Бани во времена средневековья в Европе
Влияние Христианства. После падения Римской империи традиции купания в Европе увяли. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы. Все-таки, бани не были совершенно забыты. В XII-XIII веках в Европе распространилась идея турецкого хаммама, привезенная участниками крестовых походов. Культура средневековых бань распространилась и на другие страны Европы — северную Италию, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Англию, Скандинавию. В XIII-XVI веках бани и культура купания в банях процветала. В то время в каждом крупном городе можно было найти общественную баню.
В XIII веке было запрещено женщинам и мужчинам мыться вместе, должны были устанавливаться дни для мытья женщин и мужчин. Однако и дальше продолжались в банях кутежи и гулянки, несмотря на предупреждения о распространяющихся эпидемиях и венерических болезнях. Интересно, что уже во времена средневековья, по требованию представителей власти, человек намеревавшийся построить общественную баню, обязан был купить лицензию. В городах такими правами торговали, но лицензию можно было и взять в аренду или унаследовать.
Представители знати или богатые горожане дарили права на открытие бань школам, больницам или монастырям, чтобы они могли заняться прибыльным делом. С VI века монастыри общественные бани строили по соседству с горячими или другими источниками, чья вода считалась лечебной. Католическая церковь, даже купание одного бедного относила к благодеянию. Церковь активно пропагандировала купание в банях, в целях поддержания чистоты, до XIV века. Со временем спектр услуг, оказываемых баней, расширялся.
Через некоторое время общественность стала отрицательно смотреть на бани, это фактически и привело к увяданию средневековой культуры бань. Отношение церкви к баням сталь также отрицательным, потому, что бани в основном превратились в места увеселений, они способствовали распространению эпидемий и болезней. Источники по истории утверждают, что в 1920 году в городах уже почти невозможно было найти бань, разве что в отдаленных деревнях, в Альпийский долинах,а также в Балтийских государствах, Финляндии и на севере России.
Банщик — важное лицо. Работавшие в бане люди — банщики, считались очень важными особами. Со средневековых времен, человек, имеющий банную лицензию мог сам быть банщиком, присматривающий за купанием и топкой бани, или для этой цели мог нанимать другого человека. Спрос на людей с профессиональными знаниями банщика рос, во многих городах Европы они стали объединяться в гильдии банщиков, иначе — профсоюзы, со строгими письменными правилами, касающиеся морали, процедур, платежей за услуги бани. Квалификация банщика присваивалась только после сдачи экзаменов, которые принимали медики.
Желавшие стать профессиональными баншиками должны были соответствовать ряду требований:быть не моложе 15 лет, их здоровье должно было оцениваться как прекрасное, кроме того, должны были уметь читать и писать, знать основы арифметики, а также владеть немецким и латинским языками. Банщики Средневековья были “мастерами на все руки”, а не профессиональными банщиками, так как им приходилось не только присматривать за купанием в бани, но заниматься и другими делами. В маленьких банях чаще всего трудилась все члены семьи — заготавливали дрова, стирали полотенца, чистили баню и помогали купающимся.
Источник статьи: http://steaman.ru/content/view/3/2/
Бани и гигиена в Средневековье: разрушим миф о «немытой Европе»
Миф о «немытой Европе» — одно из самых распространённых и устойчивых заблуждений о Средних Веках, бытующих в широких массах. Представление о том, что после краха Римской империи европейцы якобы забросили бани и совершенно перестали заниматься гигиеной, глубоко укоренилось как в сознании обывателей по всему миру, так и массовой культуре (включая, что характерно, европейскую же литературу и кинематограф).
А массовой культуре социум в научных вопросах, к сожалению, доверяет — и в ней находит подтверждение заблуждениям. Достаточно вспомнить, как широко известный Абсентис в своём псевдоисторическом труде «Христианство и спорынья» на полном серьёзе приводил цитаты из… художественного романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Особенно популярен миф в России, где «немытая Европа» противопоставляется Руси — распространённость бань в которой ни у кого сомнений не вызывает.
Итак, безусловно, представление это является глубоко ошибочным, что ясно любому человеку, хотя бы немного знакомому с медиевистикой. Тем не менее, для всех остальных разъяснить вопрос совершенно необходимо.
