Женский день в колхозной бане

Банный день в деревне

Предлагаю очередную публикацию о своей жизни в деревне Колодкино Конаковского района Тверской области в 60-80-ые годы.

И следующую «деревенскую тему» мне хотелось бы анонсировать замечательными строками Рифа Хуснутдинова:

Чтоб ездить до деревни в банный день,
Не предавайте души деревень…

В сегодняшнем Колодкино из всех бывших колхозно-совхозных объектов в настоящее время сохранилась (и то частично) лишь общественная баня, перестроенная уже в мою бытность, где-то на рубеже 60-70-ых.

Ее посещение у деревенских испокон веков являлось наиболее любимым (а потому так ожидаемым!) времяпровождением и неизменно подкреплялось традиционно русскими ритуалами и местными обычаями.

Банный день в деревне неизменно был по субботам. Кроме того, баню топили перед всеми православными праздниками. Распорядок был таков: с утра и где-то часов до трех мылись мужики и дети школьного возраста того же пола, после них – женщины с маленькими детьми и девочки. Замечу, что топилась деревенская баня всегда только «по-белому».

Лишь с середины 80-ых, когда деревня постепенно стала вырождаться (уходили из жизни старшие поколения, молодежь в массовом порядке уезжала в города), любому желающему не возбранялось протопить ее самостоятельно, для удовлетворения только своих потребностей. К этому времени у большинства оставшихся деревенских жителей на личных подворьях были обустроены собственные баньки, и для них общественная перестала быть актуальной. Такими желающими оставались трое старушек и один мужичок в годах, который вольно-невольно был вынужден брать на себя бремя протопки.

Старинный русский обычай совместной помывки в общественной бане мужчин и женщин (даже если это происходило в формате семьи) у деревенских был не в почете и не практиковался. Лишь молодожены иногда позволяли себе нечто подобное, и то старались не афишировать свои походы , предвидя всевозможные пересуды деревенских старушек. А вот разнополых детей с собой в баню брали всегда. И не только потому, что не могли оставить их одних дома без присмотра. Полагали, что это даже полезно для самих детей: они с детства наблюдают строение тел представителей противоположного пола, что в более взрослом возрасте уже не станет откровением со всеми вытекающими последствиями (не откроют для себя ничего нового!).

Читайте также:  Жаростойкие листы для бани

В детском возрасте (лет так до пяти) мы еще ходили в баню вместе с матерью в женское время. Позднее, когда начали что-то понимать и стесняться, стали ходить с отцом. В крайнем случае, если не было отца, мать сопровождала нас до бани, а уж там как–нибудь сами.

Я еще застал то время, когда будучи совсем маленькими (мне было года 3-4), родители мыли нас, троих детей, в домашней русской печи. Габариты печки позволяли это делать: она была около двух метров в глубину и более полутора- по высоте. Это происходило следующим образом: дождавшись, когда печь немного остынет после приготовления пищи, убирали золу и копоть, стелили внутрь солому (чтобы мы не могли испачкаться), ставили корыто или таз с теплой водой и по очереди купали нас. Наверное, это было крайне неудобно и негигиенично, но мне нравилось. Сейчас, вглядываясь в черное нутро той сохранившейся (хоть и постаревшей) печи, я не могу себе даже представить- как такое было возможно и как все это происходило. Да и никто из родных, даже младшие брат с сестрой, участники тех помывок, не верит в мои россказни! Но я-то помню…

Начиналась баня с предбанника, где все раздевались и оставляли одежду на время помывки. Местные мужики любили здесь после мытья побаловаться бражкой и холодным кваском, которые специально захватывали с собой из дома. На время помывки емкости с напитками (кувшины, банки, фляги) помещались в ведро с ключевой водой из находящегося поблизости колодца, потому подолгу оставались ледяными. Помню, как отец частенько возвращался домой после бани в веселом и приподнятом настроении …

