Как на руси лечились баней

Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Бани сельские и городские

На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.

Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.

«Рассадники разврата»

Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.

В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе».

Читайте также:  Проекты домов из бревна для постоянного проживания с баней

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Шок для иноземцев

С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.

Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»

Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.

Устав Екатерины II

Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.

Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.

Источник статьи: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43927303808/CHto-tvorilos-v-banyah-na-Rusi-rassadnik-razvrata-Omerzitelno-po

Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

Автор: Оксана Баринова

Искусство врачевания в Древнерусском государстве находилось на очень высоком для того времени уровне, но впоследствии многие знания были утрачены. Долгое время наши предки лечились необычными и даже опасными способами

Преемники Византии

Многие медицинские знания, широко применявшиеся в Древней Руси, были почерпнуты у лекарей Византии и стран Востока. В отличие от западноевропейских государств, Византийская империя смогла сохранить многие античные традиции (в том числе и связанные с исцелением разных недугов) и передать их северному соседу.

После Крещения Руси главными центрами медицинских знаний стали монастыри. На монастырских огородах выращивали лекарственные травы, а затем готовили из них настои и отвары. При монастырях появляются и прообразы современных стационаров, где больные могли оставаться до полного излечения. Правда, несмотря на такую возможность, многие продолжали обращаться к знахарям, участвовать в магических ритуалах для изгнания хворей и носить охранительные амулеты в виде оружия или диких зверей.

Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Художник Я.Ф. Капков. 1830-е годы

Увы, на развитие русской медицины негативно повлияло монголо-татарское нашествие.

Травы и молитвы

Первое место среди болезней, от которых страдали наши предки, занимала головная боль. Помимо нее на Руси люди часто мучились лихорадкой, болели простудами, страдали от кашля и глазных заболеваний. Самым популярным народным способом излечения долгое время оставались травяные настои. Для преодоления меланхолии и мигрени пили мятный и ромашковый отвары, болезни желудка пытались исцелить с помощью полыни и петрушки. Нашлось необычное применение и для капусты – отвар из нее призван был победить похмелье и бессонницу: «капуста варена с семенем капустным сладостна, сон наводит и в питии приятна — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Важное место в традиционном лечении занимала баня: на Руси верили, что она раз и навсегда изгоняет все недуги. Другим средством от множества хворей были молитвы перед чудотворными иконами и мощами святых. В каждом доме хранился большой молитвенный список с указанием недугов, к которому обращались в случае болезни кого-либо из членов семьи.

Больница. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского»

В XVII веке выращивание и правильное использование лекарственных трав превратилось в дело государственной важности. Из Дворцового приказа выделяются Аптекарский приказ и Лекарская школа, где впервые начали готовить профессиональных медиков. Появляются и «аптекарские огороды», где разводили самые популярные целебные растения. В Москве таких огородов было как минимум три: у Кремля, в Немецкой слободе и за Мясницкими воротами. Лекарства из растений готовили «по науке»: применяли метод дистилляции (тогда он назывался проще – «пропущение вод») и сортировали полученные средства в специальных поварнях.

Полный – значит, здоровый?

Наши предки не сидели на строгих диетах и не считали калории в стремлении сбросить пару килограммов. Полнота на Руси считалась достоинством, а не признаком неухоженности. Говоря «полный», подразумевали сытость, достаток и благополучие; худые же люди ассоциировались с бедностью и болезнями. Поэтому самыми любимыми были питательные и калорийные продукты.

Больной муж. Художник В.М. Максимов. 1881 год

Разумеется, представления крестьян о болезнях были далеки от научных. Появление недугов редко напрямую связывали с отсутствием чистоты в доме, качеством еды или воды. Часто заболевшего родственника кормили тем же, чем и остальных членов большой семьи. Детей быстро приучали к взрослой пище (например, сырым овощам), которая не слишком им подходила. В целом крестьянский рацион был небогатым, а порой и скудным: мясо и рыба готовились редко, основу рациона составляли каши, овощи и хлеб. Во время неурожаев или весной, когда запасы съестного подходили к концу, от нехватки витаминов жители деревень могли заболеть «куриной слепотой». Из-за большого количества людей в избе в теплое время года часто бывало душно, а зимой помещение промерзало, и жильцы получали простуду.

Болезни принято было связывать с образами зверей или сверхъестественных существ. Оспа крестьянам представлялась лягушкой, боль в животе – змеей, а корь – ежом. Про пьяниц говорили, что в водку им черти положили маленького червя. А тех, кого хвори обходили стороной, называли двужильными. В народе верили, что кровь у таких людей течет не по «одной жиле», а по двум, поэтому и весь организм в два раза выносливее.

