Злой дух восточнославянской мифологии живет в бане

Злой дух восточнославянской мифологии живет в бане

Моя бабуля была родом из глухой деревушки под Архангельском. В закромах ее памяти водились неисчислимые истории самого разного содержания: как ее сестру по принуждению выдавали замуж за коммуниста, как раскулачивали целые семьи, как она шила себе нижнее белье из агитационных плакатов. И ряд историй мистического свойства. Оно и понятно: чем ближе к природе, тем крепче тебя берут за горло народные поверья, тем реалистичнее языческий эпос.

История про банника не была особо примечательной. Слово «банник» в ней вовсе не фигурировало. Если вкратце, то будучи десятилетним ребенком, бежала моя бабушка из своей деревушки в гости к тетке в соседнюю деревню. Вечерело. Подступали тучи. Деревни сплошь окружены лесом, а там волки, медведи и чёрт знает что еще. Страшно.

На окраине деревни стояла теткина баня. Пробегая мимо, бабушка услышала, что там кто-то метет. Обрадовалась! Значит в бане тетка или ее родственники и больше не надо бояться. Сейчас она встретит знакомых и пойдет к тетушке не в одиночестве, а в компании хороших людей.

Читайте также:  Отделка для бани с наружи

Забегает в баню. В коридорчике никого (но звук метлы всё еще слышен), предбанник пуст, в парилке никого нет. Уже и не метет никто, звенящая тишина. Но ведь только что четко были слышны звуки метлы. Испугалась бабуля и рванула к тетке изо всех своих ребячьих сил.

Историю эту бабуля вспоминала часто. Твердо стояла на том, что ей не причудилось и всё это быль от первой до последней буквы. Я, конечно, удивлялась, ужасалась, но особого значения этим сказкам не придавала. Мало ли что дети навыдумывают. Пока мы не стали проходить на истфаке славянский эпос. Вот тут-то я и узнала, с кем столкнулась моя бабуля.

Однако, кто не уверен, хорош он или плох, может подкупить банника подношениями. Старичок непритязателен и любит ржаной хлеб, посыпанный крупной солью, да чистую воду с кусковым мылом.

В общем, банник довольно забавен и не шибко опасен. Жаль, что в эпоху этих ваших саун, джакузей и прочих хаммамов, злобный славянский демон остался не у дел.

А ну-ка, девоньки, айда на следующие святки в баню юбки задирать!

4 самых злых демона славянской мифологии

В основе миропонимания древних славян и их отношения к окружающему миру лежало язычество. Все явления, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, и которые было трудно постичь, приписывались вмешательству сверхъестественной силы. Часто эта сила персонифицировалась: так появлялись боги, мифологические персонажи, духи, демоны.

Банник

Злой дух, обитающий, по представлениям восточных славян, в деревянных банях. Он невидим, но иногда является в виде маленького грязного длинноволосого старика, покрытого прилипшими листьями от веников. Также может показываться в женском или животном обличии.

Чтобы задобрить духа, ему оставляли теплую воду, мыло и веник. В бане дух жил постоянно. Прогнать его надолго не могли даже колдуны и знахари.

Лобаста

Самая злая и враждебная человеку русалка. Славяне представляли ее громадной, белотелой, полудохлой старухой, обитающей в реках, озерах и болотах.

Богинка

Демонический персонаж у западных славян. Богинок чаще всего представляют в виде безобразных женщин, худых, бледных, с распухшим животом, распущенными волосами и животными чертами. Ими становятся ведьмы, самоубийцы, женщины, умершие при родах или избавившиеся от плода.

Мерзкие бабы. Богинки занимаются тем, что нападают на беременных или рожениц. Плясками и пением они выманивают жертву из дома, похищают и жестоко мучают. Насылают порчу и болезни, воруют детей из чрева, подменивают некрещеных младенцев. Бывает, просто убивают людей, топят их или «затанцовывают» до смерти. Это явно работа для ведьмака.

А каких мифологических существ вы бы включили в список?

Низшая мифология: Банник

Как мы знаем, баня играла важную роль в жизни наших предков.

