Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»
Силяева Ирина
Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»
Ни для кого не секрет, что педагоги и родители — обычные люди, и, если педагоги по уровню своего воспитания, образования или развития обычно сдержанны и приятны в общении, то среди родителей учеников попадаются отдельные «экземпляры», общение с которыми выбивает из колеи даже самых опытных и стойких учителей. Что делать, если родитель воспитаников негативно настроен против вас? Что делать, если поведение родителя явно «неадекватно»?
В работе любого педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями воспитаников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине педагогов, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т. д.
Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных педагогов,и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки воспитателя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда педагог не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.
Как правило, «неадекваты» — «профессиональные»скандалисты: они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника.В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В образовательном учереждении с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.
Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?
Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят.Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете заведующего
Помните: в саду главный — педагог, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».
Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение ребенка из окна?» ДЕТИ ЛЕТАТЬ НЕ УМЕЮТ! Консультация для родителей. Воспитатели : Гринченко Анжелика Сергеевна Халявкина Елена Владимировна Цель: донести.
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» Нельзя представить современную жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями. У педагогов и родителей единые задачи: сделать.
Консультация для педагогов «Организация прогулки одно из важных средств оздоровления и расширения кругозора воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 26 Консультация для педагогов «Организация.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию» Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для раннего развития личности.
Консультация для родителей «Как разговаривать с беспокойным ребенком» 1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет.
Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение детей из окон» Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Цель: предупреждения родителей от несчастных случаев выпадения детей из окон. С приходом весны начинают.
Консультация для родителей «Как предотвратить приступы истерики у детей» • Научитесь предупреждать вспышки Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят.
Консультация для родителей «Советы на лето. Как предотвратить солнечные ожоги» Солнечные ожогиХолодной зимой все скучают по теплому солнцу, поэтому попадая на отдых, сразу забывается опасности связанные с солнечными.
Консультация «Формы и взаимодействия педагогов с родителями» ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-kak-razgovarivat-s-neadekvatnymi-roditeljami-vospitanikov-i-predotvratit-ih-agresiyu.html
Как защитить права учителя, воспитателя от несправедливых нападок родителя и ученика?
В настоящее время защитить нарушенные права учителя (оскорбления, нападки, наговоры «толкнул», «ударил» и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и толковый юрист. Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.
Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью. Статья 47 этого закона определяет права педагогических работников в учебных заведениях. Помимо закона «Об образовании», правовой статус педагога и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой образовательной организации. Непосредственно на своём рабочем месте права педагога определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.
Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога
При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Попытки постфактум договориться в устной форме, как правило, ни к чему не приводят. А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию. Подобные случаи можно предотвратить, воспользовавшись алгоритмами работы с «трудными» родителями. Они рассмотрены в бесплатном курсе «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта «Педагог».
👉Скачайте файл «Права и обязанности педагогов в условиях эпидемии» и не позволяйте их нарушать |
Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности. Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.
Весьма действенный способ — введение видеозаписей занятий в школе, детском саду — помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс — общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.
Если обидчиком стал агрессивный ученик
В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других «не специальных» потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .
Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному — по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям — с 14 лет.
В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.
Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется. А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже «сдачи» дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к. он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.
Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила
- Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
- В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
- Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую. Рекомендуется вести аудиозапись процесса переговоров и, по возможности, протокол.
- Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д.). В такой ситуации, чтобы взвесить все «за» и «против», проконсультируйтесь с грамотным юристом, который подскажет вам все нюансы по вашему вопросу. Ведь каждый случай уникален и его нужно разбирать отдельно!
