Европа не мылась бани русские

Немытая Россия, чистоплотная Европа и традиции русской бани

Какая существует связь между русской баней, нашими отношениями с Европой, и национальным самосознанием? Откуда взялась идеологема о вечной русской грязи и образцово-показательном «умытом» европейском быте? Попробуем частично в этом разобраться.

«Покаянная» причина превосходства европецев над русскими

Очень многие у нас считали раньше и считают сейчас, что в России как-то всё и всегда было хуже, чем в Европе. Это связано во-многом с нашим вечным самобичеванием, которое, в свою очередь, происходит из христианского покаянного опыта. Покаянный же опыт отдельной личности позволяет этой личности выйти на более высокий нравственный уровень развития. И существование христианской православной личности среди других людей, исповедующих эту же религию, вполне безопасно. Ведь никто на Руси не считал, что если человек чистит душу в покаянии, то это повод окружающим в эту душу плюнуть, пользоваться этим для того, чтобы упрекать человека в содеянном, пользоваться этим, чтобы возвыситься над ним, ощущая своё превосходство.

Но, когда мы говорим уже о коллективном покаянном чувстве целого народа, живущего среди других стран и народов, имеющих иной религиозный и культурный опыт, то нельзя рассчитывать на то, что наша самокритика будет добродушно приниматься ими. Как правило, это становится поводом для критики и негативного восприятия России и всего русского народа не только за рубежом, но и в самой России.

Читайте также:  Срубы бань в лапу с отделкой

Утверждение в коллективном сознании мифа о неистребимости грязи в России

Обострённое покаянное личное, а затем и коллективное сознание перешло в коллективное бессознательное и проявилось в среде русской интеллигенции. А в XIX веке отразилось в общественной мысли и в великой русской литературе. Мы всегда очень критично относились к окружающей нас действительности. Кому из нас не известны строки М.Ю. Лермонтова, уезжающего на Кавказ:

В этих строках и грязь, и рабство, и произвол властей. И всё это про нашу Родину. Когда мы находимся в парадигме нашей культуры, то видим в словах поэта боль, его озабоченность, неравнодушие к жизни страны, А если смотрим уже извне, то в этих словах констатация неприглядных фактов, по сути приговор и стране, и народу. И, конечно же, такие яркие строки глубоко западают в сознание и подсознание любого образованного русского человека. И вот мы уже смотрим на себя со стороны, сравниваем свою страну с европейскими странами, и убеждены, что грязь это наше врождённое состояние.

Гигееническое состояние европейских городов в средневековье

Естественно, во многих современных европейских странах можно зафиксировать культ чистоты. Но мы забываем, да и сами европейцы уже забыли (а кто-то и не знал), что стремление к некой стерильности является результатом стремления физически выжить. В средние века Европа массово вымирала от разных эпидемий. Мор происходил в результате крайней нечистоплотности европейцев, скученного проживания в городах, которые захлёбывались в грязи и задыхались от зловония нечистот. Помои выливались прямо на улицу на головы прохожих, нужда справлялась жителями тут же.

Мало кто задумывается, откуда взялась привычка большинства европейцев не разуваться по приходу с улицы в дом. Многие думают, что это свидетельство какого-то культурного превосходства. А сложилась данная традиция на улицах европейского города, когда для того, чтобы перемещаться по его грязным улицам гражданам были нужны ходули. Их изобрели в Германии и оттуда распространились по всей Европе. Это не те, высокие ходили, которые используют в маскарадах и ярмарочных представлениях, а небольшие от 10 сантиметров и выше. При вхождении в дом эти ходули снимались и человек в чистой обуви мог спокойно ходить в помещении.

О телесной чистоте средневековых европейцев

В Европе были не только грязные улицы, но и грязные тела: нестиранная одежда, застарелый пот, плотяные и волосяные вши и блохи. Изобретённые стойкие французские духи не забивали вонь немытых тел. И это касалось не только простых жителей, но и королевских особ. Испанская королева Изабелла Кастильская признавалась, что мылась два раза в жизни (при рождении и перед свадьбой), французский король Людовик XIV, по словам русских послов, смердил как дикий зверь, испанский король Филипп II умер от чесотки и подагры, от чесотки умер римский папа Климент VII, а папа Климент V от дизентерии (никогда не мыл руки). Считалось, что мыться вредно, что от воды портится кожа и зрение. Кроме того, католическая церковь практически запрещала это делать, утверждая, что обнажать тело для омовения грех. Ещё в XI веке дочь Ярослава Мудрого, Анна, будучи выданной замуж за французского короля Генриха I, упрекала в письмах батюшку за то, что он отправил её в страну, где никто не моется.

Среди распространённых бытовых предметов у европейцев были чесалки, блохоловки, блюда для давки блох, духи. Все эти вещи были призваны смягчить неприятности, связанные с отсутствием гигиены. Когда европейцы поняли, что мрут от грязи, они из чувства самосохранения усиленно бороться за чистоту и произошло это уже в XIX веке.

