Как называется арабская баня

Хаммам – горячие бани мусульманского средневековья

В архитектуре исламского мира строительству бань (хаммамов) с давних времён придавалось особое значение. Необходимые для исполнения большого омовения, хаммамы стали важным компонентом религиозной, общественной и частной жизни мусульман и всегда считались одним из самых существенных благ городского жизнеустройства. Помимо ритуальных, гигиенических и целебных целей они служили местом встреч, бесед, отдыха и приятного времяпрепровождения.

Достоинства хаммама замечательно воспеты в стихах андалусского поэта XI-XII в. аль-Амы из Туделы:

Баня, какая же радость сокрыта в тебе!
Кто посетил тебя – будь благодарен судьбе!
Здесь, будто пламя, горячая плещет вода,
Солнце сияет, сквозь дождь, и в достатке всегда!

Числом и красотой хаммамов определялась степень процветания мусульманского города. Восхваляя многолюдность, благоустройство и красота столицы Халифата или его провинции, средневековые авторы стремились назвать как можно большее число бань. Утверждали, например, что в Багдаде IХ-Х века их было 60 тысяч! Реальное количество хаммамов зависело от масштабов и населённости города. Ибн Джубайр, известный андалусский путешественник, в конце XII века писал, что в каждом из семнадцати кварталов западной части Багдада имелось две или три бани, а его современник историк Ибн Асакир поимённо перечислил 36 хаммамов Дамаска и указал, где они расположены.

Обычно один и тот же хаммам служил и мужчинам, и женщинам, но порознь. В дни или часы, отведённые для женщин, дверь бани завешивали ковром или тканью в знак запрета входа для мужчин. Соответственно и обслуживающий персонал на это время был женским. Раздельные бани строили редко, ещё реже – здания с мужским и женским отделениями, подобно каплыдже (бане) Хасеки Хюррем в Стамбуле, построенной в 1556 году знаменитым османским зодчим Синапом.

Читайте также:  Как сделать двойную трубу в бане

Как правило, бани (хаммамы), обычно возведённые при соборных мечетях и внутри жилых кварталов, не имели молитвенных помещений, но иногда часть помещения в них отводили под небольшую мечеть или молельню. Эта традиция восходит к эпохе халифата Омейядов (661—750). Так, в замке-дворце Каср аль-Хайр Западном, некогда раскопанном в Сирийской пустыне, который, согласно надписи, был построен по велению халифа Хишама «во исполнение воли Бога. в Раджабе года 109 (октябрь–ноябрь 727)», в одной из комнат хаммама была устроена молельня с михрабом.

Предполагается, что первые арабские бани появились в начале VIII века, были преемниками античных сооружений. И это не случайно, ведь ядром Арабского халифата в тот период были территории Палестины и Сирии, которые когда-то в древности одна за другой входили в состав империи Александра Македонского, эллинистических монархий, Рима и Византии. От античных предшественников арабские бани (хаммамы) унаследовали гипокауст (от греч. hypo — «под» и kaustos – «нагретый, раскалённый») – систему централизованного подземного обогрева помещений и снабжения их горячей водой по соответствующим каналам и трубам. Возможно, от гипокаустов происходит и вошедшее в языки многих мусульманских народов слово хаммам, образованное от арабского корня хамма – быть горячим; нагревать, купать.

Архитектура бань (хаммамов) первой половины VIII века, известных нам лишь по немногим дворцовым сооружениям, отличается разными стилям, которые создавали как местные, так и пришлые мастера – выходцы из Сирии, Палестины, Египта, Малой Азии, Ирана, словом, носители различных культурных традиций и художественных вкусов. Самый ранний известный нам образец арабских бань (хаммамов) – Кусайр Амра (Маленький замок Амра) – сохранился в Иордании, к востоку от Аммана. Это небольшое, ориентированное по странам света компактное здание с массивными толстыми стенами и сводами, сложенное из крупных блоков местного красноватого известняка, некогда было дворцовой баней с залом для отдыха и приёмов. Одиноко стоящее ныне близ шоссе, в своё время оно входило в ансамбль резиденции Омейядов, построенной в 710-х годах, во время правления халифа аль-Валида. Бани (хаммамы), расположенные ниже уровня зала, перекрытого тремя продольными цилиндрическими сводами, что свойственно античной традиции, включали соединённые друг с другом комнаты разной температуры и обогревались снизу, благодаря двойному полу, внутри которого свободно циркулировал горячий воздух. Печь была снаружи, а горячая вода поступала внутрь по хитроумной системе труб. Воду набирали в высокий бак в банях, установленных на водозаборном колесе, которое вращал верблюд или бык. Из бака по желобам и трубкам воду подводили не только в купальни, но и к маленькому бассейну с фонтаном в северо-восточном углу зала.

