- Хам был проклят только лишь за то, что увидел наготу своего отца?
- Библия, изложенная для семейного чтения Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков
- Проклятие Ханаана: почему Ной проклял сына Хама?
- Проклятие Ханаана в книге Бытие
- Проклятие Ноя и цвет кожи хананеев
- Рабство в Библии
Хам был проклят только лишь за то, что увидел наготу своего отца?
Вопрос : «Быт.9:20-27. Объясните мне, пожалуйста, что же такого натворил Хам? Он был проклят только лишь за то, что увидел наготу своего отца или за то, что рассказал другим братьям. Какой можно вынести урок из этого случая для повседневной жизни?»
Вот отрывок, о котором вы спрашиваете:
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Чтобы понять суть пророчества, нам очень важно понимать, что изо всех спасённых от потопа людей только Ной был назван праведным, но не его сыновья, потому что каждый человек сам избирает путь взаимоотношений с Богом. Хотя сам Ной стоял твёрдо и строил ковчег, хотя его сыновья помогали ему, но всё же тот допотопный мир успел-таки извратить характер одного из этих сыновей. И хотя все три сына вошли в ковчег, но ведь они вошли туда взрослыми людьми, с уже сформировавшимися характерами.
Теперь давайте попробуем разобраться в том, почему поступок Хама был воспринят как ужасный, требующий наказания? «Ну и что? — говорите вы и очень многие другие люди. – Что тут такого? Увидел наготу отца. И даже если это неправильно, но ведь всякое же бывает». В том-то и дело, что всякое бывает, однако человек ведёт себя относительно этого «всякого» в зависимости от состояния своего сердца. Какое сердце – такая и реакция на сложившуюся ситуацию.
Все три сына хорошо знали, что видеть наготу своего отца – это неправильно. Но они так же понимали, что всякое может случиться. Однако один из них отреагировал на случившееся очень и очень неправильно. Вопрос: почему Хам вдруг побежал к братьям рассказывать о том, что их уважаемый, богобоязненный отец, которого Бог Сам назвал праведным, валяется в шатре голый?
Поставим себя на место Хама подумаем, что могло двигать им: любовь и уважение к отцу или желание унизить отца в глазах других его детей?
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз тех, кого он тоже любил и уважал, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
Пришедший в себя после неожиданного опьянения отец просто подводит итог ХАРАКТЕРУ Хама. С таким характером человек всегда будет только лишь рабом.
Таким образом, проклятие пало на Хама не за то, что он оказался в ситуации, которая явно была ему неподконтрольна, не за то, что он неожиданно для самого себя увидел наготу своего отца, а за то, как он отреагировал на эту ситуацию, за то, что он сделал относительно неё.
Это и нам урок. Если человек радуется тому, что его отец упал и явно недотягивает до звания праведника, то такой человек никем, кроме как рабом (рабом обстоятельств, рабом своих желаний, рабом зла) быть не может. Свободный человек с чистым сердцем всегда живёт «в» пятой заповеди о почтительном отношении к отцу и матери (Исх.20:12).
А теперь я предлагаю вам внимательно вчитаться в слова Ноя: «проклят Ханаан ; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Вы видите, что проклятие пало не непосредственно на Хама, а на одного из сыновей Хама?
У Хама было четыре сына «Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан» (Быт.10:6) . Так вот в своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам», ведь именно Хам повёл себя недостойным образом, но перенёс проклятие на сына Хама – Ханаана.
Как правило, эту странность пророчества Ноя объясняют тем, что до этого случая Бог благословил Ноя и его трёх сыновей, и поэтому Ной не мог произнести проклятия на одного из тех, кто уже был благословлён. Однако лично я придерживаюсь другой точки зрения.
Дело в том, что Хуш, Мацраим, Фут и Ханаан были плоть от плоти, кость от кости Хамовы, т.е. они в некотором смысле были самим Хамом. Так вот проклятие пало не на всего Хама, т.е. не на всех его непосредственных потомков, а только на четвёртую часть Хама, на одного из четырёх его сыновей, который, вероятно, по характеру был либо очень сильно подобен отцу, либо даже хуже своего отца в том смысле, что негативные черты характера отца в ещё большей степени развились именно в Ханаане. Таким образом, проклятие пало не на всех потомков Хама, но лишь на худшую их часть, на тех, кто решили ходить по путям Хама, чьё сердце было наполнено злом, приведшим к очень неправильному (греховному) делу.