В основном помещении- помывочной- стояли расставленные по стенам деревянные скамейки и была оборудована небольшая (на одного человека) парилка. Она не пользовалась особой популярностью у наших мужиков, на моей памяти (а я ходил в нее до окончания школы) было лишь двое или трое любителей по-настоящему попариться. Остальные ограничивались поддаванием пара, но на полку не лезли… Про женщин тоже не слыхивал. Баня имела деревянный проливной пол с обустроенным посредине желобом, который обеспечивал отвод лишней влаги и сырости из помывочной. К сожалению, повышенная влажность не позволяла подолгу эксплуатировать такой пол, поэтому каждые 5-6 лет происходила замена гниющих досок на новые.

По давней традиции мыться в баню «после третьего пара» (после помывки третьей смены людей), а также поздно вечером и ночью, деревенские не ходили.

Последним всегда мылся банщик (это и был тот самый «третий пар»), Остатки не всегда оказываются сладки, и зачастую ему приходилось еще раз растапливать печку и нагревать в котле остывшую, оставленную для него (такое правило тоже всеми соблюдалось) воду. Ему единственному прощалась поздняя помывка. Одно время в деревне были постоянные банщики (как правило, кто по возрасту и здоровью был непригоден к тяжелому труду), потом стали топить баню по очереди. При этом дрова банщиком-очередником приносились со своего личного подворья и обязательно- с запасом.

У деревенских было не принято заготавливать впрок и всем «миром» для общественных банных нужд березовые веники и хранить их там же на чердаке. По весне старый оставшийся запас обычно сжигался, а в июне-июле пополнялся свежими вениками из молодых березок. Каждая семья заготавливала их лишь для себя и ходила в баню только со своим «подручным материалом».

И еще ряд банных правил, которые деревенские старались соблюдать: в ней нельзя было ругаться, поминать нечистую силу (черта) и громко разговаривать. Не стану утверждать, что эти нормы поведения всегда выдерживались, но откровенного пренебрежения ими все-таки не наблюдалось. В деревне причина этому одна — потом долго будут осуждать…

Что, сходили в деревенскую баньку? Ну, тогда- с легким паром!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/bannyi-den-v-derevne-5cb3550efd70f300b4fd90c5

Возвращение в колхозную баню

Рассказывая о своем детско-юношеском периоде жизни в тверской деревне (а это 60-70-ые годы прошлого века) и перебирая в памяти картинки из прошлого, неожиданно вспомнил о стоявшей в околице рядом с речкой Полозовкой колхозной бане. Сегодня- это единственная колхозная постройка, сохранившаяся (хоть и в плачевном состоянии) до сих пор.

Для нас, советских деревенских детей, баня являлась поистине центром притяжения, где мы проводили в игрищах и развлечениях немалую часть своего времени. Где играем в лапту? У бани. Куда сегодня идем ловить майских жуков? К бане.. Где ловим сегодня бреднем? У бани. Где катаемся зимой с горки на лыжах? Опять-таки у бани. По мере того, как мы вырастали, она становилась олицетворением всего происходящего как в нашей жизни, так и в жизни самой деревни. А апофеозом, конечно же, становился банный день, когда она (осознавая свою значимость и исключительность!) радушно привечала в своем жарком чреве все местное население.

Мое нынешнее посещение бывшей колхозной бани происходит впервые с 90-ых годов, когда та перестала выполнять свое основное предназначение. Итак, окунаюсь вновь в сладостные мгновения своего босоногого детства…

Оказывается, добраться до бани не так-то и просто: бывшая деревенская околица стала непроходимыми джунглями из зарослей борщевика, деревьев и кустарника. Судя по их высоте, можно предположить, что нога деревенского жителя не ступала здесь как минимум последние четверть века… Приходится пробираться окольными путями (по ближайшему перепаханному полю) и уже потом с известной долей осторожности пробивать тропинку в этих дебрях.

