Индейские ритуалы в банях

Темаскаль — бани древних индейцев

Гигиена была не чужда и древним индейцам. Причем, различные индейские племена (порой, даже соседствующие) находились на совершенно разных ступенях культурного и социального развития. Однако культура той или иной формы паровой бани существовала практически у всех коренных народностей Центральной и Северной Америки: высокоразвитых племен майя и ацтеков, чуть менее развитых миштеков и сапотеков. Первое упоминание о древнеиндейских банях датируется аж 900 годом до нашей эры.

Индейцы использовали эти бани не только для непосредственного мытья, но и для ритуальных таинств и освящений, а также лечебных и профилактических процедур: в паровых банях происходило излечение больных, принимались роды и т.д.

Бани для индейских племен стали достаточно обыденным общественным явлением. При строительстве дворцовых комплексов, индейскими архитекторами обязательно отводилось место и для обустройства бань. Также, практически каждое индейское поселение имело «городскую общественную баню», а иногда мини-бани оборудовались и отдельными семьями для частного пользования.

После открытия Колумбом нового материка и активной экспансии испанских конкистадоров на неизведанные земли, колонизаторы активно начали насаждать коренному населению Америки свои культурные ценности. Изменения коснулись и бань — пришельцы со старого континента с трудом могли понять тягу племен к банным ритуалам. Да и в самой Европе в средние века не так активно следили за собственной гигиеной, даже наоборот, практически отказывались от омовения (испанская королева гордилась тем, что позволила «осквернить» своё тело водой всего дважды в жизни — первый раз при рождении, второй раз перед собственной свадьбой). Да и телесные радости не одобрялись в обществе, культивировавшем прежде всего чистоту души, а не плоти.


Банные ритуалы древних индейцев
К тому же, активное навязывание христианства предполагало борьбу со всеми проявлениями язычества, а колонизаторы считали, что бани — одно из мест поклонения аборигенов местным богам и идолам. Индейцы же в своих банных ритуалах и таинствах часто использовали курение ладана, особые «звучащие раковины», целебные травы. Там же звучали особые молитвы, происходили песнопения.

Всё это привело к тому, что конкистадорами был введен строжайший запрет на бани (вплоть до смертной казни), однако полностью искоренить данные ритуалы и обычаи у них не вышло. Спустя некоторое время, бани вновь стали нормальным явлением в колониальной Америке, а поумневшая в плане чистоты и гигиены Европа даже начала перенимать банные традиции.

Темаскаль — бани индейцев майя

На языке древних индейцев майя науатль слово «темаскаль» означает «горячие камни» («горячий пар от камней»). Следует заметить, что и индейскую покровительницу лечения и здоровья аборигены величали Темаскальтиетль.

Индейская баня строилась из грубых вулканических камней и, как правило, имела форму гладкого усеченного конуса диаметром в основании около 3 метров, так что в ней могли свободно уместиться несколько человек. Высота конуса была на уровне среднего человеческого роста. В крыше оставлялось узкое окошко для тяги дыма. Вход в баню обычно располагали с южной стороны, и он был достаточно узким и закрывался тростниковой «дверью», дабы экономно расходовать нагнетающийся жар.
Внутри на противоположном конце от входа располагалась печь, которая давала вполне приемлемый жар. Пар, аналогично русской бане, образовывался после плескания небольшого количества воды из специального кувшина на печь или накалившиеся камни стены, у которой стояла печь. Вода в кувшине настаивалась на лечебных травах.


Индейская баня темаскаль
Со временем воздействие пара приводило к обильному потению. Использовали индейцы и веники из листьев кукурузы. Богатые индейцы и вожди зачастую пользовались услугами специальных банщиков: часто это были карлики или горбуны, которые из-за маленького роста могли в достаточно низком помещении свободно орудовать вениками и прочими атрибутами банных ритуалов. Также шиком тех времен считалось использовать в качестве парильщиков лиц противоположного пола (а парились в основном только мужчины). Пот смывали водой из кувшинов, а омовение происходило на специальной циновке.

«Мы потеряли связь с основными элементами бытия — землей, водой, воздухом и огнем.
Мы находимся или в прошлом или будущем, мы не умеем быть в «сегодня»; этому контакту — с настоящим и с существующим — посвящается Темаскаль…»
Дон Герардо

Индейцы считали, что объединение духовных энергий всех участников банной церемонии способствовало созданию единого мощного энергетического канала для связи с богами. Через этот канал происходил обмен энергиями — отдавалось все отрицательное, получалось позитивное и положительное, открывались тайные знания и секреты богов.

Читайте также:  Бак для бани для горячей воды 80 литров

Побывавший в темаскале, считался заново рожденным. Действительно, там сохраняются три условия, присущие утробе матери: в темаскале темно, тепло и влажно.

