Как будет баня по татарский

Баня перевод на татарский

Баня перевод на татарский

баня — См. здание дать баню, задать баню. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баня байня, байна, банное заведение, мыльня, (в)лазня, паровая, парилка, сауна, термы, фуро, сэнто,… … Словарь синонимов

БАНЯ — БАНЯ, бани, жен. 1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню. || только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани. || только ед. Мытье в бане (разг.). До бани … Толковый словарь Ушакова

БАНЯ — БАНЯ, 1) в быту различают 2 основных типа бань: римскую и русскую. В римской бане используется сочетание сухого горячего воздуха (влажность 20 30%, t 50 60шC), поступающего в помещения бани по особым каналам из центральной печи (калорифера), и… … Современная энциклопедия

БАНЯ — БАНЯ, и, жен. 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна). 2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню. • Задать баню кому (разг.) сильно разбранить. Кровавая баня (высок.)… … Толковый словарь Ожегова

БАНЯ — БАНЯ, баньки, см. банить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

баня — БАНЯ, и, ж.. 1. Жара, зной, духота, душное место. 2. (или горбачёвская баня). Винный магазин с большой очередью … Словарь русского арго

баня — БАНЯ, сауна, устар. мыльня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Читайте также:  Аксессуары для бани и сауны бондарные изделия

Баня — Баня. Так называется помещение, предназначаемое для омовения всеготела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимыхпотребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке,в самой глубокой древности. Б. как средство для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Баня — Урбан, Урбана Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Баня перевод на татарский

баня — См. здание дать баню, задать баню. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баня байня, байна, банное заведение, мыльня, (в)лазня, паровая, парилка, сауна, термы, фуро, сэнто,… … Словарь синонимов

БАНЯ — БАНЯ, бани, жен. 1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню. || только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани. || только ед. Мытье в бане (разг.). До бани … Толковый словарь Ушакова

БАНЯ — БАНЯ, 1) в быту различают 2 основных типа бань: римскую и русскую. В римской бане используется сочетание сухого горячего воздуха (влажность 20 30%, t 50 60шC), поступающего в помещения бани по особым каналам из центральной печи (калорифера), и… … Современная энциклопедия

БАНЯ — БАНЯ, и, жен. 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна). 2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню. • Задать баню кому (разг.) сильно разбранить. Кровавая баня (высок.)… … Толковый словарь Ожегова

БАНЯ — БАНЯ, баньки, см. банить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

баня — БАНЯ, и, ж.. 1. Жара, зной, духота, душное место. 2. (или горбачёвская баня). Винный магазин с большой очередью … Словарь русского арго

баня — БАНЯ, сауна, устар. мыльня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Баня — Баня. Так называется помещение, предназначаемое для омовения всеготела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимыхпотребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке,в самой глубокой древности. Б. как средство для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Баня — Урбан, Урбана Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Баня перевод на татарский

ПАРИТЬСЯ — 1. ПАРИТЬСЯ1, парюсь, паришься, несовер. 1. Подвергать свое тело действию пара в горячей бане. Париться веником. || перен. Подвергаться действию солнечной жары, зноя (разг., фам.). Париться на солнце. 2. страд. к парить1. Белье парится. 2.… … Толковый словарь Ушакова

ПАРИТЬСЯ — 1. ПАРИТЬСЯ1, парюсь, паришься, несовер. 1. Подвергать свое тело действию пара в горячей бане. Париться веником. || перен. Подвергаться действию солнечной жары, зноя (разг., фам.). Париться на солнце. 2. страд. к парить1. Белье парится. 2.… … Толковый словарь Ушакова

ПАРИТЬСЯ — 1. ПАРИТЬСЯ1, парюсь, паришься, несовер. 1. Подвергать свое тело действию пара в горячей бане. Париться веником. || перен. Подвергаться действию солнечной жары, зноя (разг., фам.). Париться на солнце. 2. страд. к парить1. Белье парится. 2.… … Толковый словарь Ушакова

париться — ПАРИТЬСЯ, рюсь, ришься; несов., где и без доп. Ждать, ожидать, быть в неопределенном состоянии, томительно проводить время. У меня на работе реорганизация, все парятся. Возм. влияние уг. «париться» быть задержанным, находиться под предварительным … Словарь русского арго

ПАРИТЬСЯ — ПАРИТЬСЯ, рюсь, ришься; несовер. 1. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Приготовляться, прогреваться в закрытом сосуде на пару. Парятся овощи. 2. Находиться в очень тёплом, жарком помещении или быть слишком тепло одетым (разг.). П. в шубе. 3. перен … Толковый словарь Ожегова