Предполагают, что какое-то устройство регулировало подачу горячей и холодной воды. А использованная вода с обеих парильней (мужской и женской) отводилась через специальные трубы. Более того, очищали и охлаждали пол в случае перегрева. Полы помещений зала и купален, как в римских и византийских термах, были выложены мозаикой, стены по нижнему краю облицованы мрамором, а окна забраны орнаментальными решётками с витражами. В интерьере бань верхняя часть стен и сводов, а также полусферический купол над восточной парильней были сплошь покрыты росписями со сценками и изображениями, которые, несмотря на грубоватое, порой неумелое исполнение, сплетаются в увлекательный рассказ, всё ещё не полностью понятый и расшифрованный современными исследователями.

Кроме того, античная традиция украшения купален скульптурой и живописью проявилась и в нарядном здании бань Хирбат аль-Мафджар – недостроенной омейядской резиденции 740-х годов близ Иерихона. Центральный зал с куполом над полом, выстланным мрамором и мозаичными орнаментами, здесь тоже предназначался для приёмов. Через него проходили в расположенную рядом мечеть. Но собственно купальни были подземными. Внутри и снаружи здание оформляли орнаменты и грубоватая скульптура из раскрашенного стука.

Необычной нарядностью отличалось примыкающее к залу изящное маленькое помещение с куполом на парусах и с глубокой сводчатой нишей. Пол ниши, в которой предположительно стоял трон, выстлан мозаикой с характерной для дворцовых сюжетов сценой – изображением плодоносящего дерева, под пышной кроной которого с одной стороны мирно пасутся лани, с другой – лев настигает газель. Это один из шедевров искусства Арабского халифата.

Конечно же, со временем в архитектуре арабских бань (хаммамов) выработались общие черты культуры мусульманских стран. Но традиция украшения входного зала росписями сохранялась на протяжении нескольких столетий. Средневековые мусульманские врачи полагали, что живопись благотворно влияет на физические и духовные силы верующего.

Так, Ибн Сина, например, считал, что хорошая баня (хаммам) должна иметь умеренную температуру, яркое освещение и просторную раздевальню с картинами «хорошей работы, явной красоты. вроде парков и садов, и скачущих всадников, и диких зверей». По мере формирования и распространения исламского языка искусства сюжетную живопись сменили геометрические и растительные орнаменты, каллиграфические надписи, мастерски выполненные мозаикой из мрамора, глазурованных кирпичей и поливных изразцов, либо вырезанные в панелях из стука или дерева. Несмотря на архитектурное разнообразие средневековых бань, все они имели общие архитектурные черты, отвечающие каноническому образу жизни мусульман.

Хаммам, нередко роскошно оформленный внутри, но невзрачный снаружи, в тесноте средневековой застройки легко узнавался по пронизанным узорами световых отверстий низко поставленным приземистым и массивным куполам и сводам, размеры и композиция которых соответствовали внутренней планировке здания.

В согласии с принципом исламской эстетики – планировка бани (хаммама) всегда подчинялась тем процедурам, которых требовали предписания религии и правила гигиены.

Вне зависимости от отличий, порождаемых местными традициями и привносимых новыми эпохами, обряд посещения хаммама сводился к полному физическому очищению и внутреннему расслаблению, подготавливая верующего к очищению духовному.

