Как бороться с хамами учениками

Как бороться с хамами учениками

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Горячая линия по вопросам подготовки, записи, обследования на ПМПК, соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью на создание специальных условий для получения образования:

8-900-553-40-22

Время работы горячей линии:

вторник, четверг с 9.00 до 12.00.

На вопросы родителей отвечают руководитель (заместители руководителя) Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Вологодской области

На сайте www.podderjkasemei35.ru можно записаться на консультацию

к педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам на консультативных площадках области и

получить консультацию по Skype.

Город Вологда, Вашкинский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Междуреченский, Сокольский, Сямженский, Усть-Кубинский, Харовский муниципальные районы

Город Череповец, Бабаевский, Белозерский, Кадуйский, Кирилловский, Устюженский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский муниципальные районы

Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Нюксенский муниципальные районы

Бабушкинский, Верховажский, Тарногский, Тотемский муниципальные районы

запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Обращаем Ваше внимание на то, что прием детей в учреждении и обследование на психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется в присутствии

только родителей (законных представителей) .

При посещении учреждения

обязательно иметь при себе

защитную маску и бахилы ( сменную обувь) !

Как нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников

  • Печать
  • E-mail

Подробности Создано: 29.09.2013 00:43 Опубликовано: 29.09.2013 00:43 Просмотров: 73811

Мичурина Екатерина Алексеевна,
педагог-психолог

Никто не застрахован

Выбирая профессию учителя, мы изначально идем на риск — попасть под жернова хамства со стороны детей, их родителей, а иногда — и своих коллег. Ни для кого не секрет, что красный диплом педагогического университета вовсе не означает, что учитель готов к преподаванию, к общению с детьми. Учат все больше теориям, истории педагогики, тому, как надо и как должно быть, а вовсе не готовят к тому, с чем можно столкнуться сегодня в нашей школе. Отрыв от практики колоссальный.

Не мытьем, так катанием

По большому счету, только на своем опыте методом проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые учителя начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения насилия и оскорблений вести полноценный урок. В итоге, в проигрыше остаются, прежде всего, дети.

Кроме того, нынешние педагоги старой закалки отмечают, что если раньше на авторитет учителя среди учеников работало общественное мнение, престижность педагогической профессии, действенность рычагов воспитания на родителей через партийную организацию, на школьных хулиганов — через пионерскую и комсомольскую организации, то теперь учитель беззащитен и везде крайний. Поставил двойку — плохой учитель, сам себе ее поставил, не научил, не нашел подхода к ученику.

Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через Wi-Fi, а чтобы пообщаться с друзьями — им проще создать конференцию в сети.

Поиск виновных тоже ни к чему хорошему не приводит — ни к решению проблем, ни к ответам на злободневные вопросы, только разжигает больше ненависти учителей и родителей, учителей и детей.

Детки в клетке

Всем известно, что школа — это место, где дают ответы на незаданные детьми вопросы. И если раньше ученики зачастую молча «кушали» то, чем их «кормили» на уроке, то сегодня они открыто заявляют: а мне это не надо, я не хочу учиться, мне это неинтересно, я не просил вас об этом рассказывать, мне лень работать на уроке.

И многие бы сбежали из школы, если бы могли. Сейчас создается благодатная почва для процветания школьного хамства. Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей — мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

В общем, проблему с хамством на своем уроке преимущественно решает (или не решает) сам учитель, ведь он – взрослый, несет за детей ответственность, на него возложены обязанности по обучению и воспитанию детей, а ученики – это дети, что с них возьмешь (с урока выгнать нельзя, наказать тоже).

Как же нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников?

Как обычно реагируют учителя?

  • Не вмешиваются.
  • Угрожают (поставить двойку, вызвать родителей и т.д.).
  • Стараются взаимодействовать, пытаясь поставить учащегося перед необходимостью сделать осознанный выбор и задуматься об ответственности.

Существует мнение, что подростки затевают подобные «игры» ради гнева учителя. Они чувствуют, как человек в гневе теряет контроль над ситуацией, и видят, что это они управляют ситуацией и учителем.

3 основных закона, по которым ученики строят свое поведение

Определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными. И так постоянно.

Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение.

Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе. Ученику необходимо ощущать свою интеллектуальную состоятельность (а не слушать в свой адрес комментарии, о том какой он тупой), даже если не тянет программу на «4». Обязательно нужно школьникам поддерживать отношения с учителями и одноклассниками. И как ни странно, кто бы как бы ни отлынивал, ребята чувствуют потребность вносить особый вклад в жизнь класса и школы. И они стараются это сделать. Любыми способами. В том числе и нарушая дисциплину.

Дети и подростки понимают, что ведут себя неправильно. Но. они не понимают, что так ведут себя, чтобы привлечь внимание, избежать неудачи, отомстить, получить власть. Плохое поведение – признак того, что ученик хочет быть в центре внимания и быть главным, так в первом случае учитель постоянно обращает на него внимание, а во втором – разрушают порядок в классе, демонстрируя, что никто ничего ему не сделает. Некоторые обидчивые ребята или те, которых «достала» та или иная ситуация, начинают мстить учителю/однокласснику/классу или всем сразу за реальную или выдуманную обиду. Но каковы бы не были цели, учитель должен взаимодействовать с ними.

Главное, понять действительную причину поведения учеников, и только тогда можно будет правильно построить общение, чтобы погасить плохое поведение.

1. Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на его личности.

Обсудите с учащимся или учащимися поведение. Просто опишите его без оценки самого поведения, избегая слов «плохо», «по-хамски» и так далее. Это не только вызовет отторжение со стороны учащегося, но и вы себя «накрутите», а в результате все вернется к эмоциям и перейдет «на личности». Проблему так не решить. Обсуждайте только проступок, лучше тот, что происходит в данный момент. Не стоит припоминать прошлые проступки или говорить о том, что так произойдет снова. Разговаривая, нужно быть доброжелательным к собеседнику, тогда у ученика не возникнет желание защищаться.

2. Контролируйте отрицательные эмоции.

Какие эмоции у вас вызывает ученик, который старается вывести вас из себя? Гнев, беспомощность, возмущение? Это нормально. Но в это время мыслить здраво и спокойно невозможно. Всех этих эмоций и добивается подросток, которому нужна власть. И когда он своего не добивается, учитель спокоен и может даже безразличен, то такой ученик лишается ожидаемой реакции, а у учителя есть много шансов успешно взаимодействовать с таким учеником в дальнейшем.

И разумеется, необходимо «разряжаться» каждый день, будь то душ, или физические нагрузки и музыка, кому-то будет лучше покричать или выговорить все без церемоний мнимому ученику. Найдите свое.

Ученики любят проверять учителей на выдержку, терпение и изворотливость, если можно так выразиться.

3. Не усиливайте напряжение ситуации, правильно реагируя

Снижать напряжение довольно трудно. Типичные ошибки в напряженной ситуации:

  • повышение голоса,
  • крик,
  • оскорбительные, унижающие выражения,
  • сарказм,
  • оставлять последнее слово за собой,
  • напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки,
  • применение физической силы,
  • настаивание на своей правоте,
  • действия с чувством превосходства,
  • оценивание характера ученика,
  • сравнение одного ученика с другим,
  • «проповеди»,
  • втягивание в конфликт других людей,
  • оправдывания, защита,
  • типичные фразы вроде «Учитель здесь пока еще я» и обобщения «Вы все одинаковы»,
  • придирки,
  • передразнивание,
  • требования и давление.

Возможно, на некоторое время неприемлемое поведение действительно прекратится, но очень скоро повторится.

4. Обсуждать плохое поведение нужно позже

Когда остынут эмоции и у вас, и у ученика. Но поговорить нужно обязательно. Виноватых искать не надо, ученики в курсе, как они себя ведут, и что это плохо. Возможно, будет полезным организовывать время от времени общие дискуссии.

5. Всегда оставляйте ученикам возможность «сохранить лицо»

Бывает, что вы можете надавить, и ученик сделает то, чего хотите вы, но по-своему. ну и пусть, не надо требовать полного подчинения. Главное, что учащийся, наконец, прекратил мешать и вам, и классу, и самому себе. Подавлять полностью ни к чему.

