Как называется баня у евреев

Как называется баня у евреев

Еврейские бани. Почему евреи мылись отдельно?

Добрый день, дорогие любители пара! Сегодня суббота и мне удалось написать еще одну статью не похожую на стандартные статьи о Бане. Надеюсь Вы ее оцените по достоинству, ведь данный материал я считаю крайне интересным и очень ограниченным в доступе. Надеюсь на Вашу активность.

Ешь в этой статье пойдет о Еврейских банях. Да да! Дело в том, что по 11 правилу 6 Вселенского Константинопольского собора евреям запрещалось мытья в одной бане с христианами. Запрещено даже было лечится в одних и тех же больницах. Евреи были вынуждены делать собственные бани.

Хоть и известно, что бани были у евреев еще в древнем Иерусалиме, отправной точкой для создания гигиенических теплых бань был именно этот закон. Почему так сложно я назвал простую баню? Да потому что у евреев есть еще одна, которая написана во всех древних писаниях и носит она исключительно религиозный характер. Заинтриговал? Давайте разберемся поподробнее.

Начнем с религиозной бани, а именно «Микве». Есть два перевода этого слова: первое- это сосуд, второе- это надежда. И там и там можно найти точки соприкосновения, поэтому точно утверждать сложно. Миква представляет собой большой сосуд из меди, бронзы или просто из выложенного камня. Классическая Миква имеет объем 575 литром и обязательно должна набираться из дождевой воды, никаких механических агрегатов. Отсюда и первый перевод «Сосуд».

Следует заметить, что вода в такой емкости стоячая, и в ней могут развиваться бактерии. А если учесть факт, что в этой воде ополаскивается каждый, то риск становится еще больше. Поэтому в современное время, прежде чем совершить погружение в Микву, а делается это ровно 3 раза, следует помыться.

После тройного погружение в воды Миквы, еврей считается духовно чист. Правда, следует внести пожертвования еще.

Ну и вторая баня, это уже теплая гигиеническая называется «Швитц» Считается что данная баня имеет корни в русской бане с дополнениями из финской сауны. Парные в данных банях есть как с влажным воздухом, так и с сухим, где температура может достигать отметок 120 градусов.

Парная имеет лестничные полоки, как и в русских парных и моются в них прямо внутри парной, как в русских общественных банях в старину. Берется распаренный дубовый веник и окунается в деревянный таз с мыльной водой, далее происходит омовение. По сути, у нас делали так же в давние времена, но я такого никогда не встречал. Буду пробовать, правда, дубовых нет веников, попробую с березовым.

Точной расшифровки слова «Швитц» на русском языке нет, но оно происходит от немецкого слова «Shvitsbad» и переводится как «потовая баня». Данные бани получили большое распространение в Германии, где сохранились несколько таких бань аж с 14 века, и в США, где данные бани стали местом сбора не только евреев, но и бандитов, моделей и мясников. По эти бани даже фильм сняли в 1993 году, но найти его на русских площадках я не смог.

Надеюсь, Вы дочитали статью до конца и почерпнули для себя что-то новенькое из банного мира. Подпишитесь на мой канал, если хотите получать незаезженный материал на такую интересную тему, как «Баня».

Обычаи и традиции еврейского народа

Наверное, нет на земле ни одного народа, который вынес столько страданий, и в то же время был бы так любим Богом. Он познал тяжесть скитаний, притеснений, но смог сохранить свою веру и традиции. Речь пойдёт о еврейском народе.

Сложно начать рассказ об этой нации, ведь в истории не раз бывали такие периоды, когда евреям приходилось выступать в главной роли. Упомянуты они и в священном писании, и во Второй мировой войне. Кто-то испытывает к этому народу сострадание, кто-то восхищение, есть и такие, которые не любят представителей данной нации, считая их слишком предприимчивыми и изворотливыми. Я же придерживаюсь точки зрения, что нации нельзя делить на плохие или хорошие, а вот что нужно, так это больше знать о традициях и нравах тех народов, которые населяют наш земной шар.

Читайте также:  Товар все для бани и сауны

Евреи строго соблюдают свои традиции, и во многом это объясняется тем, что Израиль населён другими национальностями и приходится придерживаться таких правил, чтобы не смешаться и не забыть собственные корни.

Вот некоторые из праздников и обрядов, которые подчёркивают уникальность еврейского мира.

Время для отдыха и молитв

Если у русских людей днём отдыха считается воскресенье, то у этого народа суббота. Причём, работать запрещается всем. Не только людям, но даже животным. Электричество не используется, а всё происходит точно так же, как происходило в старину. За столом зажигают свечи и разливают вино.