Источник статьи: http://www.bible.com.ua/answers/r/36/314422
Библия, изложенная для семейного чтения
Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. |
Итак, свершилась грозная кара над людьми правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не осталась на земле одна только семья, помнящая Бога. И через отца ее, праведного Ноя, Бог продолжал Свое общение с человечеством и вел судьбы его до исполнения обещания Своего послать в мир Спасителя, таинственно руководил человеками на пути к предопределенной Его благостью высочайшей цели – соединиться с Ним в блаженной вечности.
Но как подвигалось на этом пути человечество? Увы, с первых же времен возобновления жизни на земле возобновился и грех, как бы унаследованный заразившейся однажды грехом природой человека. Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Вот как повествует об этом Священное Писание. После того как, выйдя из ковчега со всеми бывшими в нем, «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею».
«Вот, Я поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».
Итак, стали вновь расселяться по земле спасшиеся от потопа.
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. И от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан [1] ; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер».
(Быт. 8, 20–22; 9, 1, 11–16, 18–29)
Потомки Ноя умножились и стали постепенно отдаляться от первоначального после потопа поселения нового человечества; они двинулись сначала с востока в землю Сеннаар, в обширные равнины, орошаемые реками Тигр и Евфрат. У всех них тогда был один язык и одно наречие. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню).
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Потомки Хама [2] первые выступили из пределов своей земли. Потомки Симовы заняли страны от Месопотамии до южной Аравии и от реки Тигр до Средиземного моря [3] . Из потомков Сима произошел Евер, праотец Авраама, сына Фарры.
Халдеи, финикиане, евреи – вот жители той области, центром которой был Вавилон. Они владели и пустыней, и морем. Из рода евреев благоволил родиться Богочеловек Спаситель, обещанный людям для искупления их первородного греха.
Потомство Иафета позже всех расселилось на далеком обширном пространстве земли, оно разошлось по Малой Азии, Индии, двинулось и на запад в Европу. Это племя и приняло название индо-европейского, к которому принадлежим и мы.
6 января 2007 г.
[1] Так как Хам получил благословение Божие в числе сыновей праведного Ноя, то проклятие отца лично не коснулось его, но относилось к потомству Хама в лице сына его Ханаана.
[2] Из сынов Хама «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом). Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10, 8–10).
[3] Ассур, один из сынов Сима, из земли Сеннаар, основал город Ниневию (Быт. 10, 11).
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/2785.html
Проклятие Ханаана: почему Ной проклял сына Хама?
Проклятие Ханаана описывается в Библии, в книге Бытие. Почему Ной проклял сына Хама? И есть ли в Библии идея о том, что хананеи имели черную кожу из-за того, что Бог проклял их? Говорит ли проклятие Ноя об оправдании рабства в Библии?
Проклятие Ханаана в книге Бытие
В девятой главе книги Бытие мы находим историю о проклятии Ноя, на которую вы ссылаетесь, давайте её прочтем:
«Ной стал земледельцем и посадил виноградник. Он сделал вино, выпил его и, опьянев, лежал обнажённый в шатре. Хам, отец Ханаана, посмотрел на обнажённого отца, вышел из шатра и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет взяли плащ, накинули его себе на плечи и, пятясь задом, вошли в шатёр. Они прикрыли отца плащом и не видели его обнажённым. От вина Ной уснул, а проснувшись, узнал о том, как поступил с ним его младший сын Хам. Ной сказал: «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет последним из рабов своих братьев!» И ещё он сказал: «Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима! Пусть Бог даст больше земли Иафету; пусть Бог обитает в шатрах Сима; и пусть Ханаан будет их рабом!» (Бытие 9:20-27)
Ной посадил виноградник, к сожалению потом он напился и уснул. Хам, отец Ханаана, увидел его наготу и рассказал своим братьям об этом, сам при этом не предприняв никаких действий. Его братья оказались более чувствительны к своему отцу и накрыли его плащом, даже не взглянув на него. По этой причине это называют « проклятие Ханаана « : «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет последним из рабов своих братьев!» И ещё он сказал: «Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима! Пусть Бог даст больше земли Иафету; пусть Бог обитает в шатрах Сима; и пусть Ханаан будет их рабом!»
