Какие самые старейшие бани

Шесть самых древних бань Москвы

Между прочим, Москва готова дать если не фору, так пару многим банным столицам: еще в начале XIX века в городе было уже 1,5 тыс. частных и 70 государственных бань. Мы посмотрим самые извечтные и старинные из них.

Сандуновские бани

Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая. Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.

Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту их популярности.

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».

Хлудовские бани

Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни.

Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.

И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д.

После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов. В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей — предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.

Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.

Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».

Краснопресненские бани

Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. В 1903 году для своих бань «банный король» Бирюков возвёл в стиле модерн красивое одноэтажное здание. Отделано оно было роскошной лепниной, ковкой, резными дверьми. На углу над главным входом в подковообразную нишу было помещено керамическое панно «Лебеди» работы Михаила Врубеля.

Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною», следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.Фото 1947 года. В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.

Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.

В Краснопресненских банях один из лидеров силового блока волговско-рузляевской ОПГ Евгений Совков периодически встречался со своими подельниками и представителями других ОПГ. Видимо, отдавал дань столичным традициям, ведь это было одним из излюбленных мест для сборищ криминальных авторитетов.
26 декабря 1997 года Совков направился на очередную такую «стрелку», которая стала последней и для его ни в чем неповинной подруги.

Челышевские бани

Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.

«В некоторых банях даже воровали городскую воду», — писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.

Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.

Селезневские бани

Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов.

Воду для Селезневских бань брали из расположенных рядом Неглиненских прудов в верхнем течении реки Неглинной. Один из этих прудов на правой стороне улицы сохранился и сейчас называется Селезневским. Дальнюю от улицы часть банного комплекса построили в 1870-х годах, а фасадную — в 1888 году по проекту А.П. Попова. Фасадная часть состоит из двух корпусов с отдельными входами. Правый корпус предназначался для простонародья, а левый — для знатных посетителей.

Но в советское время Селезневские бани приобрели репутацию дорогих, и простые люди туда не ходили.

Ржевская баня

Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43042928034/SHest-samyih-drevnih-ban-Moskvyi

История русской бани

Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, а по другую сторону «баррикады» стоят люди, которые уверяют что баня – собственное изобретение славян. Третья же сторона уверена, что первая баня на Руси проложила себе путь через славянские племена с Востока на Север.

На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

В «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором-монахом Киево-Печерского монастыря, есть документальные сведения о банях на Руси. Из фактов, содержащихся в книге «Повести временных лет» Нестора абсолютно ясно понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века.
В этой книге Нестор описывает то, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье, после чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Таким образом он зашёл далеко на север, туда, где сейчас находится современный Новгород. Там Андрей был поражён тем, что он увидел: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены. И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.

В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии стало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.

Нестор описывает ещё один момент, который возник в 945 году. Многие источники указывают, что киевская княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.

Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.

«И нет у них купален, но строят они дома из дерева, и заделывают щели его зеленоватым мхом. В одном углу делают очаг из камней, а в потолке дыру для выхода дыма. В доме всегда есть сосуды с водой, которой поливают накалённый очаг, и поднимается тогда горячий пар. И в руках у всех связки ветвей, которыми они махают вокруг тела, притягивая горячий воздух к себе. Потом поры на их теле открываются, и реки пота текут с них, а лица – радостные и счастливые» — вот что писал о древних славянах неизвестный арабский учёный-путешественник.

В летописях Х-ХII веков не редко встречаются упоминания о банях на Руси, но тем не менее в те далекие времена наши прародители называли их на свой лад: мовня, мовь, влазня, мыльня и др. В уставе князя Киевского и Новгородского Владимира, который был назван среди народа на Руси Красное Солнышко и ввёл в страну христианство, бани предназначались для немощных. Бани были в каком-то смысле лечебницами, скорее всего первыми на Руси. В летописях XI-ХII веков была информация и о водопроводе, который был построен для Ярославова дворища. Московские князья парили бани водой из реки Неглинной или из Москвы-реки. Намного позже, примерно к началу XVI века, по приказу Ивана Калиты от реки провели трубу из дуба, чтобы подавать воду в глубокий колодец-тайник, из которого её в дальнейшем набирали в разные сосуды и относили по домам.
Примерно в тридцатые года XII века на Руси жила известная врачевательница и целительница по имени Евпраксия, которая была внучкой князя Владимира Мономаха. Она всегда была на стороне русской бани, так как считала, что она очень полезна для здоровья. Когда Евпраксие было 15 лет, она была выдана замуж за византийского царевича. По прибытии к мужу в Царьград, она с необыкновенной скоростью выучила греческий язык и прочитала подлинные сочинения великих врачевателей – Галена, Гиппократа и Асклепиада. По истечении времени, став хорошим врачом, она нашла и прочитала большое количество рецептов народной медицины. Также, Евпраксия всячески склоняла народ к поддержанию гигиены. Вот что она говорила о бане — «Баня предохраняет от болезни и делает тело крепче».

