Жених и невеста в бане

БАНЯ НЕВЕСТЫ

Обрядовое действие досвадебного этапа свадьбы.

Ритуал посещения бани относился к циклу обрядов, свя­занных с приготовлением невесты к браку, и являлся его кульминационным пунктом. Баня устраивалась накануне дня Венчания. Ее топили девушки обычно рано утром, при этом дрова брали со двора жениха, воду приносили из трех колод­цев, мыло и веник дарил жених. Все свои действия девушки сопровождали пением специальных свадебных песен:

Ты топись-ко, топись, баенка, Да разгорися, нова каменка, Д а разгоритесь, сыры дрова, Да что сыры дрова березовые! Мы носили серы камешки, Что со трех полёв со чистых Мы носили стулену воду,

46 БАНЯ НЕВЕСТЫ

Что со трех ключей кипучих. Мы ломали шелков веничек, Что со трех берез кудряых.

После того как баня вытоплена, девушки отправлялись в дом невесты, которая уже сидела, ожидая их, в перед­нем углу избы. Прежде чем пригласить невесту в баню, подружки в специальной песне советовали ей одуматься, не слушать речей жениха, отказаться от замужества:

Полно слушать тебе Михайловых гуслей, Михайловы гусли омманчивы, Омманчивыя, переманчивыя, Переманят тебя на чужу сторону, Ко чужому отцу матери, Ко чужому роду-племени, Заставят тебя перед батюшкой стоять, Заставят в ноги кланятца.

Затем подруги обращались к отцу девушки с просьбой дать дочери благословение:

Ты родимый мой батюшка!

Приступи ко мне горькой, горемычной,

Благослови-ко меня, горькую, горемычную,

Что впервые, во последние,

Как твое то благословение

Изо дна моря повынесет.

После того как благословение получено, подруги накиды­вали на невесту платок, закрывавший ей лицо, и звали ее в баню «по мосткам да по калиновым со кумушкамии да со подруженками». Обычай требовал, чтобы невеста отказыва­лась идти в баню. Девушки должны были, взяв ее под руки, насильно вывести из дома. В песнях, исполнявшихся в этот момент ритуала, девушка утверждала, что она уходит на­всегда из родного дома:

Растопися, баинька, Раскалися, каменка, Ты расплацься, Настеюшка, Перед ронным батюшкой, Перед родительницей матунькой, Перед братцем своим, соколом, Перед сестрицей своей касатушкой: Родитель мой, батюшко, Красно солнушко, матунька, Поддержите меня, молодешеньку, Не сдавайте на чужу сторонушку, Чужому неронному батюшке, К чужой неронной матушке…

Шествие невесты и девушек в баню возглавлял дружка, Который размахивал кнутом, читал заклинания, отпугиваю­щие нечистую силу, готовую испортить невесту, кроме того, он обсыпал ее зерном, чтобы была плодовита в браке.

48 БАНЯ НЕВЕСТЫ

В бане подружки парили невесту подаренным женихом веником из березы с добавлением веток плодовых деревьев, мыли ее мылом жениха, поддавали жару пивом или квасом. В некоторых селах начинал парить невесту вежливец (кол­дун) или дружка и только через некоторое время его заме­няли девушки. Все действия девушек сопровождались пес­нями, в которых говорилось, что «девичья красота» уле­тает от невесты «белым лебедем» и что водой смывается «красота»:

Не спасибо тебе, баня парушка, Не намыла, не напарила Только смыла, только спарила Ты мою да девью красоту, Красоту да украшеньицу.

Некоторые песни девушек носили явно выраженный эро­тический характер:

Парила, напарила Чоботом ударила, После пару, после жару Женишок тебя наярит.

Баня заканчивалась угощением, во время которого девуш­ки ели специально приготовленные пироги, курник, пили пиво. Затем все отправлялись в дом невесты, где она, при­читая, благодарила родителей за то, что они ее вырастили, а девушек — «за баньку да за парушу»:

Спасибо, моя большая боярынька, Спасибо, сестрицы подруженьки, Мои гордые боярышни, Что вытопили баиньку зноенушко, Нагрели воду тепленюшко, Отмыли от мово сердца Злу круцину тоску.

