Как снимали а зори здесь тихие 1972 сцена в бане

Как снимали «А зори здесь тихие»

До сегодняшнего дня я смотрел этот фильм лишь однажды, будучи в детско-подростковом возрасте. Мне тогда из фильма запомнилась только сцена в бане.

Сегодня я посмотрел на фильм другими глазами и у меня ощущение, что мурашки не сходили с моей кожи на протяжении всего фильма. Да и сейчас не сошли. Насколько же фильм сильный и страшный.

Стало интересно, как этот фильм снимали.

Фильм снимал советский режиссёр — Станислав Ростоцкий. Ростоцкий сам был фронтовиком и фильм этот снимал в память о медсестре, которая спасла его, вынеся из боя.

Помимо Ростоцкого в съёмочной группе было немало и других фронтовиков. Они участвовали в кастинге девушек, да и в целом, помогали передать нужную атмосферу.

Актрисы почти все были начинающими, опыт был только у Ольги Остроумовой. Для старшины, участие в этой картине, тоже стало дебютом.

Добавляли фильму атмосферности и климатические условия, в которых приходилось снимать. Фильм снимали в Карелии и условия были непростые.

Когда девушкам приходилось проходить через болото, Ростоцкий шел вместе с ними, как командир со своими бойцами.

По воспоминания актёров, Ростоцкий заставлял их поверить в то, что смерть это реальность.

И, кстати, одну из актрис смерть чуть не настигла на съёмочной площадке. Во время съёмок кадров, когда Галя Четвертак получает в спину выстрел.

Актрисе, Е. Марковой, прикрепили на спину доску с пиротехническим зарядом. И пиротехник перестарался. Хорошо, что доска была достаточно толстая. Обошлось.

Не смотря на то, что съёмки были физически тяжелыми, а местами даже и опасными, актрисы находили силы на танцы и встречу рассветов. Молодость и красота брали своё.

Ну и раз уж вспомнили про красоту, нужно упомянуть и знаменитую сцену в бане. Сцена была очень смелая для того времени, да ещё и актрисы почти все без актёрского опыта. Было не легко.

Обойти цензуру и убедить девушек раздеться перед камерой помогло объяснение Ростоцкого зачем вообще показывать эти кадры.

Большую часть фильма девушки появляются в военной форме и зритель начинает воспринимать их как солдат и перестаёт воспринимать как женщин. Режиссёр же хотел показать, что в этой войне участвуют девушки, что осколки и пули ранят их красивые и нежные тела. Что они могли быть матерями и дарить жизнь, а в итоге участвуют в войне. Противоестественно, страшно, но, увы, реально.

Фильм не может оставлять равнодушным. И не только советские зрители это оценили. «А зори здесь тихие» имел успех и на мировых экранах. В Китае, говорят, его посмотрел миллиард человек. А Андрей Мартынов, за роль старшины, чуть было не получил Оскар.

Благодаря работе съёмочной группы фильм не теряет своего значения не только в другой стране, но и спустя годы.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d1730d0913f0600acb01d76/kak-snimali-a-zori-zdes-tihie-5f16e2c2f3a8f418624f5d13

Была ли оригинальна «банная сцена» Станислава Ростоцкого?

Если в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» из банного эпизода удалить возгласы (типа — ты русалка, у тебя кожа прозрачная, с тебя скульптуру лепить…), то он будет выглядеть довольно скромно…

«Тот день банным был, и, когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую, как на чудо, глядели… В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка».

И тем не менее режиссер Станислав Ростоцкий из этого писательского минимума в своем фильме создал полновесную сцену, считая этот эпизод очень важным для всей идеи фильма — ведь эти красивые и юные девушки наравне с мужчинами несут все тяготы войны и вскоре погибают от пуль фашистов.

Читайте также:  Как сложить небольшую печку в бане

Сцена стала настолько яркой и значимой для фильма, что во всех последующих ремейках (не экранизации повести, как заявляли последователи, а, по сути, именно ремейках фильма Ростоцкого) она была повторена. В тех или иных вариантах.

Так Ренату Давлетьярову (ремейк 2015 года) «банной обнаженки» показалось маловато, и он добавил сцену купания героинь под водопадом.

Китайский режиссер Мао Вэйнин (ремейк 2005 года) за неимением в Китае русской бани поместил приглашенных в сериал русских актрис в японские (?) фурако — огромные деревянные бочки с горячей водой.