Только русская баня была описана иностранцами настолько подробно, их очень удивляли особенности русской бани. В более поздние времена практически каждый мастер русского слова считал своим долгом говорить о бане. Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением. Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату. Закаляется с помощью своей огненной бани».

На рассвете XVII века учёный из Германии Адамус Алеариус (Олеарий) прибыл в Россию и оставил свое доказательство о выбившей его из колеи народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».

В книге «Рассказы о персидском путешествии» Алеариус пишет, что был потрясён оттого, что он увидел, когда он заглянул в окошко одной из общественных бань в Астрахани: и мужчины и женщины парились в одном помещении, и только несколько из них прикрывались вениками, остальные же чувствовали себя абсолютно спокойно.

Да, это действительно так, особенная русская баня очень долго не была разделена на мужскую и женскую. В общественных банях все парились вместе, не обращая внимания на пол или возраст других. Первая попытка разделить мужчин и женщин была предпринята Иваном Грозным, после того как он побывал в Пскове. Побывав там, царь очень сильно разозлился и устроил церковный совет. Разозлился он из-за того, что он увидел, как из общественной бани в Пскове выбегают не только голые женщины и мужчины, но и монахи и даже монашки. Результатом этих событий было то, что монашкам и монахам было запрещено находиться в бане с представителями другого пола. Остальное же население Пскова по-прежнему продолжало париться вместе с противоположным полом и выбегать из бани. Иногда были попытки запретить совместное мытьё, но все попытки, без исключения, не имели успеха. Обычно в домашних банях мылись сразу целыми семьями, и женщины с мужчинами парились, конечно же, вместе. Но, с другой стороны, в общественных (торговых) парилках люди разных возрастов и пола точно так же парились вместе, но было небольшое отличие: женщины парились на одной стороне, мужчины — на другой. И только Екатерина II смогла прекратить это безобразие. Специальным указом она приказала при постройке бань строить помещения для женщин отдельно, в которые было строжайше запрещено входить мальчикам, которым было больше семи лет. Но, как и следовало ожидать, и тут не обошлось без смягчения условий. Согласно указу, на женскую половину могли заходить врачи, художники, и их ученики, чтобы они постоянно могли улучшать своё мастерство и искусство с помощью живой натуры.

Общественные бани строятся на Руси уже очень давно. Скорее всего, первые из них, предназначенные для оздоровительных и лечебных целей, были построены при монастырях. К 1091 году епископ Ефрем, который в итоге стал — Киевский митрополит, приказал «создавать строение — банное врачево — и всех приходящих безвозмездно врачевать». В это же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий, ставший известным благодаря своему таланту к излечению, лечил больных с помощью мазей и бани. Согласно уставу монастыря, больных нужно было мыть в бане как минимум три раза в месяц. Монахи из Киево-Печерской лавры исследовали древние греческие трактаты, которые нашлись на Руси через некоторое время после византийских походов. Монахи пытались найти применение целебным свойствам воды и пара, описываемых греческими врачами, для лечения различных заболеваний. Но при этом строили русские бани не по схеме греческого лаконикума, а по схеме русской народной курной избы. Баня была почти обязательным атрибутом в жизни русского человека, и хотя бы одна непременно была в каждом русском поселении, более того почти во всех домах была своя, отдельная баня. Постройка своей бани была разрешена всем, у кого хватает земли. В 1649 году был назначен указ, который предписывал «мыльни возводить на полых местах и на огородах, подальше от хором». Принадлежащие людям бани топились только по субботам, поэтому суббота считалась банным днём, в связи с чем по субботам не работали даже общественные бани.