Посещение общественной бани (хаммама) начиналось с раздевальни, где посетитель сменял одежду на набедренную повязку или обёртывался полотенцами, надевал деревянные башмаки – кабкаб, чтобы в парильне не обжечь ноги на горячем полу. Раздевальня обычно представляла собой просторный, освещённый сверху зал с фонтаном или бассейном в центре и скамьями вдоль стен; над скамьями нередко устраивались ниши или шкафчики для одежды и обуви.

Из раздевальни посетитель проходил в «холодную» сводчатую комнату, в которой нередко имелся водоём, а затем – в «среднюю», или «тёплую» залу – композиционный центр хаммама, напоминающий крытый куполом дворик, окружённый галереями на аркадах либо максурама – комнатками или глубокими типами для индивидуальных гигиенических и косметических процедур.

Привыкнув к повышению температуры воздуха в «тёплой» комнате, купальщик шёл в «горячую» комнату, или парильню. Так называлось помещение, непосредственно примыкающее к стене, за которой находилась цистерна с горячей водой. Через эту топкую стену, пронизанную отверстиями, в парильню проникал пар. Топка под цистерной с встроенными в пол котлами одновременно нагревала воду и воздух, распространяемый под полом бани. Горячая и холодная вода поступала по трубам, сложенным из глиняных звеньев, уподобленных вставленным один в другой бокалам. Такие трубы, например, можно видеть в стоящей с XI века в старом арабском квартале испанской Гранады.

Здесь хорошо сохранились последовательно сменяющие друг друга помещении: входной дворик-сахн с фонтаном; небольшая раздевальня; «холодная», «тёплая» и «горячая» комнаты с россыпью излучающих свет «звёзд» в куполе и сводах и с лоджиями на арках, опирающихся на колонны с нарядными резными капителями; миниатюрный задний дворик с индивидуальными купальнями. Из парильни посетитель возвращался в теплое помещение, где в максуре или лоджии его распаренное тело растирали, чистили ему кожу, делали массаж, мыли, стригли волосы и ногти и тому подобное. По завершении всех гигиенических и косметических процедур наступало время отдыха, которое посетитель проводил в раздевальне или отдельной комнате. Здесь пили кофе, беседовали. От глаз посетителей был скрыт примыкающий к корпусу бань, но имеющий отдельный вход хозяйственный двор, где размещались котельная, конюшни, склады, жилище прислуги. Более того, известно, что средневековые хаммамы всегда были благоустроены туалетами с проточной водой.

Так, великолепно сохранился превосходный, редкой сохранности образец дворцовых купален – полуподземные бани (хаммамы) Альгамбры, построенные, как и весь ансамбль знаменитой крепости-дворца в основном в XIV веке. Верхнюю часть хаммама занимает раздевальня с туалетом. Узкая лестница ведёт в великолепный двухъярусный Зал с ложами. Это помещение, предназначенное для отдыха и развлечений, на редкость лёгкой и грациозной архитектуры перекрыто куполом-фонарем, конструкцию которого поддерживают четыре изящные мраморные колонны. Пол куполом, посреди выстланного звездчатой мозаикой пола устроен круглый бассейн с чашей фонтана. Две противоположные стороны занимают альковы с лежанками-диванами; каждый альков отделён от зала двойной аркой с хрупкой на вид мраморной колонкой в центре. Поверху над ними проходит миниатюрная галерея для музыкантов. Весь зал, словно шкатулка, сверху донизу разукрашен керамической мозаикой, сталактитами, резными и расписными узорами. За залом находится промежуточная «холодная» комната, ведущая в парильню – самое большое помещение альгамбрских бань с двумя галереями на аркадах по сторонам и полусферическим куполом со световыми отверстиями.

Когда-то с них свисали конические, звездчатой формы люстры со стеклянными «абажурами». Служитель, находившийся снаружи, по мере надобности открывал и закрывал их, словно жалюзи, регулируя насыщенность пара внутри. В примыкающей к залу другой «горячей» комнате в нарядных нишах стоят две каменные ванны, которые наполняли, по желанию, холодной либо тёплой водой; тут же находился котёл, а под полом – топка.