В нелегком климате это было наилучшее место избавиться от усталости, а то и вовсе изгнать болезнь. В бане гадали, рожали, мылись, лечились, проводили магические ритуалы. Наши предки ценили баню, как символ чистоты физической и духовной.

Если рассматривать направления низшей мифологии, то Банника относили к низшей мифологии рода. (Также сюда относят домовых, дворовых и т. д.)

В славянской мифологии духи всегда находились подле человека и большинство представителей, живущих в близости от него, являлись либо нейтральными, либо даже полезными.

Неизменно одно, во всех сказаниях, нет существа более доброго и злобного одновременно, чем Банник.

Как мы уже поняли, баня не простое помещение. С одной стороны, это место очищения тела и души, а с другой стороны, самое «грязное» место в прямом и переносном значении. Бывало, что в лютый мороз, в северных краях, когда человек умирал, его могли подхоронить до весны пол полом бани, где земля поддавалась лопате. Кроме того, послед рожениц тоже хранили в бане.

Хозяин бани знал, что его жилище – это некая граница между чистым и нечистым.

Банник зачастую невидим и обнаруживает себя шумом, а если уж и покажется человеку, то предстает в страшном образе черного, мохнатого человека, иногда огромного роста, с длинными волосами, когтями. Либо же в образе нагого деда, покрытого листьями от веников с длинной, седой бородой.

По общерусским поверьям Банник обычно обитает под полком, либо за каменкой.

«„А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь“. — „Нет, я не боюсь и не сойду с ума“. Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полок». Быличка

Наводит он в бане порядок, моется, поддерживает хороший пар и греет баню, когда хозяин парится. Мало того, защищает он дом свой от чужих Банников, да от нечисти всякой.

«К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: „Укрой меня в ночи, пусти ночевать“. — „Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?“ — „Ну вот и спасибо“. — „Ступай с Богом“. На другое утро этот мужик и рассказывает: „Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: „Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!“ Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: „Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его“. И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: „Сними крест да хлещи его!“ Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали“»

Для того, чтобы его задобрить, приносили в баню соль и хлеб, да ставили на праздники угощения. Иногда, под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали черную курицу, а затем уходили, пятясь задом, да кланяясь. Оставляли воду, мыло и веник, иначе обидится он, кипятком брызгать будет, камни с каменки скидывать, да угару напускать. Активен ночью, днем обычно спит. Дружит с Домовым и Дворовым. (о них я расскажу вам в следующих статьях).

Но бывает не так уж и хорош, наш мифический герой.

В народе ходит немало страшных историй о том, как Банник мог наказать людей, особенно тех, кто плохо следит за баней и оставляет ее грязной. Кто моется после захода солнца, кричит или ругается в его доме.

Он может путать волосы женщинам и девушкам, да так, что спасет от распутывания только обрезание под корень. Может заклинить дверь и лить на каменку кипяток до тех пор, пока человек не упадет без памяти или не скончается от удушливого жара. Бросается горячими камнями, плещется кипятком. А если баба, например, станет в бане браниться и посылать своих детей «к черту», то Банник может содрать с нее кожу с головы до ног.

Подобную жестокость объяснить несложно. Ведь банник живет в самом нечистом и тяжелом месте.

Что касается рожениц, которых водили в баню в стародавние времена, то мог Банник и тут насолить. Губил он девицу, если ее одну оставляли или крал он младенца, заменив своим ребенком.

Поверья и придания

А в Вологодской губернии говорили, что, добывая шапку-невидимку, нужно прийти в баню во время «Христовской заутрени», когда Банник почивает. Снять с него шапку и бежать скорее в церковь. Если успеешь добежать, прежде чем Банник проснется, то шапка твоя, а ежели нет, догонит он тебя и убьет.

Объединив в себе две такие мощные силы, как вода и огонь, Банник обладает немыслимой силой, поделится с которой он мог с любым, кто его попросит.

При поиске информации я наткнулась на один интересный факт. Сейчас поведаю.

Моя бабушка всегда мне говорила : «Не ходи, внученькая, после полуночи в баню мыться. Там черти моются, вениками себя хлыстаются и тебя захлещут!»

Всегда было интересно, как это может быть связанно с Банником и вот ответ.

