Игорь петрухин медвежья баня

Атлет и дрессировщик Игорь Петрухин

Уже два года на манежах нашей страны идет пантомима-феерия «Руслан и Людмила». Недавно с ней познакомились москвичи. В сюжетную канву представления, поставленного по сказке А. С. Пушкина, удачно вкраплены дивертисментные номера, не нарушающие его общего плавного хода. В двух таких номерах занят один артист — атлет и дрессировщик ИГОРЬ ПЕТРУХИН. О нем наш рассказ.

Огромный зал Лужников гудел. Уже больше трех часов шли здесь первые в стране соревнования по атлетической гимнастике, и зрители основательно утомились. Хотя устать должны были участники: соревнования состояли из двух частей, в первой — атлеты показывали свои волевые качества, а во второй — пропорциональность сложения. Авторитетное жюри подсчитало количество баллов, набранных атлетами, и судья-информатор объявил: «Первое место в многоборье занял техник Игорь Петрухин. Ему присуждается приз газеты «Московский комсомолец». Это был первый чемпионский титул Петрухина, завоеванный в столь представительном соревновании, на главном стадионе страны.

Атлетической гимнастикой Игорь начал заниматься в техникуме, уже имея к тому времени первый разряд по боксу. Занятия атлетизмом требуют полной самоотдачи. Кому угодно наскучит повторять одни и те же упражнения — именно так проходят тренировки атлетов, которых кто-то назвал «людьми, чья жизнь проходит под железной гром». Но однообразие не пугало Петрухина, стремившегося к четкой цели — добиться гармонии тела. Одновременно с силой рос и характер, словом, «канаты ринга» и «железо» выковали отличного спортсмена. После окончания техникума Петрухин становится студентом Московского института физической культуры. Может статься, из него получился бы неплохой тренер или хороший преподаватель физкультуры, но случилось иначе.

Читайте также:  Обустройство санузла в бане

Дорога в цирк началась, как ни странно, с популярного детского киножурнала «Хочу все знать». Снимался эпизод, в котором силач бил молотом по шару, — был раньше такой ярмарочный аттракцион. Петрухин, случайно оказавшийся поблизости, взял в руки молот и. силомер был окончательно испорчен — шар с такой силой взлетел вверх, что выбил планку-ограничитель. Киношники подивились. Рядом же случайно очутился человек, друживший с цирковыми артистами. Он-то и привел Игоря в цирк. Здесь Петрухин познакомился с руководителем аттракциона «Акробаты-прыгуны с подкидными досками» народным артистом РСФСР Владимиром Довейко. Так студент института физкультуры стал «нижним».

Началась работа, как всегда, поначалу трудная. Однако Петрухин привык к систематическим тренировкам. В то время Довейко подготовил свои знаменитые прыжки на ходулях, Петрухин исполнял в них роль пассировщика. Он стоял в колонне, отбивая доску. Страховал четыре с половиной года. Стал за это время настоящим артистом. Но с опытом пришло сомнение: неужели «нижний» — это все, на что он способен?

Петрухин уходит из аттракциона Довейко, решает стать крафт-жонглером. Но одного желания оказалось мало, самостоятельный номер — дело серьезное, требующее длительной подготовки, знаний. Петрухин стал ассистентом в «Медвежьем цирке» Филатова и одновременно начал готовить свой номер «Силовой жонглер».

Учеба у большого мастера — хорошая школа. Работая в аттракционе Филатова, Игорь получил навыки работы с хищниками. Но главное — поверил в себя, в свои силы. Он заканчивает второй институт, на этот раз получив диплом режиссера массовых праздников и представлений.

Работа в цирке требует постоянных поисков новых сюжетов, приемов, изобразительных средств. Первые шаги Петрухина в дрессуре повторяли то, что уже было сделано Валентином Ивановичем Филатовым. А ему хотелось создать собственный оригинальный номер.

Читайте также:  Что такое быстросборные бани

Идею «Медвежьей бани», с которой сейчас выступает артист, подал коверный Анатолий Смыков. Но от идеи до цельного выстроенного номера было еще далеко. В процессе репетиций рождались интересные мизансцены, новые трюки. Много хлопот доставляли медвежата, которых нужно было приучить самостоятельно, без понуканий и подкормки работать на манеже.