париться — париться, парюсь, парится … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

париться — рюсь, ришься; нсв. 1. (св. упариться). только 3 л. Вариться при помощи пара в закрытой посуде. Овощи парятся. 2. только 3 л. Находиться под действием пара, кипятка с целью очищения, размягчения и т.п. Бочки парятся. Брынза парится. 3. (св.… … Энциклопедический словарь

париться — I см. парить I II рюсь, ришься; нсв. см. тж. парение, парка 1) (св. упа/риться) только 3 л. Вариться при помощи пара в закрытой посуде. Овощи парятс … Словарь многих выражений

париться — 1. [11/0] беспокоиться, волноваться, смущаться. Не парься, все будет хорошо. Молодежный сленг 2. [0/0] Отбывать срок в местах лишения свободы. Ему еще пару лет париться. Уголовный жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

Париться — I несов. 1. Подвергать свое тело действию пара в горячей бане. отт. разг. Греться на солнце или у какого либо источника тепла. отт. перен. разг. Много, упорно трудиться над какой либо трудной работой. 2. Подвергаться действию пара, кипятка (при… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Париться — I несов. 1. Подвергать свое тело действию пара в горячей бане. отт. разг. Греться на солнце или у какого либо источника тепла. отт. перен. разг. Много, упорно трудиться над какой либо трудной работой. 2. Подвергаться действию пара, кипятка (при… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-perevod-na-tatarskiy/

в+баню

1 задать баню

2 баня

См. также в других словарях:

Баню задать — (иноск.) головомойку; оттрепать. Ср. Ступай прямо въ «волостную»; такую ли ей тамъ баню зададутъ, и до новыхъ вѣниковъ не забудетъ. Салтыковъ. Сказки. 8. Ср. Батраковъ у меня въ волю велю баню задать такъ вспорютъ тебя, что вспомнишь Сидорову… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

баню задать — (иноск.) головомойку; оттрепать Ср. Ступай прямо в волостную ; такую ли ей там баню зададут, и до новых веников не забудет. Салтыков. Сказки. 8. Ср. Батраков у меня вволю велю баню задать, так вспорют тебя, что вспомнишь Сидорову козу. До смерти… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Задать баню — (иноск.) задать порку, но вѣникомъ безъ листьевъ, довести до поту. Ср. «Попарить сухимъ вѣникомъ». Ср. Ну ужъ, братъ. задалъ же я ему баню! Буржуа жантильомъ этакой! Проучилъ же я его. Со мной, ты знаешь, коротка расправа. Григоровичъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

задать баню — (иноск.) задать порку, но веником без листьев довести до поту Ср. Попарить сухим веником . Ср. Ну уж, брат. задал же я ему баню! Буржуа жантильом этакой! Проучил же я его. Со мной, ты знаешь, коротка расправа. Григорович. Проселочные дороги.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Задавать баню — кому. ЗАДАТЬ БАНЮ кому. Прост. Экспрес. 1. Сильно, жестоко бранить кого либо. Бывало задаст такую баню, и бумаги все по полу разбросает, и раскричится (Герцен. Долг прежде всего). 2. Жестоко побить, поколотить и т. п. кого либо. Кантонисты… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Задать баню — ЗАДАВАТЬ БАНЮ кому. ЗАДАТЬ БАНЮ кому. Прост. Экспрес. 1. Сильно, жестоко бранить кого либо. Бывало задаст такую баню, и бумаги все по полу разбросает, и раскричится (Герцен. Долг прежде всего). 2. Жестоко побить, поколотить и т. п. кого либо.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Устраивать баню — кому. УСТРОИТЬ БАНЮ кому. Прост. Экспрес. 1. Распекать, бранить, наказывать кого либо. Сократ управляющий наверняка устроит хорошую баню своему секретарю Цицерону. Но делать нечего, и остатки денег почти швырнули поручику в лицо (В. Пикуль.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Устроить баню — УСТРАИВАТЬ БАНЮ кому. УСТРОИТЬ БАНЮ кому. Прост. Экспрес. 1. Распекать, бранить, наказывать кого либо. Сократ управляющий наверняка устроит хорошую баню своему секретарю Цицерону. Но делать нечего, и остатки денег почти швырнули поручику в лицо… … Фразеологический словарь русского литературного языка

В баню, в баню — на простор. — В баню, в баню на простор. См. КЛИЧ НОСЯЧИХ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ИДИ В БАНЮ! — Давний традиционный дружеский доброжелательный ответ на несерьезное либо не устраивающее предложение. Некогда баня была сродни клубу. Отправить человека в баню означало пожелать ему приятного времяпрепровождения. Одесские бани издавна славились в … Большой полутолковый словарь одесского языка

По рукам, да и в баню. — По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз накрыт. См. НАЧАЛО КОНЕЦ По рукам, да и в баню (от обычая молодых). См. ПРОСЬБА СОГЛАСИЕ ОТКАЗ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D0%B2+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8E/ru/tt/

Сказ о березовом венике

Любителей парной и веника в нашей стране огромное количество, но вот многие ли всерьез интересовались, как возникла и развивалась эта удивительная традиция? Казанский этнограф Руслан Бушков посвятил ее изучению более тридцати лет. Об особенностях татарской национальной бани он рассказал «РГ».

