Когда евреи ходят в баню

Можно ли мыться в субботу?

Добрый вечер! Возможно, задам глупый вопрос, но всё же — можно ли мыться в Шаббат?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, невозможно однозначно ответить на Ваш вопрос. Ответ на него зависит, во-первых, от того, какой водой собираются мыться, во-вторых, от того, собираются мыть все тело или только отдельные части, см. ниже.

Попробуем вкратце разобрать этот вопрос. В Гемаре (Шабат 39 б) сказано, что в субботу запрещено мыться горячей водой. Это постановление мудрецов. В чем причина запрета? Раньше, как известно, в обычных домах не было возможности мыться горячей водой, для этого посещали бани. К сожалению, некоторые банщики оказались людьми не совсем честными и не устояли перед соблазном легкой наживы. Они нагревали воду в субботу, нарушая при этом как запрет разжигания огня, так и запрет варки, а посетителям говорили, что вода была нагрета еще до субботы. Когда мудрецы узнали об этом, они вообще запретили мыться в субботу горячей водой независимо от того, когда она была нагрета, — чтобы люди не нагревали воду в субботу запрещенным способом.

Следует отметить: данное постановление имеет определенные рамки:

1. Водой, которая была нагрета В СУББОТУ (даже если ее нагрели разрешенным способом), вообще запрещено мыться.

2. Водой, которая была нагрета разрешенным способом ДО СУББОТЫ, запрещено мыть все тело или бОльшую его часть.

3. Хотя запрещено мыться только горячей водой, галахические авторитеты говорят, что не принято мыть все тело и в холодной воде, чтобы не нарушить запрет выжимания (не выжать волосы) или переноса (воды, которая осталась на теле) из одного владения в другое (Мишна Брура 326:21). По этой причине в субботу не принято принимать душ, ванну или плавать в бассейне, даже если вода там холодная.

4. Кроме того, существует отдельный запрет плавать в естественных водоемах или в бассейне, который находится в общественном владении, т.к. существует опасение, что человек начнет, забывшись, изготовлять приспособление для плавания (Шулхан Арух 339:2, Мишна Брура 339:4).

Из всего сказанного следует: холодной водой или водой, нагретой до субботы, разрешено вымыть руки, ноги, лицо или другие части тела так, чтобы в совокупности это составляло меньшую часть тела человека(Шулхан Арух, Рамо 326:1). При этом следует остерегаться нарушить запрет выжимать волосы. Поэтому места, где волосы растут густым покровом (голова, усы, борода, подмышки, пах), следует либо легко промокнуть полотенцем, либо вообще не вытирать (Орхот Шабат 13:51).

Принято, что женщина, которой необходимо окунуться в микву в субботу, окунается, как обычно, в теплую воду. Вытираясь, надо остерегаться нарушить запрет выжимать волосы, см. выше (Орхот Шабат 21, прим.30).

Что касается окунания мужчин в микву в субботу, здесь существуют различные обычаи, поэтому следует поступать в соответствии с обычаем, принятым в Вашей общине.

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_7916.html

Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц

Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.

Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].

Читайте также:  Проекты простых домов и коттеджей с гаражом и баней

Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.

Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.

Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:

Как в старинных миквах, так и в современных вода может нагреваться. Классическая миква имеет объем 575 литров и ступени для спуска в бассейн. Погружаться в микву следует три раза, с головой и с задержкой дыхания. При ритуальном омовении тело должно быть полностью свободно от всего «неестественного», включая украшения и повязки. Перед омовением ногти должны быть острижены, а волосы расплетены. За омовением в микве может следить специальный человек, определяющий, «кошерным» ли было омовение или нет. Баня не может заменить микву: «Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву».Всего только в Германии известно более 400 старинных микв, таких как, например, миква в Кёльне 1170 года постройки. Современных действующих микв в Германии насчитывается около 30 единиц. Большинство из них используют дождевую воду, собираемую на крышах зданий. В Берлине есть действующая миква, получающая воду из скважины на глубине 42 метров. Посещение миквы – обычно тайное мероприятие для окружающих не-евреев. За омовение нужно отставить пожертвование – цдаку, которое «усиливает благословление».
Полное «кошерное» погружение в микву называется Тевила или Твила (имя Иоанна Крестителя на иврите звучит как «Ха-ма-твил» («баптист» или «креститель»). Кроме того в некоторых европейских городах еврейские миквы имели отдельные купели для омовения «некошерной» посуды.