Лекарь врачует больного. Миниатюра из Лицевого свода XVI века

Заморские лекари для русских царей

Богатые люди и уж тем более правители на Руси старались прибегать к помощи иностранных лекарей. Традиция приглашать врачей из-за рубежа установилась со времен Ивана Третьего и просуществовала несколько веков.

В середине XVI века установились торговые отношения между Российским государством и Англией, а Иван Грозный вступил в переписку с королевой Елизаветой I. По просьбе царя в Москву был направлен выпускник Кембриджского университета доктор Ральф Стэндиш и его аптекари. Русский царь определил им высокое жалованье: 70 рублей и соболью шубу лекарю и по 30 рублей помощникам. До 1559 года Стэндиш исправно лечил государя, а затем скончался. Взамен Елизавета прислала другого доктора, уроженца Фландрии Арнульфа Линдсея. По словам Андрея Курбского, бывшего сподвижника Ивана Грозного, Линдсей был единственным, кто пользовался безграничным доверием подозрительного царя. Но судьба царского любимца оказалась печальной: вместе со своим аптекарем они погибли во время пожара.

Здание Аптекарского приказа в Московском Кремле

После этого происшествия Иван Васильевич продолжил выписывать себе зарубежных лекарей, самым одиозным из которых стал Елисей Бомелий. Главным увлечением врача были алхимия и создание ядов: поговаривали, что Бомелий мог точно предсказать день и даже час, когда его жертва уйдет в мир иной от выпитого снадобья. Больше всех злого доктора опасались бояре, и они настраивали против него царя. Чаша терпения Ивана Грозного оказалась переполнена, когда во время Ливонской войны ему доложили, что Елисей Бомелий готовит политический заговор. Разгневанный царь приказал казнить чернокнижника на дыбе, а затем поджарить на огне. Сам Иван Грозный пережил своего лекаря на пять лет и скончался в 1584 году. При анализе останков царя выяснилось, что в его организме содержалось огромное количество ртути, которая в то время считалась эффективным лекарством от многих болезней.

В XVII веке учрежденная Иваном IV Государева аптека превратилась в Аптекарский приказ. Новое ведомство заняло каменный дом напротив Чудова монастыря в Кремле. Функции приказа включали изготовление лекарств, заботу о здоровье царских семей, подбор врачей для стрелецкого войска и выплату им жалованья. Отныне все зарубежные лекари по приезде в Москву должны были «встать на учет» в Аптекарском приказе, чтобы вести свою деятельность на законных основаниях. Если знания доктора казались недостаточными, его могли проэкзаменовать в присутствии государя.

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, президент Петербургской Академии наук

Звездой русской медицины второй половины XVII века стал Лаврентий Блюментрост, приехавший в Москву из Саксонии. В 1668 году он начал службу в качестве лейб-медика царя Алексея Михайловича. Блюментрост был далек от политики, заговоров и придворных интриг, зато в течение тридцати семи лет добросовестно исполнял свои обязанности и положил начало целой врачебной династии. Его сын Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост был лейб-медиком Петра Великого, а в 1725 году стал первым президентом Академии наук.

Обложка: У колдуна. Русский знахарь. Художник Г.Г. Мясоедов. 1860 год. Источник: upload.wikimedia.org

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://istoriavsem.mirtesen.ru/blog/43702008163/Banya-rtut-i-kapustnyiy-sok-kak-lechilis-na-Rusi

Что лечит русская баня

Читайте также

Баню на Руси испокон веков ценили за то, что может и кости распарить, и дело поправить, и грехи смыть, и душу вылечить. Как говорится, в бане помылся — заново родился! Какие правила нужно соблюдать любителям парилок? А кому баня противопоказана? На эти вопросы отвечают лучшие банщики России — победитель чемпионата страны «Русь банная-2012» Максим Архипов и главный судья состязания Николай Петров.

Про существование чемпионатов по банному мастерству, тем более всероссийских, большинство из нас, чего скрывать, и слыхом не слыхивало. Тем не менее эти диковинные соревнования благополучно существуют и привлекают немалое число участников и зрителей. К примеру, на «Русь банную-2012» (конкурс проводился в начале декабря в подмосковном Домодедове) съехалось 25 человек из разных городов и весей, три дня доказывавших в обжигающих баталиях свое право на звание стать лучшим из лучших. Победителем состязания стал житель Твери — к слову, сотрудник МЧС, командир отделения пожарной части — Максим Архипов, заинтересовавшийся искусством парения полтора года назад и согласившийся рассказать нам про кухню чемпионата.