Да, в древнем Риме был культ бань (термов), но он был забыт или вытеснет. Да, и в Европе не все были грязнули, но это было скорее исключением, а не правилом. Да, и в европейских странах существовали бани, но они не пользовались популярностью и не стали общенародной традицией, как это исстари сформировалось на Руси, ещё в древний, языческий период.

А каковы были традиции русской бани?

В «Повести временных лет» — одном из древнейших памятников русской литературы и историческом источнике — сообщается о посещении восточных славян Андреем Первозванным. Автор повествует о том, что апостол был удивлён обычаем мыться и хлестаться прутьями в банях, отмечается, что занимались этим слаавяне очень часто и получали большое удовольствие от этого. О культуре омовения у славян писал и известный историк Прокопий Кессарийский.

Ещё в языческое время у славян баня рассматривалась как сакральное место, где происходит не только гигиеническое очищение тела, но и духовное очищение. Кроме того, баня воспринималась и использовалась для укрепления здоровья , профилактики заболеваний и как средства лечения боьшинства заболеваний. Использовалась баня против порчи, сглаза, наговора, любой другой напасти, то есть как магическое средство. Назывались бани у восточных славян по-разному: мыльня, влазня, мовня, мовь.

На Руси мылись в банях по белому, в банях по чёрному (без дымохода) и парились прямо в больших русских печах. С принятием христианства появляется традиция обязательно мыться в бане в субботу, перед воскресным богослужением. Омовению должны были себя подвергнуть супруги после близости, если они затем направлялись в церковь. Любое важное событие в жизни человека, особенно свадьба, направляли человека в баню. Крещение, венчание, причащение, любой важный церковный обряд или ритуал являлись поводом обязательного посещения бани. Русское гостеприимство предполагало обязательно растопить баньку для гостя и хорошенько его попарить. Церковь боролась с суевериями и знахарством, но русская баня сохранила свою значимость и устойчивую культурную традицию с древних до современности.

Как вывод

В заключении можно отметить, что знание исторических реалий, бережное отношение к своим культурным традициям, историко-культурному наследию, делает нас более устойчивыми перед спекулятивными и манипулятивными влияниями тех сил, которые пытаются доказать нам, что евпропейская цивилизация в целом превосходит нас по всем показателям. А русский человек должен быть вечным учеником и с восхищением, снизу вверх смотреть на представителя этой «высшей» цивилизации. К сожалению, такое подобострастное отношение ещё сильно распространено в нашем обществе.

Источник статьи: http://didekomii.site/traditsii/nemytaja-rossia-chistoplotnaja-evropa-i-tradicii-russkoj-bani

Изучаем миф о «Немытой Европе»

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может – ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической – там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались – они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” – так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта – существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века – это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это – появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?

Вода и дрова – без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.

О парных не говорим – мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные – крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности – насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей – пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований. Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» – моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце – огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.

Главная башня замка – донжон – господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей – от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами – в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему – каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Из собранных и приведённых нами свидетельств можно понять, что помывка в бане или собственной ванне во многом зависела от возможности платить – кому-то за доступ в общественную баню, кому-то за привилегию пользоваться бассейном. А тот, кто не испытывает такого желания, не станет мыться и сейчас, несмотря на все блага цивилизации.

КОММЕНТАРИИ: 9 Написать Ответы

на гравюре Дюрера русская баня.))) римлян научили греки и этруски, а в европе мылись, но редко и не все. Иначе эпидемий не было бы. Бани были коммерческие и денег стоили.

Всё запад отмыть пытаемся? скоро заблестит и сороки утащат!!

Статья, как ни парадоксально для её авторов, не опровергает стереотип о том, что в Европе не мылись, а опять таки его подтверждает. После чумы в городах перестали мыться в общественных банях – факт. Мыло тогда еще не изобрели – факт (мытье уксусом – это не мытье, а развезение грязи и инфекции по телу). Воду греть и наливать-сливать дорого даже для королей – факт. Нержавейку еще не изобрели и мылись в кадушках, в которых еще надо натаскать бесценную нагретую на огне воду. Т. е. более чем половина населения, живущая близко к бедности, не могла нагреть на семью (а семьи были большие) много ванн с горячей водой. В общем, с мытьем в Европе был полный швах.

Похоже, что так. недаром нам встречались данные, что в средние века высокопоставленные дамы в своих шикарных прическах (к стати сохранявшихся не один день!) прятали пробирочки -*вшивчики*, чтобы ловить блох и вшей (простите. )

Горячая ванна была нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погибает от дизентерии.
А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки…
Как и король Филипп II.

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть. ». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Источник статьи: http://gallerix.ru/tribune/izuchaem-mif-o-nemytoy-evrope/

Оцените статью
Про баню