При возведении Санкт-Петербурга, Пётр I всем разрешил строить в основанном городе русские бани, ничем себя не ограничивая, а также за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем, Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани и Петербурга. Посещение бани было очень дешёвым, это было сделано для того, чтобы любой желающий того человек, даже самый бедный, мог спокойно попариться без ущерба своему кошельку. В государственном архиве до сих пор есть любопытная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих предназначенных для лечения банях, которые назывались «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки.

Ещё с петровских времен в России прижилось уважение античной культуры. Строились здания в духе Древней Эллады и Рима. В городке Царское Село (ныне Пушкино) в комнатах Большого дворца есть так называемая «холодная баня» — аналог римских терм. Также, в Царском селе в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, — здание верхней ванны, или, по-другому — «мыльни Их Высочества». В павильоне, который окрашен в нежный светло-жёлтый оттенок, есть несколько помещений: раздевальная, сени, парильня, ванна и восьмигранный зал для «отдохновения», в котором перерисованы росписи из древнеримского дома Нерона. Не далеко от павильона построена намного более скромная баня для придворных.

Ближе к концу XIX века возведение бани, поддержание её в нормальном состоянии и ремонт было одной из многочисленных обязанностей крестьян, проживающих в каждой деревне.

Уже упоминавшийся Алеариус описывал и королевские бани в Кремле. Он утверждает, что комната предбанника до потолка увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие было набросано невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек, а слуги опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. Также он написал о том, что к каждому, кто парился в бане, была приставлена служанка, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. Алеариус явно дал волю своей фантазии, вдохновленный сказками из сборника «Тысяча и одна ночь». По факту, в любом месте русская баня практически одинакова, будь то дом богатого промышленника или домик бедного крестьянина из маленькой деревушки. Схема её постройки настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений практически не было. Русские бани не так роскошны, как хамам или римские термы, в них нет ни огромного количества помещений размером с поле, ни красивой архитектуры. Но, как бы то ни было, русская баня живёт, и будет жить намного дольше, если не всегда.

Раньше было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.

«Чёрная» баня — самая древняя. В ней не было отверстия для выхода дыма, стены были чёрные от сажи, в связи с чем и появилось название. «Чёрная» баня – это, по сути, крошечная избушка из брёвен с очень низеньким потолком, разделённая на две маленькие комнатки. В одной комнате был предбанник, а во второй сама парилка. Обстановка в парной была более чем скромной: печи, полка и большая бочка с водой. Пол чаще всего укрывали соломой или ветками ели.

Потолок высотой был примерно полтора метра, один из углов был полностью занят печью-каменкой, а другой дровами, предназначенных для растопки. Над печкой делали малюсенькое открывающееся окошко. Очень качественная должна была быть дверь, она должна была плотно закрывать дверной проём между парной и предбанником, от этого зависела температура бани. После того как баня была хорошо протоплена, дым уходил в комнату, а после этого выветривался через открытое окошко. После того как все дрова сгорали, и весь дым выветривался, окно закрывали, после чего баню нужно было «пропарить» вытереть все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, более того от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. После этого можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим. «Чёрная» баня была очень распространена от западных границ Руси до крайнего севера. При освоении семьёй нового места баня возводилась в первую очередь, за счёт того, что в ней вполне можно было приютиться и того, что она очень просто строилась.

Потом появилась и «Белая» баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Печь в «белой» бане была трёхуровневой: самый нижний, пустой — поддувало, средний — очаг, в котором горели дрова, и верхний – гора больших камней. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили «белые» бани. Точно так же создавались и общественные бани. Различие между личными одно, это размер.

В районах России, где мало лесных участков, стала популярна довольно специфическая печка: пространство внутри очень большое — около полуметра высотой и почти полтора метра длиной. После приготовления еды — обычно выпечки хлеба — из очага доставали все угли и золу. Нагретые стены вытирали от копоти и золы мокрой тряпкой. На дно печи стелили доски или солому. Человека, который хочет помыться, засовывали на специальной лопате в устье печи и закрывали за ним дверцу. С собой человек брал большой сосуд с водой и берёзовый веник. Окатив стены водой, получали пар, который был насыщён хлебным запахом, который укреплял здоровье человека. После процедуры парящегося доставали из печки, и он отправлялся мыться по-обычному в избу. До того, как мыло было распространено по всей стране, вместо него использовали разведённую в воде золу – щелок. С его же помощью стирали белье.