Баня невесты рассматривается большинством исследо­вателей как очистительный обряд. Принято считать, что в его основе лежат древние представлениями о необходимости для человека водных омовений во время его перехода из одного состояния в другое. Можно считать явлениями одно­го порядка омовение невесты, совершающей переход из одной возрастной категории в другую, и новорожденного, Приходящего, по поверью, из «иного» мира, а также обмы­вание покойника, уходящего из нашего мира. В то же время ритуальное посещение невестой бани может быть объясне­но и с точки зрения православного вероучения. Христиан­ская религия требует от верующего человека физического очищения перед принятием всех таинств, в том числе и та­инства брака.

К тому же банный ритуал, по мнению некоторых ученых, имел и другую, более сложную мифологическую основу. Известный этнограф Е. Г. Кагаров, например, считал, что посещение невестой бани — пережиток древнего ритуала бракосочетания невесты с духом бани — банником. По его мнению, невеста, совершая обряд, отдавала баннику Девственность, получая взамен плодовитость. Идея потери девственности — «девичьей красы, девичьего украшеньи — ца» — является главной в банных песнях девушек: «Мыла — ся, да перепарилася, / Потеряла из косы да алу ленточку, / Да примыла бабью красу». Она звучит в непристойных остротах парней, кружащихся около бани во время обря­да, в обычае призывать колдуна раздевать и парить невесту.

Многие ученые считают, что ритуал невестиной бани представляет собой один из множества ритуалов, направлен­ных на постепенное приобщение невесты к семье ее буду­щего мужа. Подтверждением тому были дрова жениха для растопки каменки, подаренные им мыто и веник, а также активная роль в обряде дружки — главного посредника между семьями жениха и невесты.

1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Каго­ров Е. В. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сбор­ник Музея антропологии и этнографии. Л., 1929. Т. 8; 3. Козырев II. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губер­нии // Живая старина. 1912. Вып. 1; 4. Кошурников В. Свадебные обряды крестьян юго-восточной части Вятской губернии // Кален­дарь Вятской губернии на 1881. Вятка; 5. Пупарев А. Г. Свадебные обряды русских крестьян Царевококшайского уезда // Казанские губернские ведомости. 1857. № 32—48.

Источник статьи: http://flirtyem.ru/muzhiki-i-baby-v-russkoj-kulture/banya-nevesty/

Свадьба в сауне?

Следует сказать, что свадьба в сауне – это уже не новость. На Руси существовала традиция, согласно которой жених и невеста в обязательном порядке должны были посещать баню перед венчанием. Там они «смывали» с себя все, что накопилось в их судьбе до свадьбы, после чего начинали семейную жизнь с чистого листа. Подобная традиция сохранилась в некоторых селах и деревнях даже в наши дни.

Сегодня на свадьбу в сауну можно пригласить родственников и гостей. Безусловно, посещать парную всем вовсе не обязательно, но тем, кто этого действительно хочет, это не запрещается. Приобрести банные принадлежности можно в заведении, но можно принести их и с собой. В большинстве комплексов работает собственный ресторан, который обеспечит гостей всем необходимым.

Посещать сауну лучше все-таки на второй день, отведя первый день на официальную церемонию, фотосессию, посещение ресторана. Некоторые гости и родственники, возможно, откажутся от продолжения праздника, поэтому в сауну пойдут самые проверенные люди. Однако кому-то все равно придется следить за гостями, чтобы веселье не вышло из-под контроля.

В большинстве частных саун может разместиться группа в двадцать и более человек. Интерьеры этих заведений, как правило, оригинальны и богаты. Как правило, для свадьбы арендуется большой зал, где посторонние не смогут помешать празднику. Во многих саунах есть отдельные комнаты, где могут уединиться молодые супруги. В заведениях с бассейном можно устроить различные конкурсы на воде, например, состязания на лучший заплыв, танцы на воде и другие. Несомненно, чтобы мероприятие не было омрачено различными инцидентами, следует соблюдать меры безопасности.