Источник статьи: http://bania.drezna.ru/content/news.php?id=364

Жестокие обычаи индейцев

В то время как в христианских верованиях — это день рождения Девы Марии. Религия майя говорит, что Белый Бог родился 25 декабря, что в объяснении не нуждается. Первые переселенцы и исследователи цивилизации майя отмечали пристрастие потомков древних индейцев к чистоте и благовониям. Так что в майянских городах и деревнях практически каждый день сопровождался обилием всевозможных запахов, от пахучих трав, до экзотических фруктов и цветов. А важные обычаи индейцев и церемонии всегда сопровождались предварительными уборками, символизирующими очищение и подготовку души к празднованию.

Банные ритуалы индейцев

Гигиена была не чужда и древним индейцам. Причем, различные индейские племена (порой, даже соседствующие) находились на совершенно разных ступенях культурного и социального развития. Однако культура той или иной формы паровой бани существовала практически у всех коренных народностей Центральной и Северной Америки: высокоразвитых племен майя и ацтеков, чуть менее развитых миштеков и сапотеков. Первое упоминание о древнеиндейских банях датируется аж 900 годом до нашей эры.

Индейцы использовали эти бани не только для непосредственного мытья, но и для ритуальных таинств и освящений, а также лечебных и профилактических процедур: в паровых банях происходило излечение больных, принимались роды и т.д.

Бани для индейских племен стали достаточно обыденным общественным явлением. При строительстве дворцовых комплексов, индейскими архитекторами обязательно отводилось место и для обустройства бань. Также, практически каждое индейское поселение имело «городскую общественную баню», а иногда мини-бани оборудовались и отдельными семьями для частного пользования.

После открытия Колумбом нового материка и активной экспансии испанских конкистадоров на неизведанные земли, колонизаторы активно начали насаждать коренному населению Америки свои культурные ценности. Изменения коснулись и бань — пришельцы со старого континента с трудом могли понять тягу племен к банным ритуалам. Да и в самой Европе в средние века не так активно следили за собственной гигиеной, даже наоборот, практически отказывались от омовения (испанская королева гордилась тем, что позволила «осквернить» своё тело водой всего дважды в жизни — первый раз при рождении, второй раз перед собственной свадьбой). Да и телесные радости не одобрялись в обществе, культивировавшем, прежде всего чистоту души, а не плоти.

К тому же, активное навязывание христианства предполагало борьбу со всеми проявлениями язычества, а колонизаторы считали, что бани — одно из мест поклонения аборигенов местным богам и идолам. Индейцы же в своих банных ритуалах и таинствах часто использовали курение ладана, особые «звучащие раковины», целебные травы. Там же звучали особые молитвы, происходили песнопения.

Всё это привело к тому, что конкистадорами был введен строжайший запрет на бани (вплоть до смертной казни), однако полностью искоренить данные ритуалы и обычаи у них не вышло. Спустя некоторое время, бани вновь стали нормальным явлением в колониальной Америке, а поумневшая в плане чистоты и гигиены Европа даже начала перенимать банные традиции.

На языке древних индейцев майя науатль слово «темаскаль» означает «горячие камни» («горячий пар от камней»). Следует заметить, что и индейскую покровительницу лечения и здоровья аборигены величали Темаскальтиетль.

Индейская баня строилась из грубых вулканических камней и, как правило, имела форму гладкого усеченного конуса диаметром в основании около 3 метров, так что в ней могли свободно уместиться несколько человек. Высота конуса была на уровне среднего человеческого роста. В крыше оставлялось узкое окошко для тяги дыма. Вход в баню обычно располагали с южной стороны, и он был достаточно узким и закрывался тростниковой «дверью», дабы экономно расходовать нагнетающийся жар.

Внутри на противоположном конце от входа располагалась печь, которая давала вполне приемлемый жар. Пар, аналогично русской бане, образовывался после плескания небольшого количества воды из специального кувшина на печь или накалившиеся камни стены, у которой стояла печь. Вода в кувшине настаивалась на лечебных травах.

Со временем воздействие пара приводило к обильному потению. Использовали индейцы и веники из листьев кукурузы. Богатые индейцы и вожди зачастую пользовались услугами специальных банщиков: часто это были карлики или горбуны, которые из-за маленького роста могли в достаточно низком помещении свободно орудовать вениками и прочими атрибутами банных ритуалов. Также шиком тех времен считалось использовать в качестве парильщиков лиц противоположного пола (а парились в основном только мужчины). Пот смывали водой из кувшинов, а омовение происходило на специальной циновке.

Индейцы считали, что объединение духовных энергий всех участников банной церемонии способствовало созданию единого мощного энергетического канала для связи с богами. Через этот канал происходил обмен энергиями — отдавалось все отрицательное, получалось позитивное и положительное, открывались тайные знания и секреты богов.

