Как рожали в старину в бане

Почему раньше женщины рожали в бане

Раньше на Руси появление малыша на свет в основном происходило в бане.

Тогда не было родильных домов, а помещение бани было самым стерильным из-за того, что топили их по-черному.

К тому же там всегда было тепло, и женщина могла рожать даже в самые лютые морозы, не боясь застудить малыша.

Также считалось, что новорожденного обязательно после появления на свет надо обмыть водой, чтобы избавить его от греха.

А ведь именно в бане это сделать было проще и удобнее всего, так как теплой воды в бане всегда предостаточно.

Беременные вплоть до самых родов мылись и парились в бане, ибо считалось, что такая процедура поможет в последствии более быстрому и легкому появлению ребенка на свет.

В тот момент, когда роды должны были вот-вот начаться в баню к женщине приходила повивальная бабка.

Она заговаривала воду, помогала ребеночку появиться на свет, потом обрезала пуповину новорожденному.

Роженица в бане обязательно распускала волосы, на всей одежде также развязывались все узлы, открывались сундуки и замки.

Такой обычай, как считали раньше, позволяет ребеночку без труда появиться на свет, облегчает родовую деятельность женщины.

Чистенького и обтертого тряпками малыша повитуха относила в дом.

Его мать оставалась в бане, где приходила в себя после родов, а потом также возвращалась в избу.

Почти всегда рождение ребенка праздновалась с размахом, насколько это позволяли возможности семьи.

А уже через некоторое время родившая женщина приступала к свои домашним делам и к работе в поле.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/woman_3/pochemu-ranshe-jensciny-rojali-v-bane-5bf44c5c160adb00a9a87c8d

Русские народные обряды, связанные с родами и маленькими детьми.

Описания интересных народных обрядов сохранились только в работах этнографов. Сегодня это уже уникальные реликтовые сведения. Состав населения в русских деревнях поменялся, да и деревни русские исчезают с лица земли. Вместе с коренным деревенским жителем исчезает и фольклор, и живая народная традиция – особенное мировоззрение русского крестьянина.

Я со студенческих ещё лет серьёзно изучаю фольклор, народные традиции и обряды. В блоге своём я иногда пишу на эту тему. Пишу, хотя и понимаю, что эта тема сегодня не очень-то популярна. Но всё же считаю нужным это делать…

Сегодня расскажу про древние народные обряды, связанные с рождением ребёнка.

Само слово «роды» в русской народной культуре табуированное понятие. Когда у крестьянина жена чувствует первые схватки, она отправляется в баню или в овин. А муж тем временем бежал к деревенской повитухе со словами:

— Моя жена ногу сломала. Поди, матушка, помоги ей.

— Жёнка моя поехала в Могилев. (Могилев от слова могила)

Повитуха понимала, что происходит, и спешила к роженице. Почему нельзя было прямо говорить: «жена рожает»? По двум причинам!

Во-первых, могла подслушать нечистая сила и навредить — подменить новорожденного.

Во-вторых, считалось, что женщина в родах находится меж двух миров. Между Жизнью и Смертью. «Сие тайна страшная есть» Тайна рождения. Тайна появления нового человека на Земле. Предполагалось, что ребёнок родится в этот мир через тело женщины, но непосредственно из потустороннего мира. Отсюда и выражение: «Поехала в Могилев» И ассоциация с могилой – с потусторонним миром. А всё тайное – табу.

В самой глубокой дохристианской древности рожали бабы в овине. Овин – особая постройка для просушки снопов. Состоял овин из двух частей. Внизу была яма с печью без трубы, а наверху подобие решётки для просушки снопов. Иногда овин называли ещё – рига. Зазывая на помощь повитуху, крестьянин мог ещё сказать так:

— Поди к нам, матушка. Жёнка моя в ригу поехала.

Позже рожали крестьянки в банях. И овин, и баня в русской традиции это «окно в иное измерение» Вплоть до 19 века там не держали икон, и освещать эти постройки долгое время было не принято.

Исследователями фольклора деревень русского севера — Архангельской, Вологодской области, отмечен интересный обычай. В то время, как жена рожала в бане. Муж громко стонал и охал дома. Делал он это для того, чтобы забрать боль, отвлечь её на себя. Считалось, что это реально помогает женщине легко родить.

Если роды затягивались, роженице предлагали переступить через лежащего на полу мужа. Ещё открывали все двери и засовы в доме и во дворе. Выпускали на волю птицу и скотину. Пространство вокруг роженицы должно было быть открыто. Верили, что внешние преграды могут быть помехой для перехода ребёнка в Земной мир.

Наконец ребёнок рождается. Что происходит дальше? Весьма желательно, чтобы пуповину перерезала сама мать. Она перевяжет пуповину крепкой суровой нитью. После этого пуповину завернут в тряпицу, и спрячут до времени в сундук. В сундуке же часто сохраняли и плаценту. Согласно поверьям, если человек заболеет, то воздействием на плаценту можно добиться исцеления. Ну, а с пуповиной связан интереснейший обряд «развязывания ума» (Об этом обряде я расскажу в другой раз, так как он относится уже к деткам 7-ми летнего возраста.)