Территория сауны должна охраняться. Лучше будет, если в заведении найдется человек, который способен унять разбушевавшихся гостей. Посещать парную должны только здоровые люди. Проведение мероприятия лучше доверить профессиональному распорядителю свадеб, который будет следить за тем, чтобы всем гостям было весело и интересно. Он же организует различные конкурсы и развлечения. Сауна предполагает некоторую интимность, поэтому следует приглашать туда тех гостей и родственников, которые будут вести себя там пристойно.

Источник статьи: http://www.clubsaun.ru/blog/svadba-v-saune1

Скоро свадьба — девичник в бане на Руси

Добрый вечер, дорогие банщики:) Оказывается, что на Руси баня была не неотъемлемым событием на свадьбе, которую топили аж целых два дня, причём жених и невеста должны были соблюдать все ритуалы. Но об этом позже, а сегодня затронем только девичник!

Интересный факт, что мальчишник в то время был тише и скромнее, чем девичник.

За день до свадьбы, жених собирал всех своих друзей и родственников и был пир с горячительными напитками и разными сладостями. Но в ночь перед свадьбой жених оставался совершенно один и всю ночь он должен был молчать. Считалось, что так укрепляется союз и не наводится порча. Кроме того, он в таком же «состоянии» шел и в баню.

А вот с девичником обстоят совершенно другие дела!

По традиции, невеста также собирала пир, на который съезжались все ее подруги и все ее родственники. Однако, по сравнению с мужским, алкогольные напитки были запрещены. В то время как жених молчал весь день, девушка наоборот высказывала все свои недовольства по поводу будущего мужа и его семьи, а также выплакивала всю свою обиду на него. Считалось, что так союз молодых будет крепким и здоровым. Так и хочется сказать:

Сейчас выругаюсь, а дальше рот на замок, чтобы лишнего не сказать!

Далее для невесты готовилась банька. Она собирала всех своих подружек и все гости вместе с колдуньей, которая всю дорогу накладывала на нее заклинания для семейного счастья, отправляли их париться в баньку. В бане девчонки сидели по долгу, так как невеста прощалась со своим девичеством.

Также были своеобразные ритуалы, связанные с прощанием с девичеством. Подружки невесты вплетали в её косу множество лент и по пути из бани она должна была их как можно быстрее расплести. В некоторых областях России с согласия девушки косу отрезали, а затем продавали её жениху. Кроме того, лентами украшали саму баню и даже веники.

Углубившись, я узнал, что данная традиция до сих пор существует. Оказалось, что такие банные предсвадебные дни проводились чаще всего на севере России из-за холодного климата, который там круглый год. Так вот, данная традиция соблюдается там и по сей день!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/bathday/skoro-svadba-devichnik-v-bane-na-rusi-5ca4c8fde616c900b3ef9d1b

Девичник в бане! Традиции русского народа.

Добрый день, дорогой читатель! Помните статью по свадебную баню?) К ак мы помним баню на свадьбе топили два дня и было порядка 4 ритуалов по отдельности и вместе. Я же решил акцентировать внимание на одном, девичнике.

Как ни странно, но мальчишник на Руси вообще проходил «слабо», по сравнению с девичниками.

По традиции мальчишник предполагал сбор друзей и родственников жениха, которое сопровождался хмельными напитками с советами и историями более старшего поколения. Но в ночь на кануне торжества жених оставался совершенно один и в молчании дожидался свадьбы что бы не навести порчу на будущий союз. В баню он тоже шел один перед сном и тоже в молчании.