Читайте также:  Фирма сруб бани вам

Побывавший в темаскале, считался заново рожденным. Действительно, там сохраняются три условия, присущие утробе матери: в темаскале темно, тепло и влажно.

Источник статьи: http://studwood.ru/512393/kulturologiya/zhestokie_obychai_indeytsev

Индейская баня своими руками

Удивительные бани индейцев!

Добрый день, дорогой читатель! Парой копаясь в обычном мы находим что-то невероятно! Объясню. Давно слышал версию от историков о якобы прародители цивилизаций. Но особых фактов никто не предоставил. Читал я это давно и как-то позабыл, но в голове видимо что-то да отложилось.

И вот читая про традиционные бани ацтеков, я был поражен. Удивительные совпадения с нашей баней, а также баней Африки. Почему удивительные совпадения, а не случайные сходства? Их слишком много для случайных сходств.

Сами бани индейцы, которые верили в духов и силы природы, считали священными, так как в ней шло объединение 4 стихий. Прямо как у нас и у других народов. Так же темаскаль для индейцев служил местом рождения, так же, как и славян ( моя статья )!

Рожали в них, так как горячий воздух делал помещение более стерильным, плюс теплая вода. Так же индейцы проводили похоронные ритуалы в таких банях, это уже 4 сходство с нашими банями ( моя статья ). И последнее: ритуалы зрелости у нас же свадебная баня.

В общем меня очень заинтересовало это. Как народы, расположенные на огромном расстоянии друг от друга, разделенные океанами могли прийти к одному и тому же? Удивительно. Буд то им кто-то показал нечто подобно, но дальше просто каждый сделал это по-своему.

Сам ритуал был следующим.
Пару сеансов посещение парной, далее чашечка чая (отвара из трав или мате), далее обливание водой и небольшой отдых. Дальше обтирание мякотью алое и завёртывание в холщовую ткань, где на ваше лицо клали кусочки фруктов и лежите так балдеете минут 15. Можно сказать, что темаскаль это первое спа.

Про совокупление в таких банях нет информации, вообще мало что дошло с той эпохи. Так как испанцы, которые были первыми из «цивилизованной чистой Европы» не мылись практически и полностью отрицали такие бани. Но есть интересный факт, что в зажиточных банях мужчин мыли женщины, а женщин-мужчины. Правда, это все что известно. Культура практически полностью разрушена, а все традиции забыты. Вот она демократия и цивилизация Европы!

Так же Вам могут быть интересны другие статьи:

Индейская баня своими руками

Выживание | Туризм | Лайфхак запись закреплена

Индейская баня — это простой до примитивизма и эффективный способ поддержания гигиены тела в условиях дикой природы.
По некоторым данным, ему около 20-ти тысяч лет. При достаточном терпении и пряморукости этот способ может воссоздать любой выживальщик.

Но надо иметь в виду, что это не только способ очищения тела, но еще и особый ритуал. Наиболее частое название индейской бани – «Инипи» или «Темаскаль», что означает «дом горячих камней».

До покорения Мезоамерики испанцами темаскаль выступал не только как паровая баня, но и как своеобразная домашняя клиника для народов, населявших территорию Центральной Америки – для майя, ацтеков, миштеков и сапотеков. Индейцы в бане не только мылись, но и проводили ритуалы освящения. В темаскале лечили больных, а у беременных женщин в бане даже принимали роды.

Испанцы, будучи ревностными католиками и отнюдь не заботившиеся о телесной чистоте, невзлюбили индейскую баню, в которой ритуал омовения проходил с молитвами и песнями. Сразу после конкисты темаскаль был повсеместно запрещен европейцами. Однако, искоренить полностью данный ритуал конкистадорам не удалось, и спустя много лет инипи как баня снова вошла в жизнь индейцев Мезоамерики.

Для бани тщательно выбирают, равняют и расчищают место. В центре площадки выкапывают яму, символизирующую центр Земли, в которую потом кладут камни. Из двенадцати прутьев собирают каркас, сверху его накрывают покрывалами, и получается палатка-потельня. Немного в стороне разжигают костер, где накаляют камни. Перед входом в парильню устанавливают самый большой и красивый камень — это алтарь, на который каждый участник ритуала кладет свой дар: табак, украшение и пр. В палатке разжигают огонь. Человек, принимающий ритуал бани, сгибается, вползая в палатку, как будто зверь, который лезет в свою пещеру. Это должно напомнить, что он – родственник всем четвероногим. Всю церемонию человек находится практически в позе эмбрион, так как внутри разогнуться невозможно.

Снаружи подносят раскаленные камни, их посыпают полынью или другими травами, которые, сгорая, отдают в воздух аромат и эфирные масла для очищения тела и легких. Затем раскаленные камни поливают водой. Ледяная вода и раскаленные камни — так происходит слияние Земли и Неба, живой воды и священного дыхания Великого Духа, так соединяются Великий Отец с Великой Матерью.

