Зинаида серебрякова русская баня триптих

Зинаида серебрякова русская баня триптих

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Пост. в 1937 г. от Г. В. Гринштейна

Серебрякова как художница с юных лет формировалась в среде „Мира искусства“. Ее лучшие работы, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд. Полны величавой грации чуть замедленные движения женщин, полны красоты и достоинства их лица. Художница не случайно обратилась к мотиву обнаженного тела. Этот мотив был одним из ведущих в искусстве античности и Ренессанса. Он открывал путь к воспеванию красоты человека. В основе работы над картиной лежало изучение натуры. Художнице позировали знакомые ей крестьянки из села Нескучное Курской губернии, где она проводила почти каждое лето. От классики шли поиски пропорций, строгая пластика форм, спокойная гармоничная композиция. Это дало возможность выявить в облике натурщиц, далеких от совершенства, черты идеального и сохранить при этом ощущение жизненной непосредственности изображенной сцены. Отмеченный глубокой духовной наполненностью, монументальностью строя, сдержанной колористической гаммой золотисто-коричневых тонов холст воспринимается как фрагмент некоего цикла картин на темы бытия человечества.

Источник статьи: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_1907/index.php

Первая художница СССP. Зинаида Серебрякова

Конечно, женщины на Руси занимались искусством всегда, только это не считалось престижным . В стране, где десять процентов людей имело доступ к образованию, женщинам разрешалось выражать взгляд на мир только через прикладные виды творчества. Это были вышивка, кружевоплетение, роспись сувениров, и даже создание

миниатюрных икон (знаменитое «Палехское училище»). В дореволюционной России, это делали ,как правило, женщины.

Первые профессиональные художницы появились в России были членами царской семьи — Мария Федоровна жена Павла 1. Она рисовала карандашами, писала пастелью и вырезала драгоценные камеи на яшме и агате, портреты семьи

Со временем мода на занятие искусством стало распространяться среди дворян, где было принято давать женщинам образование, чтобы выгоднее выдать замуж, но это дало старт к тому, чтобы открыть классы для девочек при Императорском сообществе художеств в 1830-м году.

С тех пор ситуация постепенно менялась, и женщин в допускали в профессиональные художественные сообщества, но с ограничениями по количеству . Например, негласные лимиты по набору девушек-студенток в СПбХГПА были и в 2000-е года на кафедры скульптуры и металла , когда мне пришлось быть студенткой.

Одной из самых известных русских женщин-художниц стала Зинаида Серебрякова.

Она родилась в 1884-м году и была внучкой Николая Бенуа, главного архитектора Петергофа. Рисовать она любила с детства, и видела в этом даже часть игры, например знаменитый автопортрет с яблоком был нарисован ею в 7 лет.

Ее отец был скульптором, а мать была художником-графиком. В 21 год Зинаида вышла замуж за студента-инженера Бориса Серебрякова и взяла фамилию мужа. Семья жила в семейном поместье Нескучное под Харьковым, и несмотря на условные классовые различия, вместе с крестьянами занималась сельским хозяйством. На картинах Серебряковой это видно, с какой драгоценностью выписаны привычные для нас продукты.

Самая известная ее работа — автопортрет 1909 года , «За туалетом». Сам автопортрет небольшой — 75*65 см. Если посмотреть на него не вглядываясь, то покажется , что перед нами стоит современница в бабушкиной квартире, вот сейчас возьмет айфон и пойдет в клуб. Трудно поверить, что это замужняя женщина дореволюциооной эпохи у которой уже есть двое детей. Дядя Зинаиды Александр Бенуа посоветовал отправить эту работу на выставку в Третьяковку «Мир Искусства», после чего Зинаиде пришло признание, как к профессионалу.

Особенность ее стиля — чистые и светлые краски, и некая невыносимая легкость письма. Но ее жизнь не была безмятежной. Ее муж Борис, во время очередной поездке по работе в Москву, заразился тифом и скончался в 1919 году. После его смерти она осталась одна с четырьмя детьми и пожилой матерью.

В этот период она пишет возможно одну из самых мрачных своих картин — «Карточный домик», где она изображает портреты детей, играющих в нехитрую детскую игру.

В то же время, богатое имение Нескучное дает повод революционерам для грабежа . Крестьяне узнавшие о планировавшемся поджоге имения помогли семье уехать из поселка.

Серебряковы оказались в Петрограде, где жили очень бедно, у художницы не было материалов для творчества, на работу ее не брали из-за «нерабочего» происхождения.