Есть ли такой инструмент, что измерит нервные и физические затраты дрессировщика во время репетиций? Нет такого инструмента, и только мнение зрителей, увидевших итог работы — готовый номер, ответит на вопрос, с какой мерой отдачи работал дрессировщик.

Первый же спектакль показал, что работа не прошла даром. Сюжет «Медвежьей бани» таков: артист решает попариться в бане и неожиданно встречает там медведя. Сначала дрессировщик парит косолапого, потом тот берет в руки веник и охаживает им человека. Затем медведи носят воду, катаются с горки, танцуют, кланяются. Кажется ничего заковыристого в этих трюках нет — но в деталях, в целом же номер самобытен и развлекателен. Он идет в хорошем темпе, без тягостных пауз и задержек. Движения дрессировщика точны и выразительны. «Медвежья баня» длится всего несколько минут, но за ними пять лет кропотливой работы. Представьте — несколько минут и пять лет!

Второй номер И. Петрухина называется «Кузнецы». При появлении на манеже Игоря Петрухина и его партнера Бориса Чеглецова зал оживляется. Силачи всегда были любимцами публики, да и можно ли представить русский цирк без атлетов и борцов? Привязанность к этому жанру осталась и поныне.

Атлеты жонглируют шестикилограммовыми шарами, потом переходят на двухпудовые гири. Их «всего» три у каждого — матово-чугунных, даже на вид тяжелых. Нажонглировавшись вволю, атлеты начинают ими перекидываться.

Было такое стародавнее развлечение силачей — разгибание подков. Почему именно подков? Да потому, что они всегда были под рукой. Теперь подкову редко увидишь, из-за этого, наверно, их никто и не разгибает, а найдя, сразу же приколачивают к двери: на счастье. А вот у Петрухина подков много — целый ящик, Поэтому он каждый вечер разгибает их по штуке. Концовка номера заставляет зал тревожно ахнуть: Игорь Петрухин ловит на шею металлические шары, подбрасываемые партнером.

. Рассказ об атлете и дрессировщике Игоре Петрухине еще не закончен. Мы остановились лишь на «первых главах» биографии артиста. Хочется верить — следующие страницы его жизни будут еще интереснее. Сегодняшняя работа на манеже подтверждает это.

Источник статьи: http://www.ruscircus.ru/atlet_i_dressirovwik_igor_petruhin_825

Игорь петрухин медвежья баня

«Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле.

Всесильная Судьба распределяет роли…», — сказал когда-то поэт.

Игорь Петрухин, видимо, заслужил особую благосклонность судьбы, потому что всякий раз, когда он оказывался на распутье, она подсказывала ему, по какому пути и в какой роли — спортсмена, артиста цирка или телекомментатора — он должен пройти до следующего перекрестка. Наверно, поэтому он и говорит, что в его жизни — несмотря на множество счастливых случаев — не было ничего случайного…

Выросший в одном из криминогенных районов послевоенной Москвы Игорь Петрухин чувствовал себя там как рыба в воде. В 15 лет он был горд тем, что знаком с местными бандитами, в которых видел чуть ли не героев. Когда Петрухин вспоминал об этом, мне казалось, что он — парень с нашего двора, с которым я встретился спустя несколько десятилетий… В нашем дворе, много-много лет назад, тоже был свой герой-уголовник по имени Ледик, которым мы восхищались. Он носил спортивный костюм («олимпийку», как тогда говорили) и обладал чудовищной силой, хотя никогда не занимался никаким спортом. Когда же попал в лагерь, то прислал матери письмо, которое та, стоя на ступеньках нашего дома, со слезами на глазах вслух читала соседям: «Мама, не нервничай. Кормят здесь хорошо, а здоров я, как бык». То, что Ледик, как мог, старался утешить ее, всем очень нравилось. Некоторые мамаши даже приводили Ледика в пример своим детям….

