Жарко печка натопила избу и было как в бане

Жарко печка натопила избу и было как в бане

Задание 5

А. ) Весьма гордившаяся тем, что именно её изба стала местом для вечерних посиделок, Зина заваривала свежего турецкого чаю.
б) Две недели спустя воронок с зарешеченными окнами остановится возле цветущего сада на окраине.
в) Были среди них и расконвоированные, и те, кто, срок свой отбыв, остался.
г) Странным казался этот город, его ветры, рассеивающие тени по незамёрзшей воде.
д) Людской поток выбил его из тесноты стремительного проспекта, и в переулке, растянутом между площадью и каналом, он замер.
е) Он. был до того заносчив и невыносим, что обиженные одноклассники не выдержали.

Б. а) Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета. (А.С.Пушкин.)
б) На мысли, дышащие силой, как бисер, нижутся слова. (М.Ю. Лермонтов.)
в) Книга — это приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых. (А.И.Герцен.) г) Сады глухо заросли вьющейся зеленью. (Л.Н.Толстой.)
д) Солнечный свет струился сквозь запылённые стёкла. (И.С.Тургенев.)
е) Терек бурлил неподалёку в проснувшемся лесу. (Л.Н.Толстой.)

В. ) Мы подъехали к горам, поросшим лесом. (А.С.Пушкин.)
б) Возвращающееся стадо нагнало мой тарантас. (И.С.Тургенев.)
в) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.С.Пушкин.)
г) Гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. (Л.Н.Толстой.)
д) И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин.)
е) Пальто и узелок, подброшенные внизу, упали возле Егорушки. (А.П.Чехов.)

Читайте также:  Бани из клееного бруса в хмао

1) действительное причастие настоящего времени
2) действительное причастие прошедшего времени
3) страдательное причастие настоящего времени
4) страдательное причастие прошедшего времени

2 Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. ) Незнакомец оказался раненным в ногу.
б) Из комнаты доносился встревоженный голос матери.
в) От негодования мальчишка выдвинул вперёд заострённый подбородок и сузил глаза.
г) На скамейке сидели женщины; среди сидящих особенно выделялась черноволосая девушка.
д) Приподнятая над головой шляпа была украшена огромным пером.
е) Вовремя закрытое окно не пропустило в комнату холодный ветер.

Б. ) Люди, толпившиеся у киоска, громко спорили.
б) В палате находился только один тихо стонавший раненый.
в) Распаренные от тяжёлой работы, мужчины сняли куртки.
г) Никто не испугался угрожающего жеста говорящего.
д) В огороде виднелась сгорбленная спина старика, половшего грядки.
е) Жареное вкуснее, чем варёное.

1) причастие
2) отглагольное прилагательное
3) имя существительное

3 Определите правило, которое объясняет написание не с выделенными причастиями и отглагольными прилагательными.

А. ) Она ждала судьбы своей от непрощающих судей. (В.А.Жуковский.)
б) Книга эта читалась вместе с супом, соусом, жарким и даже пирожными, так что иные блюда от этого стыли, а другие принимались вовсе нетронутыми. (Н.В.Гоголь.)
в) Исчезло и скрылось существо никем не защищённое. (Н.В.Гоголь.)
г) Не украшенный надеждой, он оставил свет. (В.А.Жуковский.)
д) Это был не купленный, а свой собственный крыжовник. (А.П.Чехов.)
е) Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. (Л.Н.Толстой.)

Б. ) Доклад студента оказался совершенно не подготовленным.
б) Негодующий от обиды приятель размахивал руками и кричал.
в) Перед преподавателем была не завершённая работа, а лишь черновой набросок сочинения.
г) Неостывший кофе и несколько бутербродов ждали на столе того, кто первый проснётся.
д) Не опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров.
е) Это далеко не жареная картошка — не поймёшь что.

В. ) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, не обещающим ничего хорошего. (Н.Островский.)
б) Над нерастаявшей ледяной сердцевиной озера с криком носились чайки. (Д.Нагишкин.)
в) Неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищённых пушек. (Л.Н.Толстой.)
г) Грубые суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней [Катерины] в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. (Н.А.Добролюбов.)
д) Он постепенно вошёл в пахнувшую ещё сосной, неоштукатуренную маленькую залу. (Л.Н.Толстой.)
е) Подхалюзин — человек сметливый и вовсе не привязанный к своему хозяину. (Н.А.Добролюбов.)

1) наличие пояснительных слов
2) отсутствие пояснительных слов
3) наличие наречий меры и степени
4) противопоставление
5) не употребляется без не
6) наличие отрицательного местоимения или наречия с частицей ни
7) наличие сочетаний далеко не, отнюдь не

4 Укажите, от чего зависит написание н или нн в суффиксах выделенных причастий и отглагольных прилагательных.

