Картины кустодиева женщины в бане

Образ «Русской Винеры» на полотнах Б.М.Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев является одним из заметных художников конца XIX, начала XX веков. Работы этого художника признаны во всем мире. Полотна Кустодиева выставлены в крупнейших музеях мира.

И в сегодняшней подборке, я предлагаю полюбоваться этими шедеврами, которыми восхищаются ценители творчества художника во многих странах .

Героинями своих картин художник сделал обыкновенных русских девушек и женщин. На картинах Бориса Кустодиева все сюжеты не только выполнены в реалистичной манере , но и наполнены своеобразной жизненной энергией, которая буквально одухотворяет героев его полотен. Особая женская пластика, акцент на артистизме модели и яркая характеристика внешности — это основные черты творчества Бориса Кустодиева.

Художник является автором целой галереи женских образов. Однако женщины на картинах знаменитого художника — это не те изысканные и утонченные дамы, к которым мы привыкли, когда смотрим на полотна, к примеру, художников эпохи возрождения. В отличии от них, Кустодиев старался искать красоту, как говориться в гуще обычного народа. Ведь каждый человек по-своему прекрасен. И совсем не важно, перед вами представительница купеческой знати или обычная крестьянка, у славянской женщины красота бьёт ключом.

«Купчиха и домовой»

И эта красота настолько явная, и всеобъемлющая, мимо которой просто невозможно пройти мимо. Красота нашей женщины всегда бросается в глаза, она заставляет собой восхищаться, и испытывать особенные эмоции. Пышное обнаженное тело русских красавиц вселяло вдохновение не только в автора.

Существует такая история, что однажды один священнослужитель, имеющий высокий сан, увидев знаменитую картину Кустодиева «Красавица» практически лишился ума, и признавался художнику: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой твоей, когда ты писал свою «Красавицу», ибо смутила она навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

Читайте также:  Баня сауна рудный номер

Вот так, благодаря своему таланту, художник , с помощь кисти и холста мог превосходно передавать все эти чувства и эмоции.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bbb3f6f374f9d00abf49baf/obraz-russkoi-vinery-na-polotnah-bmkustodieva-5bd5f2a4060b8d00aa9f6b3a

БАНЯ В ЖИВОПИСИ

БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 — РУССКАЯ БАНЯ. КЛАССИКА)

Эта тема, вообщем-то, не раз возникавшая в Дневниках Ли.ру, появилась в моем Дневнике по трем причинам.
Во-первых, банную папочку собираю давно, периодически теряя картинки и вновь их собирая.
Во-вторых, только недавно обнаружил, что у Высоцкого бане посвящено те только «протопи-ка мне баньку по-черному», но и еще несколько стихотворений.
А третья причина банальна — это ежегодное веерное отключение горячей воды, которое в столице начинается традиционно с моего района.
Я подумал, что картины классиков прошлых веков плюс стихи Высоцкого будут смотреться вместе не дурно.

Баня (байня, байна) — паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару. Нынешнее слово баня возникло от с итал. bagno, встарь баню называли мыльня, мовня, лазня. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.
Банить на старинном южном диалекте означает мыть, чистить водою.
Важнейшие части бани:
1. Калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами
2. Полок с приступками и подголовьем, на котором парятся
3. Лавки вокруг стен, на коих моются
4. Чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене
5. Шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки.

Словарь Владимира Даля

Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

З.И. Летунов Русские бани.

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих —
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, —
Это — словно возврат первородства,
Или нет — осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор —
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, — испарится
И поднимется вверх, к небесам, —
Ты ж, очистившись, должен спуститься —
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, —
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых — стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь — подобие райского сада, —
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь —
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, —
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, —
Лей на нас свою воду святую —
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Плотников В.А. В бане 1898 г.

Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной — и все позади, —
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди — профиль Сталина,
А на правой — Маринка анфас.

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: «Пособи!» —
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось — я зря им клеймен, —
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Чтоб я к белому свету привык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи. Не топи. Протопи.

Владимир Высоцкий
1968 г.

Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но — вопи.
Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей — лось.
Молчи! У меня уже похмелье кончилось.
Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!
Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!
Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но — вопи.
Топи! Эту баню мне как хочешь, но — топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Николай Фешин В бане 1923 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

Прошу прощения заране,
Что все, рассказанное мной,
Случилось не на поле брани,
А вовсе даже просто — в бане,
При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой бане
Прошла молва — и в той молве
Звучала фраза ярче брани,
Что фигу я держу в кармане
И даже две, и даже две.
.

От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.

О вы, солидные мужчины,
Тазами бить запрещено!
Но обнаженностью едины
Вельможи и простолюдины —
Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, —
На, мол, попробуй, намочи! —
Ну впрямь архангелы из рая,
И веники в руках сжимая,
Держали грозно, как мечи!

Рванулся к выходу — он слева —
Но ветеран НКВД
(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)
Встал за спиной моей. От гнева
Дрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,
Я долго мокну под дождем
(Хожу я в баню черным ходом):
Пускай домоется, чего там —
Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкий
конец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.

Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.

Источник статьи: http://kolybanov.livejournal.com/5485420.html

Кустодиев Борис Михайлович

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Борис Михайлович Кустодиев – художник редкого безграничного таланта, которому, в первую очередь, было присуще особое чувство и восприятие родной природы.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы». Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА:

Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d8f77965ba2b500adbc474c/kustodiev-boris-mihailovich-5d94c322a660d700ad74e3ad

Оцените статью
Про баню