Девичник же походил куда ярче и громче чем мальчишник. Сначала был классический сбор, как и на мальчишнике только без хмеля! Который сопровождался плачем невесты и руганью в сторону родственников жениха (в определенных областях) считалось что так невеста заводит крепкие отношение. Дабы выругаться перед свадьбой, а дальше молчать))

После, невеста с подружками шла в баню. Туда ее провожали гости и колдун (или кто там был на Руси), который приговаривал заклинания, дабы уберечь невесту. Баня походила долго. Все это сопровождалось плачем по девичеству. Была интересная традиция с лентой. В Самой бани подружки невесты заплетали косу невесты с как можно большим количеством лент (символ девичества) потом по дороге домой нужно было быстро расплести данную косу. А в некоторых регионах ее отрезали, и ее выкупал друг жениха (вот видимо традиция первого выкупа на Руси).

Кстати веники для невесты тоже были украшены лентами.

Короче целый ритуал. У нас в той статье возник нюанс. Мол писали, что такие традиции на Урале еще не забыли. Я решил углубится в этот вопрос. Оказывается, этой традиции не было в центральной части. А была она с северных областей европейской части и дальше на север т.е. Урал, Сибирь, Алтай. Думаю, объяснялось это более холодным климатом. Хотя знали про данные традиции по всей стране, большую активность она получила именно севернее Урала. И мне было очень приятно узнать, что на Урале еще жива данная традиция!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/devichnik-v-bane-tradicii-russkogo-naroda-5c00d5c9bc5f0604d5c9d2bf

Свадебный обряд на Руси

Все чаще молодые люди в преддверии свадьбы интересуются народными свадебными традициями. Иногда даже какие-то элементы народной свадьбы используют в свадебном торжестве. Имея двух дочек, я иногда задумываюсь, как же я буду выдавать их замуж. Какие есть традиции и поверья.

Меня очень заинтересовало, а как наши предки справляли свадьбы?

О свадебных обрядах наших древних предков, и мы имеем в виду действительно древних — тех, кто жил по законам ведического мировоззрения на протяжении нескольких тысячелетий, практически ничего не известно. То, что преподносится нам сейчас, как самая древняя древность, таковой на самом деле не является. Самым известным источником по вопросу свадебных обычаев древних славян является летопись христианского священника Нестора, «Повесть временных лет» 12 века. Он пишет, что обычаи древних славян разнились от племени к племени, и в некоторых племенах практиковалось так называемое «умыкание» — жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении — и многожёнство: «Схожахуся на игрища. и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены…»
Историк Н.М. Карамзин продолжает несторовскую традицию описания, по его оценке, полудиких славян в своей «Истории Государства Российского», Т. 1, гл.3, где рассказывает страшилки о семейной жизни гостеприимных, целомудренных и верных в браке, но не охваченных «благодетельным учением Христианской Веры», недалёких наших предков: «Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете. Сие рабство жён происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их…» После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила всё семейство. Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно — после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку многие правители России, например лже-Пётр I, старательно насаждавший «прогрессивные» европейские обычаи. Тем не менее, кое-какие «языческие» элементы сохраняются даже в современных свадебных обрядах, например, осыпание зерном, маком или хмелем, перенесение невесты через порог, связывание рук жениха и невесты полотенцем и другие.

До нас дошли и такие обряды. Считалось, что для сохранения единства семьи, нужно положить под порог дома разомкнутый замок в то время, когда жениха с невестой выводили из церкви. Когда они перешагивали через порог, замок тотчас поднимали и закрывали, а ключ бросали в реку или колодец, чтобы муж и жена жили в радости и согласии и никогда не расставались.

Чтобы уберечь невесту от порчи и дурного сглаза, в подол её платья, в рубашку, в ворот закалывали безухие иглы, безголовые булавки, тело обёртывали обрывками мережек. Всё это делалось для того, чтобы молодых в день свадьбы не «испортили». Считалось, что никакому знахарю невозможно испортить человека, если у него есть безухие и безголовые иглы и булавки. Для этой же цели в косяк входной двери вбивали крест накрест гвозди или большие иглы, а талию невесты обвязывали шерстяной ниткой; кроме того надёжной защитой от измен и обманов считались стежки на ночной сорочке, сделанные самой невестой вручную. После христианизации, молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом решение о браке принималось родителями, а детям сообщалось об этом решении незадолго до свадьбы.