«Чёрная» баня и баня в печке, как бы странно вам это не казалось, существуют и сейчас, во времена компьютеров и полётов в космос. В далёких районах России, далеко от столицы, до сих пор можно увидеть оба варианта. В любом случае, топить «чёрную» баню умеет не каждый, а это довольно сложное искусство, — но оно все еще известно людям, живущим вдалеке от культурной столицы нашей родины. Считается, что «чёрная» баня намного лучше укрепляет здоровье, чем «белая». Во-первых, потому что температура в «чёрной» бане намного выше, и жар держится дольше. Ещё некоторые люди считают, что дым, который охватывает парилку, содержит антисептические свойства.

В конце XIX века в России было насчитано более трёхсот тысяч бань. Общественные бани переименовали в «торговые». Ещё были дворянские бани — предназначенные скорее для расслабления, чем для омовения. Полное описание московских бань было написано В. Гиляровским в книжке «Москва и москвичи».

Годы после революции были тяжелы не только для страны в целом, но и для истории русских народных бань. Разруха, массовые заболевания тифом, а после этого через двадцать лет ужасная, разрушительная война. В следствии, привычная русская народная баня сначала была заменена на санпропускник с раздельным входом и выходом, а потом на санитарные поезда с передвижными банями, а когда всё более-менее наладилось – на районную баню с душем и банно-прачечные комбинаты. Именно в таком виде нам показывают в словарях середины пятидесятых годов понятие «баня». После войны общественные бани функционировали в первую очередь как гигиеническое учреждение, хотя классическая русская народна парная была в каждой из них. По мере постепенного расселения городов, не оснащённых ванной и водопроводом, исчезали и бани: закрывались или использовались для достижения других, изначально не вложенных в них целей. Когда люди вновь заинтересовались банями, то модна была не исконно русская баня, а финская сауна. Но, как бы то ни было, русская баня существовала столько лет определённо не просто так. Видимо, наша баня не умрёт и в наши дни, так как принципиальных различий между русской и финской баней нет. Разве что с таким сухим воздухом, как в сауне, невозможно использовать веник так, как во влажной парной. В наше время типичные русские бани строятся только в клубах, салонах красоты, спортзалах, отелях и в частных домах.

Благодаря европейским путешественникам, любящим всяческую экзотику, наша русская баня начала сначала неуклюжее, а потом свободное шествие по всей Европе. Среди первых людей, которые это видели и оставили свои записки, кроме уже знакомого Алеариуса, значатся такие люди как Вильям Тук, Джакомо Казанова и некоторые английские путешественники — Кокс, Портер и другие. Что касается Казановы, точно известно, что в 1774 году он был в Москве с девушкой по имени Заира, которую он купил в Петербурге за тысячу рублей. Вот что он пишет об этой девушке: «В мае Заира стала очень красивой. Она мне так понравилась, что я решил взять её с собой в Москву. В субботу, по русскому обычаю, мы пошли с ней в знаменитую русскую баню. Там уже было порядка тридцати человек, и все они были абсолютно голые. Однако, так как в бане никто друг на друга внимания не обращает, все чувствуют себя вполне свободно. Такое ощущение, что эти люди просто не знаю что такое стыд, а это только свойственно только действительно невинным и целомудренным людям, какими, несомненно, являются все русские с момента своего рождения».

Но закалённость и прекрасное здоровье поражало иностранцев намного больше, чем простота нравов.