Перед трапезой звучит молитва, а потом подаётся чолнт. Это национальное блюдо, приготовленное из мяса и фасоли, с большим количеством специй. Конечно, настоящий рецепт известен только еврейским женщинам.

Новогодние традиции

Этот праздник отличается тем, что наступает он не так, как мы привыкли, зимой, я в сентябре-октябре. Для еврейского народа это повод раскаяться в своих дурных поступках, настроиться на добрые дела. И что примечательно, блюда готовятся тоже не с учётом вкусов и пожеланий, а в зависимости от того, как человек хочет провести следующий год.

Например, если скушать медовое яблоко, то жизнь будет 12 месяцев сладкой, если рыбью голову, то будешь во всех делах руководствоваться здравым смыслом, а зёрна граната гарантируют множество благих намерений.

Посвящение невесты

Свадьбы отмечают под открытым небом, видимо для того, чтобы быть ближе к Богу. Над молодыми держать специальный навес, который символизирует их общий дом. Торжество длиться 7 дней.

Кидушин в переводе означает посвящение, то есть девушка полностью отдаёт себя будущему мужу.

Поминальный обряд

Раньше похороны представляли собой очень сложный процесс. Мебель из дома, где лежал покойник, выносили, а родственники должны были изорвать на себе одежду. При этом их омывали водой.

Сейчас достаточно прочитать молитву, чтобы душа спокойно отправилась в мир иной. И если у нас на гроб кладут цветы, то у евреев камешек.

Пора трапезничать

Однажды мне посчастливилось принять участие в национальном еврейском застолье. И для себя я узнала, что оказывается, этот народ часть еды считает запретной. То есть той, которая не пригодна к употреблению.

К таким «запретам» относятся убитые или больные животные, не разрешается употреблять кровь и сало, расположенное возле желудка. Не едят и тех животных, которые умерли мученической смертью, по этой причине мясников длительное время обучают искусству забивать животных.

Важно, чтобы кошерные рыба и животные имели сразу два признака. У первых это чешуя и плавники, а у вторых шерсть и необходимость жевать. Получается так, что кушать можно только коров, коз и овец, а вот даман, заяц, верблюд и свинья могут чувствовать себя в полной безопасности.

Разрешены только домашние птицы, например, гуси, куры, утки, голуби, перепела. В еду пригодны только те яйца, которые не имеют сгустков крови, остальные необходимо очистить от этой жидкости.

Уважение такого закона объясняется лишь уважением воли Творца.

Но это лишь маленькая часть того, что можно рассказать об этом удивительном народе. Если вы так же заинтересовались его традициями и обрядами, то можете совершить путешествие в Израиль, я думаю, что еврейский народ с удовольствием расскажет вам то, что не удалось передать мне в данной статье.

Надеюсь вы оцените данный материал и поставите лайк, а заодно и подпишитесь на канал «Мусагет» . Я буду очень рада вашей обратной связи))))

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-banya-u-evreev/

Еврейская баня

Упоминания о купании, ванне и бане имеются в Ветхом завете.

Иудеи первыми закрепили правила гигиены и чистоты в своих законах. Обряд очистительных омовений был установлен иудейской религией от лица Бога: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их»/Исх. 30:17-21/.

При царе Давиде и в более поздние времена, при Соломоне, Иерусалим стал крупным многонаселенным центром. Проблемой этого города, расположенного на высоте 2 000 м над уровнем моря, всегда было отсутствие воды. Жизнь в Иерусалиме полностью зависела от подземных источников, которые находились далеко, а путь к ним преграждали камни и скалы. Поэтому был пробит туннель, сквозь который вода подходила к стенам города. Кроме того, при Давиде была построена и система удаления нечистот из жилищ, а потом из города, то есть примитивная канализация.

Читайте также:  Толстуха моется в бане

Кроме поддержания чистоты, купание в древнем Иерусалиме, очевидно, имело и религиозный, ритуальный характер. Существовали даже две системы подачи воды из разных источников: один водопровод служил только бытовым целям, другой — только религиозным. Вода, предназначенная для религиозных целей, наливалась в микву (ритуальный сосуд или ванна из меди или латуни, куда верующий опускает руки или погружается целиком для религиозного очищения по различным поводам). Один из главных поводов для омовения — вход в храм. Во дворе Соломонова храма было предусмотрено более 2 000 умывальников для ритуального омовения рук и ног паломниками. Кроме того, перед входом в храм стояла огромная миква — бронзовый или латунный бассейн диаметром около 5 м.

Предполагается, что, когда в VI веке до н.э. Соломонов храм был разрушен, этот сосуд был взят в качестве контрибуции. В более поздние времена в Иерусалиме по очереди появлялись греческие, римские, а затем и восточные бани.