6. Демонстрируйте доброжелательное поведение

Оставьте крик, унижения и обвинения – агрессию. Место агрессии при общении с учащимися – в воображении. Дисциплинарные меры лучше отложить до утихания бури эмоций. Ученики делают то, что делают учителя и взрослые, повторяют. Конфликты также учатся разрешать на примере учителей. Если эмоции и агрессия захлестывают учителя, то ученики сделают то же самое и будут позволять себе это по отношению к учителю. Если же учитель демонстрирует неагрессивное поведение, то учащиеся также быстро переймут такое поведение.

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

Источник статьи: http://ocpmcc.edu35.ru/toped/topedther/310-topednaedpov

На уроке хам ученик

Как правильно поступить учителю, если в классе есть ученик-хам, который постоянно опаздывает на уроки, нарушает дисциплину. Вызов родителей в школу он не боится, так как они все равно не приходят. Выгнать с урока его не имею права. Что делать? Подскажите!

Комментарии

Хам боится только тех, кто

Хам боится только тех, кто «выше» его. На то он и хам. Скорее всего, родители его или больше зарабатывают, или больше «имеют». Такой будет уважать учителя только тогда, когда учитель ему необходим, то есть репетитора, да и то по необходимости. Если мы не можем срочно изменить макромир и поставить учителя на должную высоту, то можно попытаться изменить микромирок вокруг хама. Не воспринимайте его серьезно. Относитесь к хаму, как к больному, инвалиду души. Смотрите на него с высоты учительского интеллекта. МОЖЕТ БЫТЬ, появятся единомышленники в классе и поставят его на место. Но самому справиться с таким под силу только профессору Преображенскому.

Действуйте через

Действуйте через администрацию. Пусть они помогут справиться с хамом.

Хамством подросток пытается

Хамством подросток пытается привлечь к себе внимание. Очевидно, что в семье ему не уделяют должного внимания. Может быть стоит привлечь его к общественной работе, «дать» ему это внимание.

У меня были ученики, особенно

У меня были ученики, особенно когда берешь новый класс, которые опаздывали. Два раза прощаю, потом предупреждаю, что опоздавшие будут работать стоя, у дверей (выгнать не могу, а не разрешить сесть за парту могу). Кстати хамы очень не любят стоять, когда все остальные сидят, а если после еще проверить выполнение классной работы и поставить оценку, то опоздания быстро прекращаются. Желаю удачи.

Полностью согласна. Поступаю

Полностью согласна. Поступаю точно также.

Хамство ученика

«Настоящий» хам не не будет стоять в классе по «велению» учителя. Как правило, хам хорошо знает свои права, совсем забывая об обязанностях. На уроке он не работает, а за отметки не переживает, уверен, что «3» всегда поставят. Он упивается своим хамством, ибо оно — наглость, помноженная на вседозволенность. Тема актуальная, проблематичная, универсального совета нет. Хамство идет от невоспитанности, из семьи. Это — издержки сегодняшнего социума. Современный учитель — увы! — бессилен перед хамством учащихся и их родителей!

Галина Александровна, я не

Галина Александровна, я не сказала, что это универсальный способ разрешения ситуации. Я просто поделилась своим способом разрешения такой ситуации, т.к. у меня он «работает».

Вы правы, перед хамством

Вы правы, перед хамством учащихся и их родителей сегодняшний учитель бессилен!

Как это не прискорбно, но Вы

Как это не прискорбно, но Вы Галина Александровна правы и я с Вами согласна на все сто.

хамство

Полностью с Вами согласен. Поэтому, все действия по пресечению хама и хамства надо проводит через администрацию и не поддаваться на провокации. Действия хамов направлены на вызов ответной реакции на своё хамство и ответная бурная реакция со стороны преподавателя вызывает у него чувство удовлетворения. Тем более надо иметь в виду, что вся ситуация может сниматься на мобильник.

Вы правы, Юрий Александрович!

Вы правы, Юрий Александрович! Согласна с Вами полностью!