Диссертация в парной

С ученым мы встретились в Казанском федеральном университете, где он преподает. Вот только уже к середине беседы я пожалел, что сидим мы не в парной. Ну где еще вести подобные разговоры?

— Сам я пристрастился к бане, еще будучи студентом журфака, — начинает Руслан Аркадьевич. — Мне со стройотрядом доводилось бывать в Магадане. Нигде так не любят баню, как на Севере! Мы на целый день номера снимали: пиво, рыба, общение. А еще повлиял на нас, конечно, фильм «Ирония судьбы». Но я и подумать не мог, что займусь изучением банных традиций. Впрочем, уже сейчас понимаю, что это была судьба.

Получив журналистское образование, Бушков поступил в аспирантуру на кафедру этнологии и археологии. И здесь заинтересовался темой чая. Кандидатскую диссертацию писал на тему «Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья».

— А где чай, там всегда и баня, — смеется Руслан Бушков. — Мой научный руководитель, выдающийся этнограф Евгений Прокопьевич Бусыгин, настоял на том, чтобы был исследован и этот вопрос. Я начал собирать материал и понял, что в Поволжье был просто культ бань.

Что приятно, теоретические изыскания в архивах зачастую перетекали в практическую работу в парной. Этнографические экспедиции в сельские районы Татарстана, Марийской Республики, Удмуртии и Чувашии не обходились без деревенской баньки со всем ее колоритом. В результате кандидатскую молодой ученый успешно защитил, а к предмету исследования, что называется, прикипел на всю жизнь. И даже взял за принцип, путешествуя по необъятному Советскому Союзу, в каждом новом городе первым делом идти в баню. Накопленные знания в 90-х годах оформились в научно-популярную книгу «Баня по-казански». С ее выходом Руслан Бушков стал, пожалуй, самым авторитетным специалистом в этой области в Татарстане.

Ушат для домового

Так когда же на татарской земле появились первые бани? Свои истоки, по мнению ученого, эта традиция в буквальном смысле берет в реке. Если точнее, в Волге. Предки татар, волжские булгары, очень любили купаться. Существуют и документальные свидетельства — заметки арабского путешественника и миссионера Ахмеда ибн Фадлана, который посетил Великий Болгар в 922 году. При этом он сетовал, что здесь мужчины и женщины купаются голые, не стесняясь друг друга.

А как же быть зимой? Мылись дома у печки. Заметили, что если воду плеснуть на камни, то жар обдает. В общем, идея витала в воздухе, вместе с горячим паром.

— Баня, мне кажется, относится к культурным универсалиям, — говорит Руслан Бушков. — Нет единственного народа, который открыл бы этот способ мытья и затем передал опыт другим. Здесь все изобретали свой велосипед.

Остатки самых древних бань, обнаруженных археологами в Татарстане, датируются VIII-XIII веками. Наиболее известные из них — Белая и Красная палаты — расположены на территории Булгарского городища.

Еще в 1853 году известный русский востоковед Илья Березин исследовал городище, находившееся тогда в лучшем состоянии. Описал он и Белую палату: «Главный зал, отделанный белым камнем, выделялся большим бассейном и двенадцатилепестковым фонтаном, маленькие бассейны имелись также в угловых комнатах. Вода к ним подавалась по специальным керамическим трубам, вмонтированным в стену. По остальным каналам шел теплый воздух. В пяти куполах, покрывающих баню, были устроены окна».

Как поясняет Руслан Бушков, следует разделять элитарные бани, порожденные городской культурой, и народные, деревенские. В описанных выше хамамах собирались представители булгарской знати. Они играли здесь в шахматы и нарды, заключали торговые сделки, решали политические вопросы. Это были своеобразные клубы общения.

Простые люди мылись без изысков, в невысоких срубах, проконопаченных мхом. Но и у них посещение бани не сводилось лишь к гигиеническим процедурам. Можно сказать, это было сакральное семейное пространство, с которым связано множество традиций.