Ханаан стал отцом хеттов, иевусеев, аморреев и т.д. Пророчество Ноя исполнилось, когда сыны Хама — хананеи, были побеждены израильской нацией, сынами Сима под руководством Иисуса Навина. Те, что не были убиты в боях, стали рабами и слугами для израильтян. Урок этой истории заключается в том, что для нас должны иметь огромное значение любовь, уважение и забота по отношению к нашим отцам.
Проклятие Ноя и цвет кожи хананеев
Позвольте мне теперь ответить на часть вопроса о проклятии Ханаана и возможной связи с черным цветом кожи. К сожалению, некоторые экстремистские и расистские группы используют этот отрывок из книги Бытие для того, чтобы поддержать свою расистскую идею. Они говорят, что этот отрывок поддерживает идею рабства. Нигде в Библии не говорится о том, что сыны Ханаана будут темнокожими. Библия нигде и никогда не ассоциирует черную кожу со злом, так что на вашем месте я бы скептически отнесся к тому источнику информации, где вы нашли эту идею.
Кстати, книга Мормона тоже особым образом ассоциирует черную кожу с проклятием от Бога. Может быть даже, именно книга Мормона стала первоисточником этой расисткой идеи. Это одна из сотен причин для того, чтобы полностью отрицать книгу Мормона, несмотря на то, что сами мормоны считают её словом Божьим. Еще раз — на вашем месте я бы держался подальше от идеи ассоциации черной кожи с проклятием от Бога.
Рабство в Библии
Теперь к части вопроса о рабстве. Есть целый ряд вещей, которые Бог хоть и позволял во время действия Закона Моисея, но которые Он явно не одобрял. Иисус Христос дает самый очевидный пример в Евангелии от Матфея 19:8.
И сказал Он им: «Из-за вашей закостенелости Моисей разрешил вам разводиться с жёнами, но не так было вначале. (Евангелие от Матфея 19:8)
Он говорит, что Моисей (и косвенно в контексте Бог) позволил разводиться из-за их жестких сердец. Здесь Иисус дает понять, что это не было желанием Бога. Он проходит весь путь обратно в книге Бытие, вторую главу, где написано желание Бога с самого начала, чтобы один мужчина женился на одной женщине на всю жизнь. Иисус завершил эту мысль в Евангелии от Матфея 19 главе, описывая то, чего Бог желает от тех, кто следует за Иисусом.
На моем сайте я писал несколько раз, что убежден, что тот же самый принцип применим и к рабству. Я не знаю ни одного христианина, который верит в то, что Бог одобряет рабство, несмотря на то, что Он позволял существовать рабству в мире, особенно в греческом и римском мирах, в которых родилась церковь. По этой причине, в Ветхом и Новом Завете, Он пытается создать условия для тех, кто оказался в этой ужасной ситуации, настолько гуманными, насколько это возможно. Это видно из всех отрывков по этой теме в Ветхом Завете.
Отрывки Нового Завета включают Колоссянам 4:1 и Послание Филимону, где Павел говорит, что христианин, который владеет рабом, должен освободить его. Во втором веке церковные лидеры наставляли членов освобождать рабов. Они потратили огромные суммы, пытаясь закрыть этот институт. В конце концов, именно христианское влияние привело рабство к концу.
Проклятие Ханаана Ноем не может быть использовано для оправдания рабства! Ной говорит своему сыну: «Проклят Ханаан! Раб рабов будет он у братьев своих». Это не одобрение рабства, а пророчество о том, что произойдет в Будущем. Ибо Бог, предсказывая, что люди будут делать плохие вещи друг другу, не повелевал им делать это. Конечно, тон этого отрывка явно «против», а не «за» рабство.
Источник статьи: http://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/hanaan-za-chto-byl-proklyat-vnuk-noya.html