Доброе утро, уважаемая Елена

Доброе утро, уважаемая Елена Геннадьевна! Мне кажется, опаздывающий на урок — не хам, а нарушитель дисциплины, и для него, возможно, срабатывают меры, описанные Вами ( хотя смотря, в каком возрасте он пребывает). Думаю, заставлять его работать стоя у дверей — неправомочно для учителя. Про универсальность сказала абстрактно, не привязывая свои суждения к Вашим высказываниям. Всего доброго! Успехов нам в воспитании детей!)))

А я бы сходила в эту семью

А я бы сходила в эту семью сама, познакомилась с родителями, увидела обстановку, обязательно похвалила бы «юного хама»(обязательно найдётся за что: способный, сильная личность, лидер и т.д.), а потом бы сказала, что заинтересована в его успешности и вижу, что для этого нужно. А дальше — как минимум- недоумение подростка и родителей: почему не ругала, чего хотела, а может, и правда хочет помочь. А кто-то пойдёт более простым путём: поймёт, что мои занятия выгодны ребёнку, ведь я же его хвалю, значит, оцениваю объективно:))

Уважаемые коллеги! А Вы не

Уважаемые коллеги! А Вы не задумывались, почему на одних уроках «хамы» ведут себя как хамы, а на других и не хамы вовсе?!

Абсолютное попадание! Форум

Абсолютное попадание! Форум тем и хорош, что можно ответить обдуманно и «отстраненно». Можно «просчитать » все возможные ситуации и ответы, поучиться у других. Разумеется, сильного бьет тот, кто еще сильнее. Самоуверенного хама можно победить только полной уверенностью в себе. Конечно, если при этом учитель не хамит. Для нашей местности это проблема! Здесь учитель всегда выше.

понимаю что душещипательными

понимаю что душещипательными беседами такого ученика не пронять и все бес толку. привлекать администрацию к решению проблемы, пусть родителей вызывают на КДН, штрафуют родителей

Уважаемые коллеги! Ученик (

Уважаемые коллеги! Ученик ( родитель)- хам — не единичный случай, это большая проблема социума, и нужна целая система поддерживающих учителя мер, чтобы поставить их на свое место! Так что все такие семьи не посетишь, да и опасно это! Как правило, хамы испытывают эйфорию от своего хамства и не ценят доброго к себе отношения. Никакой профессионализм и педагогическое мастерство не спасут ситуацию, чудес не бывает!Хамы ведут себя по-хамски на всех уроках, и не надо себя тешить мыслью, что на уроках супер талантливых педагогов они перевоплощаются.Заигрывания с ними не дадут положительного результата. И вообще, если бы было все так просто в воспитании учащихся, не было бы, наверное, колоний для несовершеннолетних.

Уважаемые коллеги, разрешите

Уважаемые коллеги, разрешите вмешаться в ваш разговор! Уверена, что в данной ситуации помочь может только разговор тет-а-тет, отыщите своего «героя» в соцсетях, обратитесь с добрым словом, выразите просьбу видеть в нём Вашего союника. помощника. всё получится!

о хамстве

Уважаемая Галина Николаевна! С настоящим хамством такой номер- общение в соцсетях, может не пройти. Он(хам) начнет поливать вашу страничку спамами и что еще хуже неприличными комментариями.

Я поражаюсь! И домой сходить,

Я поражаюсь! И домой сходить, и похвалить, и соцсетях хорошие слова для него найти! МЫ ЧТО, ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ. Для таких случаев есть администрация, соц.работник, психолог!

