- Непростая судьба картины «Бассейн в гареме» Жана-Леона Жерома
- Картина «Бассейн в гареме», Жан-Леон Жером — описание
- Описание картины:
- Жан леон жером турецкая баня
- Вставьте анонс материала в свой блог — скопируйте готовый код из окна ниже:
- В вашем блоге анонс будет выглядеть вот так:
- Жан-Леон Жером. Турецкие бани.
- Восточный гарем в работах художников-ориенталистов: 40 картин, наполненных женской негой и красотой
Непростая судьба картины «Бассейн в гареме» Жана-Леона Жерома
«Бассейн в гареме» — одна из самых известных картин великого французского художника Жана-Леона Жерома. В настоящее время картина представлена в Государственном музее Эрмитаж, Санкт-Петербург. Многие из тех, кто посещал этот музей, наверняка видели знаменитый шедевр мастера, однако немногие знают, что у этого полотна была непростая судьба, больше того — картина была практически на грани уничтожения и только чудом вновь явилась людям и сегодня доступна для широкой публики.
Начать стоит с того, что картина была написана в 1875 году, и не просто так, а по заказу императора Александра III — отца последнего российского императора Николая II. Изначально картина Жана-Леона Жерома называлась «Турецкие женщины в бане», однако сегодня картина более известна, как «Бассейн в гареме». Несмотря на то, что картина была написана блестяще, в своё время она была раскритикована в пух и прах. Например, критик Люси Хупер назвала картину банальной и неинтересной, достойной кисти разве только новичка от живописи.
Через три года после написания картина была использована одним из производителей виски для рекламного плаката. Вызывающие образы, по их мнению, должны были привлечь внимание к выпускаемой продукции.
В России картина некоторое время хранилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, однако в период национализации была передана в Эрмитаж. Именно здесь с картиной произошло настоящее несчастье.
Кража картины произошла 22 марта 2001 года. Преступник, который так и не был найден, поднялся на третий этаж музея, где, воспользовавшись отсутствием сигнализации у картины, а также отсутствием женщины-хранителя, вырезал холст из подрамника и скрылся. На протяжении пяти лет велись поиски преступника и пропавшего шедевра Жана-Леона Жерома, после чего они были приостановлены, а сама картина вошла с список безвозвратно-потерянных произведений искусства. Казалось бы, надежд на её возвращение больше не осталось, однако случилось настоящее чудо.
В декабре 2006 года в приёмную председателя Коммунистической партии Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и предложил передать картину. После экспертизы оказалось, что переданная картина является подлинником, тем самым, что был украден несколько лет назад. Состояние картины оказалось по-настоящему плачевным.
Картина была сложена вчетверо, на ней появились значительные повреждения. На реставрацию потребовалось целых четыре года, после чего «Бассейн в гареме» всё же вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://art.mirtesen.ru/blog/43761173217/Neprostaya-sudba-kartinyi-%C2%ABBasseyn-v-gareme%C2%BB-ZHana-Leona-ZHeroma
Картина «Бассейн в гареме», Жан-Леон Жером — описание
Описание картины:
Картину «Бассейн в гареме» Жерому в 1875 году заказал российский император Александр III, слывший знатоком живописи и собирателем различных произведений искусства.
Частые путешествия художника по Ближнему Востоку позволяли с точностью воссоздавать сцены из жизни мусульманского мира.
На картине изображена турецкая баня в гареме. Сквозь маленькие щелочки в потолке проникает солнечный свет. Взоры двух женщин обращены к служке, подающей им кальяны. Одна из них сидит на разноцветном национальном ковре, другая полулежит на ступеньке хамама. На заднем плане возле бассейна виднеется еще несколько женских фигур.
Казалось бы, для любителя гладиаторских боев и философских суждений сюжет более чем банальный, но излюбленная Жеромом тема наготы женских тел противоречила мусульманским традициям. Художник с такой точностью изобразил все составляющие турецкой бани, что невольно возникает мысль, будто он видел это собственными глазами.
Но этого быть никак не могло, потому что гарем ревностно охранялся от посторонних взглядов, тем более европейских мужчин. Гарем был гордостью султана. Он постоянно пополнялся новыми наложницами со всех концов света. И даже при всём уважении к творчеству Жерома ему вряд ли позволили бы писать с натуры в женской бане. Неординарная фантазия художника в очередной раз воссоздала реальный мотив.
