Из чего на руси бани рубили

Русские бани, как и сотни лет назад

Очень хорошо, что у нас по-прежнему уважаема русская баня и все, что с ней связано. Вот только банные традиции потихоньку со временем меняются, уходят все дальше от своих истоков. Привычных, еще каких-то полвека назад, небольших построек на краю ручьев и речек практически уже не осталось.

Как раньше теперь уже никто не строит, ну разве что в глухих деревнях или вблизи охотничьих зимовий. Слишком просты и некомфортны они оказались в современных условиях.

Сейчас набирает популярность строительство бань под старину, но они ни чего общего уже со своим предком не имеют. Потому что подход к такому делу совершенно иной, все делается по-другому, начиная от заготовки леса и заканчивая ее обустройством.

Расскажем как все это происходило век назад, может кому-то что-то пригодится и окажется полезным.

Не просто баня

В 18-19в было привычным, когда из деревни, где мало было земли, некоторые семьи уходил на поиск новых необжитых пространств. Подобрав подходящее место, обязательно рядом с водой, первым делом ставили баню — в ней и жили. Мог пройти не один год, прежде чем рядом выстраивался дом, ведь сначала нужно было расчистить лес под пашню.
Поэтому баня на Руси была не просто местом где можно помыться и отдохнуть, а необходимой хозяйственной постройкой. Здесь лечились, грели воду для скотины, стирали, работали, в общем выполняли массу полезных дел.

Вскоре на этом месте возникал небольшой хутор, который чаще всего получал название исходя из места расположения (Высоково, Дубники) или по фамилии основателя. Если место было удачное, он затем разрастался в починок, сельцо или деревню.

Читайте также:  Использование осп для бани

Здесь уже было все как принято — добротные рубленные дома выстроившиеся длинной цепочкой на возвышенности, перед окнами шли огороды, а вдоль самой реки лепились низенькие баньки.

В старину их всегда возводили около водоемов и вдали от домов, это было обусловлено двумя основными причинами — близко носить воду и потому, что они частенько горели.

Как заготавливали лес

Рубили лес только в строго отведенные сроки и в соответствии с обычаями и поверьями. Последние вообще играли важную роль в жизни крестьян, не обошло это стороной и заготовку древесины.
Конечно, в большей мере их придерживались при возведении жилых домов, но и при строительстве других построек предпочитали их соблюдать.

Подходящим лесом считался вековой, не моложе 70-80 лет, выросший в низких или наоборот возвышенных местах, там древесина была особо крепкой.

Рубить его можно было во все дни кроме понедельника (несчастливый день). Брать нельзя было те лесины, которые падали строго на север (на полночь), которые повисали на соседних деревьях или при падении у которых отламывались вершины.

Ель и сосну заготавливали зимой, а осину летом, причем делали это в определенные периоды, согласуя с лунным календарем.

Вывезенный кругляк корили — осину сразу, хвойные деревья с наступлением тепла. После этого, зачастую, сразу сруб не рубили, а оставляли его сушиться в штабелях на один год, чтобы он набирался крепости.

К рубке приступали как только появлялось свободное время от работы на земле или промысла. Все работы могли делать сами, а могли нанять работников — плотников.

Плотники в старину считались очень почетными людьми и они, в большинстве своем, оправдывали такое уважение к себе

Особенности старинной рубки

Рубили чаще всего «в обло» или чашу и «в лапу». Первый вариант требовал несколько больше леса, зато такие срубы были теплее, за счет получавшихся «зауголков». Срубленные в лапу для дополнительного утепления часто промазывали глиной.

Главным инструментом во время рубки был топор, им выполняли практически все операции, за некоторым исключением. Для очерчивания пазов, чаш и шипов применяли «черту», для соблюдения правильного очертания стен использовали нить и аршин. Отделочные работы не обходились без долот, пил, буравов, скобелей и струг.