Но насколько была оригинальной «банная сцена» девушек в военное время? Вряд ли судьбы девушек на войне волновали только Ростоцкого и автора повести. Поднималась ли до них в искусстве эта тема в именно таком аспекте?

Неожиданный ответ на этот вопрос нашелся на сайте SA-kuva среди 160 тысяч финских фотографий времен Второй мировой войны. И интересное совпадение — совпадение по времени вымышленных автором повести событий («Шел май 1942 года») и реальных событий, имеших место, но… по другую сторону фронта.

Небольшая историческая справка по военной ситуации в Карелии — месте, выбранном автором повести для сюжетной линии.

Карельский фронт существенно отличался от других фронтов Великой Отечественной войны. Он был самым протяженным — более полутора тысяч километров, и самым малопригодным для человеческого существования. Суровый климат и сложнейший рельеф местности (скалы, непроходимые болота, быстрые реки и студеные озера, сильные морозы зимой и дурная погода летом) обусловили бездорожье и малонаселенность.

Отсюда и вторая особенность Карельского фронта: он не имел сплошной линии фронта — только очаги сопротивления со своими линиями соприкосновения с противником, с незакрытыми участками между ними, через которые просачивались в тыл соперника как советские партизанские отряды, так и диверсионные группы противника Красной армии (в основном — финские, гораздо реже — немецкие).

Еще одна особенность фронта: на оккупированной территории не было баз с продовольствием и оружием, основная масса населения эвакуировалась, поэтому партизанские отряды совершали рейды в тыл врага из советской прифронтовой зоны, где они постоянно и базировались.

На ребольском направлении (Реболы — село в Центральной Карелии) войска Красной армии сдерживали наступление финской 14-й пехотной дивизии, стремящейся выйти к Кировской (Мурманской до 1935 года) железной дороге и Беломорско-Балтийскому каналу. После ожесточенных боев линия фронта на этом направлении надолго — с конца сентября 1941 до июня 1944 года — установилась восточнее Ругозера (Рукайярви), где обе стороны закончили оборудование плацдармов, опорных пунктов и подготовились к окопной войне.

По всей видимости, отсутствие активных боевых действий на этом участке Карельского фронта позволило солдатам финской 14-й пехотной дивизии разнообразить свой досуг и поучаствовать в своеобразном конкурсе поделок.

И как тут не вспомнить фразы повести Васильева:

«От тишины и безделья солдаты млели, как в парной».

Итак, в мае 1942 года, задолго до того, как у Бориса Васильева возникла идея написать повесть, а Станиславу Ростоцкому экранизировать ее, в оккупированной финскими войсками деревне Андронова Гора (Онтросенваара), где располагался штаб 14-й пехотной дивизии, была организована выставка конкурсных работ.

Среди самых престижных работ, выполненных солдатами дивизии на досуге и представленных на конкурс поделок (кубков и чашек из дерева, плетеных сумок и лаптей из бересты), внимание фотографа привлек рисунок девушек в бане. Из престижных работ конкурса, Рукайярви, Онтросенваара, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Поскольку страсть финнов к сауне стала практически их второй национальной религией, то не удивительно, что финский солдат на досуге написал картину на банную тему.

Возможно, она принадлежит кисти младшего сержанта Саркама (Sarkaman), который в том же мае 1942 года снят фотографом за работой над картиной «Сквозь огонь и дым из местности Омеля» (Омеля, она же Емельяновка, была местом ожесточенных боев в сентябре 1941 года).
Картина сержанта Саркамы «Сквозь огонь и дым из местности Омеля», Рукайярви, Онтросенваара, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Вряд ли в дивизии был еще один художник. Иначе бы он нашелся на многочисленных архивных фотографиях того же мая 1942 года, где многие авторы выставочных работ запечатлены в процессе их изготовления, как и сержант Саркама.
Сержант Саркама в минуты досуга практикуется в искусстве, Рукайярви, май 1942 г.
Фото: SA-kuva

Читайте также:  Стяжка пола в бане под проливными полами

Остается только гадать, кто вдохновил художника-любителя создать «банную» картину, кого он изобразил на ней?

На этом участке фронта трудилось более тысячи женщин, так называемых «Лотт» — членов женской военизированной организации «Лотта Свярд». Позировали ли они художнику, или это результат его фантазии? Может быть, он рисовал по памяти и на картине — довоенные воспоминания?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Но в любом случае неизвестная ранее картина с «банной сценой» однозначно опередила замыслы создателей популярных фильмов.