Картина была передана в Эрмитаж и спокойно прожила там добрых сто лет. Особой ценности ни для кого не представляла ровно до тех пор, пока неизвестный «ценитель» раритетов не вынес её за пределы музея, бесследно исчезнув на целых пять лет. Так все узнали о реальной стоимости полотна в один миллион долларов.
То ли глубоко раскаявшись в содеянном, то ли от невозможности продать историческую, да ещё и сильно поврежденную картину горе-ценитель (или сочувствующие ему) решили вернуть её на место. От неправильного обращения и хранения полотно сильно пострадало. Реставрация продолжалась целых четыре года. На сегодняшний день она снова находится в одном из залов Эрмитажа.
Источник статьи: http://muzei-mira.com/kartini_francii/3162-kartina-bassejn-v-gareme-zhan-leon-zherom-opisanie.html
Жан леон жером турецкая баня
Лучшими косметическими кабинетами были гаремные бани — хамамы.
Жан-Леон Жером. «Мавританская ванна (также известный как Турецкое купание женщины).» 1870. Масло, холст. 81.5 х 65.5 см. Частное собрание.
Турецкие бани — это особый мир. Познавшие их целебную силу, не променяют эти удивительные заведения ни на какие другие. Центральный зал одной из таких бань, построенной во времена турецкого владычества и до сих пор еще существующей в Будапеште, включает круглый бассейн, окруженный бассейнами поменьше, в которые водопадами низвергаются минеральные воды с разными свойствами и температурой.
Персональные, самые роскошные бани были у падишаха и у валиде-султан.
«Банный зал султана — маленькое чудо, — пишет Теофиль Готье. — …Он выстроен в мавританском стиле из египетского алебастра с лентообразным орнаментом, и все в нем кажется высеченным из одного огромного самоцвета: колонки с расширяющимися капителями, аркады в форме сердечка, свод, озаряемый игрой хрусталя и сверкающий так, словно он бриллиантовый. Какое наслаждение, должно быть, предаваться неге на этих плитах, прозрачных, точно агаты.
…Традиция античных терм, утраченная у нас, сохранилась на Востоке. Христианство, проповедуя презрение к материи, постепенно отучило людей от заботы о своем бренном теле, чересчур отдающей язычеством. На Востоке же, где чистота тела есть религиозный закон, бани сохранили всю античную изысканность».
Александр Сергеевич Пушкин в «Бахчисарайском фонтане» описывает сцену купания обитательниц гарема:
Жан-Леон Жером. «Мавританская ванна или Марабу.» 1889. Масло, холст. 78 х 86 см. Частное собрание.
…Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой…
Жан-Леон Жером. Общественные бани Grande de Brousse» 1885. Масло, холст. 70 х 96.5 см. Частное собрание.
Чтобы не обжечь ноги о горячий пол и уберечь их от нечистот, дамы ходили в деревянных сандалиях на высоких подставках.
Такие «сандали» должно быть добавляли их владелицам эротизма, и действительно они удлиняли ноги точно так, как и высокие каблуки, которыми пользуются все женщины и в настоящее время. Кроме того, как и высокие каблуки и такие высокие сандалии являются чрезвычайно эротичными, потому что они столь же неудобны, как и красивы, и следовательно подчеркивают ‘слабость’ женских шагов и ходьбы.
Существует легенда о том, что одалиски в гареме турецкого султана должны были носить такие высокие и малоудобные сандали, чтобы те препятствовали им бежать. Это — конечно ерунда, ведь довольно легко их можно было просто снять, чтобы сбежать. Поэтому наиболее достоверная версия в том, что при ношении такой обуви у женщин напрягались мышцы ног и бедер и это делало женщин более эротичными.
Жан-Леон Жером. «Разжигание кальяна.» 1895-1898. Масло, холст. 66 x 54.6 см. Частное собрание.
Окутанные туманом, насыщенным пьянящими благовониями, парилыцицы, массажистки, множество других мастериц холили свою изнеженную клиентуру, умащивали их великолепные тела.
Владельцы же гаремов имели обыкновение тайно любоваться своими живыми сокровищами. Наложницы это хорошо знали и принимали меры, чтобы извлечь из этих «смотрин» пользу.
Но приглашение наложницы в альков господина означало не только желание удовлетворить прихоть. Чаще других владыку посещали дамы, в тонкостях знавшие искусство массажа.