Оказывается, для того чтобы оценить мастерство участников, жюри не обязательно изнывать трое суток подряд в жарко натопленной русской бане. Конкурсные программы банщики демонстрируют в прозрачной парилке с полком, установленной на сцене. Сделанная из сотового поликарбоната, она полностью имитирует условия реальной баньки, только при этом парятся в ней всего двое — конкурсант и его модель. Остальные наблюдают за веничным священнодействием из зрительного зала.

Обогревается конструкция электропечью-термосом, стоящим внутри. Единственное неудобство — периодическое запотевание пленки. Но оно легко устранимо: достаточно просто протереть ее веником.

Кому в баню вход воспрещен

— Баня противопоказана при острых фазах воспалительных заболеваний, при повышенной температуре тела, при онкологии, в период обострения хронических болезней, — перечисляет Николай Петров. — Остальные недуги сигнализируют лишь о том, что человеку показаны определенный тип и режим бани. Даже сердечникам и гипертоникам при правильном подходе посиделки в парной пойдут только на пользу, ведь в процессе потения из организма удаляются шлаки и токсины (вследствие чего облегчается работа внутренних органов) и увеличивается запас жизненных сил.

Если у человека проблемы с сердечно-сосудистой системой, нужно ограничивать не время пребывания в парилке, а уровень нагрузки. Ее интенсивность легче всего контролировать, ориентируясь на дыхание и сердцебиение. Верные признаки того, что надо немедленно прекращать процедуру, — это появление тепловой одышки и ощутимая пульсация артерий в области горла и в районе живота. Возможно, при некоторых заболеваниях придется исключить значительные перепады температур.

Максим представил на суд «банного» жюри программу «Предсвадебное парение». В основу номера был положен реальный древнерусский обряд по подготовке девушки к венцу. Накануне свадьбы невеста вместе с подружками обязательно шла в баню, где ей сначала расплетали косу, а потом заплетали. Но уже «убирая» волосы не в одну, девичью, а в две, бабьи, косы, с которыми полагалось ходить замужней. Также невесте желали женского «плодородия», обливая и растирая ее молоком и осыпая зерном. Дух обряда и постарался передать Максим. Ассистировала ему его 19-летняя дочь Алеся.

— У нас, как и в фигурном катании, существует свой особый набор обязательных элементов, которые необходимо показать судьям. Но исполнение технически, казалось бы, одинаковых элементов у каждого свое, в том числе и за счет артистизма. Чем больше элементов в программе — различных опахиваний, обмахиваний, похлестываний, потряхиваний, — тем лучше, — объясняет Максим. — На одного участника отводится обычно 20 минут: пять минут на презентацию и еще пятнадцать — на само парение. После того как ты закончил выступление, нужно прибрать за собой, подготовив помещение для следующего конкурсанта.

Способов опахиваний-обмахиваний существует как минимум с полсотни. Веником можно легонько похлестывать, делать протирки, припарки, поражать воображение клиента неожиданными комбинациями. Но вот на конкурсе помимо техники судьи обращают внимание еще и на умение банщика налаживать контакты с людьми. «Банщик — это не тот, кто зашел в парилку и помахал веником как ему вздумалось, — говорит Максим. — Он должен исходить из пожеланий человека, совмещая их со своими знаниями. А для этого как минимум нужно уметь располагать к себе и слышать другого. Конечная же цель в том, чтобы гость получил удовольствие и вышел из парилки с благодарной улыбкой».

Поганое место

Максим уверен, что если в ванне мы просто смываем с себя грязь, то поход в баню позволяет нам расслабиться, отдохнуть душой, напитаться энергией. Не зря этот ритуал так ценили наши предки.

Впрочем, с ним было все не так просто, как кажется на первый взгляд. Архипов, 15 лет жизни посвятивший изучению русского фольклора (еще одно нестандартное хобби сотрудника тверского МЧС), рассказывает о том, что раньше баня считалась поганым местом. Настолько поганым, что ставили ее подальше от избы и ходили в нее, сняв нательные крестики. Запрещалось пить воду, приготовленную для мытья, даже если она колодезная или родниковая. Она как бы автоматически лишалась чистоты, будучи предназначенной для омовений.