После знакомства с греческой цивилизацией у евреев появились бани и теплые купальни, еврейская баня состояла из трех помещений:

  • приемной, где все сидели одетыми, отдыхая перед купанием;
  • предбанника, раздевальни;
  • помещения для потения. Во внутреннее помещение, в котором находились бассейны, посетители входили нагими.

Источник статьи: http://market-belogo.ru/istoriya-bani/ierusalim.html

Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц

Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.

Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].

Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.

Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.

Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:

Как в старинных миквах, так и в современных вода может нагреваться. Классическая миква имеет объем 575 литров и ступени для спуска в бассейн. Погружаться в микву следует три раза, с головой и с задержкой дыхания. При ритуальном омовении тело должно быть полностью свободно от всего «неестественного», включая украшения и повязки. Перед омовением ногти должны быть острижены, а волосы расплетены. За омовением в микве может следить специальный человек, определяющий, «кошерным» ли было омовение или нет. Баня не может заменить микву: «Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву».Всего только в Германии известно более 400 старинных микв, таких как, например, миква в Кёльне 1170 года постройки. Современных действующих микв в Германии насчитывается около 30 единиц. Большинство из них используют дождевую воду, собираемую на крышах зданий. В Берлине есть действующая миква, получающая воду из скважины на глубине 42 метров. Посещение миквы – обычно тайное мероприятие для окружающих не-евреев. За омовение нужно отставить пожертвование – цдаку, которое «усиливает благословление».
Полное «кошерное» погружение в микву называется Тевила или Твила (имя Иоанна Крестителя на иврите звучит как «Ха-ма-твил» («баптист» или «креститель»). Кроме того в некоторых европейских городах еврейские миквы имели отдельные купели для омовения «некошерной» посуды.

Однако, у иудеев существует и обычная «горячая» паровая баня. В средневековой христианской Германии согласно 11-му правилу VI Вселенского Константинопольского собора евреям не позволялось мыться в одних банях с христианами и лечиться в одних с ними больницах. Даже христианским слугам евреев не позволялось мыться в христианских банях. Поэтому евреи были вынуждены просить у властей разрешения и строить свои собственные бани и больницы. В Нюрнберге еврейская баня появилась в 1340 году. В Вене баню «Вунденбург» построил еврей Либман в 1314 году. За бани евреи платили двойной налог. В некоторых европейских городах, где не было отдельных еврейских бань, евреям позволяли мыться в общественных банях по определенным дням, например, по четвергам. Известно, что во Франкфурте до 1450 года евреи ходили в общие бани с христианами и «никто на это не обижался».

Традиционная гигиеническая еврейская баня называется «швиц» (shvitz). На идише это слово имеет два значения, одно из которых «пот», а второе – не слишком благозвучное, означающее куртизанку. Еврейская традиция посещения паровой бани для здоровья имеет возраст как минимум две тысячи лет. Баня часто упоминается в Талмуде. В древнем Иерусалиме было две системы подачи воды: для религиозных микв и для гигиенических целей.

Считается, что швиц имеет корни в русской (польской) бане, но, на самом деле, еврейская баня обладает чертами, заимствованными и у финской сауны, и у римских терм. В еврейских банях есть парные с влажным паром и суховоздушная сауна. Температура в еврейских парных может достигать 115°C. Точно так же, как и в русских парных, в швитцах есть ступенчатые полки. В швитцах моются прямо в парной – как в русских общественных банях в старину. Моются в парных при помощи горячего дубового веника «плайтца», который макается в деревянный таз с мыльной водой, как делали в старину в русских банях. Из-за большого количества воды пар в швитце более тяжелый, чем в русской бане. Точно также как и в восточных банях, в швитцах делают массаж, ставят банки или пиявок и делают кровопускание.
Есть в банях и бассейн с холодной водой для контрастного окунания. После бани обычно следует обильная трапеза.

Термин «shvitz» в идише происходит от немецкого слова «Shwitzbad», что означает «потовая баня». Точного аналога на русском языке нет, поэтом термин переводится как «паровая баня». В конце XIX века в Нью-Йорке было 60 еврейских бань. В настоящее время швитцы встречаются в мультибанных американских спа–комплексах.

Фильм «Швитц», снятый в 1993 году режиссером Джонатаном Берманом, показывает мир иммигрантских еврейских бань Нью-Йорка, бань бандитов, раввинов, фотомоделей и мясников.

Источник статьи: http://dom.dacha-dom.ru/mikva.shtml

Читайте также:  Как приватизировать баню на приватизированном садовом участке
Оцените статью
Про баню