Русская баня. Секреты старинных мастеров
О целебных свойствах бани люди знают давно: еще древнегреческий врач Гиппократ назначал ее для лечения ряда заболеваний, а также в качестве хорошего профилактического средства. Знали и ценили баню в Древнем Риме, где она одновременно являлась клубом сенаторов, домом терпимости и местом отдыха. Ну и, конечно, баню любили (и любят до сих пор!) на Руси.
За время своего многовекового существования русская баня почти не изменилась. В далекие времена она представляла собой небольшой деревянный сруб с земляными полами, где располагалась печь, горячие камни, на которые лили воду, и ступеньки, ведущие непосредственно к парилке. В наши дни можно встретить баню, где имеются тренажерный зал, бильярдная и т. д. Но все же русская классическая баня в основном сохраняет тот вид, который был присущ ей изначально.
Строить такую баню лучше всего у водоема, причем не у самой воды, а на расстоянии 15-30 метров, в сухом месте, где исключена возможность затопления. Желательно, чтобы баня находилась в стороне от дороги, там, где от глаз прохожих ее закрывают деревья или постройки. Вход же в баню целесообразно делать с юга, так как это облегчает пользование ею в зимнее время, когда с северной стороны наметает сугробы.
Исторически русская баня — это цельное деревянное сооружение. В настоящее время используют также камень, кирпич, шифер, ДСП, другие материалы, — и все же дерево остается наиболее важным материалом при строительстве бани.
Опорные подушки, фундаментные столбы и первый венец стен получаются лучше всего из дубовых бревен, причем дерево должно быть выдержанным и иметь толщину не менее 22 см. Если использовать свежеспиленные лесоматериалы, баня в будущем даст большую усадку и, кроме того, будет дольше нагреваться. Для нижних венцов стен, пола и матицы потолка хороши бревна, брусья и доски из смолистой сосны, а еще лучше — лиственницы. Для верхних венцов, потолка и обшивки стен лучше всего использовать легкую белую ель или липу, которые хорошо способны поглощать влагу. Скамейки и подставки можно также делать из липы, что создаст приятное для тела ощущение мягкости и теплоты. Однако если под рукой не окажется вышеперечисленных пород дерева, то их, в принципе, можно заменить такими, как осина, тополь, береза.
Необходимо также особым способом выполнять отделку бани изнутри: в частности, отделка вагонкой противоречит самому смыслу строительства. Для этих целей должно применяться дерево, свободно пропускающее воздух и в то же время удерживающее тепло. С той же целью сохранения тепла полы в парной устраиваются на земле, на слое глины с гидроизоляционной прокладкой. Высота дверного проема в парной не должна превышать 150 см, а максимальная высота порога составляет 30 см. Смысл таких требований заключается в том, чтобы пар не выходил из-под перемычки дверного проема, а холод не поступал в парную через порог.
Немалое внимание при строительстве русской бани уделяется тому, каким образом делается так называемая «печь-каменка». Прежде всего, надо знать, что печь должна быть безопасной для тех, кто ею пользуется. Необходимо исключить возможность возникновения пожара, отравления угарным газом, случайного ожога и ошпаривания тела. Кроме того, важно, каким образом печь отдает свое тепло, поскольку чрезмерное излучение тепла в виде инфракрасных лучей подчас приводит к перегреву и сильно сушит кожу.
Комфортные условия в бане создаются при передаче тепла от печи путем конвенции нагретого воздуха. Для этого температура стенок печи должна быть как можно ниже, а способность стен бани отражать тепло — как можно больше. Это создает условия для того, чтобы тепловое излучение направлялось на человека со всех сторон.
Отдельно нужно поговорить о полах в русской бане, которые раньше были деревянными (реже — земляными), а сегодня могут делаться как из дерева, так и из бетона. В моечной и парилке лучше всего сделать бетонные полы с легкими деревянными решетками, настеленными сверху. А вот в тамбуре и предбаннике имеет смысл изготовить пол из дерева.
Деревянные полы в бане бывают протекающие и непротекающие. В первом случае между досками оставляют зазор в 5-6 мм, что обеспечивает свободный слив воды при набухании досок. При этом целесообразно не закреплять доски, а свободно их настилать, оставляя зазор: тогда доски можно при необходимости перевернуть и просушить. Во втором случае (если пол без зазоров) один конец досок делается ниже, чем другой, под которым находится лоток для сбора воды.