Однако, у иудеев существует и обычная «горячая» паровая баня. В средневековой христианской Германии согласно 11-му правилу VI Вселенского Константинопольского собора евреям не позволялось мыться в одних банях с христианами и лечиться в одних с ними больницах. Даже христианским слугам евреев не позволялось мыться в христианских банях. Поэтому евреи были вынуждены просить у властей разрешения и строить свои собственные бани и больницы. В Нюрнберге еврейская баня появилась в 1340 году. В Вене баню «Вунденбург» построил еврей Либман в 1314 году. За бани евреи платили двойной налог. В некоторых европейских городах, где не было отдельных еврейских бань, евреям позволяли мыться в общественных банях по определенным дням, например, по четвергам. Известно, что во Франкфурте до 1450 года евреи ходили в общие бани с христианами и «никто на это не обижался».

Традиционная гигиеническая еврейская баня называется «швиц» (shvitz). На идише это слово имеет два значения, одно из которых «пот», а второе – не слишком благозвучное, означающее куртизанку. Еврейская традиция посещения паровой бани для здоровья имеет возраст как минимум две тысячи лет. Баня часто упоминается в Талмуде. В древнем Иерусалиме было две системы подачи воды: для религиозных микв и для гигиенических целей.

Считается, что швиц имеет корни в русской (польской) бане, но, на самом деле, еврейская баня обладает чертами, заимствованными и у финской сауны, и у римских терм. В еврейских банях есть парные с влажным паром и суховоздушная сауна. Температура в еврейских парных может достигать 115°C. Точно так же, как и в русских парных, в швитцах есть ступенчатые полки. В швитцах моются прямо в парной – как в русских общественных банях в старину. Моются в парных при помощи горячего дубового веника «плайтца», который макается в деревянный таз с мыльной водой, как делали в старину в русских банях. Из-за большого количества воды пар в швитце более тяжелый, чем в русской бане. Точно также как и в восточных банях, в швитцах делают массаж, ставят банки или пиявок и делают кровопускание.
Есть в банях и бассейн с холодной водой для контрастного окунания. После бани обычно следует обильная трапеза.

Термин «shvitz» в идише происходит от немецкого слова «Shwitzbad», что означает «потовая баня». Точного аналога на русском языке нет, поэтом термин переводится как «паровая баня». В конце XIX века в Нью-Йорке было 60 еврейских бань. В настоящее время швитцы встречаются в мультибанных американских спа–комплексах.

Фильм «Швитц», снятый в 1993 году режиссером Джонатаном Берманом, показывает мир иммигрантских еврейских бань Нью-Йорка, бань бандитов, раввинов, фотомоделей и мясников.

Источник статьи: http://dom.dacha-dom.ru/mikva.shtml

Когда евреи ходят в баню

Когда евреи ходят в баню

Евреям особенно в начале становления их как нации часто приходилось перемещаться, совершая долговременные переходы. Самым большим испытанием для них стало 40-летнее хождение по Синайским пустыням, в которых даже просто выжить становилось подвигом. Но и после того как иудеи образовали собственное государство, оно строилось в далеко не самых гостеприимных местах. Во все эти периоды евреям помогало соблюдение правил личной гигиены, возведенных в ранг религиозных законов.

Конечно же, все эти правила относились больше к ритуальной составляющей жизни еврейского народа. Однако это автоматически приводило к тому, что каждый человек, соблюдавший эти правила, жил в чистоте, подвергаясь в разы меньшему количеству опасностей, грозивших буквально отовсюду. Что особо показательно: еврейские религиозные законы о ритуальной чистоте на века опередили как социальное законодательство, так и медицинскую научную мысль.

За примерами далеко ходить не надо. Еще в Торе (Пятикнижии) существовал перечень различных видов человеческих недугов и всевозможных недостатков («язв»), образующихся на одежде, строениях и домашней утвари. Наличие их делало носителей «нечистыми» и требовало немедленной изоляции и проведения процедуры «очищения». Этот список был довольно обширен, однако, во-первых, это был единственный способ избежать распространения инфекции, во-вторых, данные требования актуальны до сих пор.

Что Всевышний требует соблюдать от евреев:

— обязательное мытье рук, как перед едой, так и после нее;

— запрещение простым людям общаться с больными («нечистыми») людьми, требование к медикам перед и после визита к заболевшему человеку обязательно мыть руки и менять одежду;

— запрет прикосновения (без особой на то надобности) к трупам, нечистотам и патологическим выделениям организма;

— определение довольно большого расстояния от человеческих жилищ к кладбищам, свалкам, дубильням;

— обязательное мытье рук после посещения кладбищ;

— определение срока похорон умерших, как минимально возможное.

