Калина красная сцена в бане

Стрельба конвоира в Шукшина и слёзы Брежнева. Неизвестные факты о фильме «Калина красная»

» src=»https://static.life.ru/tmp/M_ieri-1585245578622-900x.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Кадр из фильма «Калина красная». Фото © ТАСС

25 марта 1974 года на экраны вышел фильм Василия Шукшина «Калина красная», который стал всенародным хитом. Однако съёмки дались режиссёру тяжело, фильм стал последним в его режиссёрской карьере. В конце концов «Калина красная» была раскритикована и маститыми режиссёрами вроде Бондарчука, и бандитами, но зато получила признание простого зрителя.

Трудности на старте

Изначально Василий Шукшин хотел снимать историческую драму «Степан Разин» по собственному сценарию, но в тренде на тот момент были «фильмы о простых людях». Директору «Мосфильма» понравилась повесть «Калина красная», по которой Василий Шукшин и написал за две недели свой сценарий. Однако многие на киностудии были настроены против Шукшина, считая его идеологически вредным автором. На съёмки выделили 289 тысяч рублей (что было очень мало по меркам того времени), допотопную технику, директором картины поставили неопытного человека, помощником режиссёра назначили дебютанта.

Шукшина чуть не застрелил конвоир

Кадр из фильма «Калина красная»

Часть съёмок проходила в ИК-256/5 Вологодской области — колонии, где содержались пожизненно осуждённые. Режим был строгий. Однажды Шукшин гулял по берегу озера вместе с местным мальчишкой. В этот момент к берегу причалил катер с заключёнными, среди которых мальчик заприметил своего отца. Он бросился к катеру, а вместе с ним побежал Шукшин. Конвоир сделал предупреждение и вскинул оружие, прицелившись в режиссёра. За мгновение до выстрела режиссёра сбил с ног актёр Лев Дуров и спас ему таким образом жизнь. А во время съёмок финальной сцены Шукшина, стоявшего за камерой, чуть не сбил грузовик.

«Сцену разврата» оставили

Когда отсняли все сцены, начался настоящий бой за картину. Руководство постоянно требовало вырезать то, что считало крамольным. Шукшин, рискуя здоровьем (от нервного перенапряжения у него случались приступы язвы желудка), бился за каждую сцену. Пожертвовав репликой матери главного героя о скудной пенсии, половиной песни «Это многих славный путь…», а также сократив сцену в воровской малине, он отстоял эпизоды, где Егор Прокудин, только вернувшийся из тюрьмы, ищет женской ласки. А также «сцену разврата», в которой официант устраивает Прокудину праздник души и тела.

Консультировались с бандитами

Кадр из фильма «Калина красная»

У Вуди Аллена в фильме «Пули над Бродвеем» есть ряд сцен, в которых известному театральному режиссёру гангстер даёт советы по постановке пьесы. На съёмках «Калины красной» такое происходило в реальности. В сцене, где Прокудину предстояла стычка с приблатнённым верзилой, нужна была достоверность, которой никак не могли добиться, — режиссёра дубли не устраивали, он считал их опереточными. Тогда в качестве консультантов позвали бандитов, которые показали, как дерутся «настоящие блатные». В итоге в фильме появилась фраза: «Никто руками не размахивает. Подошёл тихо и делай».

Брежнев спас Шукшина от смерти… на время

В определённый момент монтажно-тонировочного периода здоровье Шукшина ухудшилось настолько, что сотрудники Госкино, испугавшись, отказались от ряда предложений по правкам и отправили черновую версию монтажа Брежневу — для личного просмотра (он не был формалистом и, если фильм его эмоционально трогал, давал добро). Генсеку история вчерашнего зэка, вставшего на путь исправления, настолько понравилась (он даже расплакался), что он сразу же дал ей зелёный свет. «Калина красная» была спасена, и на какое-то время здоровье Шукшина стабилизировалось. Но впереди его ожидали новые испытания.

