешнем своем состоянии уникальные для Крымского полуострова сооружения османской культуры утратили купольное завершение первого помещения комплекса (уступило место плоскому перекрытию). Так же практически полностью были уничтожен их внутренний интерьер (мраморный заменен еще в 1970-х бетоном и метлахской плиткой, отдельные сохранившиеся архитектурные детали перевезены в Евпаторийский краеведческий музей), древний водопровод уступил место современному (проложены металлические трубы, построена картельная). И при всем при этом почти двадцать лет помещения бань находились в полном запустении, отданные на растерзание безжалостному времени и нечистоплотному люду.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, АР Крым, г. Евпатория, ул. Красноармейская, 20б / ул. Ефета.

Как добраться

По трассам Р25 (Симферополь — Саки — Евпатория) или Т0111 (Раздольное — Евпатория) или Т0108 (Черноморское — Евпатория). По Евпатории следовать вдоль Раздольненского шоссе, потом – ул. Эскадронной, затем – ул. Матвеева, которая выходит к воротам Одун Базар Капусу, где начинается пешеходная зона улицы Караимской (туристический маршрут “Малый иерусалим”). В трех кварталах на пересечении с ул. Красноармейской находится открытое для посещений здание турецких бань XVI века (следовать по указателю в глубь квартала).

Общественным транспортом до вокзалов Евпатории (расположены рядом). Затем пешим ходом 15-20 минут вдоль улицы Интернацианальной до пересечения с ул. Красноармейской, где в глубине третьего квартала слева расположено открытое для осмотра здание мусульманской услады души и тела (следовать по указателям).

Источник статьи: http://zabytki.in.ua/ru/967/turetskie-bani-evpatorii

Оцените статью
Про баню