Кадка с замешанным тестом

Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

Читайте также:  Обработка полов и полков бани

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня – это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели – емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата – используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник – кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Читайте также:  Внутренняя отделка бани в русском стиле

Кадки для теста

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и купть деревянную кадку в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

Источник статьи: http://fitowood.ru/stati/5/

Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня – это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели – емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата – используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник – кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Кадки для теста

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и купть деревянную кадку в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

Источник статьи: http://fitowood.ru/stati/5/

За что и как почитали славяне… кадку-квашню?

Квашня, она же дежа — деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное — священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок — боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив — с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. — Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху — мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Но если все-таки приключалась такая незадача, что дежа «портилась», то в этом случае прибегали к особым обрядам для того, чтобы восстановить ее былые свойства. Например, окурив освященными травами, кадку переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз. Другой способ заключался в том, что хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: «Буду бить снова, если не исправишься!». Таковая угроза признавалась действенной для того, чтобы «приструнить» кадушку.

Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.

«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.

Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как-то, что квашня таким образом «исповедуется», в других — что «говеет», в третьих — что «отдыхает», в четвертых — что «торгует» или «идет на базар» Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах. Впрочем, об этом будет отдельный рассказ.

Источник статьи: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/36710/

Оцените статью
Про баню