Злой дух живет в бане или поле

Банник и обдериха: мистические хозяева бани.

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными…

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными существами таинственного мира нечистой силы выступают «домашние» духи — домовой да банник.

мистические существа и древние суеверия

Традиции живущих рядом с людьми «духов» уходят глубоко в историю человечества, превращаясь в легенды о мистических существах с упоминанием нечистой силы. Издревле известны рассказы наших предков, что повсюду живут духи, в доме – домовой, в лесу – леший, на болоте – кикимора, а в бане – банник, или банная бабушка, анчутка.

Баня считалась нечистым местом с грязной водой, потому-то после баньки рекомендовалось ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в реке либо же поваляться в снегу, чтобы очиститься. А нечистым местом баня считалась по причине отсутствия в ней икон, следственно люди не были защищены от нечисти божьим словом.

Трудно представить как все это было устроено в старину, но в бане проводились ритуальные поминовения упырей и навий. Впрочем, в бане проходили и святочные гадания — девушки и молодые женщины снимали с себя нательные крестики и обращались за помощью к нечистой силе.

Да, как ни удивительно, но Банник — достаточно зловещая фигура, — частый участник девичьих гаданий на святки. В полночь подружки собираются у открытой двери бани, ну а старичок ясное дело уже ждёт, чтобы вершить предсказание: потрогает молодуху мохнатой рукой — жди дивчина богатого жениха, ощупает голой — знать жених будет из бедных. Ну а рукой мокрой огладил — пьяницей окажется женишок.

Читайте также:  Фито баня на целебных травах от русское поле

Банник и обдериха — реальные хозяева бани.

Незримым «Хозяином» бани с давних пор считался банник. Говорят, что это маленькое существо, живущее за печкой, пугающее людей в образе старика с зеленой бородой обладало недюжинной силищей. Нередко озорное существо пугало людей громкими стуками в стену, а могло и кипятком ошпарить.

Сквернословить и громко разговаривать в бане, либо мыться в праздники и поздно вечером, — явно обозлить нечистую силу! Мыться полагалось в три захода, четвёртый обязательно оставляя баннику, пока печка ещё не остыла. Кто нарушал неписанные правила, того банник наказывал крайне строго, а то обозленный неуважением мог и вовсе запарить виновника до смерти.

Чтобы задобрить обидчивого духа, сыпали крупную соль на каменку. Зеленобородого старичка угощали ржаным хлебом со щепоткой соли, оставляя хлеб в предбаннике. Кстати, в старину порог бани переступали с приветственным словом, а выходили, оставив теплую воду, веник и мыло с той целью, чтобы банник мог с удовольствием помыться.

Обдериха — лохматая и страшная старуха, лишь одним видом вгоняющая людей в ступор ужаса. Живёт демоническая хозяйка бани под полоком, нередко оборачиваясь знакомой девушкой. Заманив обманутого простачка в баню, она запросто могла упарить того до смерти. Говорят, что зловредная старушка показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.

В одной из старых историй мистического толка, обдериха однажды спасла девушку о верной погибели. Очень в давние времена это было, когда молодые девушки возвращаясь с лесного сбора ягод миновали погост. Вдруг увидели — кости белеют. Озорная дивчина возьми да скажи: Кости-кости, заходите к нам в гости!

Вечер уже наступил, когда в хату где юные девушки вышивали парни незнакомые пришли. Веселые, пряниками угощают да с девками заигрывают. Одна из них под иконы отошла да увидела — зубы то у парней железные, а в сапогах кости бултыхаются. Она и говорит:

— Девушки, я до ветра пойду. А ряженные скелеты проходу ей не дают, от дверей в запять отворачивают.
— Хоть косу дверьми прищемите, да выпустите. Они ей косу то дверьми и прищемили, а дивчина косу срезала да вон из хаты кинулась. А скелеты не отстают, вот уж догоняют озлобленные. Заскочила дивчина в баню, да взмолилась нечистой силе — обдериха-матушка, спрячь меня, помоги!

Услыхала Обдериха слезы девичьи — паром жарким баню наполнила, да девушку им как в тумане укрыла. Забежали парни не парни, а скелеты злобные — да пусто в бане, нет никого! Тут и петух на подмогу запел, утро возвестил, скелеты на кости и рассыпались.

Быль то иль сказка мало кто теперь скажет, но одно очевидно, не хочешь стать жертвой мистических хозяев бани — соблюдай простые традиции, о чем не раз сообщали знающие истину люди. А между тем правила как гласят легенды взаправду нехитры: в баню вовремя ходить, да не мыться в одиночку в полуночное время. Входи благословясь, да обязательно испросив разрешения у хозяев бани — вот и будет в таком случае все в порядке.

