Женская баня 19 века

Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Бани сельские и городские

На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.

Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.

«Рассадники разврата»

Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.

В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе».

Читайте также:  Топка печи из железа для бани

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Шок для иноземцев

С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.

Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»

Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.

Устав Екатерины II

Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.

Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.

Источник статьи: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43927303808/CHto-tvorilos-v-banyah-na-Rusi-rassadnik-razvrata-Omerzitelno-po

Гигиена в 19м веке

«Настоящий француз должен мыться дважды в жизни: при рождении и смерти» — король Франции Людовик XIV (1638-1715). Руские послы при дворе Людовика XIV писали: «их величество смердит аки дикий зверь».

Забудьте фантастические фильмы и романы, подобье «3-Х мушкетеров» с прекрасными дворцами, дамы, кавалеры, пышные приемы… на самом деледо XIX века в Европе царили ужасающая дикость и смрад. Вот что писала княжна Анна своему отцу, приехав во Францию: «В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны…».

Гигиена в Европе

Ванна. В XV-XVI веках европейцы мылись 1-2 раза в год. В XVII-XVIII вв. вообще перестали принимать ванны. Христианские проповедники приказывали ходить в тряпье и никогда не мыться, утверждая, что таким образом можно достичь духовного очищения. Уход за телом считался грехом, ибо можно смыть с себя святую воду к которой прикоснулся при крещении.
Медицинский трактат XV века предупреждал: «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызывать болезни и даже смерть». В конце XIX века доктор Ф.Е. Бильц в книге «Новое природное лечение» уговаривал людей начать мыться: «Есть люди, которые не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна».
Парик. Грязных европейцев съедали блохи и вши, поэтому многие брили головы наголо и одевали парик. В пышные парики закладывали блохоловки (приспособление с приманкой – кусочек меха, пропитанный кровью). Еще одной причиной популярности париков была эпидемия сифилиса — парик прикрывал сифилитическое облысение.
Одежда. Аристократы под изысканными нарядами носили шелковое белье. Его популярность объясняется тем, что в скользкой материи не водились вши и блохи, им не за что уцепиться. У бедняков не было сменного белья (слишком дорого стоило) и одежду стирали редко. Тем более ходить в рванье и кормить вшей считалось «христианским подвигом». Вшей называли «Божьими жемчужинами», искать их друг на друге, как обезьяны – значит выказывать свое расположение. В Версале и Лувре был специальный паж для ловли блох короля.
Кровать. Над кроватью обязательно был балдахин (навес). В Европе балдахин служил защитой от клопов, чтобы с потолка не сыпались.
Туалет. Туалетов «цивилизованная» Европа долго не знала, справляли нужду, где придется. Например, в Лувре весь двор, каждая аллея были завалены тысячами кучек, оставленных как жителями, так и ежедневными посетителями. Встречается информация, что опорожнялись даже на лестницах, балконах и в коридорах. Знатные жильцы периодически выезжали из Лувра, чтобы дворец почистили и по возможности проветрили.
Жители парижских многоэтажек выливали помои в окно, нередко на головы прохожим, поэтому европейцы носили шляпы с широкими полями (стряхнул и дальше пошел). Улицы были настолько завалены дерьмом, что в распутицу по ним невозможно было пройти. Считается, что именно по этой причине во многих немецких городах появились ходули — «весенняя обувь», без них передвигаться было невозможно. Даже когда до европейцев дошло, что туалеты лишними не будут, они начали строить их не как полагается с выгребной ямой, а пристраивали с внешней стороны домов – все «удобрения» падали на головы зазевавшимся прохожим.
* Прощай немытая Европа. Посетив Париж и Амстердам, Петр 1 велел построить бани для сопровождающих его солдат, а в XIX веке руская армия понастроила бани во всех освобожденных от Наполеона странах.
«Руские — самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане» — Уэллеслей Ф.А. (1844-1931)

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/359033-gigiena-v-19m-veke

Вот что творилось в банях на Руси! Смотри пока не удалили!

Тогда мужчины и женщины парились вместе.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b03f75e00b3dd0f6c1885bb/vot-chto-tvorilos-v-baniah-na-rusi-smotri-poka-ne-udalili—5b06d994dd24845157cc2c83

Бани Петербурга. Интересные исторические моменты 19 века.

Добрый день, дорогие любители пара! Про московские бани мы с Вами поговорили в одной из прошлых статей, настало время поговорить про бани Петербурга! Интересных моментов там было очень много, особенно за период 19 века, это век расцвета «Бани», как определенного культа для русского человека.

Первый момент, который хочу выделить, это «домашние бани», попрошу не путать их с «Личными», которые были у каждого крестьянина. «Домашняя баня» это своего рода закрытый клуб для зажиточных людей, свое рода элитный СПА салон, куда нельзя было попасть просто так. Попадали в них либо по родству, либо по очень близкому знакомству.

Данные бани зародились именно в Петербурге, как особое отклонение у богатого сословия, которых не устраивали общественные бани. Для работы и обслуживания таких бань специально подготавливались крепостные девушки и юноши. Интересно, что за наиболее способными была целая гонка, господа старались их перекупать друг у друга.

Была такая «домашняя баня» и в Зимнем дворце, это «Мавританская ванна» ее величества.

Второй момент, который я хотел бы выделить в банном мире Петербурга это вода! Бани в Петербурге славились водой, и самые именитые бани брали воду из Невы, она считалась самой чистой! Самая же плохая по качеству пода считалась из Екатерининского канала.

Третий момент- это деятельность властей! В Петербурге внимание властей к баням было очень сильным. Учреждались комиссии по надзору за общественными банями из числа работников медицинской полиции и вводились новые законы. Так например, мне очень понравился один исторический момент. Владельцы бань запросили от власти указа, что расстояние между банями в городе должно быть не меньше 500 саженей. Власти, посчитав, что жителям, жившим посередине, придется ходить по 250 саженей, изменили до 250 саженей. Вот так бережно власти думали о жителях.