В этой статье мы сначала убедимся, что миф действительно является мифом, воспользовавшись различными источниками и научными работами по теме. Потом узнаем, как всё это выглядело и работало. Выясним, какие проблемы с гигиеной в Европе той эпохи действительно существовали, и почему. Затем разберёмся, откуда же заблуждение всё-таки взялось, и почему оно настолько устойчиво.
Завершая вступление, обозначу рамки обсуждаемого вопроса. Речь будет идти, в первую очередь, о Западной Европе начиная с Высокого Средневековья, заканчивая Ренессансом. Хотя фрагментарно зацепим и кое-что ещё. Начнём.
Были ли бани в средневековой Европе?
Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с крупнейшего города Европы той эпохи — Парижа, к рубежу XIII-XIV веков имевшего около 150 тысяч населения.
У нас имеются совершенно конкретные документы по налогообложению в городе, из которых следует: в 1249 году в Париже работало 26 общественных бань. Работали эти бани, согласно документам, 6 дней в неделю. «Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII сообщают следующее:
«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.»
Денье — это мелкая разменная монета, что-то вроде английского пенни. Как видим, мытьё в бане было не только доступно чисто технически, но и стоило недорого.
Париж отнюдь не был исключением. Примерно в то же время в Вене имелось 29 бань, а в маленьком Нюрнберге, например — 9. Аналогичная информация легко находится по любому другому средневековому городу. Во Франкфурте конца XIV века цех банщиков включал 25 «лицензированных» специалистов, без учёта подмастерий и прочего персонала. А город-то не такой большой, это много.
Более того: как следует из средневековых законов, баня тогда считалась особо важным объектом городской инфраструктуры. Преступления на территории бани карались строго, они отдельно оговаривались к документах.
К примеру, Sachsenspiegel — «Саксонское зерцало», старейший правовой сборник Германии из первой четверти XIII века, статья 89:
«Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения.»
Тут я подчеркну, что «Саксонское зерцало» — это не составленным правителем документ, а именно сборник правовых норм, которые к 1220-м годам уже и так бытовали в Германии, сложились стихийно (кодифицировать их пытались ещё в XI столетии). И в этом «народном праве» бане находится место.
А теперь Bjarkoaratten, общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18:
«Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен.»
Сурово! Но это вполне логично, ведь бани естественным образом привлекали преступников (что, опять же — показатель их популярности у населения). Там легко что-то украсть, да и жертва убийцы окажется максимально беззащитной. Власти понимали это и принимали меры для того, чтобы добропорядочные граждане не боялись посещать бани. Потому как мыться — это важно!
Валенсийский кодекс всё того же XIII века, статья 26:
«Всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов.»
Westgötalag, опять Швеция, XIII век, 6-й параграф раздела «Преступления, не искупаемые штрафом»:
«…убьет в бане, убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отрубит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние.»
Как видим, убийство в бане считалось, что называется, «совершённым с особым цинизмом», наравне с проявлениями исключительной жестокости. Всё это явно подчёркивает особое отношение к таким учреждениям. В ином случае ты ещё сможешь откупиться от убийства, возможно — но если в бане… тут уж уволь. «Водяное перемирие», как говорится.
Обратите внимание, что приводятся документы из совершенно разных стран: то Германия, то Кастилия, то Швеция, то Франция, но картина везде одна и та же. По всей Западной Европе, якобы «немытой».
Фуэро Сепульведы, 1300 год — особенно чудесные правовые нормы! Просто оцените, насколько в Эстремадуре XIV века серьёзно относились к вопросам банных дел:
«Пусть мужчины идут в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. А евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не платят больше одного меаха при входе в баню, слуги их не платят ничего. Если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, заплатит штраф в десять мараведи. Если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то он не платит никакого штрафа и не становится врагом. Но мужчину, который в другой день возьмет силой женщину в бане или опозорит ее, должны наказать. Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи убьют христианина или христиане еврея, они не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдет какую-либо вещь из вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши.»