Как и купальни Кусайр Амры, бани (хаммамы) Альгамбры отапливались горячим воздухом, поступавшим по трубам, проложенным пол полом и в стенах. Всё здесь было продумано и удобно, располагало к неге, душевному расслаблению, вкушению земных радостей.

Время неумолимо вносило изменения в архитектуру хаммамов, которые, как и другие общественные сооружения, отражали перемены в жизни мусульманского города и подчинялись общей смене вкусов и стилей. В правление султанов Мамлюков (середина XIII–начало XVI века) и особенно в эпоху Османской империи бани (хаммамы) обрели декоративно оформленные, как бы «приглашающие» фасады. Во внутреннем устройстве бань, технически намного более совершенном, количество помещений сократилось, например, к XV веку практически исчезла «холодная» комната. Взамен постоянно возрастало подчёркнутое увеличенными размерами и декором значение раздевальни и «обросшей» максурами парильни, которые теперь чаще строились как величественные залы с большими куполами, увенчанными в маковке пашенками-фонарями. Одним из образцов османского хаммама – прообраза современной «турецкой бани» – стал упомянутый импозантный комплекс бань Хасеки Хюррем в Стамбуле, объединяющий два симметричных, одинаковых по форме купольных корпуса – мужское и женское отделения.

В наши дни во многих странах, в том числе тех, которые, как Испания, сохраняют и изучают традиции средневековой мусульманской культуры, опыт старых хаммамов возрождается созданием новых арабских бань.

Источник статьи: http://islam.ru/content/kultura/31112

Как называется арабская баня

Исключительно мужская баня – хаммам халифа Кордовы

Халифские бани (хаммам) в Кордове на юге Испании расположены в историческом центре города, внесенном в Список мирового наследия ЮНЕМКО в 1994 году. Бани примыкают к Алькасару – дворцу-крепости кордовских халифов, которую затем использовали как свою резиденцию католические короли Испании. В мусульманской культуре хаммам, скопированный с римских терм, занимал практически такое же место, как и в древнем Риме. Бани были не просто местом принятия гигиенических процедур – здесь протекала бурная общественная жизнь, не говоря про ритуальное омовение мусульман перед традиционной молитвой.

Археологи пошли в баню…

Бани халифа Кордовы были построены еще в X веке, когда этот город, основанный еще римлянами во II веке до н.э., находился на пике своего расцвета. Здесь проживало несколько сотен тысяч жителей, располагалось множество дворцов, мечетей и караван-сараев.

В XI-XIII веках халифские бани активно использовались и достраивались при правителях из мусульманских династий Альморавидов и Альмохадов.

Халифские бани, как и многие другие хаммамы, были организованы по принципу римских терм: с раздевалкой (Bayt al-Maslaj) помещениями для принятия водных процедур в холодной (Bayt al-Barid), теплой (Bayt al-Wastany) и горячей воде (Bayt al-Sajun).

После завоевания Кордовы католическим королем Кастилии Фердинандом III в 1236 году город подвергся существенной перестройке, включая Алькасар, и со временем бани халифа не просто перестали использоваться, а вовсе исчезли из поля зрения жителей. Правда, в XIII веке они были перестроены и все еще использовались по прямому назначению христианами, но затем о них забыли.

Только в 1903 году халифский хаммам был случайно обнаружен, но снова закопан. Профессиональные археологи и историки начали изучение комплекса только в 1961-1964 годах. С 2006 года бани халифа Кордовы открыты для посещения туристами в качестве музея. Только в 2016 году этот исторический хаммам посетили более 86 тыс. туристов.

Не такой, как все

Халиф Кордовы Аль-Хакам II, при котором были построены бани при Алькасаре, был неоднозначным человеком. Благодаря ему, кордовская библиотека, насчитывавшая 400-600 тысяч томов, стала одной из самых обширных во всем мире. Аль-Хакам II приобретал книги в крупнейших тогдашних центрах мусульманской (и не только) культуры: Дамаске, Багдаде, Константинополе, Каире, Мекке, Медине, Куфе и Басре. В его правление множество книг были переведены с древнегреческого и латинского языков на арабский (впоследствии именно с этих копий труды античных ученых были переведены на испанский и другие европейские языки). Для этого даже был сформирован специальный комитет ученых и переводчиков, включая как мусульман-муладов, так и христиан-мосарабов.