Однако в некоторых регионах допускалось и другое поведение. Приглядевший невесту парень должен был сказать об этом своему отцу. Если он получал одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.

В средние века свадьбы на Руси справлялись по такому плану: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Каждый этап свадебного обряда включал в себя множество обрядовых действий невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других участников, а также обрядовые песни, причёты и разные формальные процедуры. Обряды символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Невеста как бы «умирала» для свого рода (отсюда и вытие, и причитание) и «рождалась» в другом роду.

Сватовство предварял сбор сведений о невесте — «выясняли породу». Первый день сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью жениха. Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т.д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки. Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Они должны были разузнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.

Через смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы благоприятными ни были собранные о ней сведения. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись перед лавкой, где сидели сваты, приподнять поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком пристальном осмотре были видны все физические изъяны.

По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан мёда. Если парень выпивал весь стакан — жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол — не бывать свадьбе.

Также «смотрели» и хозяйство жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. Но, если родители невесты оставались довольны результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, то они назначали день публичного сватовства — рукобитья.

В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. «Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» гостям ставилось угощение, родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родных жениха), приданом и т.д. Также при рукобитии распределяли свадебные чины — роли, распределяемые между гостями на свадьбе. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Всё это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда – до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и так далее), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками.

В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причётами невесты, в том числе и приезд жениха.

Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжёлым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Такой обряд назывался завешиванием.

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой».

«Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Но сначала подруги плели ей косу в последний раз, заплетая в неё косник — расшитую жемчугом и бисером ленту. Далее, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты, что она успела сделать в девичестве. Это были рушники и салфетки, вышитые невестой, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь.

Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены.

Её парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд с бубенцами.

Колокольцы и бубенцы — не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. «Звенят колокольчики — не пристанет злая сила, злой глаз, злой промысел». Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т.п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Выкупалась и невеста. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место «обман» жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Здесь используется ещё один обряд — подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и так далее.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу вывернутую мехом наружу. Шкура животного выполняла функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

После венчания невеста причитать перестаёт.

С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправлялись за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом.

Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день пир продолжался в доме невесты. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался.

На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты — рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и так далее.

Второй день свадьбы. На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Например, хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

В этот же день жених приезжал к тёще. Она его угощала специально приготовленной едой (блинами, яичницей и др.). Тарелка накрывалась платком, а зять привозил ей подарок-выкуп платка.

Третий день свадьбы. Свадьбу заканчивали праздновать в доме молодого мужа на третий день. В этот день сватов «выгоняли» из дома, родственники мужа били горшки о дверь, сваты пели и плясали на лавках. У порога дома молодого мужа в последний день празднования свадьбы забивали кол, символизируя завершение пиров и гуляний.

Русские народные свадебные поверья и приметы

Свадебный ритуал издавна сопровождался определенными обрядами и связанными с ними приметами. Обряды, пройдя сквозь века, стали мягче, проще и человечнее. Но свадебные приметы, хоть и пополнились новыми суевериями, остались такими же строгими. Верить им или нет — каждый решает сам. Но соблюдение «техники безопасности» поможет избежать ненужных конфликтов и ссор на любой свадьбе.

Любое суеверие возникло не на пустом месте. Людская наблюдательность при праздновании свадебного торжества проявила себя с сильной стороны, подмечая причины и их следствия. Именно поэтому большую часть примет можно объяснить даже самым категорично настроенным людям обычными жизненными ситуациями.

Как правило, все поверья и приметы на свадьбу, что можно и что нельзя, так или иначе, связаны со здоровьем людей, сохранением имущества и умением быть счастливыми. Например, порванные платья и костюмы — это всегда к сварливым родственникам. Что не удивительно, ведь в глубокой древности свадебный наряд нередко был семейным достоянием и передавался по наследству. И порча такого платья легко приводила к семейному скандалу.