Волшебные прикосновения опытных наложниц способны были успокоить, отвлечь от государственных забот, пробудить угасающие чувства и распалить страсть.
При массаже применялись специальные масла для растирания, ароматические свечи, разогретые или, напротив, охлажденные драгоценные камни и минералы, а также другие приспособления.
В особых уютных кабинетах утомленные дамы отдыхали, курили наргиле, пили кофе и лимонад, лакомились изысканными яствами, обменивались новостями и сплетнями. И… оценивали своих соперниц.
Жан-Леон Жером. «Нагая.» 1889. Масло, холст. 41 x 32.5 см. Частное собрание.
Жан-Леон Жером. «Ванна, женщина, моющая свои ноги.» 1889. Масло, холст. 81.3 x 100 см. Частное собрание.
Жан-Леон Жером. «Женская ванна.» 1889. Масло, холст. 67.7 х 54.6 см. Частное собрание.
Жан-Леон Жером. «Вирсавия.» 1889. Масло, холст. 100 x 61 см. Частное собрание.
Повсюду и за всеми наблюдали евнухи, пресекавшие любые признаки порочных соблазнов, если такие возникали между дамами.
«Халиф на час» чуть было не лишился разума, попав в купальню владыки:
«После этого его привели в четвертую комнату, еще больше и роскошней прежних — а солнце было уже на закате, — и он увидел в этой комнате три золотых подсвечника, украшенных драгоценными камнями, а в подсвечниках — камфарные свечи. И там тоже были невольницы, восхитительней всех, каких он видел, и каждая держала в руках какой-нибудь музыкальный инструмент, и, когда Абу-ль-Хасан вошел к ним, они поднялись, и ударили по струнам, и завели напевы, ошеломляющие разум. И Абу-ль-Хасан посмотрел и вдруг видит: перед ним столик, весь из чистого золота, над бассейном тоже из чистейшего золота, а вокруг бассейна чаши и в чашах вместо воды — чистое вино. И Абу-ль-Хасан обрадовался и возликовал».
Жан-Леон Жером. «Мавританская ванна.» 1880-1895. Масло, холст. 73.6 х 59.7 см. Музеи Искусств Сан-Франциско, Соединенные Штаты.
Жан-Леон Жером. «Сцена купания.» 1881. Масло, холст. 82.5 х 62.5 см. Частное собрание.
«Жены султана, кадины и фаворитки почти никогда не покидают гарема, в котором они заживо погребены, — писал Джордж Дорис. — Что касается рабынь, то они иногда выходят за его пределы в сопровождении евнухов, чтобы сделать в городе необходимые покупки и выполнить всякие поручения.
Но эти выходы становятся все более редкими; они были почти полностью отменены после ужасного скандала, случившегося несколько лет тому назад. Директору крупного магазина новинок г-ну К. человеку обходительному и практичному, имевшему в числе своих клиентов и обитательниц дворца, пришла в голову удачная идея оборудовать на втором этаже своего магазина примерочные кабинки, в которых милые дамы могли бы находиться длительное время. Похоже, эти таинственные помещения имели два входа, и примерки, которые там совершались, не всегда имели в виду одежду, ибо вскоре после того, как заведение посетила турецкая полиция, оно было закрыто. Надо ли говорить, что за короткий срок его любезный директор нажил целое состояние!»
Жан-Леон Жером. «Купальщицы на берегу реки.» 1893. Масло, холст. 49 х 74 см. Частное собрание.
Сотни женщин исполняли в гареме самую черную работу. Они готовили пищу и мыли посуду, шили и стирали, топили бани и убирали помещения. Им сносно платили, а со временем отпускали на свободу.
В этот разряд попадали белые и черные женщины, которые, как считалось, не годились ни на что другое. Хотя сами они верили, что вполне могли бы дать фору если не женам, то хотя бы фавориткам.
Их уверенность имела веские основания — султан Абдул-Меджид был сыном рабыни, заведовавшей топкой печей в купальне. Как пишет Осман-бей, однажды банщицу увидел входивший в купальню султан. Минутный каприз владыки обернулся беременностью рабыни, которая мгновенно была вознесена в ранг кадины. Но дело этим не кончилось, и в результате на свет появился будущий султан, а сама банщица в конце концов стала правительницей гарема с высшим титулом — валиде-султан.