Не знаю,в каких регионах как

Не знаю,в каких регионах как , а у нас на Кубани действует «Детский закон»1539- КЗ» контролируется он всеми службами, и учитель просто должен побывать дома у каждого ученика, а у проблемного со всеми службами системы профилактики. У нас рейды по графику постоянно. А вот такие хамы, как вы пишете, чтобы злостно против всего шли и на добро не откликались, мне не попадались за все 20 лет работы в школе. Повезло, наверное Может, тогда вам покажется наивным моё эссе о первых днях в школе, но всё же напишу. Не всё ж так плохо, поверьте.
Этот класс я получила на заре педагогической деятельности как «боевое крещение» молодого специалиста. 9-Е, где сидели великовозрастные лентяи — двоечники вперемежку с «трудными» подростками, все учителя называли «ёжиками» не столько из-за литеры класса, сколько из-за ершистости в поведении и прочих «колкостей». Меня коллеги откровенно жалели: « Им преподавать литературу? Да они же читать сроду не будут! А ведут себя как? Попробуй, таких повоспитывай». Шла я в класс, сжавшись, как пружина. Лихорадочно вспоминала что-то из педагогики про сосуд, который надо заполнить, и факел, что надо зажечь. Теперь, по прошествии лет, я понимаю, что образование и воспитание – две стороны застёжки – «молнии»: чуть где наперекос пошло, можешь больно прищемить пальцы, а то и вовсе молния разойдётся.
А тогда я на провокационный вопрос самого задиристого «ёжика»: «И зачем нам Ваша литература?» просто улыбнулась. Я рассказала им о тех книгах, которые любила в школьные годы: про их ровесников из «Завтра была война» Бориса Васильева и про страдания шекспировского Гамлета, про «Овода» и «Всадника без головы», про романы «Два капитана» Каверина и «Отверженные» Гюго … Читать «ёжики» конечно, не любили, потому что почти не умели. То есть буквы – то, понятно, в слова кое-как складывали, а понимать и чувствовать никогда не пытались. Зато какие это были благодарные слушатели! Каждый урок я подбирала для них стихотворение, близкое изучаемой теме. Поначалу им понятнее были строки Асадова и Евтушенко, постепенно мы научились разгадывать ребусы Цветаевой и метафоры Тютчева… Я понемногу хитрила: читала под конец урока самый интересный фрагмент из произведения, а потом, сетуя на звонок, просила помочь мне и дочитать дома. Интрига срабатывала! Часто распределяла интересные эпизоды для домашнего чтения. Как им хотелось прочитать свой отрывок на следующем уроке лучше всех! Готовились, читали по нескольку раз, подходили за советом.
Литературных героев «ёжики» судили со своей колокольни: Онегин и Печорин им казались чужими и надуманными. Приходилось долго рассказывать о мятежном поиске истины, романтическом двоемирии… А вот «Капитанскую дочку» и «Мцыри» они приняли в свой круг чтения без лишних слов. Когда задала из «Мцыри» выучить любимый отрывок, один мальчик из семьи беженцев сказал, что готов выучить всю поэму, если его кто-то готов слушать. Назначили день его выступления. Собрались после уроков, никто не спешил домой. Он читал наизусть почти час. Когда он «спотыкался», подключалась я, но не с подсказкой, а с чтением наизусть следующего фрагмента. Получался уже диалог чтецов. Пришлось накануне самой выучить наизусть все заданные эпизоды, нашла репродукции картин Лермонтова, а читавший наизусть мальчик показал любительские фотографии тех мест, где они жили до приезда на Кубань. Не пожалела, что на этот час общения пригласила всех учителей, работавших в нашем классе. Многие впервые увидели «ёжиков» неколючими. Учительница химии задала провокационный вопрос: «Так вы осуждаете Мцыри или прославляете?» Девочка – тихоня сказала, что убийство барса – это грех Мцыри: « пошёл к природе за помощью, и сам же стал с ней сражаться». А читавший стихи мальчик поразил ответом всех, потом я долго этот ответ в разных ситуациях вспоминала: « Помните, мы недавно сочинение по картине «Христос и грешница» писали? Так вот, кто без греха, пусть бросит в Мцыри камень!»
… «Ёжики» давно закончили школу, хоть без медалей и отличий, но дружно и вполне успешно. Ловлю себя на мысли: мне порой не хватает их критического взгляда и откровений. Однажды в парке слушала стихи местных поэтов, лирика негромкая, но от сердца. Толпа шумела, суетилась. И вдруг раздался резковатый басок: «Люди, да тише вы, стихи же читают!» Оглядываюсь, и вижу того самого повзрослевшего «ёжика», который спрашивал, «зачем нам Ваша литература»… Всё-таки она НАША –молния замкнулась!

Источник статьи: http://nsportal.ru/lpm/2013/05/01/na-uroke-kham-uchenik

Читайте также:  Баня в рабочем городке бишкек
Оцените статью
Про баню