Следует напомнить некоторые правила кашрута напрямую связанные с гигиеной. Мытье фруктов и овощей, чтобы на них не оставалось мелких насекомых, т.к. употребление в их в пищу строго запрещено. Запрет на употребление зерна, в котором завелись мелкие насекомые.

Кроме того, еврейские законы обязывали ежедневно убирать улицы и базарные площади в городах, а также оборудовать в них бани. Чтобы стимулировать городские власти к подобным мероприятиям, древним ученым запрещалось селиться в населенных пунктах, где не было бань и лекарей. Самих же ученых, которые небрежно относились к своей одежде и обуви, Талмуд подчеркнуто осуждал, ведь в этом священном писании человеческое тело рассматривалось как священный сосуд для несения Божественного духа.

Что интересно, все перечисленные правила начисто игнорировались в Средневековой Европе, что приводило временами к чудовищным последствиям. Достаточно вспомнить страшнейшие эпидемии чумы, уносивших порой до трети населения европейских стран. Отсутствие правил элементарной гигиены способствовало быстрому распространению инфекции и заражению огромных территорий. Люди тогда вымирали целыми городами.

Только евреи, по требованию тех же европейцев жившие особняком, страдали от болезней в гораздо меньшей степени. Они придерживались традиционных правил, отчего меньше заражались и гибли от инфекционных болезней. Местью за это стали обвинения евреев в специальном разносе заразы, отравлении источников питьевой воды и прочих злокозненных действий. Итогом таких нападок стали волны погромов, прокатившиеся по странам Европы, в ходе которых сотни тысяч людей были вынуждены бежать в другие, более спокойные места. Тысячи же евреев, которым повезло меньше, были попросту убиты зверским образом.

Поразительно, но то, что знали еврейские мудрецы еще со времен глубокой древности, стало становиться очевидным европейским ученым только в середине 1500-х годов. Именно тогда, в 1546 году, Дж. Фракасторо высказал предположение, что ряд болезней может носить инфекционный характер, за что, кстати, мог попасть на костер инквизиции. Зато исполнение правил элементарной гигиены позволило еврейскому народу сохранить свой генофонд, порой выживая в самых неблагоприятных условиях.

Поучительная байка про еврея в бане

Как известно, вскоре грядет Всеправославный собор. И существует достаточно большая вероятность того, что на нем некие силы попытаются «отменить» те или иные канонические правила Православной Церкви как, якобы, «устаревшие» или «невыполнимые». Замечу, что эта история довольно старая. Еще когда я учился в Московской духовной академии (1982-1985), то там некоторые преподаватели допускали подобные высказывания о тех или иных правилах как, якобы, «невыполнимых в наше время». А в качестве примера обычно приводилось 11-е правило Шестого (Трулльского, который иногда называют Пято-Шестым) Вселенского собора.

Это правило гласит: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях, купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Какой же вывод, какая же мораль следует из всего этого? А та, что модернист, пытаясь угнаться за изменчивым духом века сего, в упор не замечает его реальных изменений, из-за чего оказывается. ретроградом. И из-за этого он тем более не замечает и существенных знамений времен. Как те фарисеи и саддукеи, которые требовали от Христа знамения с неба (Мф. 16: 1). Но «Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16: 2-3).

Думаю, что сию евангельскую истину было бы весьма полезно учитывать всем деятелям будущего собора, особенно при принятии на нем тех или иных догматических и канонических решений!

P.S. Чтобы кто-то не думал, «что прот. Георгий занимается какой-то «банной ерундой», сообщаю. Уже написав эту заметку, я просто ради интереса вышел в интернет с запросом насчет рассматриваемой части 11-го правила. И под интригующим заголовком «Можно ли мыться в бане с евреем?» обнаружил на сайте «Православие и мир» за 22 мая с.г. интервью А.И.Осипова, данное корреспонденту газеты «Радонеж» еще 25 ноября 2011 года. Процитирую интересующую нас часть сего интервью.

Вот и делайте, православные, отсюда выводы!

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kogda-evrei-hodyat-v-banyu/

Читайте также:  Способы утепления потолка русской бани
Оцените статью
Про баню