Запрет бань на руси

Почему Екатерина II запретила общие бани на Руси

Иностранцы свидетельствовали, что блуда и прелюбодеяния на Руси было в избытке. С этим, конечно, пытались бороться, как церковные, так и светские власти. Однако соблазны сладострастия зачастую оказывались сильнее любых запретов.

В блуде погрязшие

С Крещением Руси взаимоотношения мужчины и женщины, до тех пор подчинявшиеся свободной морали, стали регулироваться христианской этикой. Блуд, согласно библейским заповедям, был отнесен к числу наиболее тяжких человеческих грехов. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (рукоблуды), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

Впрочем, угроза быть отверженным самим Господом не останавливала любителей плотских утех. С особой силой любовные страсти разгорались в ночь на Ивана Купалу. В церковных документах фиксировались «богопротивные игрища», в которых «есть мужем и отроком великое падение на женское и девичье шатание».

Российский историк Иван Василевский, работавший на рубеже XIX – XX столетий, обращал внимание на достаточно свободные нравы в набожном на первый взгляд русском обществе: это не только примеры внебрачных отношений, но и случаи закладывания жен во временное пользование, и блудное сожительство с сестрами, матерями и дочерями. «Как совмещались эти черты с богомольностью и строгим соблюдением постов – понять трудно», – размышлял историк.

Читайте также:  Проекты бань с беседками из бревна

По словам другого историка Николая Костомарова, блудодеяние хоть и было на Руси юридически приравнено к таким преступлениям, как воровство и грабеж, но на деле преследовалось редко. Особое пристрастие к этому пороку питали представители знати, которые не стеснялись заводить любовниц или пользоваться для удовлетворения своих сексуальных потребностей служанками. Костомаров акцентирует внимание на том, что совершивший грех блуда мужчина подвергался в обществе меньшему порицанию, чем женщина.

Множество примеров невоздержанности, преимущественно мужской, оставили нам в воспоминаниях иностранцы, посетившие Россию в эпоху Ивана Грозного. Так, английский дипломат Джайлс Флетчер отмечал, что блудом было преисполнено все Московское государство, но реального закона, который мог бы обуздать этот грех, не существовало.

В послании Ивану IV, которое приписывается митрополиту Даниилу, заостряется внимание на таких прискорбных явлениях, как порицание брака и одобрение содомии. Автор послания просит царя найти возможность искоренить гнусный порок, в котором повинны и бояре, и воеводы, и приближенные к царскому двору люди.

О реакции Ивана Грозного на послание сведений нет, однако известно, что правители на Руси все же пытались бороться с блудом. Возможно, первой в этом ряду можно поставить княгиню Ольгу, которая в 953 году издала указ о денежной или вещевой компенсации за отсутствие у невесты девственности. А в 967 году сын Ольги князь Святослав провозгласил, что отныне лишение женщины невинности – это прямая обязанность мужа.

Екатерина II тоже пыталась в меру бороться с неуемными человеческими страстями. В своем Уставе благочиния, изданном в 1782 году, она запретила использование общих бань, как мест, за которыми закрепилась дурная слава «рассадников разврата».

О моральном облике своих подданных беспокоились не только правители, но и люди из народа. Голландский наемник в русской армии Людвиг Фабрициус, описывая быт в войске Степана Разина, отмечал, что атаман пытался полностью искоренить у своих подопечных не только воровство и бранные слова, но и грех блуда. Как же он карал блудника? Ему завязывали над головой рубаху, насыпали туда побольше песка и кидали грешника в воду

С первых веков христианства на Руси Церковь крепко взялась за нравственность своих чад. Табуированию подвергалось любое проявление чувственности и сексуальности. Женщинам запрещалось носить вызывающие наряды, краситься и возводить брови, «дабы прельстити человекы во погыбель сласти телесныя». Главной нравственной добродетелью незамужней девушки признавалась невинность, а жены – верность супругу.

Сексуальные отношения Церковь запретить, конечно, не могла, но ограничила их рамками законного брака. При этом интимная связь мужа и жены должна была происходить только в одной позе – «миссионерской». На позицию «стоя» было наложено строжайшее табу. Забеременеть в ней было, как полагалось, сложно, поэтому ее считали «не чадородия для, а токмо слабости ради».