Особенностью тех времен являлась рубка с верхним прохождением паза, сейчас делают только с нижним. А вот поэтапное возведение сохранилось до сих пор — сначала рубят одну клеть из 5-6 венцов, затем верхний ряд снимают и рубят вторую клеть.

После того как сруб был готов ему давали отстоятся, набраться опять же крепости.

Место для будущей бани особо не подбирали, но старались все же избегать нечистых мест

Порядок возведения бани

Готовый хорошо просушенный сруб ставили на самом берегу озера или речки. Под углы первого ряда клали просмоленные комлевые чурбаки или большие камни, а иногда закладные бревна укладывали прямо на утрамбованную землю, проложив их берестой. Фундамент стали делать уже гораздо позднее.

Каждый венец прокладывался утеплителем. В качестве него использовали льняную паклю или мох — кукушкин лен и белый мох (сфагнум).

Перед укладкой последних — «охолопных» бревен делали потолок. Выглядел он как настил из плотно подогнанных друг к другу тоненьких бревнышек, стесанных с внутренней стороны.

Потолок на чердаке утепляли присыпкой из песка или отходами льна — кострикой.

Далее, приступали к постройке крыши. Для старинных бань характерна особая конструкция кровли — фронтоны являлись продолжением передней и задней части стен и выполнялись также из бревен, только чуть меньшего диаметра.

Эти бревнышки тоже пазили, а вот мох уже не клали.

В них врубались слеги крыши с частотой, которая бы обеспечила крепость кровли.

В слеги, в свою очередь, врубались крюки — кокши, изготовленные из молодых деревьев с изогнутым комлем или корнем. Они удерживали деревянный водосток.

Кровлю, по началу, в банях по-черному выполняли из тонких жердей, поверх которых укладывалась солома или дерн с травой. Позднее начали закрывать тесом.

Поверх кровельный материал крепили прижимами, в разных местах это были — охлопни, коньки, шеломы, жерди, а иногда и вовсе обходились без них — «чай не изба».

Предбанников у некоторых бань не было вообще, но чаще всего их все же устраивали. Выглядел он в целом точно также как, например, у современных деревенских построек — между закладными и прогонными верхними бревнами делался с трех сторон обшив из досок. Внутри стелили пол.

Нередко когда предбанник, если хватало леса, также рубили и приставляли к основному срубу, закрепляя его при помощи конструкции шип-паз. Примерно как на фото ниже.

Загнав сруб под крышу и прорубив двери с окнами оставляли его в таком виде на усадку. И только после сушки приступали к его отделке.

Везде пишут, что окна всегда обращали стороной на юг или юго-восток, потому как мылись обычно вечером. Это не совсем верно, их располагали в зависимости от места расположения бани. Например, у построек находящихся на северном склоне окошечки могли смотреть либо на восток, либо на север. По количеству их могло быть — одно или два.

Отделка бани заключалась в выравнивании — обрубке концов бревен, конопатке швов, установке окошечек и дверей, настиле пола, устройстве очага или печи и постройке полока.

Пол у крестьян по беднее был земляной с небольшим настилом вдоль печи, у более зажиточных из расколотых бревен-плашек.

Печка, как правило, располагалась в правой части, слева были вешала для одежды и полотенец, за ними шли кадки с водой. Прямо располагалась скамья для помывки, а сразу за печью ставили полок, высотой до половины бани.

Вот так примерно выглядели баньки в прошлом и позапрошлом веке. Почему примерно, да потому что некому уже рассказывать о мастерстве знатных плотников в старину. Лишь кой-где чудом сохранившиеся, покосившиеся, но не растерявшие своей самобытности и простоты ладные рубленые избушки еще напоминают о былой красоте русских деревень.

Источник статьи: http://banya-v-derevne.ru/traditsii-i-obyichai/russkie-banki-kak-i-sotni-let-nazad/

Славянская баня

Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар — столицы Волжской Болгарии — в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни.

Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.
Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://unknown.mirtesen.ru/blog/43363000419/Slavyanskaya-banya

Оцените статью
Про баню