Банные обычаи на Ивана Купала
С 6 на 7 июля все славянские народы исстари отмечали праздник Ивана Купала. Поляки зовут это время Соботками, литовцы – Ладо, а в Украине — Купайло. 6 июля Аграфена Купальница и 7 июля Иванов день праздновались непрерывно, так как обряды были схожи и связаны с огнем и водой. На Аграфену собирали все свои силы у воды, обязательно мылись в банях дома. А на Ивана Купала очищались купальским огнем.
Связь образа бани и мифологического смысла Иванова Дня
Баня всегда осознавалась людьми, как исцеляющее, очищающее тело и душу пространство. Этот небольшой уголок смывал все грехи, парил больные кости и омывал свежей проточной водой в закрепление нового здорового духа в теле.
Праздник же Ивана Купала приходился всегда на день летнего солнцестояния и считался куполом лета. Солнце было в самом разгаре и отдавало земле и ее жителям все свои силы. А вода проточных вод, рек и ручьев гармонизировала полученную жизненную энергию солнца. В переносном смысле на Ивана Купала вся земля становилась мифической баней. Все силы природы были на самом пике и правильное их использование могло подарить просителю необыкновенные дары и способности.
Ночью же, когда солнце заходило, разжигали жаркие костры и прыгали через них по несколько раз. А после, «напарившись» таким образом, бежали к реке купаться – восстанавливать гармонию сил природы. В купальском костре сжигали сорочки с больных, чтоб хворь ушла безвозвратно, прогоняли через костер домашний скот, надеясь защитить его от мора.
Считалось, что баня – обиталище нечистой силы и своеобразный портал или место перехода из одного мира в другой. Также и на Иванов день вся нечисть спокойно разгуливала по миру, предлагая выпившим простакам продать душу за мнимые блага.
Банные обычаи на Иванов День
Так как трава была в самом соку в середине лета, то было принято, полезно и правильно заготавливать целебные травы на весь год. Обязательно травы при сборе заговаривали, так как заговор на Ивана Купала был действенен практически на все: и на любовь, и на деньги, и на здоровье и удачу в делах.
Собирали плакун-траву, которая прогоняла злых духов, пастушью сумку от кровотечений, крапивой лечили ревматизм, а багульник и мать-и-мачеха помогали от простуды.
Как и травы, в самом соку были деревья. Многие любители бани считали обязательным в этот день заготовить целебные венички на весь будущий банный год.
Целебные отвары и чаи из лечебных травок и купальские венички найдут для вас бани и сауны Санкт-Петербурга .
День Ивана Купала с древних времен по традициям предков, считается поистине волшебным праздником. Он для многих связан с радостью, магией, замужеством и очищением. Знали про него не только в деревнях да селах, но и в городах. К этому дню молодежь тщательно готовилась, а люди знали много примет и обрядов. Давайте и мы познакомимся с обрядами наших славных предков.
В день Ивана Купалы вода обретает свойство очищать: если умыться – пройдут прыщики, а окропив дом – можно избивать себя от «мелких домашних животных» – клопов и тараканов.
В самую полночь разводят костер, чтобы отпугнуть нечистую силу и дать очищение себе самому. Так же были традиционными – прыжки через костер, считалось что тот, кто выше да лучше прыгнет, того ждет счастье. Таким же образом оберегали скот от вымирания, просто переводя его через костер. Часто матери маленьких детей сжигали их одежду, в которой болели детки, чтобы болезнь ушла в самое пекло!
Непременным атрибутом на головах у девушек были венки, которые они сами плели себе. Использовали при этом богородицкую траву, медвежье ухо и лопух. Такие венки опускали вместе с зажженной свечой в оду, тем самым гадая. Утонувший венок значил, что девушке в этом году не суждено выйти замуж, а если есть парень – утонувший венок значил нелюбовь жениха. Причаливший к берегу венок, знаменовал год без свадьбы для девушки. А самыми счастливыми были те девушки, чьи венки дальше всех проплыли, а свеча дольше горела у девушек, с большой продолжительностью жизни!
В день Ивана Купалы пробуждались все темные силы, люди отгоняли их, положенной на подоконник крапивою.
Ночью на Ивана собирали масло на муравьиных кучах, которое в последующем помогало от многих хворей.
Часто присутствовали и магические приметы: собирали цветки Ивана-да-Марьи Ивановской ночью, и укладывали их в каждый угол дома, чтобы защитить от воров. Получалось это следующим образом: когда в доме было пусто — цветки разговаривали и создавали присутствие людей внутри.
Также полночью собирали закрытыми глазами цветы, подкладывали под подушку и засыпали. Гадание откладывалось на утро, — когда смотрели — какое разнотравье удалось собрать. Свадьбу знаменовали двенадцать разных трав.
Перед сном собирали подорожник или трипутник, подкладывали под подушку и говорили: «Трипутник-трипутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если успеть до восхода солнца на Ивана Купала и пронести через стадо медвежью голову, а затем закопать ее посреди двора, считалось, что весь год стадо будет стабильным численно.
Непременно нужно было в этот день сходить в баню. Париться нужно было березовым веником, с цветками Ивана-да-Марьи и папоротником, либо разнотравным веником. Траву для такого веника собирали накануне, свежую. Такими вениками сохраняли и приумножали свое здоровье. Нужно было хорошенечко попариться таким веничком! А чтобы и погадать успеть, нужно выйти из бани во двор и кинуть веник за спину – в какую сторону упадет – с той стороны жених придет, и туда девка уедет жить.
Источник статьи: http://www.dedilya.ru/topic_sauna/istorija-bani/bannye-obychai-na-ivana-kupala/
Иван да марья и веник для бани
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Источник статьи: http://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/
Иван да марья – цветок легенда и целитель
Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:
- двуцветник,
- иванец,
- брат с сестрой,
- медунка,
- липняк,
- золотушная трава,
- желтушка,
- иванова или меткая трава.
Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.
Иван да Марья
Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.
Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.
Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.
Название
Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.
Melampyrum nemorosum
Описание
Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.
Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.
Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.
Марьянник дубравный
Особенности растения
Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.
Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.
Муравьи разносят семена
Марьянник дубравный считается полупаразитом. Его корневая система образует присоски, которые крепятся к корневищам соседних растений и подпитываются их соком. Успешно паразитирует на ели, орешнике, иве, ольхе, медунице и пастушьей сумке. Когда питающее растение ослабляется, то гибнет вместе с ним.
Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.
Распространенные виды
В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:
- марьянник дубравный
- марьянник полевой
- луговой
- лесной
- марьянник разрезной
Полезные свойства
Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.
Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.
Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.
Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.
Домашний цветок Иван да Марья
Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.
Луговой
Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.
Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.
Выращивание в саду
При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.
Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.
Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.
Выращивание марьянника дубравного на садовых участках не получило распространения по той причине, что растение полупаразит. Иногда его высаживают в садах в натуральном стиле в качестве бордюрного растения либо оформляют композиции с камнями и декоративными корягами в сочетании с небольшими растениями.
Посмотрите также видео по теме:
Источник статьи: http://rasteniyadom.ru/polevye-rasteniya/ivan-da-marya.html