Источник статьи: http://holmtain.ru/bannik-i-obderiha-misticheskie-hozyaeva-bani.html

Боги Славян

Добрый день!

Банник и банные духи.

БАННИК – Главный банный дух и полноправный ее хозяин.

ДРУГИЕ ИМЕНА: в Белоруссии банника называли ЛАЗНИК.

ВНЕШНИЙ ВИД: Свидетельства о внешнем виде банника разрозненны и противоречивы. Большинство людей, контактировавших с банником или пострадавших от него, самого банника не видели. а чаще только слышали или испытывали на себе результаты его деятельности. Но выслушам много людей, можно представить, что в ыглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.

Несмотря на свой маленький размер, дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане.

Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком.

Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани.

Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

ОБЯЗАННОСТИ: У Банника есть и свои «обязанности» — он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой — тогда бедный.

КАК СОСУЩЕСТВОВАТЬ? Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь Домового «Батюшка, выручи. ». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.

Взмыленный банный анчутка

БАННЫЕ АНЧУТКИ. Анчуткой на Руси называли мелкого, проказливого беса. Есть две его разновидности – достаточно мирный полевой и злой-презлой банный.

Для анчутки из бани характерна способность к оборотничеству.

Часто они пугают, тех, кто припозднился с мытьем, разными потусторонними звуками. В особенности любят пугать молодых девушек.

Банникам эти анчутки приходятся родными детьми, рожденными от союза с кикиморами.

Банника в женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА).

Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника.

Если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне (женщина широкой души — стукнет, так стукнет).

Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие, оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

ШИШИГА, работа Ирины Захаровой

ШИШИГА — Другой вариант женщины-банника. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти.

Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы. Шишиг бывает много — и лесные, и домашние, и водные.

Водная шишига — она вообще в камышах живет, и зазевавщихся туда же утащить хочет. А та, что в бане живет, та тепло любит, и из бани уходить не собирается. Вот и приходиться ей терпеть род людской, но характер ее противненький нет-нет да и проявится: Сотворит Шишига какую-нибудь гадость мелкую.

БАННЫЕ ДУХИ И НОВОРОЖДЕННЫЕ: Каким бы скверным и злым не был банник и прочие банные нечистивцы, к одному типу людей они всегда относятся благосклонно. Речь идет о роженицах. Издавна на Руси женщины рожали в банях, а также оставались там с грудными младенцами еще некоторое время. Банные духи их не трогали и всячески оберегали.

ВАННЫЙ, мастер KatrineDo

В современных условиях (в квартирах) этот дух претерпел метаморфозы и обрел более отчужденный, а порой и более вредоносный характер. Зовется в таких местах он ВАННЫМ.

Может напугать отражением в зеркалах, откуда будет пялиться глазами на выкате.

Но по-прежнему его можно узнать по всклоченной бороде и потрепанным волосам.

И уж если прогневаете ванного нечистотой помещения и грязным бельем, то ждать тогда засора и прорвавшихся канализационных труб со всеми вытекающими (как в переносном смысле, так и в самом прямом).

САУННЫЙ.

Это тоже переквалифицировавшийся банник.

Чуть-чуть подобрел, чуть-чуть помягчел. Но если уж сильно расслабишься — запарит, не задумываясь.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

О строительстве дополнительных бань уже подумывали — больше трех заходов не сделаешь, всем известно, что четвертый пар — для банника, вот и теснились. Е.Красницкий и др, Женское оружие

В этот раз Банник ничем нас не обидел. Не обварил, не напугал. Мы оставили ему доброго пару, свежий веничек и лохань чистой воды. Я свела Велету наверх, уложила, блаженную и разомлевшую, и пошла в дружинную избу чесать волосы перед огнём. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

НА КАРТИНАХ. Банник есть на картинах В.Королькова, Н.Антиповой и В.Аржавитина.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ. Есть Банник, Банница (и даже банная Анчутка!) в игре «Домовята». Уточнее: все они в игре живут в сауне.

(55)Подборка выполнена специально для сайта

Источник статьи: http://bogislavyan.ru/bannik-i-bannyie-duhi/

Банник — Банный домовой

Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?

В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.

Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.

Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.

Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.

Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.

На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).

Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.

Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_bannyj_domovoj/2011-10-31-3925

Оцените статью
Про баню