О подобных причудах султанов говорится и в «Тысяче и одной ночи»: «И халиф женился на закупщице и проспал с нею ночь, а наутро отвел ей помещение и невольниц, чтобы прислуживать ей, и назначил ей помесячные выдачи и предоставил ей жилище среди своих наложниц».
— Отрывки из книги Ш. М. Казиева «Повседневная жизнь восточного гарема»
Вставьте анонс материала в свой блог — скопируйте готовый код из окна ниже:
В вашем блоге анонс будет выглядеть вот так:
Жан-Леон Жером. Турецкие бани.
Турецкие бани — это особый мир. Познавшие их целебную силу, не променяют эти удивительные заведения ни на какие другие. Центральный зал одной из таких бань, построенной во времена турецкого владычества и до сих пор еще существующей в Будапеште, включает круглый бассейн, окруженный бассейнами поменьше, в которые водопадами низвергаются минеральные воды с разными свойствами и температурой. Персональные, самые роскошные бани . Подробнее .
Источник статьи: http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/zhan_leon_zherom/zhan_leon_zherom_tureckie_bani/5-1-0-56
Восточный гарем в работах художников-ориенталистов: 40 картин, наполненных женской негой и красотой
Энгр «Турецкая баня»
Тема Востока уже многие годы привлекает внимание мастеров и посетителей Ярмарки Мастеров. Восток пронизывает нашу жизнь, мы знаем о нем почти все, но вот для европейца конца XVIII — начала XIX века Ближний восток был почти неизвестным, но очень манящим местом. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. И слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону не исследованного мира Востока. Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.
Эдвин Лонгстен Лонг — «Древний обычай»
Р. Гейгер «Наложница с попугаем»
Каждый, кто хоть немного интересовался Востоком, видел картины художников-ориенталистов. Жан-Леон Жером, Жан Огюст Доминик Энгр и их современники во многом определили общемировое представление о том, как выглядит Восток. Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Писатели не отставали, мнение европейцев о восточных нравах и обычаях основано на произведениях Монтескье, Гауфа, Флобера и Уайльда.
Жером «Рынок рабов»
Ф.А. Бриджмен «Восточная женщина»
Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Можно предположить, что их рассказы о жизни в Османской империи и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.
В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.
Ж.Л. Жером «Заклинатель змей»
Ф.А. Бриджмен «Одалиска»
А еще они ходили в баню. Турецкая баня — хаммам — сохранилась и до наших дней практически без изменений, за одним немаловажным исключением. Во времена ориенталистов клиентам в турецких банях прислуживали симпатичные мальчики. Они не только намыливали и массировали посетителей, но и открыто предлагали интимные услуги. Европейца этот обычай не мог не повергать в шок.
Кроме того, посещая с визитами дома знати, а то и дворец султана, европейские путешественники не могли не заметить, что значительная часть помещений закрыта для посторонних, а в особенности — для мужчин. «Если такие прекрасные непотребства творятся в городе и в бане, насколько же больше разврата должно быть скрыто в императорском гареме» — размышляли они. Фантастические сюжеты полнили им головы и выливались на холсты, а в роли моделей выступали те же самые уличные танцовщицы. И не всегда модели были коренной национальности. Они могли быть ирландками, румынками, а Делакруа, например, позировали алжирские еврейки
Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.
Т. Ралли «Одалиска в лодке»
А что же все-таки происходило в закрытых покоях султанских дворцов? Слово гарем происходит от старинного семитского корня «х-р-м». В современном арабском языке есть три основные производных от этого корня: харам — «священное место или вещь» (сравним с русским словом «храм»), хараам — «что-то, запрещенное религией, недостойное, табу» и хариим — «неприкосновенность частной жизни». Знакомое всем слово «гарем» произошло от турецкой версии последнего слова.
Османы серьезно подходили к защите своей личной жизни. Например, гарем дворца Топкапы построен таким образом, что практически невозможно заглянуть, ни из Дворцовых помещений, ни тем более снаружи дворца. Аналогичным образом стремились защищать свои гаремы и прочие знатные люди империи. Как писал в XV веке летописец Турсун Бей, «Если бы солнце не имело в персидском языке женского рода, даже оно не было бы допущено в гарем».