Отсюда мы делаем вывод, что бани не просто есть и доступны: они ещё и достаточно популярны для того, чтобы властям пришлось не просто решать какие-то конфликты там, а предупреждать их возникновение такими вот жёсткими указаниями. Мол, не ходи в баню, когда не положено! А пошёл, так сам виноват. Надо всё по правилам делать, в установленные дни! Иначе будет беспорядок…
Тот же документ, но теперь речь идёт о сельской местности:
«Любая работа, которую всякий в своем земельном владении сделает, пусть будет прочна и постоянна, чтобы никто не мог ни помешать ни построить печь для выпечки хлеба, ни дом, ни баню, ни мельницу, ни устроить огород или виноградник, ни что-либо подобное».
Заметьте, что мы пока не рассмотрели ни одного нарративного источника, который можно было бы подвергнуть сомнению в части его точности. Только документы по налогам и законы! И всё это касается самого что ни на есть разгара Средневековья: никак не спишешь ни на последние осколки римской культуры, ни на приметы Нового Времени (где с мытьём, кстати, станет куда сложнее, но об этом мы ещё поговорим ниже).
В принципе, здесь ответ на вопрос «были ли бани в средневековой Европе» нами уже получен: были. Причём их было много, по всей Европе, власти зорко следили за порядком в банях, а мытьё стоило недорого. Резюме под первой частью статьи можно подвести словами Фернана Броделя из его знаменитой работы «Структуры повседневности»:
«Бани были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.»
Настало время для некоторых деталей.
О банных делах
Часто говорят о том, что всем якобы запрещала мыться церковь: грешно! На самом деле, и это миф. Если точнее, свои условные «милоновы» существовали всегда, но ведь должны понимать: если кто-то призывает к чему-то заведомо абсурдному, это ещё не значит, что наставлений станут слушаться, а их автора не сочтут идиотом.
С чем церковь действительно боролась, так это с совместным мытьём мужчин и женщин, совершенно справедливо видя в банях рассадники проституции. То же самое явно прослеживается в книге «Предписания и наставления школярам», где студентам немецких университетов предписывается посещать баню всего-то дважды в год, и с разрешения преподавателя.
Ясное дело, что остальное время будущие ведущие учёные Европы не ходили грязными и вонючими: речь тут шла об ограничении их хождений по «дурным женщинам», что во всех средневековых университетах составляло значимую проблему. Сами понимаете: это молодые люди, как правило — обеспеченные, далеко от дома… В вопросе интимных услуг бани Средневековья ничем не отличались от современных, и это абсолютно естественно.
Плюс, для монахов некоторые ограничения на мытьё, как и на любые прочие жизненные радости, были частью общей аскезы. Но они всё равно мылись, в том же уставе августинианцев прямо прописаны правила посещения бань, причём мыться они ходили и за пределы монастырей:
«В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех.»
В остальном же, церковь даже помогала с банными делами бедным и больным. Бенедикт Нурсийский, основатель первого настоящего монашеского ордена, как раз иллюстрирует оба последних тезиса из глубин VI века:
«Надобно всячески заботиться, чтобы о больных не была допускаема никакая небрежность: келью для них назначить особую, бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее.»
Франкский епископ Григорий Турский, также VI век:
«Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы.»
Титмар Мерзебургский, епископ уже XI века — если вы подумали, что речь о наследии Античности, которое позднее забылось:
«В старости, когда зрение его резко ухудшилось, он стал монахом. О бедняках он ежедневно заботился собственноручно. Для тех из них, кто был болен, носил из долины на вершину горы воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром.»
А вообще, баню старались обустроить даже в военное время. Как известно, в солдатской-то жизни это — первое удовольствие! «Большие анналы Кольмара» несколько раз упоминают об этом, к примеру относительно Рудольфа I, первого Габсбурга на императорском троне. Это 1293 год:
«Король Рудольф осадил Петерлинген и построил вокруг крепости дома, бани и укрепления, чтобы голодом принудить город сдаться.»
То есть, планируем длительную осаду — значит, нам нужны и полевые бани, не воевать же грязными… и это не единственный подобный случай, что описан в указанном мною документе. Кстати, после битвы при Грансоне 1476 года в брошенном лагере Карла Смелого швейцарцы обнаружили посеребрённую ванну, которую герцог возил с собой в военные походы.