На мой взгляд, Банный Дедушка не настолько злой дух, насколько справедливый. А какой образ Банного духа ближе всего к Вам? Может быть в бане с Вами происходили странные вещи? Рассказывайте о них в комментариях!

Читайте также:

Волшебная Жар-птица в славянской мифологии

Дед Мороз в славянской мифологии

Мифология древних славян: Высшая. Темные Боги.

Низшая мифология: Водяной

Низшая мифология: Леший

Мифология древних славян: Высшая. Пантеон Богов

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного 🙂

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/zloy-duh-vostochnoslavyanskoy-mifologii-zhivet-v-bane/

4 самых злых демона славянской мифологии

В основе миропонимания древних славян и их отношения к окружающему миру лежало язычество. Все явления, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, и которые было трудно постичь, приписывались вмешательству сверхъестественной силы. Часто эта сила персонифицировалась: так появлялись боги, мифологические персонажи, духи, демоны.

Духи были хозяевами природных пространств, повелителями стихий. Они могли быть добрыми или злыми, нести людям пользу или вред. Добрая нечистая сила помогала в хозяйстве и оберегала, злая — мешала работать и мучила. Проделками нечисти объяснялись многие бытовые проблемы и беды повседневности — болезни, неурожаи, природные катаклизмы, голод и смерть. Ниже предлагаю ознакомиться с 4 самыми вредными и опасными, на мой взгляд, персонажами славянской мифологии.

Банник

Злой дух, обитающий, по представлениям восточных славян, в деревянных банях. Он невидим, но иногда является в виде маленького грязного длинноволосого старика, покрытого прилипшими листьями от веников. Также может показываться в женском или животном обличии.

Банник любит поприкалываться: пугать баб, брызгаться кипятком, кидаться горячими камнями, но может вести себя гораздо агрессивней. Тех, кто приходит в баню после захода солнца, банник душит или сдирает с них кожу. Считалось, что если оставить в бане младенца без присмотра, дух обязательно его подменит. Подменыш будет уродливым внешне, больным, хилым и долго не проживет. В полночь банник устраивает тусовку: приглашает попариться чертей, леших и домовых. В такое время в баню лучше не соваться, иначе — смерть.

Чтобы задобрить духа, ему оставляли теплую воду, мыло и веник. В бане дух жил постоянно. Прогнать его надолго не могли даже колдуны и знахари.

Лобаста

Самая злая и враждебная человеку русалка. Славяне представляли ее громадной, белотелой, полудохлой старухой, обитающей в реках, озерах и болотах.

Лобаста невероятно сильна. Она способна схватить человека длинными когтями, утащить в омут и защекотать до смерти своими сосками. По ночам она пробирается в людские дома и ворует нити, холсты, полотна и пищу. Никаких положительных черт у данного вида русалок нет. Её нельзя задобрить, как другую нечисть, а только убить или убежать.

Богинка

Демонический персонаж у западных славян. Богинок чаще всего представляют в виде безобразных женщин, худых, бледных, с распухшим животом, распущенными волосами и животными чертами. Ими становятся ведьмы, самоубийцы, женщины, умершие при родах или избавившиеся от плода.

Мерзкие бабы. Богинки занимаются тем, что нападают на беременных или рожениц. Плясками и пением они выманивают жертву из дома, похищают и жестоко мучают. Насылают порчу и болезни, воруют детей из чрева, подменивают некрещеных младенцев. Бывает, просто убивают людей, топят их или «затанцовывают» до смерти. Это явно работа для ведьмака.

Славяне верили, что спасти от них может либо чеснок, либо оружие. Чтобы избежать появления богинок, лучше было не упоминать дома о нечисти.

Злой дух в женском обличии, приведение, воплощение ночного кошмара, мора и смерти. Представления о происхождении и внешнем виде этого демона сильно отличаются у восточных, западных и южных славян, но общее для них одно — все боялись мару.

Мара может проникнуть в дом через любую, даже маленькую, щель. По ночам демон забирается на грудь спящих, душит и мучает, пьет их кровь, а у женщин сосет молоко. По некоторым поверьям, Мара высасывает у людей душу. Жертва приведения постепенно бледнеет, слабеет и вскоре умирает. Мара может либо уморить, либо «заморочить»- накинуть невидимую пелену на глаза человека и завести его в опасное место. Спасались от мары с помощью разнообразнейших оберегов и ритуалов.