Источник статьи: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/97432/

Как режиссёр уговорил девушек на сцену в бане в советских «А зори здесь тихие»

Как известно, в советской военной драме «А зори здесь тихие» (1972) есть очень откровенная для тех времён сцена, где девушки моются в бане. Она есть в официальной версии.

Эту сцену 100% вырезали при трансляции на телевидении. Но в некоторых городах в кинотеатрах её всё же показали, с пометкой «от 16 и старше». В интернете эти кадры и видео находятся без труда.

Режиссёр Станислав Ростоцкий сам прошёл войну. Если бы не медсестра, тащившая его раненного на себе с поля боя несколько километров, он бы не выжил. В благодарность всем женщинам, прошедшим войну, он и снял этот шедевр. В память о войне у него вместо ноги остался деревянный протез.

Станислав Иосифович стал для молоденьких актрис кем-то вроде старшины Васкова для пяти самоотверженных девушек-зенитчиц.

Фильм снимали на суровой природе, в Карелии, недалеко от границы с Финляндией. Все испытания они проходили рука об руку.

Станислав при каждом прохождении через болото, холод, подбадривал актрис, поскрипывая протезом: «Баба сеяла горох, ух!»

Для молодых советских девушек казалось немыслимым раздеться на камеру в банной сцене, чтобы их потом увидели миллионы.

«Пусть снимаются дублёрши!» — категорично заявили они.

Режиссёр собрал их и сказал просто и откровенно:

Девочки, мне надо показать, куда падают фашистские пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.

Cъёмки хотели провести очень деликатно. На площадке остались вроде бы одни женщины, кроме режиссёра и оператора. Те прикрывали глаза.

Забыли про работника, который отвечал за пароустановку и копошился с техникой за перегородкой.

На репетиции девушки были в купальниках. Разделись только после команды: «Мотор».

Работник, отвечающий за пар, оторопел, увидев эту картину, и оставил оборудование без присмотра. Очнувшись, понял, что скоро она рванёт от переизбытка давления. Заорал «Ложись» и выбежал на площадку. Девушки завизжали, попадали. Установка взорвалась, но никто от ожогов не пострадал.

В общем, сцену сняли только со следующего дубля.

При цензурировании этот эпизод каким-то чудом оставили. Зато подобную сцену, где девушки загорают, вырезали.

Кстати, в современном ремейке есть такой же момент. В нём удивляет нетипичная, исторически недостоверная, выбритость для тех лет.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/kinotalk/kak-rejisser-ugovoril-devushek-na-scenu-v-bane-v-sovetskih-a-zori-zdes-tihie-5e182c1886c4a900b11c08a3

«А зори здесь тихие»: как Ростоцкий убедил актрис помыться в бане, и они там чуть не обварились

Чтобы снять знаменитую сцену в бане, режиссёр Станислав Ростоцкий полдня уговаривал актрис раздеться. «Пусть снимаются дублёрши!» — категорично заявили они.

Тогда Ростоцкий использовал последний аргумент: он хочет донести до зрителя весь ужас войны, в которой красивые и молодые женские тела, созданные для любви и деторождения, оказываются мишенями для пуль.

К съёмках подошли максимально деликатно. Работали над сценой женщины-осветители, из мужчин на съёмочной площадке остались только режиссёр и оператор, но и те находились за плёнкой, в которой проделали дырки для камеры и для глаз режиссёра.

На репетиции актрисы были одеты в купальники и разделись только тогда, когда прозвучала команда «мотор!» Снимали сцену в павильоне, за которым поставили специальное оборудование. Оно подавало пар и тем самым имитировало банную обстановку.

В разгар съёмки банного эпизода прямо в павильон, где лежали намыленные актрисы, влетел человек в ватнике и сапогах и дурным голосом закричал: «Ложись!»

Это был человек, который отвечал за пароустановку. Про него никто и не вспомнил, и он преспокойно наблюдал, стоя за фанерной перегородкой, за репетицией, а потом, увидев раздетых актрис, начисто забыл, зачем он вообще присутствует на съёмках. Ещё бы! Столько красивых обнажённых женщин!

После его криков все бросились на пол, и после этого пароустановка взорвалась. От ожогов актрис спасла только быстрая реакция. Иначе ожогов от пара было бы не избежать!