Ненадолго заглянем в восточную часть Европы, просто ради сочных деталей. Хроника Быховца, 1445 год:
«И встретил короля в Стырце, потому что мылся там в бане. И король, заплакав, сказал: вы мылись в бане водой, а мои слуги в неприятельских руках кровью умываются.»
Кстати, оттуда же, вообще бани в данной хронике упоминаются в контексте всякой войны и убийств неоднократно:
«Князь великий Довмонт направил шестерых мужей, чтобы они убили брата его Тройдена; и когда он беспечно шел из бани, и те шесть мужей убили его.»
Обустраивали бани по-разному. Иногда это были впечатляющие сооружения, не особо уступающие римским термам или баням Востока. Иногда, как на гравюре Дюрера, мылись просто под навесом. Баня могла быть просто помещением для мытья, а могла также иметь купальни и парилки. Выше вы видели расценки из Парижа: горожанин середины XIII века мог там просто помыться, но мог также и совершить более капитальные водные процедуры (за вдвое большую, но всё равно скромную цену).
Там, где имелись горячие природные источники (например, в Британии) их тоже активно применяли для обустройства купален — об этом можно узнать из той же Historia ecclesiastica gentis Anglorum за авторством Беды Достопочтенного.
В банях не только развратничали (о чём я уже упоминал выше, куда без этого), но также оказывали медицинские услуги: именно тут работали цирюльники. Те же «Большие анналы Кольмара», упомянутые мною ранее по тексту, содержат довольно подробные и весьма неприятные описания проводимых операций. Цитировать не буду, с вашего позволения. Нужно вскрыть нарыв, удалить подкожного паразита? Иди в баню, там с этим помогут.
Частенько слышу: может бани были, но это всё благодаря Крестовым походам! Выше уже появились цитаты из времён более ранних, да и выдающиеся короли IX века — Карл Великий и Альфонсо Великий, активно строили бани (если вы в этом сомневаетесь, то почитайте Vita Karoli Magni Эйнхарда — современника монарха, и любую из двух редакций «Хроники Альфонсо Великого»). Так что такие суждения некорректны, но некоторое основание под ними есть.
Именно восточные традиции банного дела действительно пришли в Европу с крестоносцами: тот же Вильгельм Тирский, участник и хронист походов на Святую Землю, оставил записи о пристрастии своих коллег к гигиеническим процедурам. Возвращаясь домой, отказываться от этого они тоже не желали, разумеется. Хотя в Европе и были свои бани и ранее, но теперь они стали ещё больше напоминать то, чем когда-то пользовались римляне.
Баня стала не только чисто функционально, но также и социально значимым объектом. Туда уже ходили не исключительно по прямой необходимости, но и просто пообщаться и расслабиться. В этом и правда есть определённая заслуга крестоносцев, но не в самом по себе существовании европейских бань.
Здесь конечно нужно понимать, что в Европе, прямо скажем, не складывалось с водопроводом и канализацией, так что дело было весьма трудоёмкое. Особенно в городе, где мало места, проблемы с водой и дровами. Уж тем более — зимой… но мыться люди всё равно старались.
В этом легко убедиться, оценив объёмы производства мыла в средневековой Европе.
Средневековое мыло
О производстве мыла в Европе нам сообщается ещё Capitulare de villes Карла Великого: это Раннее Средневековье, причём мыло перечисляется в ряду самых обыкновенных припасов, и никак особо не выделяется. Возможно, до VIII века (когда о мыле появляются вполне конкретные сведения) в Европе и правда были проблемы с производством данного продукта, но позднее — точно нет.
Изначально «мыловаренными столицами» были итальянские города и Марсель — если смотреть примерно до IX века. Однако позднее крупные производства начинают прослеживаться решительно везде: от Скандинавии до Кастилии, от Англии до Венгрии. В 1370-х годах один из богатейших промышленников Марселя — мыловар Давен Крескас. А правивший в 1399-1413 годах король Англии Генрих IV выпускает специальные указы, касающиеся мыловаров.
Международную торговлю наиболее качественным мылом (сначала всё тем же марсельским, затем чаще венецианским) легко проследить по документам: это была большая индустрия.