Пыталась Церковь бороться с сексуальной распущенностью и более радикальными способами. В Соборном уложении 1649 года говорилось, что тех жен, которые в блуде приживут детей «казнить смертию безо всякия пощады» – чтобы другим не повадно было совершать такого «скверного дела».
Предельно жестко в своих текстах обличал блудников религиозный публицист Максим Грек. Особенно доставалось тем, кто был уличен в содомском грехе. Он предлагал казнить их через сожжение и предавать вечной анафеме. Однако доподлинно неизвестно, была ли хоть раз столь крайняя мера осуществлена на практике.

Немецкий путешественник и географ Адам Олеарий в своих записках отмечал, что на Руси блудом было принято называть и прелюбодеяние. Оба греха не наказывались смертью. Если жену уличили в измене, то ей полагалось наказание кнутом, после чего согрешившая должна была просидеть какое-то время в монастыре на воде и хлебе.

На тех, кто не устоял перед соблазном блуда зачастую накладывали епитимью с обязательством соблюдать в течение нескольких лет (иногда до пятнадцати) пост или же начисляли денежный штраф. Бывали случаи, когда родители, стараясь упредить возможный грех блуда своей дочери, выдавали ее замуж еще до наступления пятнадцатилетия за взрослого мужчину.

Епитимийные сборники XVII столетия раскрывают перед нами списки вопросов, которые священники задавали жене и мужу на исповеди, допытываясь о сокровенном. Например, случается ли «блуд в непотребном естестве», снимают ли с себя нательные кресты, завешивают ли иконы при исполнении супружеского долга, совершается ли связь в противоестественных позах. На это народ как всегда отреагировал пословицей: «Грех – пока ноги вверх, а опустил – так Бог простил!»

Но даже те, кто отяготил себя тяжким пороком блуда в глазах церковнослужителей заслуживали снисхождения. Преподобный Никон Радонежский напоминал, что чистота возвращается покаянием: «Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».

Борьба с «бесом блуда» Церковью всегда считалась одной из самых трудных задач для верующего. Это противостояние продолжалось с момента ранней юности человека до его глубокой зрелости, и далеко не всегда из нее выходили победителями. Духовные лица проповедовали, что для стяжания целомудрия недостаточно поста и покаяния, нужна еще неотступная молитва и «богомыслие». Как писал Преподобный Иоанн Кассиан, «больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью».

Источник статьи: http://ekabu.ru/191389-pochemu-ekaterina-II-zapretila-obschie-bani-na-rusi.html

История чистоты и почему до XVIII века мыться было не принято и запрещалось законом.

В современном значении слово «гигиена», по-древнегречески «здоровье», стало употребляться лишь в XIX веке, хотя оно гораздо древнее. Так звали одну из дочерей бога медецины и врачевания Асклепия. К ним, Гигиее, богиня здоровья, и Панацее, богине – «всецелительнице», обращается знаменитая клятва Гиппократа. Статуя бигинь-сестёр ставились у входа в общественные купальни – греки первыми открыли связь между чистотой и здоровьем.

В Риме горячи бани (термы) появились в правление императора Августа. Начиная с первого века нашей эры импреаторы построили в Риме несколько терм, ставшим любимым местом отдыха горожан. Но набравшее силу христианство обрушилось на изнеженность и разврат, символом которых стали термы. Аскеты первых веков христианства призывали мыться как можно реже, да и то не раздеваясь. Ещё радикально подошли к мытью язычники-монголы – они вовсе его запретели, чтобы неоскорблять духов воды, а нарушителям запрета ломали позвоночник.


Асклепий и Гигиея. По легенде, Асклепий был столь великим врачом, что начал воскрешать мёртвых. Зевс за это поразил его молнией, а затем воскресил как бога с условием не нарушать установленный на Земле порядок.

В средневековой Европе до таких крайностей не доходило, но гигиена была, мягко говоря, не в моде. Канализация, как и водопровод, хорошо развитые в Древнем Риме, в средневековых городах отсутствовали, поэтому обыватели пользовались горшками, содержимое которых утром выливалось прямо в окно. Жители городов месяцами не меняли одежду, а белья не носили вовсе. Те, кто побогаче, отбивали дурной запах, обливаясь духами. Королева Изабелла Кастильская без стеснения призналась, что за всю жизнь мылась только дважды – при крещении и накануне свадьбы. Да и «король-солнце» Людовик XIV , по словам посетивших его русских послов, «смердел аки дикий зверь».