Услышав эту историю, Игорь Филиппович тут же вспомнил о своей матери:

— Я безумно ее любил и безумно боялся, так как она была для меня воплощением справедливости, — сказал он. — Мама работала вышивальщицей в ателье и жила в постоянном страхе, что я попаду в какую-нибудь криминальную историю. А вот отца я почти не помню. Он был военным, часто ездил по командировкам и редко бывал дома. У отца был рак, и он рано умер…

Жили Петрухины недалеко от метро «Бауманская» в старом трехэтажном доме c подпорками, не дававшими ему развалиться. Там, на чердаке, у них была комната в коммуналке, в которой обитали еще три семьи. Впрочем, в условиях существования маленького Игоря были и свои плюсы.

— Наш дом, — рассказывает Петрухин, — находился между двумя спортивными комплексами — «Трудовые резервы» и «Спартак», — где тренировались великие бойцы Борис Лагутин и Станислав Степашкин, которые стали потом олимпийскими чемпионами, и Сергей Сивко, будущий финалист Римской олимпиады. Степашкин, кстати сказать, жил через двор от нас… А рядом с «нашим» метро был огромный фотосалон, витрину которого украшали не портреты необычайно популярных в те времена киноактеров Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова, а огромные фотографии наших великих боксеров. Мы все тогда жаждали походить на знаменитого средневеса Евгения Феофанова; я на всю жизнь запомнил его мужественное лицо, американский пробор и особую, только ему присущую осанку…

Неудивительно поэтому, что в девять лет Игорь пришел в секцию бокса. Прозанимался там три с половиной года, а потом увлекся борьбой и почти в то же время начал «качаться». Произошло это вроде бы случайно:

— Под нами — на третьем этаже — жил слесарь, — рассказывает Петрухин. — Он взял металлические болванки, соединил их тонким прутом, и получились гантели. Сколько они весили, не знаю. Мне тогда было лет 12-13…

— А учиться-то вы успевали?

— Да. Мама (она мечтала, чтобы я стал инженером) уговорила меня сдать экзамены в радиоприборостроительный техникум. Ради этого она продала свое габардиновое пальто — страшно дефицитную по тем временам вещь — и наняла мне репетитора. Я поступил, но учиться там мне не хотелось…

После техникума я попал на военный завод, где должен был отработать три года. Однако начальник цеха, где я работал, сразу понял, что толку от такого техника, как я, нет и не будет, и по первой же моей просьбе отпустил меня. Проработал я там месяца четыре. Получал 75 рублей. На обед тратил рубль; на дорогу — на автобус и на трамвай — 16 копеек в день…

Сегодня никто не сомневается, что Игорь Петрухин был рожден для бодибилдинга и потому не мог не прийти в этот вид спорта (в СССР он чаще всего именовался культуризмом или атлетической гимнастикой), однако произошло это опять-таки вроде бы по чистой случайности.

— Однажды — мне тогда было лет 17 — я встретил приятеля, который сказал мне, что в Лужниках открывается секция культуризма, — рассказывает Игорь Филиппович, — Не поняв, что это такое, я подумал, что речь идет о каком-то туризме…

Новая секция размещалась в Лужниках в так называемых грелках (в них после занятий на открытом воздухе отогревались конькобежцы) под Большой спортивной ареной. Их и переоборудовали в залы для занятий атлетизмом. Плата за месяц составляла 4 рубля 10 копеек. Чтобы записаться в группу, надо было выстоять огромную очередь…

Занимаясь под руководством одержимых своим делом первооткрывателей нового вида спорта, Игорь Петрухин не жалел себя, чтобы достичь совершенства. В 1966 он стал первым чемпионом СССР по бодибилдингу, а затем победил на турнирах в Латвии, в Белоруссии и в Прибалтике. Судьба же тем временем уже готовила ему новую роль, привычно подталкивая его к ней с помощью счастливых случайностей…

Однажды в Лужники приехала съемочная группа киножурнала «Хочу все знать»: этот журнал показывали в кинотеатрах перед каждым сеансом. По замыслу киношников, очередной выпуск журнала должен был начинаться с заставки, в которой атлет-богатырь бьет молотом по огромному шару. И именно такого атлета они и увидели в Петрухине.