— В темное время суток наши предки в баню не ходили, так как духи, живущие там, Банник и Задериха, могли привязаться к ним, напугать до смерти, — рассказывает Максим. — Банник в русском фольклоре самый недобрый из всех духов дома. Чтобы не прогневить его, соблюдали правило: не париться в чужом паре. Печь топилась под конкретного человека, а тот, кто шел за ним, должен был заново ее раскочегаривать для себя. Первыми мылись мужчины, потом женщины. После третьего пара, то есть захода, человек уже не должен был переступать порог парилки, иначе Задериха затянет под полок и раздерет. Перед уходом хозяину баньки полагалось оставить подношение на полке — немного теплой воды и веничек.

К слову, девицы, бывало, шли после бани на реку и устраивали гадания на вениках, перекидывая их через себя. Если поплыл веничек, значит, ждет его хозяйку здоровая, счастливая жизнь, а коли утонул — впереди болезни и испытания. Вообще баня, представлявшаяся местом переходным между нашим и потусторонним миром, была средоточием гаданий. Многие ходили туда не только мыться, но и ворожить, исполнять магические обряды. Вместе с тем к людям, баню не посещавшим, наши пращуры относились крайне подозрительно, а за теми, кто баню топил, но в ней не мылся, закреплялась слава колдунов.

Не ту баню назвали сауной

Столетиями вырабатывались на Руси банные правила. В частности, и по сей день считается оптимальным делать три захода в парилку, не больше. Причем при первом посещении веник в руки человек не берет. Только прогревает тело и настраивает ум на получение удовольствия. В перерывах между заходами можно попить чаю, лучше теплого, травяного, или полежать. Но ни в коем случае не употреблять спиртное! И не налегать на еду! Помните, что организм легче перенесет испытание паром на пустой желудок.

Время каждого захода в парилку составляет в идеале десять минут, но тут все строго индивидуально и зависит от самочувствия человека. Увлекаться большими температурами и устраивать состязания на выносливость в парилке не стоит.

— Оптимальный режим в русской парной + 60–70, при такой же 60–70-процентной влажности, — наставляет Максим. — А вот все, что выше +80, чревато для организма неприятными последствиями. На самом деле финские банщики борются с финскими же саунами в том их варианте, который получил широкое распространение в массах. Сухой раскаленный воздух сушит слизистую, обжигает гортань, вредно действует на глаза. Пот толком не успевает выделяться. Может случиться ожог верхних слоев кожи. Возможно, не все знают, но у исконных скандинавских бань гораздо больше общего с русскими, чем с теми, которые мы называем финскими саунами.

Не возбраняется устроить в бане и щадящий режим.

— При температуре в +40–45 можно потеть гораздо активней, чем в той же сауне, прогретой до 100 градусов, — уверен судья чемпионата «Русь банная», парщик-массажист с 16-летним стажем Николай Петров. — При этом организм не напрягается, все каналы открыты и идет глубокий прогрев тела. Банщики прозвали между собой такой режим пляжным. Ты лежишь на полке в парной, а кажется, что нежишься в лучах солнца. Со всех сторон тебя обволакивает тепло.

По возможности старайтесь лежать на полке. Дело в том, что на полу прохладней, чем наверху. Страдают при этом нижние конечности. Однако именно ноги нужно как следует разогревать во время парения, ведь они выступают буфером, регулирующим общее давление и распределение крови по организму. Не зря же говорят «держи ноги в тепле». А вот голову в бане нужно обязательно защищать шапочкой, чтобы не испортить себе отдых тепловым ударом.

Парить мужчину нужно с груди, так как спина у него более термостойкая за счет более плотной, грубой кожи. Женская кожа вся одинаково чувствительна, но психологически комфортней ей будет обратная последовательность: сначала спина, а затем уже грудь.

Изгоняющие демонов

Веник в бане наши деды величали главным начальником. Он и душу тешит, и тело нежит. Причем у каждого «начальника» в русской банной традиции есть своя лечебно-профилактическая специализация.

По мнению Николая Петрова, самый универсальный веник с точки зрения фитовоздействия — березовый. Он превосходно очищает и омолаживает кожу, раскрывая поры, хорошо впитывает пот, помогает при ломоте в суставах, улучшает вентиляцию легких. Особенно приятна растирка кожи березовым веником. Только надо предварительно осмотреть веничек, чтобы он был без сучка, без задоринки и не оцарапал кожу. Растирания Николай Петров советует проводить по массажному принципу — от конечностей к центру тела.

— Дубовый веник я называю вальяжным. Он по сравнению с березовым неторопливый и, к слову, самый удобный в массажном смысле, — продолжает Николай Петров. — Его чаще всего используют как первый веник, для прогревов, подготовительных пропарок. А потом уже можно и березовые, и травяные. Дубовые веники обладают ранозаживляющим и обеззараживающим действием, снимают стресс, понижают давление и отлично нагнетают жар. Их используют при проблемной, жирной коже, при лечении радикулитов.