Источник статьи: http://razvitum.ru/articles/37/2199
Мастер-классы
Сегодня мне позвонил мой большой друг, работающий учителем в одной из соседних школ. В дневнике ученика (а он классный руководитель у этого мальчика) сегодня утром он прочел буквально следующее, написанное нервной рукой родительницы: «У моего сына пропал телефон. Разберитесь!» Не больше и не меньше. Не нужно быть психологом семи пядей во лбу, чтобы понять: родительница не ищет решения проблемы с пропавшим телефоном, а просто использует ситуацию с пропажей для психологической атаки на классного руководителя. Цель ее проста — вывести учителя из равновесия. В идеале, заставить его совершить необдуманный поступок и после использовать эмоциональный ответ моего друга для эскалации конфликта, к примеру, с привлечением администрации или управления образованием. Об этом говорит как способ обращения, так и его «тональность».
В наше ставшее излишне нервозным время атаки на нас, педагогов, как на представителей всей Системы, которые при этом менее всего от родительских нападок этой самой Системой защищены, становятся просто-таки регулярными. И каждый раз агрессия становится все менее прикрытой, а выпады при этом все более изощренными.
Что делать? Как реагировать на агрессию так, чтобы не выйти за рамки педагогической этики, но при этом свести желание напасть на нас вновь — к минимуму?
Не к чести учителя использовать в работе с родителями арсенал какого-нибудь «боевого НЛП», но вот «психологическое айкидо» (его автор — М. Литвак) кажется вполне уместным. Как и в настоящем айкидо, в психологическом Вы не «бьете» своего оппонента. Основа техники — принцип амортизации. Все «удары» по нападающему — это его собственные удары в Вас, которые Вы мягко амортизируете.
Амортизация в психологическом айкидо — это согласие со всеми утверждениями Вашего оппонента. В психологическом айкидо выделяют три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую. Название каждой говорит за себя. Мы рассмотрим с Вами сейчас непосредственную амортизацию при “психологическом ударе”. Родитель нападает на учителя в коридоре, быстро переходя на личности:
Р: Вы непрофессионал!
У: Вы абсолютно правы!
(И это уход от удара, а не принятие последнего, как думают многие мои коллеги!)
Обычно пары-тройки уходов-согласий бывает достаточно. Оппонент впадает в “психологическую грогу”, он растерян и дезориентирован. «Бить» его в ответ не нужно. Я уверен в Вашей человеческой и профессиональной порядочности, мой глубокоуважаемый читатель! Вы без надобности бить лежачего не будете, а ведь уходами Вы в прямом смысле положите нападающего на лопатки.
При крайней необходимости (когда упавший пытается лягнуть Вас уже с земли; такие тоже встречаются) в ответ можно пустить и ударный прием, который внешне едва ли будет походить на удар:
«Как вы быстро сообразили, что я плох в своем деле! Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Пойдемте скорее к моему руководству! Вы просто обязаны сказать им, что я бездарь! Этим вы спасете кучу детей от моего непрофессионализма. »
Главное: тон мягкий, голос почти шутливый, без тени агрессии в нем, лицо улыбается — и Ваш обидчик либо пустится от Вас наутек (сам сведет все к шутке), либо перейдет на открытое хамство, которое едва ли принесет ему желанную победу. Особенно, если он начнет хамить публично. Хамство наказуемо административно, о чем, поверьте моему опыту, все хамы прекрасно осведомлены. Победа и сохраненное достоинство будет за Вами. В этом сила и изящество айкидо!
Но Вы можете спросить, а как же стоит поступить моему другу?
Я рекомендовал бы ему ответить тоже своеобразным «отставленным согласием». Поставив в известность администрацию школы о случившемся, не звонить родительнице, а написать в дневнике под ее записью: «Уважаемая Марьиванна, сочувствую случившемуся. При нашей личной встречи в присутствии администрации школы, я уверен, мы сможем найти выход из сложившейся ситуации. Ждем Вас тогда-то там-то во столько-то». А потом ждать в кабинете директора свою осерчавшую родительницу. Беда вот только в том, что она, скорее всего, не придет…
Желаю Вам вежливых родителей!
С Уважением, администратор
по работе с персоналом А.В. Держнев
Источник статьи: http://www.metodichka.org/news/kak_uchitelu_zashhitit_sebja_v_konflikte_s_roditeljami/2015-10-23-382