До нас дошло множество средневековых рецептов мыла, причём самых разных: от примитивных вариантов для простого люда, заканчивая «премиум-классом». Эти рецепты очень разнообразны! В них применяются буквально любые жиры: любых животных, растительные, китовый. Ещё шире ассортимент различных растительных добавок — от тыквенных семян до полыни.
Но для мыла необходим не только жир, а ещё и щёлочь. Где её взять? Многие века для этого применяли самую обыкновенную золу. Примерно в XV веке технология шагнула дальше, и в ход пошла уже сода. Тем не менее, конечно, средневековое мыло чаще всего было не таким, каким вы пользуетесь сейчас, и скорее напоминало современное хозяйственное.
Тем не менее, это было мыло. И его было много, по всей Европе, по меньшей мере с VIII столетия. Здесь я рискну предположить, что ранее сохранялись античные традиции в данном вопросе, но подтверждений тому на руках не имею. Скорее всего, их тоже можно найти — но вполне достаточно источников о самих банях в то время.
А в XVI веке в Испании была такая книжка, как Manual de mugeres en el qual se contienen muchas y diversas reсeutas muy buenas — по сути, сборник полезных советов домохозяйкам. Так вот, в ней описаны… отдельные рецепты мыла для рук и лица! Такая у нас «немытая эпоха» — что уважающая себя женщина даже не станет мыть лицо и руки одним и тем же средством.
Откуда же взялся миф?
…коль скоро, по мнению современного писателя Патрика Зюскинда, французы жили в ужасающей грязи, позволю себе обратиться к словам Джованни Бокаччо, который описываемую им Италию видел собственными глазами:
«Ты велел ответить Филиппелло и подать ему надежду, а теперь мне приходится эту кашу расхлебывать. Он требует, чтобы я прямо сказала ему о своих чувствах, и зовет на тайное свидание в бани.»
Зюскинд, кстати, писал-то о XVIII веке, насчёт ситуации в котором мы ещё поговорим…
Ну да хватит цитат, тем более, что я их почти что не искал сам — всё это годами звучит в соответствующих спорах по интернету. Конкретные ссылки на хоть на VI век, хоть на времена Карла Великого, хоть на XI или XII-XIII, хоть на XV век и далее до разгара Ренессанса… упомянули все крупные страны Европы. Такова реальная картина, в противовес россказням о «немытости».
Цитируемые документы легко доступны на той же «Восточной литературе», и автор сих строк взял на себя скромный труд проверить все приведённые выше тексты. Давайте поговорим об источниках заблуждений.
Откуда всё это взялось?
- Действительно имевшие место проблемы с банями и гигиеной в Новом Времени, то есть в более позднюю эпоху.
- Мифотворчество авторов Нового Времени.
- Неграмотная работа со средневековым нарративом сейчас.
Давайте разберёмся с каждым пунктом по очереди.
Итак, примерно с XVII века и до XIX столетия ситуация с банями и гигиеной действительно была куда хуже той, которую я описал выше. Общественные бани в основном закрылись, и даже знать уделяла гигиене меньше внимания, это правда. Почему так вышло?
Обычно называют три причины: эпидемии, суровые взгляды протестантов, а также удорожание топлива в Европе (вызванное тем, что в ней уже осталось мало лесов). Лично я полагаю, что действительно большое значение имеет только последний пункт.
Это совершенно объективная проблема, которая имела место: очень нетрудно заметить что по письменным, что по изобразительным источникам, что на то время заготовка топлива скорее сводилась к сбору хвороста, чем к запасанию нормальных дров. Увы, но действительно — леса порядком повырубали, чему способствовало активное строительство городов и кораблей. Да и «Революция цен» ударила по той же мыловаренной промышленности, как и по всем прочим отраслям европейской экономики. И тяжелейшие войны той эпохи, конечно.
Вот здесь можно согласиться: да, пожалуй — в XVII-XVIII веках Россия скорее была «чище» Европы, не испытывая этих проблем так остро. Но это, как вы понимаете, уже не Средневековье, да и период очень короткий по меркам истории. И даже эту картину не стоит преувеличивать: мылись меньше, но это не значит, что совсем уж погрузились в бездну антисанитарии.
