Когда появились бани на северном кавказе
Кавказ одно из мест, где обитал когда-то древнейший человек. Это подтверждают находки примитивного каменного орудия: отщепы и режущие кремневые пластины.
Приблизительно с IV века до н.э. появляются из меди и ее сплавов металлические изделия. В III – начале II века до н.э. уже использовали предметы из меди и бронзы. Развито земледелие.
Во II веке до н.э. значительное похолодание привело к исчезновению этнокультурного развития. Позже эти места заселили народы, больше занимающиеся скотоводством, а не земледелием.
В VIII веке до н.э. территория Северного Кавказа стала домом для скифов-кочевников. На протяжении многих веков на этой земле скифы, затем сменившие их сарматы, пасли свой скот, в степях хоронили своих соплеменников, свидетельством этому служат многочисленные курганы. В них часто находят замечательные произведения искусства, богатой духовной культуры древних народов. К V веку скифы оставили северокавказские степи и переместились в Северное Причерноморье.
С эпохой средневековья связывают такие события истории как Великое переселение народов и гибель западной Римской империи в IV-V веках до н.э. На территории Северного Кавказа успешно развивается культура и хозяйство. Племена алан в этот период часто вовлекались в военный союз с готами и гуннами, вместе с ними движущихся по Европе, Северной Африки, сопутствуя вандалам и участвовавших в одном из разгромов Рима. Аланы просуществовали на Северном Кавказе до XIII века.
Во второй половине I века здесь появляются и тюрко-язычные народы: булгары, хазары, печенеги.
Аланское общество, как и общество кочевников-тюрков, расслаивалось по социальному признаку, складывалось сначала примитивное, затем более совершенные государственные образования. Более всего на культурное развитие местного населения Северного Кавказа повлиял аланский этнос.
Могущество алан в IV веке затмило появление новых орд кочевников, тюркского и монгольского происхождения во главе с гуннами. Гунны разгромили алан и готов, население было вытеснено в предгорные и горные районы Кавказа, часть вместе с завоевателями ушла в Западную Европу.
Во второй половине VII века происходят резкие изменения в жизни оседлых и кочевых местных народов, в связи с появлением Хазарского каганата, который просуществовал почти 300 лет. Ему подчинились гуннские кочевые союзы и даже номинально аланы.
Арабские завоевания Кавказа начинаются с середины VII века мусульманским арабским халифатом. Они проводят агрессивную политику мирового завоевания. Подчинив в VII веке Закавказья, устремляются на Северный Кавказ, где неожиданно сталкиваются с сильным соперником, молодым хазарским государством. Это не позволило им покорить Северный Кавказ. Конечно, победа такая могла лишь в союзе с другими народами, в частности с аланами. Эта угроза заставила хазар строить укрепления в горах, и обратились за помощью, видимо, к аланам, которые хорошо знали каменное дело. После крушения арабской династии омейядов, арабские завоевания прекратились и вплоть до IX века хазары оставались господствующей силой на юге Восточной Европы и Кавказе.
Язычникам-хазарам навязывалась религия и со стороны Халифата и со стороны Византии, которые, не принимая ни мусульманства, ни христианства, предпочитали иудаизм.
К середине IX века к северо-западу от Хазарии складывается сильное русское государство. Дни ее были сочтены, ранее порабощенные славянские племена, объединены были в сильное государство.
Святослав, киевский князь, в 965 году совершив поход на Волгу, разгромил булгар и разрушил хазарскую столицу Итиль. Пройдя вдоль Каспия в кавказскую часть Хазарии, опустошил город Семендер, столкнувшись при этом с аланами и касогами (адыгами), поднялся по Дону к Саркелу, который также разрушил. Государство Хазария было разрушено навсегда, хотя как этнос, хазары сохранились. Одной из причин крушения Хазарии стало усиление Кавказской Алании. Где-то вблизи Кавказских гор жили и половцы, пришедшие из-за Каспия
История X-XIV веков для Кавказа были наполнены многими важными событиями, в которые вовлекались все обитавшие здесь племена и народы. Различные процессы этого периода тесно связаны с развитием средневековых цивилизаций, которые складывались в большей степени на основе христианской религии и культуры.
Кризисным периодом стал XIII век, ознаменовавшийся нашествием монголо-татар. Северный Кавказ стал частью Золотой Орды, получивший здесь название Улус Джучи. Это изменило многое в процессе развития Северного Кавказа. Со второй половины XIII века население включается в культурную и социально-экономическую жизнь народов, входивших в состав Золотой Орды.
Рядом с современным городом Буденновском, строится крупный центр ремесла и торговли, город Маджар, имевший связи со всеми европейскими и большинством азиатских городов Золотой Орды.
15 апреля 1395 г произошла битва, определившая дальнейшее развитие этого региона – битва между армиями Тимура и Тохтамыша, последний потерпел поражение. Алания получила последний сокрушительный удар, и ее имя постепенно исчезает с исторической арены.
