Как раньше строили бани

Русские бани, как и сотни лет назад

Очень хорошо, что у нас по-прежнему уважаема русская баня и все, что с ней связано. Вот только банные традиции потихоньку со временем меняются, уходят все дальше от своих истоков. Привычных, еще каких-то полвека назад, небольших построек на краю ручьев и речек практически уже не осталось.

Как раньше теперь уже никто не строит, ну разве что в глухих деревнях или вблизи охотничьих зимовий. Слишком просты и некомфортны они оказались в современных условиях.

Сейчас набирает популярность строительство бань под старину, но они ни чего общего уже со своим предком не имеют. Потому что подход к такому делу совершенно иной, все делается по-другому, начиная от заготовки леса и заканчивая ее обустройством.

Расскажем как все это происходило век назад, может кому-то что-то пригодится и окажется полезным.

Не просто баня

В 18-19в было привычным, когда из деревни, где мало было земли, некоторые семьи уходил на поиск новых необжитых пространств. Подобрав подходящее место, обязательно рядом с водой, первым делом ставили баню — в ней и жили. Мог пройти не один год, прежде чем рядом выстраивался дом, ведь сначала нужно было расчистить лес под пашню.
Поэтому баня на Руси была не просто местом где можно помыться и отдохнуть, а необходимой хозяйственной постройкой. Здесь лечились, грели воду для скотины, стирали, работали, в общем выполняли массу полезных дел.

Читайте также:  Можно или нет парится в бане когда болят суставы

Вскоре на этом месте возникал небольшой хутор, который чаще всего получал название исходя из места расположения (Высоково, Дубники) или по фамилии основателя. Если место было удачное, он затем разрастался в починок, сельцо или деревню.

Здесь уже было все как принято — добротные рубленные дома выстроившиеся длинной цепочкой на возвышенности, перед окнами шли огороды, а вдоль самой реки лепились низенькие баньки.

В старину их всегда возводили около водоемов и вдали от домов, это было обусловлено двумя основными причинами — близко носить воду и потому, что они частенько горели.

Как заготавливали лес

Рубили лес только в строго отведенные сроки и в соответствии с обычаями и поверьями. Последние вообще играли важную роль в жизни крестьян, не обошло это стороной и заготовку древесины.
Конечно, в большей мере их придерживались при возведении жилых домов, но и при строительстве других построек предпочитали их соблюдать.

Подходящим лесом считался вековой, не моложе 70-80 лет, выросший в низких или наоборот возвышенных местах, там древесина была особо крепкой.

Рубить его можно было во все дни кроме понедельника (несчастливый день). Брать нельзя было те лесины, которые падали строго на север (на полночь), которые повисали на соседних деревьях или при падении у которых отламывались вершины.

Ель и сосну заготавливали зимой, а осину летом, причем делали это в определенные периоды, согласуя с лунным календарем.

Вывезенный кругляк корили — осину сразу, хвойные деревья с наступлением тепла. После этого, зачастую, сразу сруб не рубили, а оставляли его сушиться в штабелях на один год, чтобы он набирался крепости.

К рубке приступали как только появлялось свободное время от работы на земле или промысла. Все работы могли делать сами, а могли нанять работников — плотников.

Плотники в старину считались очень почетными людьми и они, в большинстве своем, оправдывали такое уважение к себе

Особенности старинной рубки

Рубили чаще всего «в обло» или чашу и «в лапу». Первый вариант требовал несколько больше леса, зато такие срубы были теплее, за счет получавшихся «зауголков». Срубленные в лапу для дополнительного утепления часто промазывали глиной.

Главным инструментом во время рубки был топор, им выполняли практически все операции, за некоторым исключением. Для очерчивания пазов, чаш и шипов применяли «черту», для соблюдения правильного очертания стен использовали нить и аршин. Отделочные работы не обходились без долот, пил, буравов, скобелей и струг.