А. ) Он приходил теперь каждый вечер в отутюженных брюках и начищенных ботинках. (А.Варламов.)
б) То вдруг отчётливо и крупно проступало грязное с каплями пота лицо мужчины в рваной гимнастёрке. (А.Варламов.)
в) Смышлёный мальчишка понравился матросу. (Н.Островский.)
г) Через Киев на юг проходили эшелоны, гружённые людьми, повозками, кухнями, орудиями. (Н.Островский.)
д) Со скрежетом ударяли о камень мостовой кованые копыта. (Н.Островский.) е) Явилась и дочь Наташа, любимое и балованное детище. (Д.Н.Мамин-Сибиряк.)

Б. а) Непуганые птицы близко подпускают человека. (И.Соколов-Микитов.)
б) Римма сидела, держа на коленях закутанную в пуховую шаль Нюшку. (Л.Кассиль.)
в) Один день обед готовила бабушка из провизии, купленной не её деньги. (М.Горький.)
г) Грянул гром и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. (М.Горький.)
д) Она стояла и смотрела на корчёванный участок земли.
е) Трудно на данный вопрос найти нужный ответ.

В. а) Незваный гость не всегда кстати.
б) Ворованный кошелёк оказался в глубоком кармане пальто.
в) Нестираные вещи ворохом лежали на полу.
г) В квартире пахло вкусно жаренным с яблоками рождественским гусем.
д) Подкрашенные волосы на солнце золотились.
е) В морозилке холодильника лежали замороженные овощи.

1) наличие зависимых слов
2) образовано от глагола совершенного вида
3) образовано от глагола несовершенного вида
4) исключение
5) оканчивается на -ованный (-ёванный)
6) совмещение условий написания

5 Определите синтаксическую роль в предложении выделенных причастий и деепричастий.

А. ) Однако, болтая с тобою, грибов не соберёшь. (А.С.Пушкин.)
б) Вершины лип под окном были подобны низко опустившимся тучам. (И.С.Тургенев.)
в) Через ручьи выстроены были каменные мосты. (А.С.Пушкин.)
г) Дорога были прекрасна и во многих местах вымощена. (А.С.Пушкин.)
д) В избушке, распевая, дева прядёт. (А.С.Пушкин.)
е) Визжат казачата, гоняющие кубарем на улицах. (Л.Н.Толстой.)

Б. ) Даша сидела в плетёном кресле. (А.Н.Толстой.)
б) Мы бредём по тем дорожкам, где не кошена трава. (М.Исаковский.)
в) Нашарив рукой папиросы, Балашов вставал и шёл по дымному пустому коридору на кухню. (А.Варламов.)
г) . Балашов почувствовал, что вопрос о его семейном положении взят на заметку и будет проверен. (А.Варламов.)
д) Он снова увидел перед собой эту женщину, её бескровное лицо, молящие глаза. (А.Варламов.)
е) Напряжение его стало невыносимым. (А. Варламов.)

1) сказуемое (или его именная часть)
2) определение
3) обстоятельство

6 Установите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. ) Прекрасно! Всё складывается как нельзя лучше!
б) Лицо девушки прекрасно.
в) Было невообразимо скучно, но придумать ничего не удавалось.
г) Все чувствовали себя прекрасно.
д) Хорошо, я уже иду.
е) На улице слишком холодно, чтобы кататься на лыжах.

Б. ) Помещение полно народу.
б) Полно, хватит так горевать — слезами горю не поможешь.
в) Эта вещь устроена очень просто.
г) Я не пойду к директору — просто не хочу нарываться на неприятности.
д) Жарко, печка натопила избу, и было как в бане.
е) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

1) наречие
2) слово категории состояния
3) краткая форма прилагательного
4) частица
5) междометие

Ответы 1 А. а2; б4; в4; гl; д4; еЗ
Б. а4; б1; вЗ; гl; д4; е2
В. а2; б1; в4; гЗ; д2; е4

2 A. al; б2; в2; гЗ; д1; el
Б. al; б3; в1; г2; д2; еЗ

3 А. а2;бЗ; в6; г1;д4;е2
Б. аЗ; б5; в4; г2; д1; е7
В. al; б2; вб; г4; д2; еЗ

4 А. а2; б3; в4; rl; д4; е5
Б. аЗ; б2; в1; г2; д5; е2
В. а4; б5; вЗ; гl; д2; е2

5 А. аЗ; б2; в1; гl; дЗ; е2
Б. а2; б1; вЗ; гl; д2; el

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.

1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:

полотенце, ясли, русло, консервы, простыни, чулки, осетин, ампер.

1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:

песня, песнь, кочерга, мандарины, копна, ботинки, носки, няня.

2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.

5) Разногласия были устранены путём переговоров.

6) И слова-то путём не умеет молвить.

2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Помещение полно народу.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

2. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.