А каких мифологических существ вы бы включили в список?

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b8e2c1b15125f00ae67b1b4/4-samyh-zlyh-demona-slavianskoi-mifologii-5d42e7a6182b5800adc1a2f9

Славянская мифология : Банник

Баня всегда имела огромное значение для славян. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. . Славяне ценили её как символ чистоты физической и духовной. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», — говорят до сих пор. И естественно такое место не могло обойтись без хозяина которого называли банником или банным духом вообще имен у него было много .

Легенд вокруг этого существа ходит немало, но одно неизменно во всех сказаниях, что нет существа более злобного и доброго одновременно, чем банник.

Видео версия статьи:

Противоречивость натуры банника сформировалась благодаря соединению разных стихий — огня, воды и духа человеческого. Баня — не простое помещение. В деревнях, в древности, в бане не только мылись, но и стирали. А в лютый мороз, в северных краях, когда умирал человек, его могли и подхоронить под полом бани, в единственном месте, где земля поддавалась лопате, до весны.

Кроме того, послед роженицы тоже хоронили в бане, считая, что в нем живет ангел –хранитель. Вот так, духи темные и светлые, силы добра и зла должны были уживаться в бане.Таким сложным заведением могло управлять только очень сложное существо. Хозяин бани знал, что его жилище, как граница между чистым и нечистым, между душой человека и зловредными духами природы.Баня помогала не только смыть грязь и усталость, но и исцелить душу и тело.

Банник — обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под полком; обычно невидим. Людям показывается чаще всего в виде старика с радужными (разноцветными) глазами, покрытого листьями от веников и с длинной бородой. Может принимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий.

Банник живёт в бане, моется там и наводит порядок. Он поддерживает хороший пар и греет баню, когда парятся хозяева. Ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет кипятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с Домовым и Дворовым, с домашними кошками (а собак не очень привечает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения.

Основная задача банника — охранять свой дом, не пропускать в него злобных для человека духов. Наш мифический герой хоть и привязан к человеку, стремится быть для него полезным, но может и напугать не на шутку

В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «Домовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и защищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он может защитить от демонических существ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано¬вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к другим.На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее». При входе в баню мужчина должен переступать порог правой ногой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Банный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке»

Если человеку нужно было душу очистить, то в баню ходили с полынным веником, парились и просили хозяина бани прогнать нечисть из души.Если нужно было вылечить спину, да ноющие косточки, в баню приходили с таким угощением: молоко, мед и хлеб. Клали в уголок угощение и просили банника отведать его без брезгливости. Потом ложились на живот и просили спину полечить, кости укрепить. Только потом начинали париться и мыться. Каждый раз, уходя из бани, надо анчутку благодарить — оставлять ведро с водой, свежий веник и кусок мыла. Пусть и он после вас попарится. По поверьям и преданиям просили банника и о богатстве. Заговаривали в бане неразменную монету. Но не всегда человек получал желаемого роста дохода, и все потому, что банник решал, когда человек готов стать богатым. Объединив в себе две мощнейшие и даже злобные стихии — огонь и воду, банник обладал недюжинной силой, поделиться которой он может с любым, если его об этом попросить. Можно попросить силы не только физической, но и душевной.

Интересно еще и то что есть совершенно противоположная точка зрения по поводу бани и банника . Согласно им баня издревле считается нечистым местом и в ней надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, — нельзя. А банник по этим повериям представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким.Он буквально кидался на человека, бросался горячими камнями, плескался кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя покидать одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно скорее бежать прочь. Если баба в бане станет браниться и посылать своих детей к черту, баенник может содрать с нее кожу с головы до ног.

Образ коварного, обитающего у печки-каменки банника, пожалуй, ближе всего к персонификации жара, морока, душащего человека, жгущего его, к персонификации подстерегающих в бане опасностей.

А какой банный дух ближе вам ? Как вы считаете банник – злобной дух или дух защитник ?

Источник статьи: http://seventopblog.wordpress.com/2017/07/03/%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA/

Оцените статью
Про баню