Зачем на руси ходили в баню

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Читайте также:  Грыжа межпозвонкового диска и баня

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

Русские бани. Место омовения или разврата?

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://sbs-dnr.ru/2018/03/18/obshhie-bani-na-rusi-pochemu-v-nix-ne-videli-besstydstva/

Оцените статью
Про баню