Издалека баня выглядит вполне жизнеспособной и готовой к приему «клиентов». По крайней мере, ее внешний вид не претерпел с тех давних пор существенных изменений. Но это кажущееся впечатление тут же улетучивается, едва я добираюсь до входа в постройку. Болтающаяся на одной петле обшарпанная входная дверь и выставленные кем-то полусгнившие оконные рамы тотчас меняют тон моего повествования. Бревенчатые венцы находящегося неподалеку колодца давно сгнили, часть валяется рядом, часть- провалилась внутрь. С опаской заглядываю в нутро колодца и вижу лишь некое месиво из земли и растительности: по всей видимости, колодец уже давно обрушился и зарос.

Предбанник представляет собой жалкое зрелище. Разобраны пол и
боковая перегородка, ранее отделявшая его от помывочной. Одни лишь воспоминания да кучка битого кирпича остались от некогда стоявшей на входе в предбанник огромной печи с таким же громадным 20-ведерным котлом (даже не представляю,- какие богатыри умудрились его поднять и вынести!).

Сразу же в памяти возникли картинки из прошлого. Вот здесь стояла широкая лавка, на которой все раздевались и оставляли одежду на время помывки. И на которой мужики так любили после мытья побаловаться бражкой, которая «доходила» тут же на чердаке бани (помню, как отец частенько возвращался после помывки домой в веселом и приподнятом настроении). А вот через этот зияющий оконный проем начиналось наше половое просвещение: здесь мы с деревенскими мальчишками любили между делом (а их у нас в околице было немерено!) подглядывать за раздевающимися-одевающимися девчонками. Столько было визга и ругани!

Такое же унылое зрелище представляет ныне и бывшая помывочная- любители халявы и здесь потрудились на славу. На месте парилки (располагалась слева у стены)- лишь куча камней да битого кирпича. Помнится, она не пользовалась особой популярностью у наших мужиков: было лишь двое или трое любителей по-настоящему попариться. Большинство же ограничивались поддаванием пара, но на полку не лезли…

Деревянный пол также разобран. Приходится удивляться: кому приглянулись отнюдь не новые половые доски, которые из-за повышенной влажности в помывочной загнивали моментально (а потому менялись с периодичностью в 5-6 лет)? Наверное, местные жители разобрали на дрова.

В общем, внутри смотреть не на что, а потому в тягостных чувствах покидаю стены колхозной бани.

Отойдя на сотню шагов, оборачиваюсь и словно пытаюсь напоследок запечатлеть в памяти олицетворение своего советского детства.

Уважаемые читатели! Если вам нравятся публикации и вы хотите читать их и дальше, то «лайкните» («палец вверх») или напишите об этом в комментариях, поделитесь в соц.сетях и рекомендуйте своим друзьям! Подписка на канал приветствуется.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/vozvrascenie-v-kolhoznuiu-baniu-5d92eddb1d656a00ade68c01

Деревенская баня в женский день. (Голуби моего детства).

Для многих наших соотечественников баня, это часть его жизни.

Баня — это еженедельный ритуал.

Баня — это жизненная необходимость.

Баня — это удовольствие, которыми так нечасто нас радует наша жизнь.

Я не большой любитель бань, и в первую очередь потому, что с ними у меня есть не очень приятные воспоминания. А есть даже и очень неприятные. Обо всех рассказывать сегодня не буду, расскажу об одном случае. Уж и не знаю, как ту историю охарактеризовать, присвоить ей знак плюс, или отнести к минусам. Потому, как сегодня все видится в несколько ином цвете.

В детстве я был отъявленным голубятником. А так как финансовое состояние нашей семьи, состоящей из двух человек, меня и мамы, не позволяло мне покупать голубей, я их старался получить иными способами.

Дикие, а вернее полудомашние сизари раньше селились на всех чердаках, куда они могли проникнуть. И я вел постоянное наблюдение за этими чердаками. Бывало так, что к семейству сизарей присоединялся кто-то из домашних голубей. Теперь надо как можно быстрее этого голубя приватизировать.