Читайте также:  Устройство стальных дымохода в бане

Приняв новорожденного, повитуха разминает его тело, осматривает на предмет родинок. Наличие родинок расценивается, как большое благо. Родимые пятнышки – как меточки, указывали на то, что ребёнок действительно свой собственный. Если же родинок не обнаруживалось проводили «обряд узнавания»

Народная логика проста. Признать ребёнка за своего можно было только после того, как убедишься, что это не «подменыш». По народному поверью ребёнок мог быть подменён нечистой силой даже ещё в чреве матери. Делалось это во сне, и беременная могла и не чуять подмены. Новорожденного мог похитить и банник – дух обитающей в бане. Или овинник – хозяин овина. Вместо человеческого ребёнка нечистая сила подсовывала своего. Вот потому то и радовались, обнаружив на тельце новорожденного родинки, в которых видели своеобразный маркер человеческой сущности. Если родинки располагались на теле так, что ребёнок не мог сам их видеть, то считалось — это верный признак счастливой доли.

Если же никаких особых примет на теле новорожденного не обнаруживалось, следовал обряд узнавания.

Хорошо сохранились рассказы про этот обряд у казаков. Называли такой обряд – «Метание под стол»

Собиралась вся родня. Новорожденного прятали под стол, затем, резко вынимая, клали на стол. Родственники склонялись над малышом, и разглядывали его личико, ручки. Искали сходство с членами семьи. Так поступали трижды.

Почему это было важно? Да потому, что все люди имеют отличительные индивидуальные черты. А нечисть вся на одно лицо. Отсюда безобразный – значит страшный, не имеющий образа, то есть индивидуальности. Признавание в новорожденном члена семьи – очень важный социальный акт.

Сегодня мы неосознанно повторяем действия наших далёких предков. Дотошно разглядываем не оформившееся личико новорожденного, ищем черты сходства, как и 1000 лет назад.

Как поступали, в том случае, если ребёнок рождался раньше срока?

Недоношенного малыша заворачивали в тёплые тряпки, иногда, даже, засовывали в валенок, и отправляли на печь. Там в тепле он и дозревал. Говорили «допекался»

Если младенец часто кричал или много болел, его опять-таки перепекали в печке.

Помните, как в сказке «Жихарка» Лиса предлагает Жихарке лечь на лопатку — она его и отправит в печь. Жихарка на лопату не лёг, а предложил Лисе показать, как это делается на личном примере. Это его в итоге и спасло, так как в печь он отправил Лису.

Обряд перепекания — очень древний обряд. Младенца клали на хлебную лопату, иногда замазывали слоем теста, и отправляли в тёплую печь. Конечно, не в горячую! Смысл этого обряда в том, чтобы хвори и всё неправильное сгорело. В этом случае печь, как бы исправила дитятко – перепекла его.

Но в любом случае в народной традиции новорожденный ещё не считается полноценным человеком. Конечно, смертность детей в старину, была больше, чем в наше время. И, наверное, народная традиция выработала своеобразную психологическую защиту. Считалось, что ребёнок до 7 лет пришёл в земную жизнь ещё не насовсем. Может и уйти. Кстати, таких же воззрений придерживается и японская народная традиция. Только после 7 лет, после «развязывания ума» ребёнок окончательно переходит в мир земной, и становится человеком. А до 7-ми лет крестьяне детей не бранят, и шалости все с рук спускают. «С дитятка и спрос не велик» Зато после 7 лет взрослел отрок очень быстро.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c19c284863c0600ac86ab7e/russkie-narodnye-obriady-sviazannye-s-rodami-i-malenkimi-detmi-5dcec804d2bc1447e8b0650e

Как рожали в старину на Руси

Как рожали в старину на Руси

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

Читайте также:  Спа отели ленинградской области с баней

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину , чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d84a04fc31e4900aef07a7a/kak-rojali-v-starinu-na-rusi-5da82ae0028d6800ac7615a5

Как бабы рожали на Древней Руси

Современная женщина может определить беременность на самых ранних сроках, а вот на Древней Руси женщины понимали, что «затяжелели» в тот момент, когда своевременно не приходили «рубашечные», то есть прекращалась менструация. А вот о беременности говорили только тогда, когда младенец начинал биться под сердцем.

Можно развенчать тот миф, что к «брюхатым» женщинам в тот период относились как-то с уважением или с трепетом. Дамам в положении приходилось ежедневно много работать, довольно часто труд был не лёгкий, поэтому беременность была большой помехой. И учитывая то, сколько детей было в русских семьях, к известию о том, что появится ещё один ребёнок относились вполне спокойно.

Роды считались естественной вещью, не требующей особого внимания, любая женщина вполне способна справиться с появлением ребёнка на свет и без особой помощи. От работы не освобождали, об этом не могло быть даже речи. А вот выкидыш, как считали тогда, мог быть только из-за порчи или как наказание за грехи будущей мамы.