Бондарчук и воровской мир раскритиковали фильм

Кадр из фильма «Калина красная»

Черновую версию монтажа смотрели в кругу профессионалов — руководства «Мосфильма» и маститых режиссёров. Сергей Бондарчук, режиссёр картины «Война и мир», обрушился с критикой на фильм Шукшина, сказав, что в нём есть правда жизни, но нет правды художественной. Шукшин очень расстроился, это было для него ударом, благо за него вступились коллеги. А представители воровского мира, которым довелось посмотреть «Калину красную», даже писали режиссёру письма, в которых хвалили художественные качества картины. Также они писали, что в воровском мире не принято убивать тех, кто решил завязать с преступным ремеслом. Для самого режиссёра главным было на примере судьбы Егора Прокудина показать, что в жизни за всё приходится платить и что человек, однажды «оторвавшийся от земли», закончит жизнь трагически.

Лидер проката и последний фильм режиссёра

«Калина красная» стала лидером проката 1974 года, её посмотрело 62 миллиона 500 тысяч зрителей. В этом же году картина получила приз на киносмотре «Варшавская сирена», где польские критики поставили ей высший балл, и на Всесоюзном кинофестивале в Баку. В 1975 году «Калина красная» получила приз на фестивале в Западном Берлине. Известный немецкий режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер, король авторского кино и кумир богемы, включил «Калину красную» в топ-10 своих любимых картин. Жаль только, что для самого Шукшина этот фильм стал последним. Он умер на съёмках военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Источник статьи: http://life.ru/p/1315047

Как один смог победить троих нападающих? Загадка фильма «Калина красная»

Может показаться невероятным, но это действительно произошло — в главном фильме Василия Шукшина «Калина красная» (1975).

Вор-рецидивист Егор Прокудин (его сыграл сам # шукшин ) сумел одержать морально-психологическую победу над тремя противниками, не получив при этом физических повреждений.

Как же это получилось? Попробуем разобраться.

Отсидев в тюрьме пятилетний срок, Егор приехал в деревню для совместной жизни с полюбившей его местной женщиной Любой. Однако это не понравилось бывшему мужу Любы, алкоголику по имени Коля. И он специально пришел в дом к родителям бывшей жены, чтобы побить Егора.

Давайте детально рассмотрим поведение Прокудина, его реакцию и выбор действий. Предлагаю свою трактовку данного киноэпизода.

Мы видим, что в начале Егор занял выжидающую позицию. Он не среагировал на угрожающий замах рукой Коли. Не ответил на мнимое приветствие, которое было явной ловушкой. Смотрел прямо и пристально в глаза противнику.

Отвести взгляд стало бы роковой ошибкой, поскольку это было бы истолковано как слабость. В общем, на первоначальной стадии конфликта Егор выбрал бездействие, выжидание.

Хотя можно было попробовать несколько иную тактику: тоже проявить притворное дружелюбие, при этом внимательно наблюдая. Хотя друзьями бы собеседники не стали, наоборот — Коля мог разозлиться настолько, что напал бы прямо в доме.

Далее последовала череда физических действий, при этом Прокудин точно рассчитывал каждый свой следующий шаг. Он согласился идти за ним и стерпел оскорбления («шмакодявка», «урка с мыльного завода»).

А затем произвел Коле толчок в спину при спуске по лестнице.

— Ну, падали кусок, сейчас я тебя буду бить!

— Пойдём отсюда, иди за мной! Вперед!

— Да не смеши, иди рядом. Что тв как на расстрел ведёшь, люди ж смотрят.

Затем обозвал его «чудаком на букву М». Это был намеренный вербальный наезд, лёгкая провокация с целью проверки реакции.

Другая цель: создать внутри состояние куража, чтобы усилить боевой дух. Этими шуточками Егор специально «накручивал» себя, готовясь к скорой драке.

Коля взбесился, но он и так был настроен агрессивно. За сараем поджидали двое его дружков. Используя численный перевес, Коля собирался причинить Егору серьёзный физический ущерб, но тот оказался готов.

Отбив по пути к сараю пару легких ударов, он прижался спиной к стене, и вот здесь началось главное противостояние — психологическое . Наблюдая за приближением противника, вооружённым огромным деревянным дрыном, Егор молчал, и только засунул руки в карман.