Что же касалось будущего счастья, то здесь все традиционно построено на принципе «наоборот». Так, если во время торжества разбилась посуда — значит, в семейной жизни не будет ссор. В современном прочтении эта примета стала отдельным обязательным ритуалом, когда жених и невеста, выйдя из ЗАГСа, разбивают «на счастье» те бокалы, в которых пьют шампанское. При этом люди за века эту примету объединили с еще одной: считается, что если разбитые бокалы легли крупными кусками, то первый ребенок будет мальчиком, а если мелкими — девочкой.

Также приметы счастливой свадьбы советуют невесте перед самим торжеством обязательно поплакать. На самом деле, в глубокой древности невесты плакали и без специальных целей, ведь они действительно уходили из одной семьи в другую и навсегда оставляли за плечами свою вольную жизнь. Сегодня это совсем не так, но с психологической точки зрения, такие слезы помогают снизить нервное напряжение, а значит — само торжество, как и семейная жизнь, девушке будет в радость. Поэтому невесты плакали и плачут на свадьбе, порой, не зная, что это важная примета, сулящая счастье в браке.

Девушка, переходящая в новую семью, была залогом процветания и будущего целого рода. На нее возлагали надежды, связанные с рождением детей и внуков. А умение держать дом в чистоте, создавать уют и находить общий язык с новыми родственниками — это важно и для личного счастья каждой невесты. Поэтому неудивительно, что именно невеста была и остается под самым пристальным вниманием гостей. И больше всего ограничений связано с ее действиями и нарядом.

Так, приметы про свадебное платье запрещают невесте:

надевать свой наряд через ноги, а не через голову;
надевать свадебное платье, взятое взаймы (хотя сегодня эта примета соблюдается не столь строго);
носить платье, на котором в виде украшения имеются узелки, шнурки и плетения, но при этом под платье можно прикрепить специальный узелковый оберег;
одеваться и показываться в платье перед женихом до церемонии;
носить раздельный костюм, а не цельнокроеное платье;
давать мерить что-то из своего туалета: платье, фату, туфли или кольцо кому-то другому.

Соблюдая эти свадебные приметы и суеверия, невеста избежит ссор, плохого самочувствия и ранних расставаний с женихом.

Также считается, что если свадебный туалет был целиком надет до венчания, например, при примерке, то самой свадьбы не будет. Поэтому при выборе в магазине или ателье принято какую-то часть наряда не надевать. Чаще всего — перчатки.

Что же касается цвета платья, то он почти не имеет значение. Белое, кремовое, красное… Народная мудрость осуждает только зеленый цвет, который никак не связан со свадебным ритуалом. Именно его следует избегать в наряде.

Еще среди огромного количества поверий можно встретить и приметы-предупреждения:

порванное платье — к сварливой и злой свекрови,
продать платье — лишиться защиты рода.

А если на подоле платья сделать несколько стежков или нашить две красные ленты, то невеста будет защищена от сглаза. Также свидетельница для той же цели может приколоть к платью невесты булавку.

Лучшее платье для невесты имеет длинные рукава, закрытую спину, юбку в пол и в качестве украшения на нем выступает вышивка. А относясь к свадебному платью, как к символу семейного богатства и святыне, можно избежать плохого настроения, как во время самой церемонии, так и после нее.

А как быть с обувью, нижним бельем и разными деталями наряда? Свои правила есть и здесь. Невесте вменяется носить нижнее белье только белого цвета. Это связано с тем, что не просто эстетично и красиво, но и символизирует чистоту помыслов. От цвета платья само поверье никак не зависит.

Обувь же должна быть удобной и, лучше всего, старой. Это очень практичное суеверие, потому что неподобранная правильно обувь может стать причиной боли в ногах и отеков, что помешает свадебному веселью. Чтобы соблюсти все правила, невесте советуют за пару дней до важной даты походить дома несколько часов в туфлях, разнашивая и, тем самым, старя свою обувь.

Что же касается украшений, то тут приметы на свадьбу для невесты осуждают все виды драгоценностей, кроме бижутерии. Особенно плохи бусы из жемчуга, ведь этот камень испокон веков ассоциируется с горечью и слезами. А зачем в будущей семейной жизни лишняя грусть?