А вот в личной жизни у халифа было не все так просто. Аль-Хакам II не только был гомосексуалистом, но и открыто содержал мужской гарем – и это в X веке в мусульманской стране! В этом свете легко можно себе представить, как он отдыхал в банях при Алькасаре.

Интриги Кордовского двора

Формально халифат возглавила в качестве регентши мать нового халифа – Субх. С ее помощью Аль-Мансур сначала избавился от Аль-Мусхафи (его обвинили в растрате средств из государственной казны, сместили с должности, арестовали и впоследствии убили) а затем в 978-979 расправился с участниками заговора против Хишама II. К 980 году последний должен был стать совершеннолетним и вступить в полные права халифа Кордовы. В этой связи Аль-Мансур и Субх стали внушать Хишаму, что главное предназначение халифа — показывать подданным пример благочестивой жизни, а управление государством должно быть возложено на его слуг. В итоге новый халиф полностью посвятил себя молитвам и изучению Корана. Фактический центр правления Кордовским халифатом в 981 году переместился во дворец Медина ас-сахара вне стен города.

Помимо Субх, Аль-Мансур имел и других жен, в том числе христианок, а также со временем отстранил свою покровительницу от государственных дел. Недовольная Субх в 997 году составила заговор против своего протеже. Опираясь на приближенных к ней евнухов и используя средства из казны халифа, она стала распространять слухи о разногласиях между Хишамом II и Аль-Мансуром и намерении ее сына взять в свои руки управление страной. Аль-Мансур добился аудиенции у халифа и убедил его в своей преданности. В итоге Хишам II объявил, что вручает Аль-Мансуру управление страной от своего имени. Мать халифа уединилась в одном из своих дворцов и в 999 году умерла.

Что такое турецкая баня хамам. Полный обзор и традиции «Восточной бани»

Здравствуйте, уважаемые любители бани! Сегодня поговорим о «тонких восточных делах».

Турецкая баня, по-простому хамам, своими корнями уходит в далёкое прошлое. Считается, что родоначальниками этих удивительных сооружений были древние римляне. Затем арабские шейхи переняли у них все традиции, а после уже, турки добавили свои функциональные улучшения.

Сегодня турецкие бани популярны не только на Ближнем Востоке, но и во всём мире. Их строят в больших и малых городах, в северных и южных странах. Почему же хамам всё сильней притягивает к себе людей? И вообще, что же такое турецкая баня? Ответ на эти и другие вопросы в этой статье…

Из этой статьи вы узнаете:

Что представляет собой турецкая баня

Само по себе название хамам переводится с арабского, как «распространяющий тепло». И действительно, тепло исходит со всех сторон. Но Вы не увидите здесь ни чугунной печки, ни каменки, ни привычных для нас веников. В интерьере турецкой бани совсем отсутствует дерево. Всё выполнено из натурального камня, плитки и мрамора в традиционном Восточном стиле. Очень часто применяется мозаика. Для русского человека – это совсем другой мир. Высокие потолки выполнены в виде купола. Образовавшийся конденсат не капает на посетителя, а стекает на стены в специальные водоотводящие лотки.

Тепло внутри хамама распространяется от пола, стен и лежаков (холодным остаётся только потолок). Внутри них проходят трубы, которые равномерно прогревают все элементы строения. Из стен, на высоте примерно полутора метра, постоянно подаётся лёгкий пар. Для этих целей существуют специальные парогенераторы. Возможно применение специальных ароматических средств. На полы регулярно поливают воду, за счёт испарения, влажность помещения становится ещё больше.

Турецкая баня имеет самую большую влажность из всех существующих бань. Если финская сауна может похвастать влажностью воздуха не более 10-20 %, то хамам предоставляет все 100. Но здесь не так жарко, как в обычной бане. Температура колеблется от 35 до 50 градусов. Такой сбалансированный температурно-влажностный режим очень хорошо переносится человеком.