— А ты чего угрожаешь? Что угрожаешь? Ну, вынимай свой нож, вынимай! — крикнул Коля, и в этот он момент уже проиграл, хотя еще не понял этого. Потому что проявил пока еще небольшой, но страх .

— Пить надо меньше, дурачок. Кол-то выломил, а руки трясутся. Что ты сделаешь? — эти ответные фразы усилили деморализацию противника и завершили её.

Огромную роль в дальнейшем развитии событий и сыграл особый взгляд Егора Прокудина. Взгляд, дававший ясно понять: он будет стоять не на жизнь, а на смерть. Не станет лебезить, унижаться, как явно рассчитывали трое алкоголиков, а только защищаться и при необходимости нападать.

В итоге оказалось, что решимости Егора намного выше, чем у Коли. На чашу весов была брошена сила духа каждого, и бывший уголовник победил.

Интересно, что, скорее всего, в кармане у Егора ножа не было — ведь он был не готов к встрече, не знал о ней. Но он воспользовался стереотипами о себе как о представителе криминального мира, и в результате повернул ситуацию в свою пользу.

Что же было дальше?

— Да брось ты его, фраера городского. В другом месте прищучим, — прошипел дружок Коли.

— Мы ещё встретимся, — процедил тот, отступая.

— Это можно, — тихо ответил Егор, медленно выдыхая и расслабляясь.

Обратим внимание, что он позволил нападающим сохранить самоуважение . Не стал кричать в ответ угрозы, как-либо обзывать. Прокудин до конца выдержал верную линию поведения, и вышел из сложной ситуации практически без потерь.

Наверное, главной ошибкой стала бы потеря зрительного контакта. Отведи Егор взгляд хоть на миг, обрадованный Коля истолковал бы это как испуг, и воодушевленно попер вперёд.

Конечно, персонаж Василия Шукшина одержал победу не только страшным немигающим взглядом. Ему помогла общая (и привычная, основанная на опыте) готовность действовать в экстремальных ситуациях.

С некоторыми оговорками, данная сцена замечательной кинокартины » # калина красная » — яркий и реалистичный пример того, как можно одним взглядом остановить драку. Талантливый писатель, режиссёр и актер Василий Макарович Шукшин блестяще снял этот эпизод и сыграл в нем.

А что вы думаете об этом эпизоде, и о фильме «Калина красная»?

Как считаете, подходит ли такое объяснение хода событий? Или противостояние Егора с Колей всё же выглядит неправдоподобным?

Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Посмотреть эпизод можно здесь:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/psikin/kak-odin-smog-pobedit-troih-napadaiuscih-zagadka-filma-kalina-krasnaia-5f23f5919a3c83714a90b46b

Как снималась «Калина красная»

25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина – единственная цветная в его фильмографии.

Освободившийся после тюремного срока вор-рецидивист по кличке Горе приезжает в деревню к Любе, с которой переписывался во время отсидки. Планируя всего лишь осмотреться, Егор Прокудин встречает любящую его женщину и решает начать жизнь с чистого листа. Но бывшие подельники не дают ему покончить с прошлым…

Этот нетипичный для соцреализма сюжет Василий Шукшин избрал для экранизации в категории «кино о современниках». И, как ни странно, не только получил возможность снимать, но еще и удостоился лавров за лучший фильм года.

Писал под капельницей

В основу сценария легла одноименная повесть Василия Шукшина, напечатанная в журнале «Наш современник». В его редколлегию входил гендиректор киностудии «Мосфильм» Николай Сизов, что облегчило путь литературного произведения к зрителю. Но на момент написания автор не знал, суждено ли этому материалу стать фильмом. До этого он долго пытался запуститься с исторической лентой о Степане Разине – безуспешно.

По воспоминаниям Лидии Федосеевой-Шукшиной, новую повесть Василий Макарович заканчивал в больнице, куда слег после сдачи предыдущей картины «Печки-лавочки». Что пишет муж на этот раз, жена не знала, но по его состоянию могла предположить: нечто тяжелое. С каждым днем супруг выглядел все угрюмее, а однажды вообще заставил за себя поволноваться: вышел бледный, с влажными глазами, осунувшийся. Жена списала все на обострение недуга, а оказалось, что все силы Шукшин отдал только что законченной повести. В финальную сцену он вложил столько души, что выглядел вконец опустошенным. «Это для кино, — сказал жене, протягивая рукопись. – Если дадут снять, для тебя здесь тоже кое-что найдется…».