Даже рожать женщины отравлялись чаще всего в перерыве между работой. В литературе можно встретить такие рассказы, что крестьянки приносили младенцев в поле, а потом могли спокойно продолжить жатву. Вот якобы каким крепким здоровьем отличались наши предки.

Читайте также:  Баня сауна различные виды

Но это на самом деле большое преувеличение. Конечно, такие случаи были, но это только исключение. Женщина могла родить в стогу только по причине того, что у неё начались схватки и возвращаться домой было поздно. Но для того, чтобы избежать осложнений и неудобств всё-таки предпочитали «приносить» малыша в цивилизованных условиях.

Если прихватывало в поле или на берегу реки, то можно было бы добраться домой на телеге, но по русским дорогам так могло растрясти, что рожать бы пришлось прямо на месте.

Это сейчас с женщиной работает целая бригада медиков и она находится весь период под наблюдением акушерки и врача. А раньше приходилось довольствоваться только повитухой. Иногда рождение длилось несколько суток и в это время повивальная бабка находилась рядом, стараясь оказать всяческую помощь. А потом она же принимала младенца и пеленала (повивала) его. Вот откуда и пошло название этой «профессии».

Был предусмотрен для родившей и восстановительный период. Он мог длиться несколько дней. Повитуха вела женщину в баню и занималась её распаренным телом. Это была профилактика выпадения матки и появления грыжи. Но стоит заметить, что не всегда меры оказывались эффективными.

Когда приходило время рожать кто-то из близких звал повитуху, но чтобы не навлечь злых сил, делали это не прямым текстом, а иносказательно. Это был своего рода условный знак. За труды знахарка получала вознаграждение. Одно приравнивалось к 10 копейкам или одному пирогу. Но иногда родня не желала нести растраты и тогда женщине приходилось рожать младенца без всякой помощи.

Процесс родов проходил в бане, так как её считали сама чистым местом. Существовали и способы ускорения родов. Только сейчас они выглядят совершенно гуманными. Например, беременную заставляли подниматься и спускаться по лестнице, висеть на руках, ходить и вообще переносить схватки стоя на ногах. А ещё могли напугать, чтобы женщина от тревоги и неожиданности поскорее разродилась. Так несколько человек женского пола должны были вбежать в помещение и со всей силу заголосить: «Пожар! Пожар!». И делалось это всё только во благо будущей матери.

Если процесс появления младенца на свет проходил тяжело, то тогда обращались за помощью к священнику. Он должен был отслужить молебен, верили, что это должно помочь. О том, чтобы выполнить кесарево сечение и не упоминалось.

Если послед отходил с трудом, то вызывали искусственно рвоту. Способы тоже были гнетущие, например, женщине засовывали в рот руки или клок волос и это вызывало отторжение. От таких методов, и это неудивительно, каждая седьмая роженица уходила из жизни. Поэтому рассказы о том, что на Руси бабы рожали легко обычный вымысел.

Совместные роды — это не психологический ход, как утверждают специалисты, а блажь, как сказал бы любой мужчина из тех времён. Появление ребёнка — исключительно женское дело и речи быть не могло о том, чтобы при этом процессе присутствовал муж.

Пуповину перевязывали или перегрызали. А вот врач приходил только к тем, кто мог себе позволить медицинское обслуживание.

Вот рожали дамы дома, а не в роддоме не потому, что это было дорого, а потому, что это было неприлично. Созданы эти заведения были (в 1764 году в Москве появился первый роддом) не для комфортных условий или из-за заботы о мамах и младенцах. Просто гулящие дамы часто рожали детей прямо на улице и тут же выбрасывали их в мусорные баки или канализацию. И именно для сокращения подобных случаев правительство открыло роддома.

После родов можно было три дня отлежаться, а в случае осложнений и все десять. Потом повитуха помогала «расходиться».

Но только у состоятельных людей молодую маму освобождали от работы на 6 недель. Удачно было, если в обычной семье её мог кто-то подменить. А вот когда рассчитывать было не на кого, то вставать приходилось практически через час и выполнять всё те же обязанности, как и обычно. Труд помогает организму восстанавливаться, может быть, в этом и есть доля правды, но не тяжёлый, это уж точно. Поэтому многие женщины получали целый набор заболеваний. Единственное в чём было послабление — это в готовке. Односельчане навещали мать с младенцем и в качестве подношений приносили разные блюда, так что можно было некоторое время не подходить к печке.

Молозиво сейчас считается крайне ценным, поскольку именно оно обеспечивает младенцу здоровую микрофлору в кишечнике и закладывает сильный иммунитет. А раньше его обязательно сцеживали, чтоб «дурное» молоко не навредило малышу. Грудью кормили очень долго, иногда даже до семи лет. А всё потому, что рассматривали это как способ контрацепции. И, действительно, согласно данным около 80% женщин не беременели в это период.

Вот так жили на Руси, теперь о доли русских баб вам известно всё.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_world/kak-baby-rojali-na-drevnei-rusi-5ad0cdf257906a3e22369f37

Оцените статью
Про баню