Сложный вопрос и историческая проблема: когда начинается история славян на Кавказе? Славянская история на Кавказе уходит своими корнями в седую глубь времен. Из «Повести временных лет», древнейшей русской летописи, написанной в конце XI – начале XII веков мы узнаем об истории Тмутараканского княжества. Сильное, могущественное, но отдалённое от основных русских земель огромной степью. Ясно, что уже в IV-VII веках славяне-русы проникали в Крым, Северное Причерноморье и Приазовье. По мнению многих ученых военные походы руссов проводились именно из Тмутаракани.
Проживающие в горах народы, были соседями степняков. Предки адыгских народов занимали всю береговую полосу Черного моря и район Северо-Западного Кавказа, которые на рубеже XII-XIV веков массово передвигались на восток, территория современной Черкесии и Пятигорья. Разводили скот, и скотоводство у них было отгонным, занимались охотой, развивались различные ремесла. Также занимались земледелием, выращивая просо, ячмень и рожь. Широко пользовались в быту глиняной посудой.
Монголо-татары недолго владели этой территорией и вскоре покинули ее. На эти освободившиеся земли и пришли адыги.
Одним из народов горной части являются карачаевцы, носители кобанской культуры. В IV веке с потомками кобанцев смешались аланы, та их часть, которая покинула степи Предкавказья. В формировании их приняли участие и тюрко-язычные булгары, тогда-то и началась языковая тюркизация местного населения. Основным занятием было скотоводство. Земледелие было в почете, хотя земли для этих целей практически не было, в основном выращивали ячмень.
В XVI веке усиливаются нападения со стороны Османской империи и Крымского ханства на народы Северного Кавказа. Первым народом, принявшим на себя удар, были адыгские племена. Прекратить агрессию своими силами не удалось, и они были вынуждены искать поддержку за пределами Кавказа.
В ноябре 1552 г в Москву прибыло первое посольство от адыгских народов. Иван Грозный посылает своего посла Щепотьева в Кабарду, и после его возвращения (с ним прибыло большое посольство из представителей различных адыгских обществ) в 1555 г русский царь Иван Грозный пожаловал постов « великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России со своей пятигорской землей. Иван IV оказал им помощь в борьбе против крымцев и турок. Большая часть адыгских князей поддерживали этот союз, а князья и старшины западно-адыгских племен выступали за союз с Османской империей.
К XVI веку на окраинах Русского государства уже существовали общины «вольных казаков» — казаков.
Укрепление позиций России на Кавказе происходило и благодаря ослаблению соперников – Ирана, Турции и ее вассала Крымского ханства. России присягнула часть владетелей Дагестана, некоторых обществ осетин и ингушей. Расширилось строительство русских крепостей.
После войны с Турцией 1768-1774 гг., которую Турция проиграла, был заключен Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Центральное Предкавказье официально вошло в состав российской империи. Началось строительство крепостей и постов между крепостью Моздок и городом Азовом, получившей имя Азово-Моздокской или Кавказской. При устроенных крепостях были основаны казачьи станицы, куда переселены были казаки с Хопра и Волги.
Освоение степного Предкавказья представителями славянского населения привело к кардинальным переменам: за сравнительно не большой период крестьяне и казаки распахали бескрайние степи, основали много хуторов и сел, вывели местные особые сорта пшеницы и породы скота (местное население земледелием до этого занималось мало). Эта же причина ограничивала местных жителей в возможности кочевания (невозможность заниматься кочевым скотоводством) и вынуждала их переходить к оседлости и осваиванию земледелия.
С первых шагов освоения русскими степного Предкавказья казаки и крестьяне вступали в различные связи с местным населением: торговали, арендовали друг у друга землю, перенимали хозяйственные навыки.
К концу XIX века, в пореформенный период, на Северном Кавказе произошли важные перемены. Это было итогом реформ 60-70-х гг., и окончание Кавказской войны, что привело к развитию капитализма.
Источник статьи: http://www.ladya-kmv.ru/o-kavkaze/kavkaz-s-drevnikh-vremen-do-nashikh-dney/istoriya-severnogo-kavkaza/
Когда появились бани на северном кавказе
Заселение Кавказа разными народами
В III в. н.э. степи Предкавказья были заселены кочевыми племенами аланов и сарматов. С того времени и до присоединения к России на кавказских степных равнинах господствовали различные кочевые народы.
На Северном Кавказе ираноязычных алан и сарматов через столетие сменили пришедшие из Центральной Азии гунны, гуннов в VII — VIII вв. — тюркоязычные болгары и хазары, а на смену хазарам в XI в. пришли кипчаки (половцы).
После завоевания в XII в. своих земель войсками Монгольской империи и формирования в Юго-Восточной Европе и Севро-Западной Азии могущественного государства Улуса Джучи (Золотой Орды), кипчакские племена образуют в пределах джучидских провинций несколько отдельных этносов, одним из которых в равнинных степях Северного Кавказа и на обширных прилегающих территориях стали ногайцы.
Но в течение всего очень долгого периода господства на кавказских равнинах кочевых народов отдельные группы и общины тех переселялись в горную полосу, где преобладали древние народы Кавказа, или ближе к ней. Там они переходили к оседлому или полукочевому (летом жили на высокогорных пастбищах, куда перегоняли скот, а на зиму спускались в малоснежные долины) образу жизни.