Четвертый момент- это забота о каждом. В начале века властями было предписано, чтобы народ не был отягощен платой за баню. В связи с этим было введено 4 разряда, которые стоили 3 копейки, 7 копеек, 15 копеек и 75 копеек серебром. Так же действовал указ Петра, что бы солдат еженедельно водить в баню. Все крупные заведения и фабрики имели свои бани, а если таковой не было, то работнику сверху всегда платили деньги на поход в баню. Это правило было негласным, но соблюдалось неукоснительно.

Ну и последний показательный момент. Некоторые бани делали дни, в которых самые бедные люди могли сходить в баню совершенно бесплатно. Им давали обмылки посетителей и оставленные мочалки.

Чем хочется завершить эту статью. Баня была, есть и будет нашим достоянием. И те традиции, которые накапливались веками, мы должны сохранить. Также хочу напомнить очень подходящую фразу Генриха Гейна «Кто любит народ, тот должен сводить его в баню»

Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/bani-peterburga-interesnye-istoricheskie-momenty-19-veka-5ce522f14837e200b38df33b

Чем занимались натиральщицы в русских банях

Неотъемлемой частью русской бани XVI-XVIII веков были натиральщицы – обычно на эту должность нанимали красивых, статных девушек из низших сословий.

Профессия «махальщицы»

Как правило, подобные услуги оказывались только представителям высших сословий, в банях для простонародья было принято самообслуживание.

Парная комната представляла собой квадратное или прямоугольное помещение с дощатым полом. По краям его находились скамьи для сидения, а в центре было пусто: тут должны были располагаться клиенты.

Начиналась банная процедура с того, что особые «паровые» мужики проветривали парную, плескали на камни кипяток – для этого использовались бадьи, шайки, реже ковши или кружки. Когда, на их взгляд, пара было нагнано достаточно, они звали девок, именовавшихся растиральщицами или махальщицами. Те входили и первым делом разбрызгивали по стенам настои душистых трав, застилали пол — зимой свежим сеном, а летом цветочными лепестками. Далее звали клиентов: «Пожалуйте на парок!»

После этого натиральщица усаживалась в центре помещения, а посетители располагались вокруг нее. Девица брала березовую или дубовую ветку и начинала обмахивать ею клиентов, предварительно «зачерпывая» густой пар. Работа была тяжёлая, поэтому через какое-то время девушку сменяла другая махальщица.

Если посетитель хотел получить от натиральщицы полный «сервис», он заказывал себе отдельный кабинет (обычно это бывал просто небольшой закуток, где клиент оставался с банщицей наедине). Там девушка мыла клиента и хлестала его веником.

Банные «девы»

Вот описание из дневника голштинского дворянина Фридриха Вильгельма Бергхольца, побывавшего в России в 1721 году:

«Русские и чухонские женщины, прислуживающие там, превосходно знают своё дело. Они, во-первых, умеют дать воде, которую льют на раскалённые печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете, и, во-вторых, мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полке и накрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками, сколько вы сами хотите, что необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину.

После того они начинают царапать везде пальцами, чтобы отделить от тела нечистоту, что также очень приятно; затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не останется ни малейшей нечистоты; наконец, в заключение всего, окачивают вас, по желанию, теплою или холодною водою и обтирают чистыми полотенцами. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Подобная практика оказания женщинами банных услуг мужчинам, по-видимому, встречалась и в частных банях, являясь частью традиционного русского гостеприимства.

Николас Витсен в «Путешествии по Московии» констатирует: «У людей знатных отдельные бани в своих домах, где девушки моют купающихся мужчин и женщин… В бане стоят друг над другом 2—3 ряда лавок, на которые каждый может лечь голым. Самые верхние скамьи — самые жаркие. Обслуживают девушки или, если хотят, слуги; они трут тело и ополаскивают его, а также слегка бьют, чтобы открылись поры».

Свидетельство об этом оставил и немецкий путешественник Адам Олеарий: «Для мытья отряжают женщину или девицу. Если у кого в гостях моется близко знакомый и любезный приятель, то к нему относятся очень внимательно, ухаживают за ним и берегут его. Хозяйка или дочь её приносит или присылает обыкновенно в баню несколько кусков редьки с солью, а также хорошо приготовленный прохладительный напиток».

А вот как описывает работу натиральщиц в поэме «Руслан и Людмила» Пушкин, который, похоже, не понаслышке был знаком с этими реалиями:

Вкруг хана девы молодые

В заботе нежной и немой

Теснятся резвою толпой.

Над рыцарем иная машет

Ветвями молодых берез..

И жар от них душистый пышет;

Другая соком вешних роз

Усталы члены прохлаждает

И в ароматах потопляет

Только мытье

Оказывали ли натиральщицы своим клиентам интимные услуги? Автор книги «Баня. Очерки этнографии и медицины» Андрей Дачник уверяет, что на Руси это не было в обычае, в отличие от Европы: «В России девушки в русских банях действительно просто мыли посетителей, часто весьма “равнодушно”».

К концу XVIII столетия стараниями Екатерины II бани разделились на мужские и женские, и профессия натиральщицы в мужском отделении практически исчезла. Теперь посетителей мужского пола парили крепкие мужики — банщики. Но вот обмахиваниями они не занимались, и остальным тоже. Правда, вплоть до середины XIX века натиральщицы продолжали работать в банях «высшей категории», предназначенных для аристократии.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chem-zanimalis-natiralscicy-v-russkih-baniah-5c75412213cc4400b3abf0fa

Оцените статью
Про баню