Из первого пункта вытекает второй. На самом деле, большая часть мифов о Средневековье родилась именно в Новое Время: когда придумали и «пояса верности», и «право первой ночи», и много другой ерунды, которую я уже разбирал в паблике. Почему так вышло?
Потому, что историческая наука только зарождалась, и работала пока крайне неэффективно. Плохая работа с источниками, да и малое их количество, полное отсутствие археологии, современного научного метода. Плюс — играли роль два психологических фактора.
- Оценка прошлого на основе настоящего, по формуле «если сейчас плохо — наверное, раньше было ещё хуже». Это вполне естественное мышление в ряде сфер: именно поэтому люди, глядя на климат Нового Времени, часто думают, что в Средневековье было ещё холоднее (при этом забывают про Средневековый климатический оптимум). Вот и тут: сейчас у нас мало дров, а раньше-то как люди жили.
- Сознательное очернение прошлого, что опять же естественно для момента, когда после относительного застоя почти на тысячу лет человечество вдруг совершило мощный рывок: тут и республики, Промышленная революция, гуманизм. авторы Нового Времени были склонны представлять прошлую эпоху «тёмными веками», противопоставлять её текущему просвещению. Но здесь они сильно перегибали палку, плоды чего мы и пожинаем до сих пор, к сожалению. Однако наука на месте не стоит.
Что же касается последнего пункта…
Не владея источниковедением, не имея навыков чтения средневекового текста, неподготовленному человеку зачастую просто не удаётся увидеть там границу между действительным изложением каких-то фактов, и типичной для многих средневековых текстов образностью и иносказательностью.
К примеру, хронист может сообщить вам о том, что некий человек не нуждался в мытье, дабы тем подчеркнуть его безупречную моральную чистоту. Именно так появляется большая часть сведений о королях-грязнулях (например, так пострадала Изабелла Кастильская, которая уж точно мылась — Испания, будучи под большим мусульманским влиянием веками, как раз проблем с гигиеной испытывала едва ли не меньше всех).
Нужно просто уяснить одно: изложение фактов средневековым автором часто несколько отличается от того, как это делаем мы. Оттуда и одинаковые тексты для описания разных битв в летописях, и сведения вроде «в разгар битвы с индейцами спустился с небес Святой Сантьяго, и только так мы победили», и так далее.
Тем более, нарратив есть нарратив. Спустившись сегодня в метро, вы тоже можете столкнуться с людьми, у которых… проблемы с гигиеной, и об этом написать пост в блог — то есть оставить нарративный исторический источник. Который какой-то исследователь, возможно, когда-то прочитает. И как он его обработает — зависит от квалификации…
Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина существует не просто так.
Напоследок
Конечно, средневековый человек не мог быть таким же чистым, как мы с вами. Что поделать, не было у него водопровода с горячим водоснабжением, часто не хватало времени и сил на то, чтобы после работы ещё и возиться с дровами, нагреванием воды, которую ещё нужно притащить… хорошо, если есть слуги или деньги на общественную баню. А если нет? А зимой всё это в городе, как я уже говорил, ещё сложнее.
Положив руку на сердце: когда у вас летом отключают горячую воду — ваша-то гигиена не проседает? А это малая толика тех сложностей, знаете ли. Но всё же, люди всегда были людьми, и стремились к чистоте. Тем паче, на эмпирическом опыте видя, что это полезно для здоровья (что, кстати, также отражено в массе текстов, где баню советуют именно от болезней).
Конечно, нашим современникам приятно думать, что они, ведущие заурядную жизнь, хоть в чём-то лучше великого короля прошлого — например, хотя бы чаще моются. Не могу осудить такое мышление. Могу только отметить, что к науке, области объективного знания, такие вещи отношения не имеют.
А реальная картина обрисована выше, и подкреплена более чем весомыми данными из различных документов. Средневековая Европа страдала многими серьёзнейшими проблемами. Было много трудностей, откровенно неприятных и кровавых вещей, много социальной несправедливости и мракобесия. Да, увы, Европа той эпохи — не романтичная картинка из рыцарских романов.
Источник статьи: http://vk.com/@grand_orient-bani-i-gigiena-v-srednevekove