Идеально, если на свадьбу невеста наденет на себя что-то новое, что-то старое и что-то одолженное. Новым является само платье, старым — обувь, а одолженным может быть носовой расшитый платок, взятый у матери. Такой платок будет не только дополнительным оберегом, но и пригодится для утирания слез.

По европейской традиции к этому списку стоит добавить и что-то голубое. Как правило, голубой выбирается подвязка. Использование именно этого цвета для столь интимной детали туалета символизирует будущую верность жены своему избраннику.

И в любом случае невесте строжайше запрещено одалживать, продавать или просто кому-то давать поносить свою фату. Такое табу вызвано не только тем, что фата — это ритуальный символ, но и с поверьем, что именно на фату можно сделать страшную порчу. После свадьбы фата хранится у молодой жены.

А вот свадебные приметы про букет невесты появились совсем недавно. Это связано с тем, что в древности на Руси таких букетов не было. Зато цветы были в венках. При этом здесь народная мудрость запрещает вкалывать отдельные цветы в саму прическу — те должны быть только в фате или в виде венка. Что же касается букета, то вместе с ним из Европы приехала и традиция кидать его в толпу незамужних подружек. Которая из них поймает букет, та и выйдет замуж следующая. В течение дня букет нужно держать в руках, а во время банкета поставить в вазу на стол перед невестой. Если он из натуральных цветов, то можно поставить в воду.

Также сама невеста может облагодетельствовать подруг и сестер и без бросания букета. Считается, что та девушка, которой невеста даст кусок сыра, до того, как покинет родительский дом, скоро выйдет замуж. А если невеста перед выходом потянет скатерть на обеденном столе, то и ее младшие сестры скоро станут замужними женщинами.

Не обошла народная наблюдательность и жениха. Правда основные свадебные приметы для невесты и жениха очень похожи и отличаются только в небольших деталях. Конечно, от будущего главы семьи никто не ждет слез, да и костюм его не требует к себе такого трепетного отношения, однако пришитые на пиджак красные ленточки, подколотые булавки или сделанные стежки и здесь нужны для защиты от сглаза. А бутоньерка жениха после свадьбы хранится дома также трепетно, как и фата невесты.

Что же касается отдельных примет для будущего мужа, то их не очень много. Прежде всего — это те, что связанны с ритуалом кидания подвязки. Жених снимает с ноги невесты или забирает у нее подвязку и кидает в толпу своих неженатых друзей. Тот, кто поймает ее, женится на красавице.

Также важно, чтобы именно жених покупал венчальные кольца. При этом и у него, и у невесты кольца должны быть из одного металла и абсолютно гладкими, без камней, гравировок и завитушек. Какие кольца — такая и жизнь у молодоженов. Не стоит делать венчальные кольца из других украшений, даже если для этого использовались кольца родителей. Нарушение этого табу сулит чужую судьбу.

При обмене кольцами также стоит быть очень осторожными. В древности считалось, что если уронить кольцо на пол в этот момент — это приведет к распаду семьи. Если такая неприятность все-таки случилась, то дружок и дружка на свадьбе примету эту должны смягчить: для этого ими заранее специально заготавливается белая нитка, которую продевают через упавшее украшение. Тем самым нитка забирает на себя все плохое и кольцо снова можно использовать в обряде.

А вот потеря кольца означает расставание для супругов. И здесь, к сожалению, ни чем смягчить примету не удастся. Хоть невеста или родственники могут не верить в такое суеверие, в случае потери венчального кольца испортившееся настроение обеспечено. Но даже если ритуальный обмен кольцами прошел успешно, то пустую коробочку из-под них или специальную тарелочку жениху трогать было нельзя. Их приносят и убирают оба свидетеля или только шафер.

Также друг жениха перед тем, как жених приведет невесту в свой дом, может положить под порог дома незапертый замок. После того, как молодожены окажутся внутри, замок закрывается, а ключ выкидывается. Такая примета-обряд символизирует крепкое семейное счастье. Жених же при этом должен переносить невесту на руках. Этим образом он защищает ее от порчи.

