Банник — Банный домовой
Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?
В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.
Но обо всем по порядку.
Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.
Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.
Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.
Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.
Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.
Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.
Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.
Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.
Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.
Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.
Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.
Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.
Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.
Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.
Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.
Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.
Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.
Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.
Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.
На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.
Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).
Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.
Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.
Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.
Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.
Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.
На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.
Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.
Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_bannyj_domovoj/2011-10-31-3925
Как я обустроил и обновил старую баню
С нами историей обновления и ремонта старой бани поделился наш читатель Алексей Никольский из Костромской области.
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Меня зовут Алексей Никольский, я проживаю в Костромской области, имею свой небольшой дачный участок, на котором у меня располагается небольшое хозяйство. Под конец лета у меня выдалась свободная неделька, и я решил переделать свою старую баню, чтобы осенью и зимой можно было по-настоящему хорошенько попариться.
Хотелось бы поделиться с вами этой историей, также приложу много фотографий, чтобы можно было наглядно ознакомиться с моими трудами.
Вот так баня выглядела изначально:
Более 12 лет мне прослужила эта баня, парилась вся семья почти каждые выходные.
Как видите, внутри дело обстоит не лучше — печь старая, топилась чуть ли не по чёрному, брёвна на стенах закоптились. Одним словом, вся остановка очень удручающая.
И так, план действий у меня был такой: сделать хороший, прочный фундамент, обделать всё изнутри и снаружи, заменить печь на более современную, поставить новую трубу и накрыть крышу. Кроме всего прочего, решил обновить и предбанник.
Новый фундамент
Извлёк из низа несущие брёвна.
Как видите, роль старого фундамента у меня выполняли старые телефонные столбы. Я принял решение заменить их классическим цементным раствором, но при этом добавил ещё и кирпичную кладку (для большей надёжности и защиты от влаги).
Старый дверной проём заделал обрезками от брёвен, все щели залил монтажной пеной.
Сразу же, пока пила была под рукой, выпил новый дверной проём, в который можно будет входить из нового предбанника.
Новая печь
После демонтажа старой печи сразу же заказал в магазине новую. А пока ехала ко мне, я уже успел сложить под неё новый фундамент.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moydomik/kak-ia-obustroil-i-obnovil-staruiu-baniu-5d8ca382f557d000ad05e5c4
Заменил пол в бане. Нюансы с которыми столкнулся
Нашей бане лет, наверное, 20. Построена она из осины, которую тогда наши местные дрововозы возили хлыстами и тесть прикупил их на дрова. Хлысты были длинные, комлевые части (5-6 метров) пошли на баню и доски для обшивки, а верхушки так и пошли по назначению — на дрова.
Фундаментом бане послужили внушительных размеров валуны по углам и закладка кирпичом между ними. Но все равно вся нагрузка на валуны. И сруб — пятистенок. Т.е. даже предбанник относительно теплый, особенно если, когда попаришься, приоткроешь дверь и в нем становится тепло-тепло. В нем тоже менял полы по той же схеме, но репортажа не делал.
В свое время тесть сделал ошибку сплотив доски пола вместе, оставив воде возможность уйти только по краям пола. В результате подгнил нижний венец, что даже обшивки снизу коснулось, а про пол и говорить нечего — напитался воды и сгнил напрочь. Было решено пол заменить.
Для пола я купил несколько 6-метровых досок 50х200, напилил в нужный размер, острогал с 3 сторон (верх и боковушки), но не шлифовал (нечем).
Пока доски чуть подсыхали в штабеле, подготавливал место их укладки. Удаленные старые половицы вы видели выше, а вот что под ними было интересно.
Тесть в свое время углубился в грунт под баней и засыпал это место камнями. Наверное это было правильное решение, но я рассудил по , что мы хоть и пользуемся баней, но вода в любом случае уходит в землю.
Конечно же хотелось бы сделать нормальный дренаж, даже бетонное кольцо сразу за стенкой бани снаружи вкопано для слива воды от стирки, но сегодня не до жиру и стояла задача сделать быстро и временно на века (как обычно). Мы ждали приезда внуков и не хотелось их подвергать неприятностям с гнилым полом бани. Скоренько все и споренько.
Грунт с камнями из бани я значительно вынул. Почему-то камни были вперемешку с землей. И земля, как ни странно, была сухая, хотя доски пола — хоть выжимай.
Грунт вынимал по причине изменения конструкции пола. Нет, в целом она осталась такой же, но стала более разумная по отношению к влаге. Теперь половицы всегда будут сухими, а вода уйдет в землю под всей площадью под полом, а не по краям у стен бани.
Вынув часть грунта я приступил к укладке бетонно-деревянных лаг в основание пола. Для этого использовал оставшиеся от старого забора бетонные столбушки («пасынки» их у нас называют) и уложил строго в уровень по трем плоскостям.
По трем в смысле, что по длине, между собой (4 штуки) и по верхней плоскости, чтобы у досок была площадь опоры, а не ребро пасынка.
Высоту укладки определял по дверце поддувала печки, делая ее, высоту, примерно на пару сантиметров ниже дверцы. С учетом, разумеется, дополнения деревянной части лаг и собственно самих половиц. Для этого «моделировал» готовый пол. На фото «модели» видны под правилом.
После укладки всех бетонных частей лаг выбрал оставшийся грунт между ними так, чтобы бетонные столбушки оказались утопленными в грунт примерно на сантиметр. Кое-где пришлось и подсыпать. но в целом земля под полом тоже относительно в уровень, уклон не предусматривался.
Затем на бетонные пасынки были постелены полосы рубероида и уже на них уложена деревянная часть лаг — необрезная доска дюймовка в 2 слоя. Я бы и 50-ку необрезную не пожалел, но не было у меня ее. А вот уже на эти дюймовки гвоздями на 120 и были прибиты сами половицы. Гвозди бил под значительным уклоном, чтобы и держало лучше и не упирались.
И вот в этот момент я сделал то, что не предусмотрел тесть, боясь, что из под пола будет идти холод — уложил половицы со значительным зазором. Зазор задавали гвозди на 150 (видны между последней и предпоследней половицами). Их я, разумеется, вынимал после.
Зазор получился примерно 5 мм и с учетом того, что доска была не сухая, а проветривание под полом организовано нормальное, то усыхание досок было ожидаемо (что за 1,5 месяца и подтвердилось).
Даже то, что половицы лежат в достаточно влажной среде ничуть не мешает им сохнуть. К тому же по стенам тоже есть немаленький зазор, а дверь в баню, когда не пользуемся, мы обычно держим открытой, т.е. вентиляция помещения, а теперь и подпола — на высоте!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/letterfriend/zamenil-pol-v-bane-niuansy-s-kotorymi-stolknulsia-5d69953e3f548700ad539f29