Панацея – богиня, покровительница лекарственного врачевания.

Удивление гостей из России понятно: на их родине и в городах, и в деревнях бани имелись чуть ли не в каждом доме. В «Повести временных лет» говориться, что ещё в I веке апостол Андрей, крестивший славян, подивился их обычаю хлестать себя в бане прутьями и обливаться ледяной водой. Уже в новое время иностранные гости писали в реляциях, видимо, очень грязный народ, поскольку часто моются. Когда в 1606 году в Москве поднялось восстание против самозванца Лжедмитрия, его обвинили ещё и втом, что он «ополячился» и неходит каждую субботу в баню.


Римские термы строились на века. И через тысячу лет, как свидетельствует картина французкого художника Робера Юбера, водопровод в них работал. 1778 год.

После страшной эпидемии холеры, охватившей Европу в 1830 году, в крупных городах начали проводить канализацию.Оставался один шаг к созданию новой науки – гигиены, и этот шаг сделал немец Макс фон Петтенкофер. Сын бедного баварского крестьянина, он стал профессором химии Мюнхенского университета. Поспорив со знаменитым микробиологом Кохом о путях распространения холеры, он бесстрашно выпил пробирку холерных вибрионов – и, как ни странно выжил. Правда застрелился, испугавшись наступления старческого маразма; это было в 1901 году – первому гигиенисту было 82 года.


Почти во всех городах Европы до конца средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Нечистоты выливались на улицу, на головы зазевавшихся прохожих.

В России основоположником гигиены стал швейцарец Фёдор (Фридрих) Эрисман, приехавший в Петербург из любви к превой русской женщине-врачу Надежде Сусловой ( она была сестрой Аполлинарии Сусловой, любовницы Ф.М. Достоевского). На новой родине Эрисман боролся с эпидемией тифа, инспектировал санитарное состояние московских фабрик, спроектировал новые парты, за которыми у детей меньше портилось зрение.

На Руси при отсутствии бани, крестьяне мылись и парились забравшись в печь, там было просторно и тепло.

Его ученик Николай Семашко стал советским наркомом здравоохранения и активно пытался внедрить гигиену в жизнь рабочих и крестьян. Несмотря на все усилия, две трети человечества до сих пор живёт в антисанитарных условиях, пьёт грязную воду, дышат отравленным воздухом, не соблюдает элементарных правил гигиены. Но соблюдающие всё равно болеют. Быть может, потому что наша иммунная система ослабла и уже не справляется с болезнями. Выходит, гигиена способна приносить не только пользу? Возможно, ведь всё на свете имеет свою оборотную сторону. Но, сравнивая сегодняшний мир с тем, каким он был два столетия назад, врядли захочется вернуться в «естественную» среду.

Источник статьи: http://kohama-natalia.livejournal.com/35648.html

Когда появились первые бани на Руси и чем в них занимались?

Издревле русичи считали баню священным местом, принадлежащим исключительно своему роду. В бане не только проводили очищение тела, но и заключали деловые союзы, отмечали всевозможные праздники и даже проводили магические ритуалы.

История появления

Первые бани появились на Руси в VI веке. Они не имели дымохода, и вся копоть от сгорающего в печи угля и дров заполняла парилку. Назывались такие бани «чёрными». Чтобы сходить в баню, людям приходилось её проветривать и вычищать от копоти. Но уже в X веке бани начали приобретать привычный нам облик деревянного строения с дымоходом. Такие бани стали называть «белыми». Позже «белые» бани вытеснили «чёрные» навсегда.

Традиции

Баня на Руси была в каждой семье. Раз в неделю устраивался банный день, когда в бане парилось всё семейство. Это не только сплочало семью, но и было намного удобнее и экономичнее топить баню один раз на всех, чем каждый день или несколько раз в неделю.

В ночь перед свадьбой невеста с подругами устраивала в бане девичник. В эту же ночь жених со своими друзьями парился в другой бане. После заключения брака молодожёны вместе уединялись в бани на всю ночь, а утром их встречала мать невесты или жениха с караваем и пожеланиями счастливой семейной жизни.

Баней пользовались абсолютно все слои общества, от королевских особ до простых крестьян.

В крупных городах строились общественные бани с богатым внутренним убранством и всевозможными развлечениями. В общих залах парились вместе мужчины и женщины всех возрастов. Были и отдельные комнаты, где можно было попариться в одиночестве, с деловым партнёром или жрицей любви.