— Когда этот киножурнал вышел на экраны, — вспоминает Игорь Филиппович, — я стал то и дело ходить в кинотеатр «Третий Интернационал» (сейчас его уже нет). И его директриса обратила внимание на то, что в ее кинотеатр часто приходит огромный и очень важный молодой балбес. «Так это вас показывают у нас в кино?» — как-то спросила она меня. Я с гордостью подтвердил, что это я и есть. После этого стал приводить туда своих друзей, меня же моя новая знакомая пускала в кинотеатр бесплатно, да еще угощала чаем. А спустя какое-то время сказала мне: «Моя сестра работает в цирке. Я хочу познакомить тебя с ней и с ее мужем».

Вот так судьба свела Игоря Петрухина, который никогда не бывал в цирке, со знаменитым цирковым артистом Владимиром Довейко, уникальным акробатом, героем Великой Отечественной войны. Когда немцы напали на СССР, Владимир Довейко, оставив цирк, поступил в летное училище и, окончив его, стал командиром дальнего бомбардировщика. За свои подвиги он не только был награжден боевыми орденами, но и получил личную благодарность Верховного Главнокомандующего. После войны Владимир Довейко вернулся на манеж и завоевал высшие награды на международных цирковых фестивалях в Монте-Карло и Будапеште…

Довейко недолго приглядывался к Игорю. Привыкнув доверять своей интуиции, он почти сразу же пригласил его к себе. «Но что я буду у вас делать? — изумился тот. — Я ведь не знаю акробатики…». — «Я тебя научу». — «И у меня будет зарплата?» — «Да. 170 рублей плюс суточные. И зарубежные поездки».

— Для Довейко весь мир был открыт, — говорит Игорь Филиппович, — за рубежом он выступал чаще, чем в России. Как я мог от этого отказаться? Я согласился, хотя и не понимал, за что берусь…

Акробатическая труппа Довейко была лучшей в мире. Владимир Довейко разработал целый ряд сверхсложных трюков, которые могли исполнить только он и его ученики. Петрухин же, только проработав у Довейко два года, почувствовал, что наконец-то приблизился по уровню мастерства к своим партнерам. Казалось бы, цель была достигнута. Он стал полноправным членом знаменитой труппы, однако это не могло удовлетворить Игоря Петрухина, который когда-то рос рядом с чемпионами, а потом и сам завоевал чемпионское звание. Он должен был стать первым, а для этого надо было пробиться на арену с сольным номером…

Уйдя от Довейко, он только через полгода снова вышел на арену. Номер «Гладиаторы», который Игорь подготовил со своим партнером, представлял собой цирковую вариацию на тему балета «Спартак». Силовые трюки с тяжеленными гирями и шарами были органично вписаны в ее хореографию, подсказанную мелодиями Хачатуряна…

Вскоре Игорь Петрухин женился на дочери известного дрессировщика медведей Валентина Филатова, и тот, как это обычно бывает в цирке, сказал ему: «Ты тоже будешь дрессировщиком…» И Петрухин, пройдя курс дрессуры у Филатова, стал выступать сначала с медведями, а потом — со змеями….

От одной цирковой работы он без особых усилий переходил к другой, а в начале 80-х он, словно предвидя, как сложится его жизнь спустя два десятилетия, когда он создаст телеканал «Боец», увлекся боевыми искусствами. Постичь их тайны ему помогали цирковые артисты Мухтарбек Кантемиров и его племянник мастер спорта Олег Кантемиров…

У Игоря Петрухина все получалось: он жонглировал, выступал с медведями и змеями и часто выезжал за рубеж. Однако это, как, видимо, посчитали высшие силы, уводило его от того продолжения судьбы, которое было ему предназначено. И тогда, решив вернуть его на путь истинный, они заставили Игоря развестись с женой. Кара за это последовала незамедлительно: Петрухин лишился зарплаты, зарубежных поездок и белого «мерседеса», который подарил ему тесть.…

В его карьере наступила пауза… Но через два года Петрухин вновь заявил о себе как о силовом жонглере. А затем, создав номер «Медвежья баня», развеселивший десятки тысяч зрителей и в России, и за границей, распростился под их смех со своими печальными воспоминаниями… …

— Начинался этот номер с того, — рассказывает Игорь Филиппович, — что я выходил на арену и садился на лавку; в этот момент появлялся медведь, который, примостившись на лавке с другой стороны, начинал зеркально копировать мои движения. Потом, взяв веник в лапы, он «парил» меня, а затем я принимался его ублажать…

В течение нескольких лет Петрухин жил в Латинской Америке, а когда в 1989 году возвратился в Россию, тут же получил новое предложение отправиться за рубеж: «солнечный клоун» Олег Попов пригласил его на две недели съездить вместе с ним в Германию.