Дома ревела уже Федосеева-Шукшина. Она прочла «Калину красную» первой. И к названию Лидия Николаевна имеет непосредственное отношение: песню с такими словами она пела Василию Макаровичу в день их знакомства.

Ты жива ль еще, моя старушка?

Готовясь к съемкам, режиссер отсмотрел массу архивных пленок, где нашел хронику МВД о тюремной самодеятельности. После выхода фильма с хором «бывших рецидивистов» всероссийский песенный конкурс среди заключенных стал называться «Калина красная».

А Василия Шукшина в исполнении лагерных певцов впечатлили пронзительные есенинские строки «Ты жива ль еще, моя старушка?». Эту песню он и вставил в картину (кстати, объявлял номер в роли тюремного конферансье заместитель директора фильма).
А продолжил лирическую тему режиссер в сцене визита героя к матери. И это был второй документальный фрагмент в ленте. Старушку Куделиху не играла актриса – реальную историю своей жизни в фильме рассказывает жительница деревни Мериново (ныне – Садовая) Ефимия Быстрова, которую Шукшин нашел по месту съемок в Вологодской области. В 2003 году на ее могилу односельчане поместили фотокадр из легендарной кинокартины.

Еще одним местом съемок на Вологодщине стал городок Белозерск, где Шукшин облюбовал пару паромных переправ через речку Шексну. В фильм вошли обе, хотя разные места были задействованы в одной сцене. Сталкивали самосвалом бандитскую «Волгу» на Кирьяновской переправе в деревне Десятовская, а финальный кадр вида на затопленную церковь снимали на переправе в деревне Крохино.

А вот для сцены первого разговора приехавшего к Любе Егора выбрали деревню Тимонино. Там была столовая, которую для съемок переоборудовали в чайную, пристроив веранду. Это полуразвалившееся здание сейчас пустует. А от построенной для фильма автобусной остановки уже не осталось и следа.

После выхода фильма Шукшин получал письма от воров в законе с критикой неправдоподобного сценария: на самом деле, объясняли знатоки, в бандитской среде не принято убивать тех, кто порывает с криминальным прошлым. Но как бы там ни было, реальная судьба артиста, сыгравшего в картине вора в законе Бульдю, оказалась трагической.

Зовут этого человека Артур Макаров. Он приемный сын прославленной советской киночеты: актрисы Тамары Макаровой и режиссера Сергея Герасимова. Как известно, собственных детей у звездной пары не было, и они усыновили сына сестры Тамары Федоровны Людмилы. Этому предшествовали драматические события, связанные с арестом отца мальчика (этнического немца Адольфа). Жена «врага народа» опасалась, что ее отправят в ссылку, а сына отдадут на воспитание в детдом. В семье же известных кинодеятелей ребенку ничто не угрожало. Поменяв фамилию и отчество, Артур Сергеевич Макаров изменил судьбу. Его ждала писательская стезя, богемная жизнь и творческая среда. Среди друзей Артура Макарова были Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский и Василий Шукшин, который и позвал его в «Калину красную». В этой же картине в роли молодого следователя снялась Жанна Прохоренко, ставшая исполнителю роли вора гражданской женой. Актриса развелась с режиссером Евгением Васильевым, от которого родила дочь, а Артур Герасимов во время новых отношений оставался в официальном браке с законной женой Людмилой (детей у них не было).

3 октября 1995 года Артура Герасимова обнаружили убитым в своей квартире, которая находилась на одной площадке с квартирой его приемных родителей (жилье в свое время даже объединили, но потом снова заложили стену, когда квартира Артура стала использоваться им под офис). У предпринимателя и охотника были связаны руки и всажен нож в сердце, а содержимое сейфа и уникальная коллекция редкого оружия пропали бесследно. Это случилось в 1995 году — через 10 лет после кончины 79-летнего приемного отца Артура Сергеевича – Сергея Апполинариевича Герасимова. Тамара Федоровна Макарова пережила приемного сына лишь на два года. Ее последние дни были омрачены звонками от неизвестных лиц, требовавших отдать долги сына, иначе ее ждет такой же конец. Заявление в милицию об угрозах было оставлено без внимания. Не нашли и убийц Артура Макарова – через несколько лет следствие было прекращено.