Лишь в 1743 году по указу Екатерины Великой бани стали раздельными для мужчин и для женщин.

В наши дни у каждого в доме есть горячая вода, однако многие всё равно любят сходить в баньку, и весело и с пользой провести там время.

Понравилась статья? Поставьте ей лайк и не забудьте подписаться на канал! Здесь каждый день выходят интересные публикации!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/hlebz/kogda-poiavilis-pervye-bani-na-rusi-i-chem-v-nih-zanimalis-5d9da8c61ee34f41895508e7

Откуда пошла русская баня?

Мы привыкли к тому, что баня – неотъемлемый старинный элемент русского быта. Но не обманчиво ли это впечатление? Ведь точно также мы привыкли к картошке, но этот продукт питания появился в нашем рационе извне и только в 18 веке. Не случилось ли похожее с баней? Кстати, само слово «баня» – латинского происхождения.

Версия о римском происхождении бань

Бани занимали важнейшее место в римской цивилизации. В банях не только мылись. В банях проводили досуг, договаривались о делах, совершали сделки. При римских банях были даже библиотеки.

Римская общественная баня состояла из мужского и женского отделений. Там имелись парильни и бассейны с холодной водой. В баню можно было заказать обед. Что до прочих увеселений, то, как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Древние римляне считали гигиену тела главнейшим условием здоровья. Может быть, именно поэтому мы почти не знаем свидетельств об опустошительных заразных заболеваниях в античное время. И мужчины, и женщины усердно посещали общественные бани. Жители сельской местности также строили себе, смотря по достатку, бани по городскому образцу. Кто был победнее, делал себе простую парильню, а охлаждался в естественных водоёмах, как до сих пор принято в деревенской России.

Но как могла римская баня прийти на Русь, если эти две цивилизации разделены не только расстоянием, но и промежутком времени в несколько столетий?

Версия о тюрко-мусульманском происхождении русской бани

Считается, что основным посредником в переносе бани и банной культуры на север Руси явилась исламская цивилизация.

Арабы, завоёвывавшие Ближний Восток, принадлежавший Восточно-Римской империи, перенимали многое полезное у предшествовавшей цивилизации. Помимо того, что арабы перевели и сохранили некоторые произведения античной научной литературы, они заимствовали у ромеев (как называли себя греки до 15 века) общественные бани и отношение к ним. Известно, что у арабов очень высоко стояла медицина, и она основывалась, главным образом, на античных представлениях о важности личной гигиены.

В средневековых арабских городах общественная баня стала таким же культовым предметом, как и в Римской империи. Отсюда бани распространились по всему мусульманскому Востоку, в том числе в Хорезме и Золотой Орде. Знаменитая турецкая баня не что иное как та же римская баня, заимствованная пришедшими в Малую Азию турками-сельджуками. В Сарае существовало немало общественных бань. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в начале 16 века, писал о том, что в русской столице живёт обширная татарская колония, у которой много мечетей и бань.

И всё-таки это славянское явление

Однако верно ли приписывать появление бань на Руси только внешнему влиянию? Возможно, общественные бани и были таким заимствованием. Но ведь до сих пор большинство русских предпочитает небольшие приватные бани. И наверняка эта привычка идёт со старины. А о том, что древние славяне и русы мылись в банях, есть немало летописных свидетельств.

Начнём с того, что княгиня Ольга пригласила древлянских послов помыться в бане. А это между прочим, середина 10 века, до всякого исламского или византийского влияния. Правда, вместо бани им устроили погребение заживо, но сам факт мытья в банях как культурного элемента славян в этом летописном сказании упомянут! Ну и так далее, во многих источниках из истории раннесредневековых славян упоминаются бани.

А как же быть со словом «баня» латинского корня? Чешский славист Любор Нидерле убедительно показал, что древнейшим обозначением бани у славян было слово «мовница»! От слов «мыться», «омовение». Так что название ничего не говорит о происхождении явления. Ведь в слове «шапка» тоже латинский корень, но это же не означает, что до знакомства с культурой романских народов Западной Европы восточные славяне не носили головных уборов!

Так что русская баня, подобно японской, появилась совершенно самобытно, без всяких внешних культурных воздействий.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_russian/otkuda-poshla-russkaia-bania-5f9714c44dcc5c613cd92d17

Оцените статью
Про баню