Говоря о бане, нельзя не сказать о значении воды. Утверждение, что чем больше влаги в бане, тем лучше, неверно, поскольку избыток воды не позволяет в полной мере просохнуть дереву, что нередко ведет к загниванию досок, а значит, к необходимости ремонта сооружения. В хорошей бане вода во время топки печи-каменки успевает нагреться до 70-80 градусов. До кипения ее не доводят, потому что это может повлечь за собой повышение влажности и неэкономное расходование тепла (к тому же кипяток попросту опасен). Хранят воду (в идеале) в деревянной посуде, которая хорошо держит тепло и не обжигает кожу.
Чтобы оказывать положительное воздействие на организм, вода должна быть мягкой и свежей. Особенно полезна вода с добавлением настоя деревянной золы. Если же используется вода из открытых водоемов (озер, прудов, рек), то необходимо дезинфицировать ее с помощью пригодных для этого веществ или в крайнем случае прокипятить перед использованием.
Нужна в бане и питьевая вода. Дело в том, что организм теряет в парилке большое количество влаги, поэтому важно восполнять эти потери с помощью чая, различных прохладительных напитков или же простой воды. Только так можно получить от бани истинное удовольствие и максимум пользы.
Просто идеально, если рядом с баней имеется бассейн. Однако его отсутствие можно компенсировать за счет оборудованного места для обливаний, покрытого песком и гравием, выложенного камнями или досками.
Русская баня широко известна и, бесспорно, любима во всем мире. Пожалуй, сама русская культура не мыслится без такого ее компонента, как баня: настоящая, жаркая, пахнущая свежеспиленным деревом. Для истинного ценителя баня — не просто средство очистить тело и укрепить организм, это своеобразный ритуал, успокаивающий душу и дающий хорошее настроение. «В который день паришься, в тот день не старишься», — гласит народная мудрость.
Источник статьи: http://www.stroyplan.ru/artcls.php?showitem=208
Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе».
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43927303808/CHto-tvorilos-v-banyah-na-Rusi-rassadnik-razvrata-Omerzitelno-po
Русские бани, как и сотни лет назад
Очень хорошо, что у нас по-прежнему уважаема русская баня и все, что с ней связано. Вот только банные традиции потихоньку со временем меняются, уходят все дальше от своих истоков. Привычных, еще каких-то полвека назад, небольших построек на краю ручьев и речек практически уже не осталось.
Как раньше теперь уже никто не строит, ну разве что в глухих деревнях или вблизи охотничьих зимовий. Слишком просты и некомфортны они оказались в современных условиях.
Сейчас набирает популярность строительство бань под старину, но они ни чего общего уже со своим предком не имеют. Потому что подход к такому делу совершенно иной, все делается по-другому, начиная от заготовки леса и заканчивая ее обустройством.
Расскажем как все это происходило век назад, может кому-то что-то пригодится и окажется полезным.
Не просто баня
В 18-19в было привычным, когда из деревни, где мало было земли, некоторые семьи уходил на поиск новых необжитых пространств. Подобрав подходящее место, обязательно рядом с водой, первым делом ставили баню — в ней и жили. Мог пройти не один год, прежде чем рядом выстраивался дом, ведь сначала нужно было расчистить лес под пашню.
Поэтому баня на Руси была не просто местом где можно помыться и отдохнуть, а необходимой хозяйственной постройкой. Здесь лечились, грели воду для скотины, стирали, работали, в общем выполняли массу полезных дел.
Вскоре на этом месте возникал небольшой хутор, который чаще всего получал название исходя из места расположения (Высоково, Дубники) или по фамилии основателя. Если место было удачное, он затем разрастался в починок, сельцо или деревню.
Здесь уже было все как принято — добротные рубленные дома выстроившиеся длинной цепочкой на возвышенности, перед окнами шли огороды, а вдоль самой реки лепились низенькие баньки.
В старину их всегда возводили около водоемов и вдали от домов, это было обусловлено двумя основными причинами — близко носить воду и потому, что они частенько горели.
Как заготавливали лес
Рубили лес только в строго отведенные сроки и в соответствии с обычаями и поверьями. Последние вообще играли важную роль в жизни крестьян, не обошло это стороной и заготовку древесины.
Конечно, в большей мере их придерживались при возведении жилых домов, но и при строительстве других построек предпочитали их соблюдать.
Подходящим лесом считался вековой, не моложе 70-80 лет, выросший в низких или наоборот возвышенных местах, там древесина была особо крепкой.
Рубить его можно было во все дни кроме понедельника (несчастливый день). Брать нельзя было те лесины, которые падали строго на север (на полночь), которые повисали на соседних деревьях или при падении у которых отламывались вершины.
Ель и сосну заготавливали зимой, а осину летом, причем делали это в определенные периоды, согласуя с лунным календарем.
Вывезенный кругляк корили — осину сразу, хвойные деревья с наступлением тепла. После этого, зачастую, сразу сруб не рубили, а оставляли его сушиться в штабелях на один год, чтобы он набирался крепости.