Путь к розам – через шипы

«Калина красная» могла быть двухсерийной – настолько много материала отсняли в процессе работы над фильмом. Но сам же режиссер и отказался от этих планов. Госкино хватило и одной серии, чтобы загнать режиссера в очередной раз на больничную койку. После завершения съемок в ноябре 1973 года Шукшин был госпитализирован с серьезным приступом язвы желудка. Но лечиться было некогда: у комиссии набралась масса замечаний к фильму, и через несколько дней режиссер сбежал из палаты, чтобы перемонтировать спорные фрагменты (об этом Василий Макарович написал в своем рассказе «Кляуза»). Можно сказать, что болезнь помогла быстрее сдать фильм: члены комиссии побоялись стать виновниками смерти Шукшина и не стали дожимать его оставшимися претензиями. К тому же сдача картины совпала с 50-летием «Мосфильма» и озвученной на юбилее установкой партии на реализм в киноискусстве.

В 1973 году единственная цветная лента из шести фильмов Василия Шукшина удостоилась приза за лучший иностранный фильм от польских кинокритиков. А после «Варшавской сирены», в 1974 году, автор «Калины красной» получил Главную премию на Всесоюзном кинофестивале в Баку «За самобытный талант писателя, режиссера и актера». Одновременно читательский опрос «Советского экрана» назвал «Калину красную» лучшим кинофильмом, а исполнителя главной роли Василия Шукшина (Егор Прокудин) лучшим актером 1974 года. С советскими зрителями согласилась и Международная ассоциация кинокритиков FIPRESCI, отметившая фильм на Берлинском кинофестивале в 1975 году. «Калину красную» назвал в десятке своих любимейших фильмов неординарный представитель нового немецкого кино, режиссер, актер, сценарист и драматург Райнер Вернер Фассбиндер.

А главным показателем успеха картины стало первое место в советском прокате: в год выхода «Калину красную» посмотрело 62,5 млн. человек, а в целом – 140 млн. Стоила же картина лишь 289 тыс. рублей. По словам бывшего зампреда Госкино СССР Бориса Павленка, годовая рентабельность советского кинематографа составляла 900% и достигалась за счет таких лидеров проката, как «Калина красная», потому что не все фильмы были успешными у зрителей. Например, «Севастопольская эпопея» стоила 1,5 млн. рублей и посмотрело ее столько же зрителей – полтора миллиона. Для того же, чтобы фильм себя оправдал, нужно было в среднем 17 млн. зрителей. «Василий Шукшин попадал в «яблочко», — подтверждает киночиновник, — снимал со снайперской точностью: ни одного лишнего метра пленки и ни одного сверхнормативного съемочного дня».

На фоне принесенной государству прибыли гонорар Василия Шукшина не выглядит нескромно: 2000 рублей за сценарий и 2250 рублей за режиссуру. В то же время исполнитель роли отца Любы Иван Рыжов получил за участие в фильме 1102 рубля, игравшая Любу Байкалову Лидия Федосеева-Шукшина – 965 рублей, Алексей Ванин (брат Любы Петр) – 547 рублей, а Георгий Бурков (Губошлёп) – 285 рублей.

«Калина красная» стала лебединой песней Василия Шукшина и его сентиментальным прощанием: осенью 1974 года талантливый выходец из алтайских крестьян скоропостижно скончался на съемках военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». А спустя 35 лет в его родных местах, «прекрасных и строгих», на скором поезде, пущенном между Барнаулом и Бийском, появилось ностальгическое название «Калина красная»…

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e1211f574f1bc00b1ec73cf/kak-snimalas-kalina-krasnaia-5e7b71e0de5f452b8c4ea8a8

Читайте также:  Оздоровительный комплекс рыбинские бани
Оцените статью
Про баню