Переселение представителей степных народов в горы могло происходить по разным причинам: кто-то терял большую часть своего скота и, чтобы не остаться совсем без средств к существованию, пробовал заниматься земледелием, кто-то спасался во время разорительных войн, особенно когда один кочевой народ сменял в степи другой (это ведь никогда не происходило мирным путем). Но всегда горы давали укрытие переселенцам: хотя площади удобных для хозяйствования земель здесь были ограничены резким рельефом, крутые склоны и скалы служили надежной защитой от грабительских набегов. Пока неприятельская конница тяжело маневрировала среди узких горных теснин, можно было успеть собрать скарб, укрыть хозяйство в потаенном месте и приготовиться к обороне.
Переселившись на новое место, оказавшись в довольно непривычных условиях, искатели лучшей доли были вынуждены вступать в тесный контакт с местным исконным населением, перенимать его хозяйственные и культурные достижения, а поскольку переселенческие общины изначально были небольшими, чтобы избежать кровосмешения, заключать браки с местными жителями. Многие переселенцы совершенно ассимилировались в исконной горской среде, перенимали местные древние языки, и их потомки уже не считали себя ни сарматами, ни хазарами, ни кипчаками , а причисляли себя к тому этносу, среди которого выросли.
И поныне среди считающихся чистокровными представителей народов иберийско-кавказской языковой семьи встречаются люди, имеющие явные древнетюркские черты лица. Но некоторые общины потомков переселенцев, с течением поколений вобрав в себя все бытовые и культурные черты исконных горских народов, в результате смешанных браков перестав отличаться от тех внешностью, сохранили свои изначальные языки и самосознание.
Какой народ на Кавказе самый древний?
Главная проблема здесь заключается в источниках. Одни этносы оставили после себя больше элементов культуры, другие меньше. Но наличие культурных источников не говорит о древности культуры. В то же время, многие этносы смешивались и меняли названия.
Одна из версий ставит армян в число древнейших этносов Кавказа. И здесь как раз дело в источниках. Армянские царства были развиты в эпоху античности. Их связывают с древнейшей культурой Урарту. Но цивилизация Урарту не относится к одним армянам. Здесь необходимо разграничить понятия.
Что касается алан, то этот древнейший этнос сегодня ассоциируют с двумя народами- ингушами и осетинами. Аланы были кочевым народом, что приносит еще больше путаницы. Кочевые племена постоянно смешивались, ассимилировались или распадались.
Они идут в рамках 4-5 тысяч лет назад. Но неужели никто не жил на Кавказе раньше. Еще как жили. Но не оставили почти никаких следов.
Кавказ не был их конечной остановкой. Часть племен ушла дальше на Север, в низовья Волги.
Только около 9-10 тысяч лет назад появились первые племена, несущие в себе европеоидные черты. Это были представители сероглазовской культуры.
Но и их следы сегодня практически невозможно отследить.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kogda-poyavilis-bani-na-severnom-kavkaze/
Когда появились первые бани на Руси и чем в них занимались?
Издревле русичи считали баню священным местом, принадлежащим исключительно своему роду. В бане не только проводили очищение тела, но и заключали деловые союзы, отмечали всевозможные праздники и даже проводили магические ритуалы.
История появления
Первые бани появились на Руси в VI веке. Они не имели дымохода, и вся копоть от сгорающего в печи угля и дров заполняла парилку. Назывались такие бани «чёрными». Чтобы сходить в баню, людям приходилось её проветривать и вычищать от копоти. Но уже в X веке бани начали приобретать привычный нам облик деревянного строения с дымоходом. Такие бани стали называть «белыми». Позже «белые» бани вытеснили «чёрные» навсегда.
Традиции
Баня на Руси была в каждой семье. Раз в неделю устраивался банный день, когда в бане парилось всё семейство. Это не только сплочало семью, но и было намного удобнее и экономичнее топить баню один раз на всех, чем каждый день или несколько раз в неделю.
В ночь перед свадьбой невеста с подругами устраивала в бане девичник. В эту же ночь жених со своими друзьями парился в другой бане. После заключения брака молодожёны вместе уединялись в бани на всю ночь, а утром их встречала мать невесты или жениха с караваем и пожеланиями счастливой семейной жизни.
Баней пользовались абсолютно все слои общества, от королевских особ до простых крестьян.
В крупных городах строились общественные бани с богатым внутренним убранством и всевозможными развлечениями. В общих залах парились вместе мужчины и женщины всех возрастов. Были и отдельные комнаты, где можно было попариться в одиночестве, с деловым партнёром или жрицей любви.
Лишь в 1743 году по указу Екатерины Великой бани стали раздельными для мужчин и для женщин.
В наши дни у каждого в доме есть горячая вода, однако многие всё равно любят сходить в баньку, и весело и с пользой провести там время.
Понравилась статья? Поставьте ей лайк и не забудьте подписаться на канал! Здесь каждый день выходят интересные публикации!
Источник статьи: http://zen.yandex.com/media/hlebz/kogda-poiavilis-pervye-bani-na-rusi-i-chem-v-nih-zanimalis-5d9da8c61ee34f41895508e7