Важна роль свидетельницы на свадьбе, а приметы связанные с ней очень категоричны. Прежде всего, на эту «должность» выбирается девушка, отвечающая строгим критериям:

не вдова,
младше невесты хотя бы на один день,
не тезка.
При этом если свидетельница уже была где-то в этой роли, то значит, у нее самой будет счастливый брак. Также именно подруга невесты должна приколоть той на платье булавку или подшить подол нитками. При этом она не должна уколоться сама или уколоть невесту. Если уколется — это сулит ей несчастье в личной жизни.
Помимо всего прочего, именно дружок и дружка во время свадебного банкета кричат «Сладко!», когда гости будут кричать «Горько. А так как путь жениха и невесты в день свадьбы никто не должен пересекать, то именно свидетели идут везде первыми перед парой молодоженов.
С гостями и приглашенными на свадьбу родственниками и друзьями связано куда больше запретов, чем разрешений. Так, гостей нельзя пускать в спальню молодоженов до того момента, пока те сами так не окажутся. В некоторых обычаях гости с песнями, шутками и напутствиями провожают жениха и невесту до спальни, но даже тогда они входят после молодых. Во многом такая традиция оберегает будущих мужа и жену от воровства гостей или куда больших бед.
Также родители и свидетели должны следить за тем, чтобы никто из гостей, в чьи обязанности не входит право одевания невесты и жениха, не поправлял на них одежду. А чтобы свадьба была веселой и с множеством подарков, принято приглашать нечетное количество гостей. Гости не должны дарить вилки, ложки и ножи. Но если все-таки их дарят, то в обмен им должны вручить хотя бы монетку. Народные приметы на свадьбу запрещают гостям дарить молодоженам розы. Особенно красные. Свадебными цветами считаются хризантемы, лилии, пионы и многие другие.
Многое в свадебных суевериях связано с погодой и временами года. В разных культурах девушек выдавали замуж по-разному: где-то считали самыми подходящими для этой цели весенние месяцы, но чаще всего такие торжества приходились на август-октябрь. Сегодня свадьбу можно отметить в любой день года. Поэтому часть примет связана с погодными условиями.
Так, дождь в день свадьбы — примета, которая сулит счастье и богатство. Чем сильнее и продолжительнее дождь, тем лучше. Однако даже простой дождичек лучше безоблачного неба. Но и комплексовать по поводу прекрасной погоды в день свадьбы не стоит.

А так как на Руси одним из самых подходящих свадебных времен года также считалась зима, то и снег — тоже является хорошим символом, означающим достаток и благополучие. Вообще, особенная свадьба зимой и приметы имеет особенные. Если свадьба справляется в день масленицы, то значит, что достаток и веселая жизнь в доме будут идти рука об руку.

Лучшим зимним месяцем для свадьбы считается февраль. Бракосочетание в это время — жизнь душа в душу для будущих мужа и жены. Также хороша свадьба в декабре. Здесь поверья обещают вечное чувство влюбленности у супругов. А вот январская свадьба сулит скорое вдовство.

Влияние свадебного ритуала настолько огромно, что встретить свадьбу — примета очень распространенная. Но она сложна тем, что имеет несколько разных и противоречивых значений. Так, считается, что это тоже к скорой свадьбе в семье, а также к прибавлению в семействе, иногда даже к рождению двойняшек. Но при этом день, в который произошла такая встреча, не очень хорош для бизнеса и, вообще, считается не прибыльным.

Конечно, это далеко не все известные приметы и суеверия на свадьбу. Однако это важное для каждого человека событие настолько зависит от обрядов и поверий, что даже самые далекие от понимания их значений люди невольно соблюдают их.

Верить же в силу народной мудрости или нет, решать молодоженам. В любом случае, какой идеальной не была бы свадьба, без взаимопонимания, уважения и доверия между супругами, благополучной семейной жизни не будет.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2614805-svadebnyj-obryad-na-rusi

Читайте также:  Проекты домов территория бани
Оцените статью
Про баню