Невесты накануне бракосочетания проводили здесь девичники с песнями и обрядами. А наутро после свадьбы молодожены обязательно шли вместе в баню. Человеку, истопившему ее, муж оставлял «банные деньги». Бабки-повитухи (кендек эби) принимали в банях роды. И очистительный обряд над родившей женщиной опять же происходил в парной.

Кстати, в наследство от древних булгар татарам досталось языческое поверье, что за каменкой живет мунча иясе (дух бани), и если его не почитать, то он нашлет болезни или угар, ведь топили тогда по-черному. Впрочем, задобрить его было легко, оставив на лавке ушат воды и веник.

К слову, о целебных свойствах березы булгары знали испокон веков. Сохранилась легенда, что дочь булгарского правителя Туй-бике излечили от тяжелой болезни в бане березовым веником.

Славилась своими хамамами и ханская Казань в XIV веке. Одной из главных достопримечательностей была Даирова баня, располагавшаяся у Тайницкой башни Кремля. В летописях «Сказания о царстве Казанском» она предстает роскошным дворцом, отделанным мрамором с бассейном, фонтанами и подогреваемыми полами. Вода в нее поступала из чистейшего и самого большого в городе ключа, называемого тайницким.

Но случилось так, что он-то и стал «ключом» от города во время осады Казани Иваном Грозным в 1552 году. От Даировой бани удалось сделать подкоп к водоему и взорвать источник. Город лишился воды.

Однако и после завоевания Казани бани не исчезли. Одна из старейших «царских мылен» располагалась на территории парка «Черное озеро». Сейчас только название напоминает об этом водоеме. А в то время там был настоящий каскад озер. И среди них так называемое Банное. Вода в озерах была очень чистой, но к XVIII веку испортилась, в том числе из-за грязных стоков, сбрасываемых мыльней.

Бани приносили хороший доход в городскую казну, но часто страдали от пожаров и наводнений, и в результате затраты на их восстановление перекрывали прибыль. В итоге в середине XIX века Казанская дума передает их крупным купцам. И это привело к всплеску строительства новых «торговых мылен». Выросла и цена на банные услуги. Если в начале XIX столетия цена удовольствия была две копейки, то теперь от пятидесяти копеек до нескольких рублей. Впрочем, от клиентов отбоя все равно не было.

Крупнейшей и самой популярной была Меркуловская баня (сейчас на ее месте находится комбинат «Здоровье»). В год она потребляла семь миллионов ведер воды!

В своей книге «Баня по-казански» Руслан Бушков цитирует воспоминания немецкого профессора медицины Брауна. Тот сетовал, что казанцы редко обращаются к докторам: «чувствуя хворь, парятся в бане, натирают себе спину тертым хреном или пьют настоенный медом огуречный рассол».

Обожал казанские бани юный Федор Шаляпин. Там он с отцом «парился до изнеможения». А позже, как рассказывает Руслан Бушков, даже вывел принцип: «Хочешь узнать человека, своди его в баню».

Сам этнограф, который где только не парился, считает, что нет ничего лучше деревенских бань. А особая прелесть у тех, что топятся по-черному, когда стены впитывают в себя аромат дыма. Сейчас таких осталось немного. Он уверен, что современный горожанин непременно должен посещать баню, чтобы не сойти с ума от нынешнего темпа жизни.

— Это место, где останавливается время. В мегаполисе ты словно щепка, которую несет поток. А здесь ощущаешь себя автономным, чувствуешь родство с природой. Неслучайно татарский просветитель Каюм Насыри в XIX веке занимался историей бани. Разработал правила ее посещения, написал «Сказ о кофе, чае и березовом венике». Он словно чувствовал приближение индустриальной эпохи и объяснял, как выжить в этих условиях.

Руслан Бушков советует человеку, который отправился в баню, оставить за ее порогом все плохие мысли и заботы. Здесь следует настроиться на позитивный лад.

— Баня — это храм тела, — говорит он. — Я сам как минимум за неделю готовлюсь к ней. Уже заранее знаю, какой чай и с кем из друзей буду там пить, какую траву в веник добавлю. Бывать там надо не чаще одного раза в две недели. Главное не превращать баню в обыденность.

Как правильно париться:

— идти в баню не раньше чем через 1,5 часа после приема пищи;

— перед парной не мочить волосы, надеть шапку из шерсти, хлопка или льна;

— первый заход в парилку должен длиться 5-7 минут при температуре 60 градусов;

— парить тело следует снизу вверх;

— лучше всего пить в бане минеральную воду, чай с медом и травами.

Источник статьи: http://rg.ru/2016/01/21/reg-pfo/banya.html

Оцените статью
Про баню