2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!

4) Пожалуй мне немного деньжат до завтра.

5) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.

6) В течение XX века не прекращались войны.

2. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Здесь было ещё просторнее, ещё синее небо над головой, ещё ярче блестело солнце.

2) Спустя год рана зажила.

3) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем.

4) У старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк,

младший вовсе был дурак.

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.

1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:

полотенце, ясли, русло, консервы, простыни, чулки, осетин, ампер.

( полотенец, яслей, русел и русл, консервов, прост ы нь и простын е й, чулок, осетин, ампер).

1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:

песня, песнь, кочерга, мандарины, копна, ботинки, носки, няня.

(песен, песней, кочерёг, мандаринов, копён, ботинок, носков, нянь).

2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.

5) Разногласия были устранены путём переговоров.

6) И слова-то путём не умеет молвить.

(1-сущ., 2-нар.+числ., 3-межд., 4-сущ., 5-предлог, 6-наречие).

2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Помещение полно народу.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

(1-крат. прил., 2-междомет., 3 наречие, 4-частица, 5-катег.сост., 6-наречие).

2. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.

2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!

4) Пожалуй мне немного деньжат до завтра.

5) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.

6) В течение XX века не прекращались войны.

(1-мест., 2-частица, 3-имя прил., 4-глагол, 5-союз, 6-произв.предл.).

2. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Здесь было ещё просторнее, ещё синее небо над головой, ещё ярче блестело солнце.

2) Спустя год рана зажила.

3) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем.

4) У старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк,

младший вовсе был дурак.

(синее- прил., спустя- предлог, всё- частица, старший, младший- прил., одни- мест., досуг- наречие).

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

судья, скряга, сани, Хельсинки, мадам, сирокко, стремя, пресс-клуб, невежда, врач, евро, вуз, мисс.

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

сирень, физиолог, панель, ралли, авеню, кафе, тюль, шампунь, рельс, чернила, эсперанто, какаду, «Таймс».

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

пушту (язык), мозоль, детвора, галифе, штаб-квартира, молока, зубрила, профессор, племя, старейшина, сулугуни, цеце, Сочи.

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

бюллетень, кашне, скульптор, кофе, вуаль, кенгуру, рантье, монисто, мочало, атташе, Миссисипи, иваси, брюки.

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей).

2) Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты, четырёх сирот, четверых сирот).

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) В семье было (три сына, трое сыновей).

2) На (обеих, обоих) берегах реки раскинулись поля.

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя, троими) приедет мать.

2) На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр.

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) Парохода ждали только (четверо женщин, четыре женщины).

2) При больном неотлучно находились (три слуги, трое слуг).

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

судья (м.р.), скряга (общ.), сани (нет), Хельсинки (м.р.), мадам (ж.р.), сирокко (м.р.), стремя (ср.р), пресс-клуб (м.р.), невежда (общ.), врач (м.р.), евро (м.р.). вуз (м.р.), мисс(ж.р.)

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

сирень (ж.р.), физиолог (м.р.), панель (ж.р.), ралли (ср.р.), авеню (ж.р.), кафе (ср.р.), тюль (м.р.), шампунь (м.р.), рельс (м.р.), чернила (нет), эсперанто (м.р.), какаду (м.р.), «Таймс» (ж.р.).

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

пушту (язык) (м.р.), мозоль (ж.р.), детвора (ж.р.), галифе (ср.р.), штаб-квартира (ж.р.), молока (ж.р.) зубрила (общ.), профессор (м.р.), племя (ср.р.), старейшина (м.р.), сулугуни (м.р.), цеце (ж.р.) Сочи (м.р.).

3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:

бюллетень (м.р.), кашне (ср.р.), скульптор (м.р.), кофе (м.р.), вуаль (ж.р.), кенгуру (м.р.), рантье (м.р.), монисто (ср.р.), мочало, (ср.р.), атташе (м.р.), Миссисипи (ж.р.), иваси (ж.р.), брюки (нет).

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) Радостно встретились после долгой разлуки ( два друга, двое друзей ).

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

1) В семье было ( три сына, трое сыновей ).

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.

2) При больном неотлучно находились (три слуги, трое слуг ).

Дно графина, дно (моря), горе, кочерга, лапша, пшено.

(Куя, беря. От остальных нельзя.)

Дно графина, дно (моря), горе, кочерга, лапша, пшено.

(Дно графина –донья, горе –горести, кочерга –кочерги).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта).

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка.

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней.

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку состоит из 25 заданий по теме «Морфология».

Лекции по теме «Морфология» для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Материал может быть использован для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде, а также к ОГЭ и ЕГЭ.

Вопросы для школьного тура олимпиады по русскому языку 6 класс.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/zharko-pechka-natopila-izbu-i-bylo-kak-v-bane/

Оцените статью
Про баню