Неожиданно Зинаида получает заказ на работу в Париже. Чтобы заработать денег художница уезжает в другую страну. Вернуться Серебряковой больше не разрешили, в СССР тогда ее не любили , т.к. вместо вождей она предпочитала рисовать светлый мир живых женщин. Позже двух детей Зинаиде удалось переправить через границу, а с двумя другими она рассталась на целых 36-ть лет.

В 47-м году художница получает французское гражданство. И только в 60-х годах 20-го века работы Серебряковой начинают выставляться в Москве, Ленинграде и Киеве. Она стала самой популярной художницей СССР, хоть уже и не являлась гражданкой родной страны.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/3412920-article-pervaya-hudozhnitsa-sssp-zinaida-serebryakova

Живопись Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова — За туалетом — Автопортрет — 1909 — ГТГ

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, девичья фамилия Лансере́, родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года в селе Нескучное Курской губернии, — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Зинаида родилась в семье известных художников: её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа в молодости была художником-графиком.

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует по Италии. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Зинаида Серебрякова — Портрет Бориса Серебрякова — 1913

Широкую известность принёс Зинаиде Серебряковой автопортрет «За туалетом», 1909, впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году (заглавная иллюстрация).

Вообще у художницы много автопортретов, которыми она резюмирует какие-то жизненные этапы.

Зинаида Серебрякова — Автопортрет в шарфе — 1911

Зинаида Серебрякова — Автопортрет в костюме Пьеро — 1911

Зинаида Серебрякова — Автопортрет — 1910-е годы

Зинаида Серебрякова — Автопортрет в красном — 1921

Зинаида Серебрякова — Автопортрет в синем перед зеркалом — 1922

Зинаида Серебрякова — Автопортрет с синим бантом — 1922

Зинаида Серебрякова — Автопортрет с дочерьми

Зинаида Серебрякова — Автопортрет — 1920-е годы

Зинаида Серебрякова — Автопортрет — 1930

Зинаида Серебрякова — Автопортрет — 1938

Зинаида Серебрякова — Автопортрет — 1956

Значительное место в творчестве художницы занимают портреты её четырёх детей:

Зинаида Серебрякова — За завтраком — 1914

Зинаида Серебрякова — В детской — Нескучное

Зинаида Серебрякова — Дочка Катя с куклами

Зинаида Серебрякова — Портрет Жени Серебрякова

Зинаида Серебрякова — Карточный домик — 1919

Зинаида Серебрякова — Катя с натюрмортом

Зинаида Серебрякова — Портрет Кати

Зинаида Серебрякова — Мальчики в матросских тельняшках — 1919

Зинаида Серебрякова — Катя в голубом у ёлки — 1922

Зинаида Серебрякова — Тата и Катя у зеркала — 1917

Зинаида Серебрякова — Спящая обнаженная (Катя)

Художница много рисует обнаженную натуру, среди позирующих без труда можно найти саму художницу и её дочь:

Зинаида Серебрякова — Купальщица — 1911

Зинаида Серебрякова — Баня — 1913

Зинаида Серебрякова — Купание — 1917

Зинаида Серебрякова — Спящая девочка — 1923

Зинаида Серебрякова — Полулежащая обнаженная — 1930

Художница рисует то, что видит каждый день:

Зинаида Серебрякова — Нескучное — Осенний пейзаж — 1912

Зинаида Серебрякова — Капуста — Село Нескучное

Зинаида Серебрякова — Перед Грозой — Село Нескучное

Зинаида Серебрякова — Вид из окна — Нескучное

Зинаида Серебрякова — Беление холста — 1917

После войны и революции жизнь меняется и Зинаиде приходится одной, так как в 1919 году от тифа умирает её муж Борис, заботиться о семье. В декабре 1920 года она переезжает в Петроград и поселяется в квартире деда. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.
В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке

Зинаида Серебрякова — Балетная уборная — Большие балерины — 1922

Зинаида Серебрякова — Балетная уборная — Снежинки — балет Щелкунчик — 1923

Зинаида Серебрякова — Балетная уборная — 1924

Зинаида Серебрякова — В балетной уборной — Лебединое озеро — 1924

Зинаида Серебрякова — Девочки-сильфиды — балет Шопениана — 1924

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и только в 1947 году получила французское гражданство.

Зинаида Серебрякова — Версаль — Крыши города — 1924

Зинаида Серебрякова — Аннеси

Зинаида Серебрякова — Терраса в Колиуре — 1930

Зинаида Серебрякова — Ментона — Пляж с зонтиками — 1931

Зинаида Серебрякова — Княгиня Ирина Юсупова (жила в Париже)

В 1960 году, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источник статьи: http://lovers-of-art.livejournal.com/130315.html

Читайте также:  Рак кишечника можно ли париться в бане
Оцените статью
Про баню