Можно ли мыться в субботу?
Добрый вечер! Возможно, задам глупый вопрос, но всё же — можно ли мыться в Шаббат?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, невозможно однозначно ответить на Ваш вопрос. Ответ на него зависит, во-первых, от того, какой водой собираются мыться, во-вторых, от того, собираются мыть все тело или только отдельные части, см. ниже.
Попробуем вкратце разобрать этот вопрос. В Гемаре (Шабат 39 б) сказано, что в субботу запрещено мыться горячей водой. Это постановление мудрецов. В чем причина запрета? Раньше, как известно, в обычных домах не было возможности мыться горячей водой, для этого посещали бани. К сожалению, некоторые банщики оказались людьми не совсем честными и не устояли перед соблазном легкой наживы. Они нагревали воду в субботу, нарушая при этом как запрет разжигания огня, так и запрет варки, а посетителям говорили, что вода была нагрета еще до субботы. Когда мудрецы узнали об этом, они вообще запретили мыться в субботу горячей водой независимо от того, когда она была нагрета, — чтобы люди не нагревали воду в субботу запрещенным способом.
Следует отметить: данное постановление имеет определенные рамки:
1. Водой, которая была нагрета В СУББОТУ (даже если ее нагрели разрешенным способом), вообще запрещено мыться.
2. Водой, которая была нагрета разрешенным способом ДО СУББОТЫ, запрещено мыть все тело или бОльшую его часть.
3. Хотя запрещено мыться только горячей водой, галахические авторитеты говорят, что не принято мыть все тело и в холодной воде, чтобы не нарушить запрет выжимания (не выжать волосы) или переноса (воды, которая осталась на теле) из одного владения в другое (Мишна Брура 326:21). По этой причине в субботу не принято принимать душ, ванну или плавать в бассейне, даже если вода там холодная.
4. Кроме того, существует отдельный запрет плавать в естественных водоемах или в бассейне, который находится в общественном владении, т.к. существует опасение, что человек начнет, забывшись, изготовлять приспособление для плавания (Шулхан Арух 339:2, Мишна Брура 339:4).
Из всего сказанного следует: холодной водой или водой, нагретой до субботы, разрешено вымыть руки, ноги, лицо или другие части тела так, чтобы в совокупности это составляло меньшую часть тела человека(Шулхан Арух, Рамо 326:1). При этом следует остерегаться нарушить запрет выжимать волосы. Поэтому места, где волосы растут густым покровом (голова, усы, борода, подмышки, пах), следует либо легко промокнуть полотенцем, либо вообще не вытирать (Орхот Шабат 13:51).
Принято, что женщина, которой необходимо окунуться в микву в субботу, окунается, как обычно, в теплую воду. Вытираясь, надо остерегаться нарушить запрет выжимать волосы, см. выше (Орхот Шабат 21, прим.30).
Что касается окунания мужчин в микву в субботу, здесь существуют различные обычаи, поэтому следует поступать в соответствии с обычаем, принятым в Вашей общине.
Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_7916.html
Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц
Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.
Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].
Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.
Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.
Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:
|