— Поехали мы на две недели, а получилось так, что я остался там на семь лет, а Олег — на всю жизнь, — говорит Игорь Филиппович — Мы выступали не только в Германии, но и во Франции, в Австрии и в Голландии…

— И все же вы вернулись в Россию. Почему?

— В России людям не хватало колбасы, а мы в Германии испытывали острый дефицит нормального человеческого общения. Я, конечно же, понимал, что в России у меня, вероятнее всего, не будет ни работы, ни зарплаты, но это не могло меня остановить…

Возвратившись в Москву, Петрухин в тот же день уволился из цирка, так как работы для него не было. Деньги быстро таяли, и его положение становилось отчаянным. Но Петрухина вновь выручил счастливый случай: одна старая знакомая пригласила его вести вместе с ней на ТВ программу о спорте, моде и правильном питании. А вслед за этим последовала целая цепочка счастливых случайностей, которая вновь привела его к успеху.

— Однажды в зале, где я тренировался, — вспоминает Игорь Филиппович, — ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет снять обо мне сюжет для НТВ, поскольку у меня, дескать, очень смешная жизнь. Я не возражал. Когда же передача «Такова спортивная жизнь» прошла по телевидению, мне предложили стать штатным сотрудником спортивного канала НТВ+. Я согласился, хотя мало что умел. Правда, в свое время я заочно окончил московский Институт физкультуры и ленинградский Институт театра, музыки и кинематографии и потому верил, что справлюсь со своими обязанностями.

— И у вас сразу все получилось?

— Нет, конечно. Когда я делал свой первый сюжет, то не умел ни писать текст, ни монтировать. И это, естественно, вызывало смех у людей, которые были в моем подчинении. «Ребята, — сказал я им, — если через два года я ничему не научусь, я уйду». А через два года, на 33-й «Олимпии» в Лос-Анджелесе, я был награжден Золотой медалью за вклад в развитие бодибилдинга, а затем стал обладателем спортивного «Оскара», премии Международной ассоциации ветеранов спорта. (В России такой «Оскар» был только у легендарного борца Ивана Ярыгина). В церемонии награждения, кстати сказать, участвовал Арнольд Шварценеггер…

Спортивного «Оскара» я был удостоен за популяризацию спорта. А это означало, что я научился как следует делать свое дело. И это не осталось незамеченным: я стал руководителем всего подразделения единоборств, бодибилдинга и пауэрлифтинга на канале НТВ+, а через несколько лет начал подумывать о том, чтобы создать свой собственный канал, посвященный единоборствам и боевым искусствам. И в 2005 году мне удалось осуществить свою мечту: мы открыли канал «Боец», я стал его президентом и председателем Совета директоров.

— Судя по вашему внешнему виду, вы по-прежнему тренируетесь…

— Стараюсь заниматься не меньше четырех раз в неделю.

— И встаете, говорят, в пять утра…

— Иначе мне не хватит времени. Я ведь снова женился, и моей дочке уже одиннадцать лет. Утром отвожу ее в школу, потом еду на тренировку, а затем — на работу.

— Но раз вы по-прежнему в боевой форме, то, может быть, в ближайшем будущем вновь выступите в какой-нибудь новой роли?

— Бог его знает, — говорит он. — Но это не исключено, мне ведь всего шестьдесят пять…

Если вы хотите узнать, как следует дозировать нагрузки при занятиях тем или иным видом атлетизма; если у вас возникают какие-либо вопросы, связанные с особенностями тренировок в том или ином виде единоборств и образом жизни спортсмена-бойца, то вы можете спросить об этом Игоря Филипповича Петрухина, и он обязательно ответит вам на страницах нашего журнала.

Источник статьи: http://fis1922.ru/arkhiv/2010-g/5/438-andrej-batashev-stil-zhizni-schastlivyj-sluchaj-kak-znak-sudby.html

Оцените статью
Про баню