К рубке приступали как только появлялось свободное время от работы на земле или промысла. Все работы могли делать сами, а могли нанять работников — плотников.
Плотники в старину считались очень почетными людьми и они, в большинстве своем, оправдывали такое уважение к себе
Особенности старинной рубки
Рубили чаще всего «в обло» или чашу и «в лапу». Первый вариант требовал несколько больше леса, зато такие срубы были теплее, за счет получавшихся «зауголков». Срубленные в лапу для дополнительного утепления часто промазывали глиной.
Главным инструментом во время рубки был топор, им выполняли практически все операции, за некоторым исключением. Для очерчивания пазов, чаш и шипов применяли «черту», для соблюдения правильного очертания стен использовали нить и аршин. Отделочные работы не обходились без долот, пил, буравов, скобелей и струг.
Особенностью тех времен являлась рубка с верхним прохождением паза, сейчас делают только с нижним. А вот поэтапное возведение сохранилось до сих пор — сначала рубят одну клеть из 5-6 венцов, затем верхний ряд снимают и рубят вторую клеть.
После того как сруб был готов ему давали отстоятся, набраться опять же крепости.
Место для будущей бани особо не подбирали, но старались все же избегать нечистых мест
Порядок возведения бани
Готовый хорошо просушенный сруб ставили на самом берегу озера или речки. Под углы первого ряда клали просмоленные комлевые чурбаки или большие камни, а иногда закладные бревна укладывали прямо на утрамбованную землю, проложив их берестой. Фундамент стали делать уже гораздо позднее.
Каждый венец прокладывался утеплителем. В качестве него использовали льняную паклю или мох — кукушкин лен и белый мох (сфагнум).
Перед укладкой последних — «охолопных» бревен делали потолок. Выглядел он как настил из плотно подогнанных друг к другу тоненьких бревнышек, стесанных с внутренней стороны.
Потолок на чердаке утепляли присыпкой из песка или отходами льна — кострикой.
Далее, приступали к постройке крыши. Для старинных бань характерна особая конструкция кровли — фронтоны являлись продолжением передней и задней части стен и выполнялись также из бревен, только чуть меньшего диаметра.
Эти бревнышки тоже пазили, а вот мох уже не клали.
В них врубались слеги крыши с частотой, которая бы обеспечила крепость кровли.
В слеги, в свою очередь, врубались крюки — кокши, изготовленные из молодых деревьев с изогнутым комлем или корнем. Они удерживали деревянный водосток.
Кровлю, по началу, в банях по-черному выполняли из тонких жердей, поверх которых укладывалась солома или дерн с травой. Позднее начали закрывать тесом.
Поверх кровельный материал крепили прижимами, в разных местах это были — охлопни, коньки, шеломы, жерди, а иногда и вовсе обходились без них — «чай не изба».
Предбанников у некоторых бань не было вообще, но чаще всего их все же устраивали. Выглядел он в целом точно также как, например, у современных деревенских построек — между закладными и прогонными верхними бревнами делался с трех сторон обшив из досок. Внутри стелили пол.
Нередко когда предбанник, если хватало леса, также рубили и приставляли к основному срубу, закрепляя его при помощи конструкции шип-паз. Примерно как на фото ниже.
Загнав сруб под крышу и прорубив двери с окнами оставляли его в таком виде на усадку. И только после сушки приступали к его отделке.
Везде пишут, что окна всегда обращали стороной на юг или юго-восток, потому как мылись обычно вечером. Это не совсем верно, их располагали в зависимости от места расположения бани. Например, у построек находящихся на северном склоне окошечки могли смотреть либо на восток, либо на север. По количеству их могло быть — одно или два.
Отделка бани заключалась в выравнивании — обрубке концов бревен, конопатке швов, установке окошечек и дверей, настиле пола, устройстве очага или печи и постройке полока.
Пол у крестьян по беднее был земляной с небольшим настилом вдоль печи, у более зажиточных из расколотых бревен-плашек.
Печка, как правило, располагалась в правой части, слева были вешала для одежды и полотенец, за ними шли кадки с водой. Прямо располагалась скамья для помывки, а сразу за печью ставили полок, высотой до половины бани.
Вот так примерно выглядели баньки в прошлом и позапрошлом веке. Почему примерно, да потому что некому уже рассказывать о мастерстве знатных плотников в старину. Лишь кой-где чудом сохранившиеся, покосившиеся, но не растерявшие своей самобытности и простоты ладные рубленые избушки еще напоминают о былой красоте русских деревень.
Источник статьи: http://banya-v-derevne.ru/traditsii-i-obyichai/russkie-banki-kak-i-sotni-let-nazad/