Вот что член Императорской Петербургской академии наук врач Вильям Тук написал в 1779 году в английских заметках: «Русские болеют очень малым количеством известных болезней, и большинство из них они лечат простыми домашними рецептами и диетой. Женщины в России рожают очень легко, и чаще всего в бане. Количество детей, рождённых мёртвыми, по сравнению с другими странами исключительно мало. По сути, русские знаю очень мало целебных рецептов, при чём вместо того, чтобы поправлять здоровье лекарствами, они предпочитают париться в банях, которые оказывают благотворное влияние на их организм. Я не сомневаюсь, что этим исключительным здоровьем и долголетием русские обязаны именно баням».
Через некоторое время после Вильяма, Эдвард Кентиш отметил, что для русских большинство смертельных болезней не так опасны, как для других народов. Он считал, такая стойкость к болезням получена за счёт регулярного посещения паровой бани. Так же считали и многие другие врачи того времени, населяющие Европу. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес уверял, что баня лечит русских от оспы, простуды, хронических болезней, вызванных чревоугодием. «Я не питаю надежд на то, что найдётся такой врач, который скажет что русская баня не помогает здоровью. Каждый знает, как общество было бы счастливо, если бы был нетрудный, безвредный и столько действенный способ, который смог бы не только сохранять здоровье, но и исцелять болезни, которые так часто случаются. Я считаю, что только должным образом приготовленная Российская баня способна принести человеку столь великое благо. Когда я думаю о великом множестве лекарств из химических лабораторий и аптек, выходящих и привозимых со всех сторон света, превратились в бани Российские». На закате своей жизни Санчес, уехав из России, помог открыть русские парные бани во всех столицах и крупных городах Европы.

В Европе русская парная баня появилась в начале XIX века. Те, кто остались в живых после наполеоновского похода, донесли весть о бане во Францию. Более того, когда русские войска, преследовавшие Наполеона, вступили в Германию, их встретили с почётом и восторгом. Русские отряды стали обустраиваться на новом месте, и одной из первых построек, которые возводили солдаты, была баня. Русские солдаты славились своим умением построить походную баню за один час. Выносливость, здоровье и сила русских людей были как нельзя лучше доказаны в этой ужасной кровопролитной войне. Во многом благодаря победе русских немцы с большим желанием стали проникать в секреты русской бани. Даже прусский король сказал, что русская баня – великое благо. Уже в 1818 году в Берлине был открыт первый аналог русской бани. Вскоре после этого германские врачи начали проявлять академический интерес к русской бане, и даже было опубликовано несколько научных работ, посвящённых этой новой для германского народа вещи. В течение следующих десяти лет бани открылись более чем в двадцати германских городах, а также в Лионе, Вене, Праге и Париже. Популярность русской бани резко возросла, не смотря на зарождавшуюся в XIX индустриализацию, после которой появились такие удобства как ванная и домашний душ. Не большая группа исследователей отметила, что если бы не печальные события в начале XX века, надолго изолировавшие русскую культуру от всего остального мира «стальным колпаком», то нарицательным понятием во всех без исключения языках мира была бы именно «баня», а не «сауна». Русская баня не понравилась только американцам. Только воспоминание о русских банях, и не более живет в обычаях эскимосов-алеутов — населения Аляски. Эмигранты заката XIX – рассвета XX века хоть и пытались в течение короткого времени поддерживать банные традиции своей родины, но вскоре не выдержали натиска развивающейся американской цивилизации и сделали выбор между ванной и баней в пользу первой.

Русская баня заставляет вспомнить не только русские традиции и здоровье русского народа, но и множество обычаев, обрядов, верований. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. У бани даже есть собственный дух – «банник», который изображается крошечным старичком с длинными ногтями. Если вы его увидели – значит в доме что-то не так, либо ему не понравилось поведение того, кто парится. По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». Баннику это не понравится, и он накажет нарушителя: подпустит угарного дыма, плеснёт на спину кипятку или вообще обдерёт кожу. В бане, в которой пытаются ужиться три стихии сразу – воздух, огонь и вода — во что бы то ни стало водятся нечистые силы. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» — веник, бадью с водой и разведённый щелок. Таким образом задабривали банника, который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвертую очередь. Из-за этого все члены семьи старались помыться за три «круга». Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться, поэтому заходить в баню, когда там, скорее всего нечистые силы было очень опасно. В случае, если сгорела баня, то нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства, чтобы с ней, чего доброго, не случилось чего-то подобного.

Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya/istoriia-russkoi-bani-5bd46e14c1416b00ac140328

Читайте также:  Камни для каменки в баню порфирит
Оцените статью
Про баню