Но по сути, гарем турецкого султана был, в первую очередь, лишь закрытой от посторонних, частной резиденцией монарха. Помимо жен и наложниц султана, в закрытых покоях обитали и другие члены правящей семьи: сестры, иногда братья султана, его дочери, сыновья до достижения ими совершеннолетия, а также их многочисленная прислуга. Немаловажна роль гарема и как школы, предоставлявшей своим «слушательницам» самое лучшее образование, какое только могла получить женщина на Востоке.
Ф.А. Бриджман «Королева разбойников»
Бошар «Египетские танцы»
Гарем в той форме, в которой он существовал в Османской империи, вовсе не предписан Кораном, а является развитием древних турецких традиций с учетом ислама. Султанский гарем пополнялся за счет захваченных на войне пленниц или купленных на базаре рабынь. Народы многих подвластных туркам народов могли и добровольно высылать красавиц для гарема в качестве дани. В конце XIX-XX вв. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха». Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат».
Энгр «Одалиска с рабыней»
Жером «Горячие бани»
Жером «Мавританская баня»
Так что в одном западные путешественники были правы — в султанском дворце действительно были собраны лучшие женщины империи. Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. Только если девушка выделялась особенной красотой или другими талантами, у нее был шанс подняться выше. Прочие выполняли различные хозяйственные роли, а через несколько лет пребывания в гареме тем из них, кто не получал никакого поста, разрешалось покинуть гарем и выйти замуж. «Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей, и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены.
Ван Лоо «Женщины гарема и их слуги»
Если девушку считали достойной нахождения в присутствии султана, для нее открывались новые перспективы. Следующим шагом вверх было привлечь внимание султана и получить приглашение разделить с ним ложе. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу, и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода.
Э.Делакруа «Алжирские женщины»
Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Фактически хасеки кадын являлись полноправными женами султана, хотя этот факт редко регистрировался официально. Выше них в женской иерархии гарема, да и империи в целом был только один человек: мать монарха, валиде султан. Валиде султан была, фактически, правительницей гарема и заведовала всей его жизнью, но этим ее власть не ограничивалась, ведь империей правил ее родной сын. Не имея формальной власти, валиде султан могла негласно быть в курсе важнейших дел в стране и оказывать значительное влияние как через прямое нашептывание на ухо султану, так и в обход монарха, подкупая, убеждая, запугивая или даже устраняя государственных мужей и глав церкви. Фигура валиде султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца.
Но, согласитесь, образ женщины, стоящей у руля империи, резко расходится с тем образом томной полуобнаженной красавицы, который популяризировали ориенталисты. Гарем, вопреки репутации, был вовсе не домом плотских утех, а кадетским корпусом и важной частью государственного устройства. Жительницы гаремов не проводили дни в неге, а делали ощутимую карьеру в своей области. Пусть они никогда напрямую не мерялись силами с мужчинами, но их власть и влияние были ничуть не меньше.
Ж.Ф. Портал «Красавица»
Но женщины составляли не все население гарема. В покоях султана были должности, на которые женщины не подходили. От них, например, никто не ожидал бы выполнения сторожевых обязанностей или тяжелой физической работы. Вместе с тем, очевидно, султан должен был оставаться единственным мужчиной, вхожим в гарем. Для разрешения этого противоречия во дворце параллельно с армией рабынь-наложниц существовала армия рабов-евнухов.
Жером «Кормление голубей»
Ф. Балессио «Одалиска»
Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Они, как правило, были лишены всякой способности к размножению еще в детстве, и поэтому допускались до службы во внутренних помещениях гарема. Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, поэтому им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них — Капы Ага («заведующий дверью»). Считалось, что евнухи, не являясь ни свободными людьми, ни мужчинами, лишены мирских привязанностей и потому верны только своему хозяину. Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах.
Энгр «Одалиска с рабыней»
Энгр «Восточная красавица»
Эдвард Сах «Дочь шейха»
Реальное фото гарема Насер-ад-Дина Шаха Каджара Середина 1870-х гг.
Но всего этого не знали и не могли знать ориенталисты, вернее их назвать экзотисты. В их гаремных картинах часто царствует покой, не предполагающий никаких страстей. Жены и одалиски (пленницы или рабыни), евнухи, чернокожие слуги совершенно безмятежны; они обычно возлежат или купаются в бассейне; это всего лишь мир фантазий мельчающего европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство абсолютной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной.
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/1226395-vostochnyj-garem-v-rabotah-hudozhnikov-orientalistov-40-kartin-napolnennyh-zhenskoj-negoj-i-krasotoj