Читайте также:  Квадрат на доблести баня

А Станиславу Ростоцкому пришлось ещё отстаивать банный эпизод перед руководством: столь откровенные сцены были недопустимы в советском кино. Но, видимо, Ростоцкий обладал каким-то особым даром убеждения, потому что эпизод в бане всё-таки оставили. А вот сцену, где девушки загорают, лёжа на брезенте, сохранить не удалось. Её «съела» цензура.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zahodi_na_ogonek/a-zori-zdes-tihie-kak-rostockii-ubedil-aktris-pomytsia-v-bane-i-oni-tam-chut-ne-obvarilis-5d419ee4b96cfd00ae59ab38

Как снимали культовый фильм «А зори здесь тихие» (1972) + закадровые фото

Советские фильмы с военной тематикой пользовались особой популярностью в 70-80-е годы прошлого века. Поэтому знаменитые режиссеры выбирали себе однотипную тематику для постановы картин. Экранизация фильма “А зори здесь тихие” состоялась в 1972 году. В сюжете положена основа событий 1942 года.

За три года до этого вышла повесть Бориса Васильева, который красиво описал события страшного военного времени. Но за кадром фильма осталось много интересного, что до сих пор знает не каждый. И если вы даже несколько раз пересматривали фильм, то не факт, что обратили внимание на подобные детали. Что же это — далее в нашей статье.

Выбор актеров для фильма “А зори здесь тихие”

Если провести параллель между современными фильмами и теми, что были сняты еще 50-60 лет назад, то будет понятно, что было много того, что требовало доработки со стороны технического оборудования. Но несмотря на это в фильме сохранялась идея, которая затрагивала души людей своей глубиной.

Съемки фильма проходили в деревне Сяргилахта и на приближенных территориях. Нужно было снимать не только боевые действия, а и романтические сцены, которые присущи любой военной картине. В фильме передавались не только события отдельного промежутка времени, а и судьбы людей.

Если вернуться к книге Васильева, то режиссер четко следовал сценарию, который был написан писателем. Его полноты хватило для экранизации полноценного фильма.

Что касается выбора актеров на роли в фильме, то ими стали: Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Людмила Зайцева и другие. По поводу выбора было много споров, ведь для поддержания успеха фильма нужно было выбирать уже известных персонажей. Но, кажется, даже если бы режиссер взял новичков, все равно фильм бы принес каждому популярность.

Что осталось за кадром фильма “А зори здесь тихие”?

Новобранцы-зенитчицы боролись с фашистами, как будто с рождения держали оружие в руках. Все потому, что опытные актрисы хорошо вживались в роль, но за кадром осталось то, сколько дублей пришлось переделывать одну и ту же сцену. Режиссер требовал больше рассеянности, непонимания того, как девушка может брать оружие, чтобы зритель увидел страх в глазах, как будто все наяву.

Режиссеру удалось передать настроение 1942 года, но за кадром осталось много недовольства среди самих актеров. Между ними возникла борьба и конкуренция. Не каждый мог выдержать постоянные перемены рабочего графика. А съемки требовали перемены места дислокации.

Интересные факты

Режиссер Станислав Ростоцкий занялся съемками фильма по повести Бориса Васильева не просто так. Он потерял ногу во время боевых действий, потому на примере отважных девушек показал, как важно получать медицинскую помощь раненым солдатам.

Андрей Мартынов и Георгий Юматов долгое время были конкурентами между собой, так как режиссер совершал выбор, кого из них выбрать на роль старшины Васкова. Так как кастинг прошел Мартынов, то они на всю жизнь остались врагами с Юматовым. И хотя Мартынову было всего 26 лет, он выглядел даже старше, чем его герой, которому по сценарию было 32 года. Всему виной усы, которые делали физиономию Мартынова гораздо солиднее своих лет.

Приз Венецианского фестиваля был получен фильмом не зря, ведь все тонкости 1942 года были изображены без излишней сложности и ненужных деталей. Также фильм был номинирован на “Оскар”.

Фильм стал настолько символичным, что после экранизации в 1972 году было еще 2 современные версии. В 2016 году режиссер Ренат Давлетьяров показал свою версию происходящего, задействовав современных актрис, в том числе и Кристину Асмус, которая получила свою популярность в сериале “Интерны”. А какие интересные факты о фильме известны вам? Пишите свои комментарии.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nrodina/kak-snimali-kultovyi-film-a-zori-zdes-tihie-1972—zakadrovye-foto-5f2b6dbf9bd10957f030e513

Оцените статью
Про баню