Ночами я лазил по чердакам за добычей. В темноте голуби практически ничего не видят. И их можно брать спокойно голыми руками.

Зимние каникулы, я в деревне у бабушки, замечаю, что на чердак деревенской бани залетел голубь, очень похожий на монаха. Есть такая порода голубей.

Ни я один любитель полазить по чердакам. Ночи я дожидаться не стал, как бы не опередили. Лишь только стемнело, я с фонарем забираюсь под крышу бани. Чердак большой, я высвечиваю все его углы, и нахожу своего клиента. Он под самым коньком, сидит на балке, чтобы его поймать, мне надо на эту балку залезть. Что я и делаю.

Один нюанс. Люди, отвечающие за то или иное здание, гоняли нас с чердаков. Что можно ожидать от пацанов. Вдруг там закурят, или не дай бог, костер разведут, проблем потом не оберешься.

Я ловлю своего голубя, и слышу, как ставят к слуховому окну лестницу. Меня засекли. Ничего страшного, путь отхода давно подготовлен. В противоположном углу оторван кусок шифера, там узкая щель, но мои кости от природы гибкие, мне бы только голову просунуть. Высоко. Но зима. Внизу снег. Не с таких высот прыгали. Вот только надо с балки слезть. А для этого надо по ней проползти метров пять. Я ползу, и вижу в слуховом окне голову охотника за охотником на голубей. Медлить нельзя. Я прыгаю с балки вниз.

Баня работала до восьми вечера. В пятницу был мужской день. В субботу женский. В тот день была суббота. Конечной точкой моего приземления был тазик моющейся женщины. Я проломил своим весом жиденькое перекрытие. Визг мне заложил уши, мало того, меня еще окатили кипятком. Баня была мне знакома, и я в три секунды был уже на улице. Мороз под тридцать градусов. Я больше километра бежал мокрый по этому морозу, и думал лишь об одном, как бы ни замерз мой голубь.

Ни я, ни голубь не пострадали. И что еще здорово получилось, что испуганные женщины не успели меня узнать. Дыру в потолке залатали без участия нашего семейного бюджета. Одно плохо, голубь не был монахом, это был обыкновенный дикарь, только белого цвета, бывает и такое.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5f21eb7b22373c0e2f501001/derevenskaia-bania-v-jenskii-den-golubi-moego-detstva-5f480bedc28b995824da6f8e

Русский банный день.

Привет уважаемые любители и любительницы бани! Бывает мы слышим или употребляем фразы, которые настолько привычны нашему слуху, что не задумываемся над их значением. Вот и про баню есть много присказок: «Пошел ты в баню», «Прилип как банный лист», «Куда намылился?», «У меня сегодня банный день!». Если первые выражения интуитивно понятны и у меня лично возникает только один вопрос — какая предыстория возникновения фразы про «намылился», то вот последняя, про «банный день» может таить за собой много интересного.

На ассоциациях мне сразу вспоминаются рыбный день и день пограничника, не знаю даже почему. Так что же здесь? Какой день считается банным? Привязан ли он к дню недели или несет другой посыл? Давайте разбираться. Как всегда есть несколько предположений, которые могут быть как автономны, так и вполне удачно дополнять друг друга дополнять.

Банный день суббота.

Самый логичный день для того что бы носить гордый титул «банного дня». Скорее всего, со старыми, давними традициями. Все правильно, до массовости ванн, помыться и отдохнуть раньше можно было только в банях. Протопить и подготовить баню дело не такое простое, как может показаться. Да и сам поход в баню скорее ритуал чем заурядная помывка. Отсюда, топить баню в вечер, на скорую руку, дело не благодарное. Кстати, у Шукшина, в его рассказе «Алеша бесконвойный» очень душевно описан процесс подготовки и похода в баню, как раз таки в субботу . Если интересно, то жмите на ссылку: «Шукшин и баня в его работах» .