Читайте также:  Баня на даче летний вариант своими руками

Жар очень сильный. Кто не выдерживает, начинает петь ритуальную песню. Затем делается перерыв. Люди выползают из пара и окунаются в холодную воду или просто стоят на ветру. Вынырнув из холодной воды, они кричат еще сильнее (что, в общем, знакомо и не удивительно), а затем ложатся на землю, перед тем, как вернуться в инипи и принять новую дозу пара от новых камней.

В идеале, нужно выдержать четыре круга. После этого чувствуешь себя заново родившимся.

Баня североамериканских индейцев инипи

Избражение на заставке: Каркас инипи индейцев племени Шайен. Фотография: Edward S.Curtis, 1910 г. Библиотека Конгресса США.

Североамериканские индейцы использовали (и используют) паровую баню инипи (на языке племени Сиу – «дом камней») в своих магических ритуалах очищения и поклонения силам мира еще тысячелетия назад, похожую на бани народов Африки и Скандинавии. Индейцы с помощью инипи очищают тело, ум, сердце и душу. Церемония инипи помогает очистить мышление от препонов, освободить эмоции от груза прошлого и соединиться с Великим Духом в глубине своего сердца. Паровая баня традиционно используется для ритуальной очистки перед важной церемонией Танца Солнца. По преданию, сам Великий Дух Маниту живет в камнях инипи. При нагревании камней Маниту выходит в виде пара, наполняет организм человека и уносит злых духов, боль и болезнь. Затем Маниту возвращается в камни.
Свод инипи символизирует утробу Матери-Земли, или панцирь черепахи. Горячие камни в центре («деды») символизируют центр Земли. Посещение инипи символизирует возвращение в материнскую утробу и повторное рождение в обновлении. Преимущественно очистительным ритуалом инипи пользуются мужчины. По мнению индейцев некоторых племен, женщины и так неплохо очищают себя каждый месяц.

В первом раунде банной церемонии участники молятся за себя и за женские аспекты жизни. Во втором раунде – возносят молитвы за близких, и за мужские аспекты жизни. Третий раунд предназначен для исцеления всех участвующих в церемонии, а последний – для вознесения благодарности духам за помощь. Каждый может задать духам через старейшину любые вопросы. Старейшине принято преподносить небольшие пожертвования в виде табака или съестного.

У индейцев Навахо известен более длительный целительный ритуал с использованием паровой бани, который называется: церемония 9-ти дневных песнопений, ночные песнопения или ебичай [Curtis E.S., 1907]. Такая индейская церемония проводится с религиозными и целительскими целями. Четыре дня курса (2 – 5-й дни) включают ежедневное утреннее применение бани для того, чтобы исцеляемый хорошенько пропотел. В первый день строится хоган – церемониальный вигвам из бревен, который засыпается поверх землей. Готовятся кеданы – палочки с перьями индейки, которые втыкаются в церемониальную пищу. Пациент входит в хоган, и начинаются ритуалы его излечения, сопровождаемые песнопениями и применением лекарственных средств. Все 9 дней церемонии пациент ночует в хогане.

Начиная со второго дня, пациент проходит через ритуальную баню очищения. Для этого к востоку от хогана вырывают неглубокую яму, которую наполняют горячими углями и золой из очага в хогане и костров. Поверх яма устилается ветками и стеблями растений. Затем все ложе опрыскивается водой. Пациент укладывается на ветви и укрывается одеялами. Вокруг него на землю раскладывается священная еда – подношение для богов, а в землю втыкаются палочки-кеданы. Целители начинают ритуальное пение и поют все время, пока пациент потеет под одеялами. Символически эта церемония напоминает похороны, погружение в пекло, встречу с богами и повторное возрождение. Вместо укрытия одеялами над углями и золой может строиться и каркасная инипи, укрытая тяжелыми одеялами. Целитель время от времени высвобождает пациента из земляной бани и дает ему необходимые лекарства.

В индейском племени Ерок, представители которого до сих пор проживают по берегам реки Кламат в Орегоне и Северной Калифорнии, существует традиция устройства бань-полуземлянок, известных на Руси, и не совсем типичных для Северной Америки (не считая Аляску, где используют бани – землянки). Интересно, что индейское племя Ерок обитает по соседству с землями бывшей Русской Америки (округ Сонома). Известно, что русские колонисты активно использовали труд местных индейцев на полях. Таким образом, возможное проникновение русской культуры в быт индейцев привело к использованию индейцами нехарактерных для них видов бань, который так напоминают русские бани-влазни, существовавшие с языческих времен.

Индейцы использовали для устройства паровых бань геотермальные источники.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/indeyskaya-banya-svoimi-rukami/

Оцените статью
Про баню