Ароматный липовый веник — один из главных помощников банщика в борьбе с бронхо-легочными заболеваниями клиентов, рябиновый признан в качестве тонизирующего. Его можно эффективно использовать наутро «после вчерашнего». Знатоки говорят — похмелье как рукой снимает.

Осиновый веник Николай Петров прозвал «звонким»: каждый из листиков (а они у осины плотные) при взмахе стукается друг об друга и мелодично позванивает. Ощущения от парения им тоже очень своеобразные. Есть поверье, что осина забирает отрицательную энергию и чистит более тонкие планы и уровни сознания. Если же вы далеки от эзотерики, то осиновый веник просто улучшит вам настроение из-за своего неповторимого своеобразного массажного эффекта.

— А есть еще и ромашковые, полынные, пижмовые веники, которые вяжут в период цветения трав, — говорит Николай Николаевич. — Тысячелистник славится как желчегонное и общеукрепляющее средство, пижма незаменима в борьбе против головной боли, при кожных проблемах, аптечная ромашка — отличное успокаивающее. К тому же ромашковый веник осветляет кожу. Полынь в народе считается защитой от злых духов. Изгоняя их, параллельно она укрепляет иммунную систему организма в целом. Свежей травкой можно не только париться, но и делать растирки. Она придает коже неповторимый запах свежести, подчас превосходя по своему чарующему действию дорогой парфюм.

Самый мягкий и безопасный из хвойных, равно как и самый популярный, — пихтовый веник. Масло, выделяющееся из иголок, способствует очищению кожи, благотворно воздействует на дыхательную систему. А вот еловым и можжевеловым вениками самому лучше не париться. Ими трудно управлять, при этом они колючие и могут оцарапать тело до крови.

При этом хвою можно приспособить в качестве аромавеников, предварительно распарив. Одни просто оставляют такие веники в помещении, другие подкладывают их под лицо, третьим нравится выстилать ими полок. В ароматерапевтическом качестве можно использовать и эвкалипт.

Если вдруг вы захотите сделать веник сами, то особых навыков от вас это занятие не потребует. Выбрались в лес, подошли к первому приглянувшемуся вам дереву и рвите ветви на здоровье. Некоторые любят пушистые веники, другие, наоборот, предпочитают, чтобы те имели небольшие опахала чуть шире растопыренной ладони. Под себя подбирается и длина рукояти. Единственное, что надо учитывать время заготовки. Березовые веники вяжут, как правило, на Троицу, липовые — когда дерево цветет. За рябиной и дубом лучше отправляться в июле-августе.

Прилип как банный лист? На здоровье!

Отдельная наука — это подготовка веника к процедуре.

— Запаривать его надо в умеренно горячей воде — порядка 50 градусов, в течение 25–30 минут, — учит Николай Петров. — Проверить температуру можно так: руке в воде горячо, но терпеть при этом можно. При 50 градусах целебные ферменты в листьях не разрушаются, не вымываются. В то же время веник достаточно хорошо впитывает воду. Есть и другой способ: выдержать веничек в воде около пяти минут, затем вытащить, немножко встряхнуть и положить в полиэтиленовый пакет. И через полчаса он дойдет до идеального состояния. При этом вы не будете бояться, как бы веник случайно не вобрал в себя «лишнюю воду».

Кстати, модницы вполне могут сделать себе из листьев веника масочку.

— Говорят, волшебным образом они на кожу действуют, не зря же раньше существовало такое присловье: «куда листик прилепится, там и лечит», — замечает Максим.

Из косметических масок парильщики первым делом упоминают мед как компонент разогревающий и способствующий выведению воды из поверхностных слоев кожи. Иногда его смешивают с солью. Медовые маски можно накладывать на все тело, за исключением разве что лица, поскольку они могут его «подсушить». Потение и очищение активно провоцирует косметическая глина. А вот применение питательных кремов лучше отложить до выхода из парной, поскольку в парилке они все равно не усвоятся кожей и тут же выйдут вместе с потом.

Зато после баньки кожные покровы особенно восприимчивы и отзывчивы. Ловите момент! И не забывайте: человек ходит в баню для того, чтобы выпарить из себя болезни и проблемы, а сделать это возможно только в том случае, если вы хотя бы на несколько часов сумеете отрешиться от житейской суеты.

Источник статьи: http://doctorpiter.ru/articles/5562/

Оцените статью
Про баню