Нежное и приятное тепло в сочетании с мягким паром доставит организму незабываемое удовольствие. Дышится здесь легко и непринуждённо, лёгкие и кожа человека очищаются именно за счёт своеобразного приятного микроклимата. Хамам – идеальный выбор для людей, которым не нравится жаркая баня.

Правила посещения восточной бани

Традиционная турецкая баня — это место релакса души и тела. Конечно, для нас такое звучит странно: «пошёл в баню, чтобы отдохнуть, а не помыться». Но на самом деле это именно так. В хамам ходят для того, чтобы отдохнуть, пообщаться, насладиться всеми премудростями вековых традиций.

Хамам не принято посещать голышом. Поэтому полотенце в клеточку и «набедренная повязка» — традиционный атрибут Восточной экзотики. Также необходимы деревянные тапочки, так как тёплый водяной пол в бане кому-то может показаться горячим. Алкоголь категорически запрещён, а вот чай – пожалуйста: какой хочешь и в любом количестве. Мыться самому здесь не принято, для этого существуют специальные банщики, которые «накормят, напоят и спать положат».

Современная турецкая баня, как правило, имеет минимум три помещения. Первое – это так называемый предбанник. Здесь можно не только раздеться, переодеться, но и принять душ. Одним словом подготовить себя к «райскому наслаждению».

Вторая – большая основная комната, в которой и проходит весь процесс банных процедур. Посередине находится большой «каменный полок», как правило, из мрамора, на котором люди лежат и прогреваются 15-20 минут, предварительно постелив полотенце. Рекомендуется это делать животом вниз, чтобы лучше прогреть внутренние органы. После прогрева тела, делается лёгкий массаж специальными рукавицами. При этом тело ополаскивается тёплой водой из специальных чаш. Душ в этом случае не предусмотрен. В более богатых банях существуют бассейны с разной температурой воды.

Третья комната – это комната отдыха. Здесь можно попить чай, полежать, пообщаться и даже поспать. Есть всё, чтобы человек себя почувствовал человеком, который имеет право на отдых. Кстати, выражение «получить кайф» произошло именно от арабского слова «кейф», что значит отдых.

Пенные процедуры и массаж в турецкой бане

Массажу в турецкой бане стоит уделить особое внимание, так как это обязательная и очень полезная процедура. Выполняется она после того, как тело хорошо прогреется и поры на кожных покровах полностью откроются.

Банщик (его на Востоке называют теляк) отличный массажист. Он умело «обработает» каждый участок Вашего тела. Применяют для этого традиционный инструмент – рукавицы из грубой козьей или верблюжьей шерсти. Мышцы и кости организма в это время испытывают невероятную лёгкость, поэтому после хамама всегда «хочется летать».

Пенный массаж – это самая приятная и необычная для нас процедура. В большом мешке взбивается пена оливкового или эвкалиптового мыла. Затем полученная воздушная мыльная масса наносится на тело и проводится медленный, нежный массаж. Длится он довольно долго – 20-30 минут. Натуральные природные ферменты используемого мыла благоприятно влияют на кожные покровы. Также широко практикуется медовый массаж и различные омолаживающие маски.

После этих интересных процедур следуют помывочные. Тело ополаскивается из чаш и принимается бассейн (не один). Стационарные бассейны устраивают с водой разной температуры, что очень приятно и неописуемо. Это явный пример того, что родоначальником хамама можно считать римскую баню. Именно там римляне купались в бассейнах с разной температурой воды.

Полезные свойства и противопоказания хамама

Итак, почему же турецкая баня всё больше и больше притягивает к себе людей? А просто люди стали больше знать и стали больше заботиться о своём здоровье. Ведь Восточная баня – это не просто место релакса и отдыха. Она ещё и прекрасный лекарь. Вот немногие пункты того, что может хаммам:

Но, как и везде, при посещении хамама, есть свои противопоказания:

В заключении хочется отметить, что противопоказаний к посещению хамама по сравнения с другими видами бань гораздо меньше. Так что, если на Вашем пути встретится турецкая баня, обязательно посетите её. Будет что вспомнить и рассказать друзьям.

Цитата мудрости: Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать также как тот, кто создал её.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-arabskaya-banya/

Оцените статью
Про баню