Особенностью тех времен являлась рубка с верхним прохождением паза, сейчас делают только с нижним. А вот поэтапное возведение сохранилось до сих пор — сначала рубят одну клеть из 5-6 венцов, затем верхний ряд снимают и рубят вторую клеть.

После того как сруб был готов ему давали отстоятся, набраться опять же крепости.

Место для будущей бани особо не подбирали, но старались все же избегать нечистых мест

Порядок возведения бани

Готовый хорошо просушенный сруб ставили на самом берегу озера или речки. Под углы первого ряда клали просмоленные комлевые чурбаки или большие камни, а иногда закладные бревна укладывали прямо на утрамбованную землю, проложив их берестой. Фундамент стали делать уже гораздо позднее.

Каждый венец прокладывался утеплителем. В качестве него использовали льняную паклю или мох — кукушкин лен и белый мох (сфагнум).

Перед укладкой последних — «охолопных» бревен делали потолок. Выглядел он как настил из плотно подогнанных друг к другу тоненьких бревнышек, стесанных с внутренней стороны.

Потолок на чердаке утепляли присыпкой из песка или отходами льна — кострикой.

Далее, приступали к постройке крыши. Для старинных бань характерна особая конструкция кровли — фронтоны являлись продолжением передней и задней части стен и выполнялись также из бревен, только чуть меньшего диаметра.

Эти бревнышки тоже пазили, а вот мох уже не клали.

В них врубались слеги крыши с частотой, которая бы обеспечила крепость кровли.

В слеги, в свою очередь, врубались крюки — кокши, изготовленные из молодых деревьев с изогнутым комлем или корнем. Они удерживали деревянный водосток.

Кровлю, по началу, в банях по-черному выполняли из тонких жердей, поверх которых укладывалась солома или дерн с травой. Позднее начали закрывать тесом.

Поверх кровельный материал крепили прижимами, в разных местах это были — охлопни, коньки, шеломы, жерди, а иногда и вовсе обходились без них — «чай не изба».

Предбанников у некоторых бань не было вообще, но чаще всего их все же устраивали. Выглядел он в целом точно также как, например, у современных деревенских построек — между закладными и прогонными верхними бревнами делался с трех сторон обшив из досок. Внутри стелили пол.

Нередко когда предбанник, если хватало леса, также рубили и приставляли к основному срубу, закрепляя его при помощи конструкции шип-паз. Примерно как на фото ниже.

Загнав сруб под крышу и прорубив двери с окнами оставляли его в таком виде на усадку. И только после сушки приступали к его отделке.

Везде пишут, что окна всегда обращали стороной на юг или юго-восток, потому как мылись обычно вечером. Это не совсем верно, их располагали в зависимости от места расположения бани. Например, у построек находящихся на северном склоне окошечки могли смотреть либо на восток, либо на север. По количеству их могло быть — одно или два.

Отделка бани заключалась в выравнивании — обрубке концов бревен, конопатке швов, установке окошечек и дверей, настиле пола, устройстве очага или печи и постройке полока.

Пол у крестьян по беднее был земляной с небольшим настилом вдоль печи, у более зажиточных из расколотых бревен-плашек.

Печка, как правило, располагалась в правой части, слева были вешала для одежды и полотенец, за ними шли кадки с водой. Прямо располагалась скамья для помывки, а сразу за печью ставили полок, высотой до половины бани.

Вот так примерно выглядели баньки в прошлом и позапрошлом веке. Почему примерно, да потому что некому уже рассказывать о мастерстве знатных плотников в старину. Лишь кой-где чудом сохранившиеся, покосившиеся, но не растерявшие своей самобытности и простоты ладные рубленые избушки еще напоминают о былой красоте русских деревень.

Источник статьи: http://banya-v-derevne.ru/traditsii-i-obyichai/russkie-banki-kak-i-sotni-let-nazad/

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Оцените статью
Про баню