Иностранцы про русскую баню

Иностранцы про русскую баню

Почему иностранцы боятся русскую баню?

Приветствую любителей легкого пара! Если бы Россия была клюквенным компотом, в него бы вошли три ингредиента: медведь, береза и баня. Если с медведями и березами все понятно, то баня заслуживает отдельного внимания.

Пару столетий назад русские парилки поражали всех европейцев, приезжавших к славянам погостить. Попробуем разобраться в том, что же так ошеломляло путешественников.

Что русскому хорошо…

Для всех иностранцев, приезжавших в Россию, действовало одно правило – обязательный поход в баню. У одних заморских гостей такой обряд вызывал интерес, других пугал. Одно можно сказать наверняка – банный процесс они представляли себе иначе. Россия в плане гигиенических пристрастий не оставляла равнодушным ни одного из приезжающих.

Иностранцы привыкли к купальням, которых у славян (в европейском понимании) не было. Раскрасневшиеся мужчины и женщины, прыжки в прорубь, хлестание веником – все это казалось путешественникам завораживающим. Удивлялись они и самим парилкам – деревянные дома с печью и прорезями на потолке не имели аналогов в европейских странах.

Не получалось у иностранцев свыкнуться с отсутствием скрепка – вместо него предлагалось использовать веник. Однако раскрасневшаяся кожа парильщиков вызывала опасения у гостей, они отказывались от этого банного аксессуара – и зря! Зато интерес вызывал сам процесс сбора ветвей и изготовление веников на продажу.

Веник против блохоловки

Цивилизованная Европа отставала от «немытой России» в вопросах гигиены. Причин тому множество – от религиозных соображений до культурных особенностей. Но факт оставался фактом – даже царственные особы ограничивались скребками. Неприятные запахи приходилось маскировать: в ход шли утонченные ароматы. Для борьбы с вредной живностью использовались неведомые славянам блохоловки.

Читайте также:  Черная баня в чебоксарах

Любопытные воспоминания о русской культуре в целом, и о банных ритуалах в частности оставил чешский путешественник 17 века Бернгард Таннер. В записках о путешествии в Москву Таннер удивлялся строению русской парилки. При открытых дверях и окнах внутри стоял горячий пар. На этом сюрпризы не закончились.

Чеха поразило полное отсутствие слуг. В бане все придерживались режима «самообслуживания». Мужчины и женщины смело хлестали себя вениками, ныряли в прорубь и не стеснялись своей наготы, что для чеха было немыслимо.

Несмотря на культурный шок, русская баня производила на иностранных путешественников положительное впечатление. Европейцы после поездки по России начинали строить бани по славянским лекалам у себя на родине, предпочтя дорогие духи простому ароматному венику. В России же с наступлением 19 века началась эпоха строительства бань для богачей.

Что говорят о русской бане иностранцы?

В России есть множество традиций, зародившихся именно в этой стране. Одна из них – мытье в бане, которое и в наши дни остается излюбленным времяпрепровождением для многих ценителей парных. История русской бани насчитывает ни одно столетие. Первым, кто рассказал миру о русской бане, стал Нестор-летописец. После него об уникальной традиции повествовали и другие иностранцы. У кого-то этот ритуал вызывал неподдельный ужас, другие искренне восхищались чистоплотностью русских, для которых баня всегда оставалась чем-то особенным!

Что говорили иностранцы о русской бане?

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе. И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».

Ганс Айрманн, посетивший Россию в составе свиты шведского посла графа Христиана Горна составил свое описание русской бани:

«Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Чешский путешественник Бернгард Таннер был поражен традициями мытья, посетив общественную баню. Вот, что он написал об этом:

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Почему банные традиции России так удивляли европейцев?

Все дело в том, что в Европе похожих традиций в те времена не существовало. Имеются исторически подтвержденные данные, что во многих странах, считавшихся цивилизованными, грязь с тела удалялась при помощи скребков, а неприятный запах немытого тела маскировался духами. Знаменитый путешественник Марко Поло так писал о богатых итальянках: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе».

Однако не только сам процесс мытья с хлестаньем ароматными вениками повергал иностранцев в шок. Все они поражались тому, что в русских банях мужчины и женщины моются вместе, а после этого выбегают голышом на улицу и окунаются в холодную воду. Отмечали они и такую традицию, как обязательное купание жениха и невесты перед свадьбой. После заключения брака и первой брачной ночи молодожены снова отправлялись в баню, где мылись уже не отдельно друг от друга, а вместе.

Как прижились русские традиции в других странах?

Примечательно, что многие иностранцы, задержавшиеся в России, вскоре начинали посещать бани с не меньшим воодушевлением, чем русские. В связи с этим в крупных городах страны стали появляться «элитные» заведения, которые напоминали европейские клубы. Помимо мытья в традиционной русской бане, здесь можно было посетить буфет и пообщаться с самыми известными представителями дворянства. В Москве такой баней стали знаменитые на весь мир Сандуны, посещение которых стало традицией как для русской, так и для иностранной аристократии.

Со временем аналоги русской бани появились и в других странах. Самыми активными почитателями парных в Европе стали немцы. Что примечательно, западные соседи старались не упоминать о том, что традиция мыться в банях пришла к ним из России. Но при этом, они не отрицали того, что подобный опыт стал для них новой ступенью культурного развития.

На протяжении многих столетий русская баня эволюционировала, превратившись в комфортное и безопасное место для купания и отдыха. Наши традиции уже давно не вызывают ужаса у иностранцев, которые с удовольствием посещают парные.

У Вас есть собственные увлекательные истории, связанные с банями? Поделитесь ими с нами, а мы непременно поищем для Вас что-нибудь интересное!

Почему иностранцы боятся русской бани

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/inostrantsy-pro-russkuyu-banyu/

Оцените статью
Про баню