В добавок воскресенье день похода в церковь, ну а церковь конкурентов не терпела (поговаривают, что церковь баню не любила, видя в ней языческие элементы и старалась всячески банные традиции ограничивать, кому интересно читайте тут про всяческие банные запреты в России: «Пять интересных фактов про баню» ). Вот и получается, что как ни крути, но суббота лучший и пожалуй единственный вариант. Все логично пожалуй, кроме одного, как давно суббота стала стабильно выходным днем?

Разные банные дни, для мужчин и женщин.

Есть версия, которая отсылает нас к разграничению бани на женскую и мужскую. Вернее не баню, а банные дни. Понятное дело, что речь идет про баню общественную. Сюжет тут тоже развивается вокруг тех времен, когда жилье было благоустроенно далеко не везде, возможность даже просто сходить в душ отсутствовала, не говоря уже про принятие ванны. Единственным выходом была баня, которую топили вероятно в определенные дни, проводя деление на женские и мужские.

Эта версия относит нас в некую ведическую плоскость. Те люди, которые ориентируются на тонкие материи могут сказать, в какой день баня будет во благо, а в какой наоборот. Я слышал такую версию, что лучшим днем для бани является четверг, связывая этот день с особенностями энергетики человека. Не берусь судить о справедливости этой версии, она просто есть как факт, хотя если вспомнить церковные даты, подготовка к Великой Пасхе, начинается именно с чистого четверга.

Допускаю, что вариант с энергетикой, также переплетен с верованием славян. Так например понедельник день, когда баня под запретом, считается что в этот день парится банник. К этой версии тоже есть вопросы, так например традиции говорят о том, что баннику нужно оставлять чистую воду и веник, что бы он попарился после людей, а тут отдельно целый понедельник.

Так что же такое банный день сейчас?

Получается, что ко всем объяснениям банного дня, при желании можно придраться. По мне современная трактовка банного дня проста. Это тот день, когда я иду восстанавливаться в баню (баня, когда я парю клиентов и не парюсь сам в расчет не беру). Как правило это постоянно один и тот же день. Если это общественная баня, то это пятница, если своя на даче, то суббота. Прочие дни мне не удобны по ряду причин, а значит банный день для меня, тот, в который польза и удовольствие от бани для меня, будут максимальными.

День, когда я почувствовал, что он банный!

В заключение, я хочу рассказать интересное наблюдение, когда я впервые понял, а вернее ощутил, что такое банный день в России. Это было в середине — конце 90х, мы шли буквально первый студенческой компанией раз в самую обыкновенную баню. Была зима, много снега и ощутимый морозец. По дороге, на окраине СПб, мы встретили разных людей спешащих в тепло бани, мужичков с вениками, женщин с детьми, стариков со своими шайками.

В магазине, метров за 200 от бани, в очереди перед нами были люди в простынях и шлепанцах а-ля римские патриции. Перед самой баней нам встретились распаренные люди в полотенцах, от которых валил пар. Разительный контраст со стоявшими рядом продавцами веников, которые были укутаны в тулупы и унты. В предбаннике сидели уже попарившиеся люди, разговаривали, что-то перекусывали, поили чаем детей.

Баня притягивала множество людей: мужчин, женщин, детей; со своими интересами, делами. Баня как центр маленькой вселенной, вокруг которого, если понаблюдать, происходило много интересных событий. Баня как просто часть уклада жизни множества людей, не больше не меньше. В тот самый момент, я понял что это и есть самый настоящий банный день.

Друзья, ходите в баню, соблюдая ее правила и тогда она подарит Вам хорошее настроение и бодрость духа!

Приглашаю уважаемого читателя полистать другие материалы канала и подписаться Байки из Бани.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c99cb2da354b200b305e6da/russkii-bannyi-den-5e5645744d3153183b645a0e

Оцените статью
Про баню